г. Калуга |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А62-9850/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 16 мая 2024 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
Крыжск |
||||
судей |
Радвановской Ю.А., Силаевой Н.Л., |
||||
при участии в заседании: |
|
||||
от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц: |
Редченков А.Ю. - представитель акционерного общества "Спецавтохозяйство", доверенность N 109 от 18.07.2023, копия диплома, паспорт;
не явились, извещены надлежаще; |
||||
|
|
||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Спецавтохозяйство" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.07.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А62-9850/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Спецавтохозяйство" (далее - истец, АО "СпецАТХ", общество, региональный оператор), уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости "Юрьева дом 3, 5" (далее - ответчик, ТСН "Юрьева дом 3, 5", товарищество) об обязании в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу установить на контейнерной площадке, расположенной вблизи дома N 5 по улице Юрьева в городе Смоленске, три контейнера объемом 1,1 куб.м каждый.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют администрация города Смоленска, департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии, департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Смоленска, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования спортивная школа сурдлимпийского резерва, индивидуальный предприниматель Савкина Ирина Владимировна и общество с ограниченной ответственностью "Обслуживающая компания".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.07.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 решение суда области оставлено без изменений.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального и процессуального права, АО "СпецАТХ" (далее - заявитель, кассатор) обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций сделаны необоснованные выводы о том, что требования истца о понуждении ТСН "Юрьева дом 3, 5" к установке контейнеров могут быть удовлетворены судом лишь в случае, если соответствующая обязанность управляющей организации прямо предусмотрена законом или возложена собственниками помещений договором. Как указывает общество, судом не учтено, что положения основ ценообразования не возлагают на регионального оператора обязанность по приобретению контейнеров (бункеров) для размещения твердых коммунальных отходов; не приняты во внимание ссылки на судебную практику.
В судебном заседании суда округа представитель кассатора поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание суда округа не обеспечили. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Судами двух инстанций установлено, что с 01.01.2019 АО "Спецавтохозяйство" на основании соглашения с департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Смоленской области от 06.04.2018 наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Смоленской области сроком на 10 лет.
На основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27.04.2015 N 1 товарищество управляет домами N 3, 5 по ул. Юрьева с 01.05.2015.
ООО "Обслуживающая организация" в соответствии с договором от 01.05.2022, заключенным с ТСН "Юрьева дом 3, 5", оказывает собственникам помещений многоквартирного дома (далее - МКД) услуги по обслуживанию, эксплуатации и ремонту общего имущества домов по адресу: ул. Юрьева, дома N 3 и N 5, в части содержания и обслуживания контейнерной площадки, обеспечивает уборку контейнерной площадки 1 раз в сутки (пункт 2.2.3.2 договора).
Согласно сведениям, представленным администрацией города Смоленска, контейнерная площадка, расположенная в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013903:2 по адресу: г. Смоленск, ул. Юрьева, дома 3,5, включена в территориальную схему обращения с отходами Смоленской области и реестр мест (площадок) накопления ТКО в городе Смоленске и предназначена для нужд жителей домов 3 и 5 по улице Юрьева в городе Смоленске.
На основании протоколов общего собрания собственников помещений в МКД N 3 и N 5 от 16.10.2020 N 1 принято решение о включении дворовой территории указанных домов в муниципальную программу "Комфортная городская среда" на 2021 г., в том числе для проведения ремонта и (или) устройства площадки для мусорных контейнеров.
На основании локальной сметы N 11/2022, справки о стоимости выполненных работ и затрат от 24.11.2022, акта о приемке выполненных работ от 24.11.2022, составленных в рамках исполнения муниципального контракта от 02.12.2021 N 485, судом установлено, что установка контейнеров не являлась предметом муниципального контракта, не производилась подрядчиком, в связи с чем контейнеры для сбора ТКО не подлежали включению в состав общего имущества по результатам проведения работ по благоустройству дворовой территории в рамках муниципальной программы "Комфортная городская среда" в соответствии с пунктом 6 протокола общего собрания от 16.10.2020 N 1.
Согласно пункту 6 протокола общего собрания от 16.10.2020 N 1 собственники приняли решение о включении в состав общего имущества в многоквартирном доме оборудования, иных материальных объектов, установленных на дворовой территории в результате реализации мероприятий по ее благоустройству в целях последующего содержания указанных объектов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Истец указывает, что в октябре 2022 г. на контейнерной площадке произошло возгорание, в результате чего три установленных пластиковых контейнера повреждены и не пригодны для дальнейшего использования, в связи с чем он письмом от 19.10.2022 исх. N 65482 уведомил ответчика о произошедшем возгорании и утрате контейнеров, а также о необходимости установить на контейнерной площадке новые контейнеры.
Письмами от 20.10.2022 N 44 и 08.11.2022 ТСН "Юрьева дом 3,5" уведомило регионального оператора об отказе установить контейнеры на контейнерной площадке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Возражая против иска, товарищество указало, что контейнерная площадка для сбора ТКО около дома N 5 по ул. Юрьева обустроена с момента сдачи домов в эксплуатацию и ранее была оборудована металлическими контейнерами, которые региональным оператором заменены на пластиковые без какого-либо документального оформления и передачи ответчику и собственникам многоквартирного жилого дома (далее - МКД); в силу условий типового договора принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров обязан региональный оператор, которому за счет утвержденного тарифа предусмотрена возможность компенсации понесенных экономически обоснованных расходов; протоколами общего собрания собственников помещений МКД от 30.05.2018 N 1 принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в соответствии с решением Смоленского городского Совета на соответствующий период; собственники МКД N 3 и N 5 по ул. Юрьева решение о возложении на ответчика обязанности по приобретению контейнеров с установлением источников финансирования таких расходов не принимали.
По мнению суда округа, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 1, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статей 36, 39, 154, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 3, 4, 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, (далее - Правила N 1039), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктами 3, 4 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления.
Исходя из положений части 1 статьи 36, статьи 39, части 2 статьи 154, части 1.2 статьи 161 ЖК РФ, пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, образующихся в МКД, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД.
При этом действующее законодательство в сфере обращения отходов производства и потребления прямо не устанавливает обязанность участников данной деятельности по приобретению мусоросборников, используемых как при накоплении образователями ТКО, так и при сборе отходов региональным оператором в целях их дальнейшего транспортирования, обработки и прочего.
Контейнеры и бункеры могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности.
Так, участие органов местного самоуправления в деятельности по накоплению ТКО в том числе может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО.
Собственники помещений многоквартирного дома вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в указанном случае осуществлять их содержание.
Допускается приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с ТКО, что следует из положений Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы N 484).
Так, в соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156 услуга по обращению с ТКО, оказываемая региональным оператором в соответствии с условиями типового договора, подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора. При этом единый тариф на услугу по обращению с ТКО подлежит государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 90 Основ N 484 в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) регионального оператора включаются его расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров для складирования ТКО (в том числе расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров), которые в целом не могут превышать 1% НВВ на очередной период регулирования. Кроме того, предусмотрена возможность определения расходов в размере, превышающем 1 % НВВ, по заявлению регионального оператора при соблюдении установленных условий.
Из смысла пункта 17 Правил N 1039, пункта 13(1) Правил N 1156 следует, что региональный оператор обязан выявлять места (площадки) накопления ТКО, в том числе предназначенные для обслуживания МКД и расположенные на придомовых земельных участках, где количество контейнеров/бункеров не соответствует необходимому, и компенсировать эту недостаточность путем самостоятельного приобретения и последующего содержания недостающего количества контейнеров/бункеров для складирования ТКО.
Таким образом, региональный оператор по обращению с ТКО непосредственно приобретает контейнеры и бункеры в случае, если при тарифном регулировании в НВВ регионального оператора учтены данные расходы, которые компенсируются за счет внесения потребителями, в том числе жителями МКД, платы за услугу по обращению с ТКО.
При этом указанное не означает безусловную обязанность регионального оператора по незамедлительному размещению мусоросборников на контейнерной площадке по запросу потребителей ввиду предусмотренного Основами N 484 ограничения размера таких расходов (по общему правилу не более 1%), в то же время предполагает в силу пункта 13(1) Правил N 1156 возможность планирования размещения мусоросборников в определенных местах с учетом имеющихся потребностей при взаимодействии с органами местного самоуправления и необходимость при этом обеспечения равных условий для доступа потребителей к услугам регионального оператора с учетом их структуры согласно установленному регулирующим органом тарифу.
Постановлением департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 24.11.2022 N 228 истцу утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере 697,68 руб.
В рассматриваемом случае судами двух инстанций установлено, что в составе утвержденного для АО "СпецАТХ" единого тарифа расходы последнего на приобретение и содержание контейнеров и бункеров с учетом их ежегодной индексации составили: в 2022 году - 10 866 009 руб., в 2023 году - 11 518 006 руб. (письмо от 20.02.2023 N 489/6 Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике); за 2022 год региональным оператором приобретено 2 910 контейнеров различного объема и 20 металлических бункеров объемом 8 куб.м на общую сумму 30 246 390 руб., из приобретенных контейнеров на территории города Смоленска региональным оператором установлено 224 шт.; за истекший период 2023 года региональным оператором приобретено 410 контейнеров различного объема и 36 металлических бункеров 8 куб.м на общую сумму 4 115 999,80 руб., из них на территории города Смоленска установлено 133 шт. (пояснения АО "СпецАТХ" от 12.04.2023); региональный оператор с заявлением об увеличении расходов на приобретение и содержание контейнеров и бункеров более чем на 1% от НВВ в указанные периоды не обращался.
В материалы дела представлена переписка АО "СпецАТХ" с органом местного самоуправления (письма от 23.09.2021, 30.09.2022 и ответы на них), из которой следует, что в связи с предусмотренными в предельном тарифе регионального оператора денежными средствами на приобретение контейнеров последний запрашивал сведения о местах (площадках), на которых планируется разместить контейнеры, в том числе, о лице, ответственном за содержание площадки. Органом местного самоуправления предлагалось разместить новые контейнеры только на контейнерных площадках, обслуживаемых управляющей организацией ОАО "Жилищник"; также региональному оператору сообщалось о местах установки контейнеров, приобретенных АО "СпецАТХ" в 2022 - 2023 годах, в том числе, возле многоквартирных жилых домов.
Также арбитражным судом установлено, что протоколами общего собрания собственников помещений МКД от 30.05.2018 N 1 принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД N 3 и N 5 по ул. Юрьева в соответствии с решением Смоленского городского Совета на соответствующий период.
Решением Смоленского городского Совета от 30.08.2022 N 406 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения" установлен размер платы за содержание жилого помещения - 18,31 руб. за 1 кв.м общей площади, включающий стоимость услуг по содержанию мест (площадок) накопления ТКО - 26 коп.
Из указанного выше решения общего собрания собственников не следует, что ими принято решение о возложении на ответчика обязанности по приобретению контейнеров с установлением источников финансирования таких расходов.
В рассматриваемом случае между истцом и ответчиком отсутствуют прямые договорные отношения; в соответствии с протоколами общего собрания собственников помещений в МКД от 30.05.2018 N 1 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен собственниками помещений с 01.01.2019 от своего имени напрямую с истцом, при этом индивидуальные письменные договоры с собственниками жилых помещений региональным оператором не оформлялись и в силу пунктов 8(17), 8(18) Правил N 1156 считаются заключенными на условиях типового договора.
Подпунктом "д" пункта 11 типовой формы договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, определено, что региональный оператор обязан принимать меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на законном основании, в порядке и сроки, установленные законодательством субъекта Российской Федерации.
В материалы дела не представлены доказательства приобретения контейнеров, подвергнувшихся повреждениям, собственниками помещений многоквартирного дома. Как указывалось выше и не отрицается сторонами спора, пластиковые контейнеры (взамен металлических) установлены региональным оператором.
Спорная контейнерная площадка помимо жителей МКД, входящих в состав ТСН "Юрьева дом 3, 5" используется иными организациями, расположенными в домах N 3 и N 5 по ул. Юрьева (муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Смоленска, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования спортивная школа сурдлимпийского резерва, индивидуальный предприниматель Савкина Ирина Владимировна, заключившие с региональным оператором договоры на оказание услуг по обращению с ТКО).
Учитывая вышеприведенные нормы права и установленные в ходе разрешения конкретного спора фактические обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерным выводам о том, что в ситуации, когда установленный региональному оператору тариф на услугу по обращению с ТКО предусматривает возможность приобретения контейнеров для сбора ТКО за счет потребителей, несмотря на отсутствие нормативно установленного порядка определения места размещения мусоросборников, недопустимо создавать неравные условия для доступа потребителей к такой услуге, в связи с чем, приняв во внимание в том числе условия типового договора, непредставление истцом обоснования невозможности установки на спорной контейнерной площадке контейнеров, приобретенных за счет тарифной выручки, взамен поврежденных, непредставление доказательств принадлежности спорных контейнеров собственникам помещений многоквартирного дома, обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований регионального оператора.
Исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, включенные в состав платы за содержание жилого помещения услуги по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не предусматривают обязанности обслуживающей организации по установке мусоросборников на контейнерной площадке за счет полученной платы. Собственники помещений МКД вправе на общем собрании принять решение о приобретении контейнеров с определением порядка финансирования таких расходов за свой счет, в то же время при отсутствии такого решения на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по приобретению мусоросборников за счет собственных ресурсов.
По справедливому суждению арбитражного суда, пункт 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170) должен применяться во взаимосвязи с нормативными положениями, регулирующими правоотношения в сфере обращения отходов производства и потребления, в частности с Основами N 484, предусматривающими в установленных случаях обязанность по приобретению мусоросборников за счет тарифной выручки региональными операторами.
Также суд округа исходит из следующего.
Обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора в пределах, не превышающих 1% НВВ регионального оператора на очередной период регулирования.
У организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, возникает обязанность по содержанию мест сбора ТКО, располагающихся на земельном участке, составляющем общее имущество многоквартирного дома. Такое содержание включает в себя также размещение и поддержание в надлежащем состоянии контейнеров для сбора ТКО.
Действующим законодательством предусмотрена безусловная обязанность управляющей организации выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящего в Минимальный перечень, вне зависимости от обязательств иных лиц в отношении такого имущества, а в определенных случаях - незамедлительно.
Из буквального содержания абзаца шестого пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не следует возложение обязанности на организацию по обслуживанию жилищного фонда самостоятельно приобретать контейнеры и мусоросборники для отходов (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2023 N АКПИ23-332).
Письмо Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" утратило силу в связи с изданием письма Минприроды России от 21.11.2022 N 06-21-53/45798.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию общества в судах первой и апелляционной инстанций и по сути сводятся к несогласию с данной судом оценкой фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.07.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А62-9850/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.А. Крыжскя
Судьи |
Ю.А. Радвановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, включенные в состав платы за содержание жилого помещения услуги по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не предусматривают обязанности обслуживающей организации по установке мусоросборников на контейнерной площадке за счет полученной платы. Собственники помещений МКД вправе на общем собрании принять решение о приобретении контейнеров с определением порядка финансирования таких расходов за свой счет, в то же время при отсутствии такого решения на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по приобретению мусоросборников за счет собственных ресурсов.
...
Из буквального содержания абзаца шестого пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не следует возложение обязанности на организацию по обслуживанию жилищного фонда самостоятельно приобретать контейнеры и мусоросборники для отходов (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2023 N АКПИ23-332).
Письмо Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" утратило силу в связи с изданием письма Минприроды России от 21.11.2022 N 06-21-53/45798."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 мая 2024 г. N Ф10-1444/24 по делу N А62-9850/2022