Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Положению о резерве
управленческих кадров системы
образования Республики Адыгея
Порядок
формирования республиканского резерва управленческих кадров в Республике Адыгея
I. Общие положения
1.1. Настоящий порядок определяет правила формирования республиканского резерва управленческих кадров в Республике Адыгея.
1.2. Понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в тех же значениях, что и в пункте 1.2. Положения о резерве управленческих кадров системы образования Республики Адыгея. |
1.3. Номенклатура должностей республиканского резерва управленческих кадров в Республике Адыгея - должности руководителей образовательных организаций Республики Адыгея, подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея.
II. Требования к кандидатам на включение в республиканский резерв руководителей
2.1. Республиканский резерв формируется по двум группам в зависимости от уровня готовности кандидата для замещения должности руководителя образовательной организации:
1) группа N 1 - лица, компетенции, опыт и общий уровень подготовки которых соответствуют общим и специальным требованиям, указанным в п. 2.2, п. 2.3 настоящего Порядка;
2) группа N 2 - лица, компетенции, опыт и общий уровень подготовки которых соответствуют общим требованиям, указанным в п. 2.2, настоящего Порядка.
2.2. К кандидатам на включение в республиканский резерв управленческих кадров предъявляются следующие общие требования:
- возраст от 25 до 55 лет;
- высшее образование, стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет;
- высокий личностно-профессиональный потенциал и мотивация к включению в резерв руководителей;
- наличие профессиональных достижений, характеризующих кандидата как эффективного специалиста, обладающего способностями к управлению;
- потребность в профессиональной самореализации и повышении образовательного уровня;
- коммуникабельность, уверенность в себе, позитивное мышление, активная жизненная позиция;
- отсутствие судимости;
- отсутствие заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности.
2.3. К кандидатам в республиканский резерв управленческих кадров группы N 1 предъявляются также специальные требования к уровню образования:
- высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.
III. Порядок отбора на включение в республиканский резерв управленческих кадров
3.1. Выдвижение кандидатов для включения в республиканский резерв управленческих кадров может проводиться следующими способами:
- по представлению муниципальных органов управления образованием, государственных организаций, подведомственных Министерству;
- в порядке самовыдвижения.
3.2. Выдвижение кандидата муниципальными органами управления образованием, государственными организациями, подведомственными Министерству, для включения в резерв руководителей, осуществляется только с его согласия.
3.3. Для включения в республиканский резерв управленческих кадров кандидат предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также следующий перечень документов:
а) заявление кандидата по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;
б) представление муниципального органа управления образованием, государственной организации, подведомственной Министерству, на имя Министра образования и науки Республики Адыгея согласно приложению 2 к настоящему Порядку (при наличии);
в) анкета кандидата с приложением фотографии по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку;
г) согласие на обработку персональных данных по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку;
д) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
е) копии документов об образовании и о квалификации, о дополнительном профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о присвоении ученой степени, ученого звания (вместе с оригиналами);
ж) копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и (или) иные документы, подтверждающие служебную (трудовую) деятельность;
з) справка об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;
3) иные документы, отражающие результаты профессиональной деятельности (по желанию кандидата).
3.4. Отбор на включение в республиканский резерв управленческих кадров производится по приказу Министерства не реже одного раза в год.
3.5. Отбор кандидатов проводится в два этапа:
1) прием и анализ представленных кандидатами документов;
2) проведение оценочных процедур.
3.6. Первый этап отбора предусматривает следующие действия:
- размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" Министерства и Центра оценки объявления о приеме документов для участия в отборе;
- прием и регистрация документов;
- проверка полноты и правильности оформления, анализ представленных документов;
- подготовка списков кандидатов, имеющих право допуска ко второму этапу отбора и не допущенных ко второму этапу отбора;
- опубликование приказа Министерства о допуске кандидатов ко второму этапу отбора в резерв;
- информирование кандидатов об итогах первого этапа отбора в резерв одним из способов, указанных ими в заявлении о включении в республиканский резерв управленческих кадров.
3.7. Работа, связанная с объявлением, организацией, проведением первого этапа отбора кандидатов в республиканский резерв управленческих кадров, осуществляется Центром оценки.
3.8. Не позднее 3-х рабочих дней со дня издания приказа Министерства о проведении отбора на официальных сайтах в сети "Интернет" Министерства и Центра оценки размещается объявление о приеме документов для участия в отборе, содержащее информацию о месте, времени, сроках подачи документов и гиперссылку на документы, регламентирующие порядок отбора кандидатов в республиканский резерв управленческих кадров.
3.9. В течение 32 календарных дней со дня опубликования объявления Центром оценки организуется прием и регистрация представленных документов, устанавливается их соответствие перечню документов, установленному пунктом 3.3. настоящего Порядка.
3.10. Несвоевременное представление документов или представление их не в полном объеме является основанием для отказа в их приеме и регистрации.
3.11. В течение 5 (пяти) рабочих дней после окончания срока приема и регистрации документов Центром оценки проводится рассмотрение представленных кандидатами документов, в ходе которого устанавливается соответствие кандидатов общим требованиям к возрасту, уровню образования и опыту работы, установленным пунктом 2.2. настоящего Порядка.
3.12. По итогам рассмотрения документов Центр оценки формирует списки кандидатов, имеющих право допуска ко второму этапу отбора, и направляет их в адрес Министерства для издания приказа об итогах первого этапа отбора.
3.13. Не позднее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней до начала второго этапа отбора приказ Министерства об итогах первого этапа отбора и информация о дате, месте, времени и порядке проведения второго этапа размещаются на официальных сайтах Министерства и Центра оценки в сети "Интернет" и доводятся до сведения кандидатов одним из способов, указанных ими в заявлении о допуске к участию в отборе.
3.14. Если в период проведения первого этапа отсутствуют заявки либо в результате проведения первого этапа не были выявлены кандидаты, отвечающие указанным требованиям, Министерство принимает решение о признании отбора несостоявшимся.
3.15. Второй этап отбора проводится не позднее чем через 30 (тридцать) календарных дней после дня завершения приема документов и включает в себя следующие оценочные процедуры:
- тестирование;
- диагностика развития личных качеств;
- собеседование в форме защиты кандидатом управленческого проекта по развитию образовательной организации (далее - Управленческий проект).
3.16. Второй этап отбора проводит комиссия по формированию республиканского резерва управленческих кадров в Республике Адыгея (далее - Комиссия). Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии (не менее 9 человек).
В состав Комиссии включаются работники Министерства, в том числе сотрудники отдела правового, кадрового обеспечения, социальной защиты участников образовательного процесса и информационно-технологического обеспечения, отделов Министерства, курирующих деятельность образовательных организаций общего, дополнительного, профессионального, дополнительного профессионального образования, представители муниципальных районов и городских округов Республики Адыгея, Адыгейской республиканской организации Профсоюза образования, Общественного Совета при Министерстве, а также образовательных, научных и иных организаций.
3.17. Персональный состав Комиссии утверждается приказом Министерства и формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который может повлиять на принимаемое Комиссией решение.
3.18. Председателем Комиссии является Министр образования и науки Республики Адыгея. Председатель Комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, проводит заседания Комиссии и осуществляет контроль за реализацией решений, принятых Комиссией. В период отсутствия председателя Комиссии его функции исполняет заместитель председателя Комиссии.
Для обеспечения работы Комиссии назначается секретарь Комиссии (специалист отдела Министерства, курирующего кадровую работу), который осуществляет организационное обеспечение работы Комиссии: подготовка заседаний, ведение протоколов заседаний Комиссии. Секретарь комиссии не принимает участие в голосовании.
3.19. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от состава Комиссии.
3.20. Решение Комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов участников заседания в отсутствие кандидата. При равном количестве голосов участников заседания Комиссии решение считается принятым в пользу кандидата. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем и членами Комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится в Министерстве.
3.21. Тестирование, а также диагностика развития личных качеств (далее - диагностика) предшествуют собеседованию и проводятся Центром оценки в присутствии уполномоченного председателем Комиссии члена Комиссии не позднее чем за неделю до даты проведения собеседования. Перечень вопросов для проведения тестирования разрабатывается Центром оценки и утверждается приказом Министерства.
Перечень нормативно-правовых актов и примерных вопросов для подготовки к тестированию также разрабатывается Центром оценки и размещается на официальных сайтах Министерства и Центра оценки.
Тесты содержат не менее 30 вопросов, обеспечивающих проверку знаний кандидата по следующим блокам:
- специфика отрасли "Образование";
- правила и нормы по охране труда и экологической безопасности;
- основы гражданского, трудового, бюджетного законодательства;
- основы управления учреждением, финансового аудита и планирования;
- основы менеджмента.
3.22. Кандидатам предоставляется не менее 90 минут для прохождения тестирования. В случае, если кандидат ответил правильно на 40 и более процентов вопросов от общего количества, он считается прошедшим тестирование и допускается к собеседованию.
Подведение итогов тестирования основывается на балльной системе, по результатам тестирования кандидатам выставляются баллы в соответствии с долей верных ответов на вопросы тестовых заданий в общем количестве тестовых заданий (табл. 1).
Таблица 1
Количество баллов |
Доля верных ответов на вопросы тестовых заданий (%) |
12 |
90-100 |
10 |
80-89 |
8 |
70-79 |
6 |
60-69 |
4 |
50-59 |
2 |
40-49 |
0 |
0-39 |
3.23. По завершении тестирования в течение 10 минут кандидат проходит диагностику, позволяющую определить особенности личных качеств и потенциал кандидата как лидера в коллективах и группах людей.
Материалы диагностики основаны на методике, позволяющей получить аналитическую оценку уровня развития отдельных личных качеств, необходимых для руководителя.
Результаты диагностики определяются при помощи специального программного обеспечения и являются интегральной оценкой личных качеств кандидата.
3.24. Кандидат знакомится с результатами диагностики в Центре оценки, в случае его согласия бланк результатов диагностики, подписанный директором Центра оценки и уполномоченным председателем Комиссии членом Комиссии, присутствовавшим на диагностике, направляется в Комиссию.
Согласие на ознакомление Комиссии с результатами диагностики кандидат удостоверяет личной подписью на бланке результатов диагностики.
3.25. По итогам прохождения кандидатами тестирования и диагностики Центром оценки оформляется протокол результатов тестирования и диагностики кандидатов на включение в республиканский резерв руководителей образовательных организации в Республике Адыгея (приложение 5), который подписывает директор Центра оценки и уполномоченный председателем Комиссии член Комиссии, присутствовавший на тестировании. Протокол в течение 3-х рабочих дней направляется в Комиссию.
3.26. В протоколе результатов тестирования и диагностики делается отметка о том, что бланк результатов диагностики личных качеств кандидата прилагается или не прилагается.
3.27. Неявка кандидата без уважительных причин на тестирование и диагностику в объявленные на официальных сайтах в сети "Интернет" дату и время является основанием для отстранения кандидата от дальнейшего участия в отборе на включение в резерв управленческих кадров.
3.28. В случае неявки кандидата по уважительным причинам на тестирование и диагностику в объявленные на официальных сайтах в сети "Интернет" дату и время, устанавливается дополнительный день при условии предоставления кандидатом подтверждающего документа о причине отсутствия.
3.29. По итогам тестирования и диагностики Центр оценки формирует списки кандидатов, допущенных к собеседованию, и направляет их в адрес Министерства для издания приказа об итогах тестирования и диагностики.
3.30. Не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до даты проведения собеседования приказ Министерства об итогах тестирования и диагностики, и информация о дате, месте, времени и порядке проведения собеседования доводятся до сведения кандидатов одним из способов, указанных ими в заявлении о включении в республиканский резерв управленческих кадров.
3.31. Комиссия рассматривает результаты тестирования и диагностики и проводит собеседование с кандидатом. Собеседование с кандидатами проводится членами Комиссии в форме защиты кандидатом Управленческого проекта.
3.32. Представленные кандидатами Управленческие проекты оцениваются Комиссией по следующим критериям:
- актуальность (необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития фрагмента образовательной системы);
- эффективность (нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся в системе образования ресурсов);
- реалистичность (соответствие требуемых и имеющихся материально-технических и временных ресурсов);
- полнота и целостность (развернутая концепция проекта - проектная идея, описание проблем, постановка целей, формирование задач, содержательная и организационная модель образовательной системы или ее фрагмента, план реализации проекта с ресурсным обеспечением);
- степень проработанности структурных элементов проекта (полнота, углубленность, конкретность и т.д.);
- согласованность структурных частей проекта (соответствие анализа ситуации - описанию проблем, соответствие концепции - основным направлениям деятельности, соответствие целей и задач проекта - существующим и необходимым ресурсам: технологическим, организационным, профессиональным, финансовым и т.д.);
- реализуемость проекта (наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации (характер организационно-деятельностного ресурса).
При защите кандидатом Управленческого проекта Комиссия также оценивает сформированность у кандидата отдельных личностно-профессиональных ресурсов, том числе с учетом интегральной оценки личных качеств кандидата, полученной по результатам диагностики, по следующим критериям:
- знание и понимание основных тенденций развития системы образования, стратегических целей и задач в сфере образования;
- правильное применение законодательной и нормативной правовой базы в сфере образования;
- умение прогнозировать развитие ситуации, учитывать влияние значимых проблем и факторов, видеть и предупреждать возможные риски;
- грамотное выстраивание и структурирование своей речи в процессе выступления, адаптация стиля общения в соответствии с поставленными задачами и настроем слушателей;
- системность и аналитичность мышления;
- стремление к самосовершенствованию и профессиональной самореализации;
- позитивность мышления, активная жизненная позиция;
- восприимчивость к новым идеям;
- объективность и справедливость.
3.33. Участники заседания Комиссии, за исключением секретаря Комиссии, проводят индивидуальное оценивание результатов собеседования с выставлением в листы индивидуального оценивания защиты Управленческого проекта отметок в баллах по каждому критерию оценивания, указанному в п. 3.32.
Лист индивидуального оценивания защиты Управленческого проекта приведен в приложении 6 к настоящему Положению.
3.34. Итоговый балл по результатам второго этапа отбора определяется как сумма баллов, набранных кандидатом по результатам тестирования, и среднего арифметического баллов, выставленных кандидату членами Комиссии по итогам защиты Управленческого проекта, и заносится в сводный протокол (приложение 7), который подписывается председателем и секретарем Комиссии.
3.35. Секретарем комиссии формируется рейтинг кандидатов в порядке убывания их итоговых баллов.
Комиссия устанавливает голосованием пороговое значение рейтингового балла, при достижении которого кандидат может быть рекомендован для включения в резерв руководителей, и принимает в установленном порядке решение о включении кандидатов в группу N 1 или группу N 2 республиканского резерва управленческих кадров либо решение об отказе в таком включении.
3.36. В течение 3-х рабочих дней со дня принятия Комиссией решения издается приказ Министерства о результатах отбора в республиканский резерв управленческих кадров.
3.37. В течение 10 (десяти) календарных дней со дня подписания приказа о результатах отбора в республиканский резерв:
- информация о лицах, включенных в резерв управленческих кадров (фамилия, имя, отчество, должность и место работы (при наличии)), размещается на официальных сайтах Министерства и Центра оценки в сети "Интернет";
- кандидатам, участвовавшим и не прошедшим второй этап отбора, сообщается о решении комиссии одним из способов, указанных ими в заявлении о включении в республиканский резерв управленческих кадров.
3.38. Документы кандидатов, не допущенных к участию во втором этапе отбора, и кандидатов, участвовавших в отборе, но не прошедших его, возвращаются Центром оценки по их письменным заявлениям о возврате документов в течение года со дня завершения отбора. До истечения этого срока документы хранятся в Центре оценки.
При отсутствии письменных заявлений о возврате документов и истечении вышеуказанного срока документы подлежат уничтожению с 1 января года, следующего за годом истечения вышеуказанного срока.
IV. Порядок нахождения в республиканском резерве управленческих кадров
4.1. Нахождение в резерве управленческих кадров лица, включенного в состав республиканского резерва управленческих кадров, допускается на период до 3 (трех) лет.
4.2. Нахождение в республиканском резерве управленческих кадров предполагает подготовку и личностно-профессиональное развитие лиц в различных областях компетентности, прогресс в каждой из которых подлежит измерению и отражается в банке данных республиканского резерва управленческих кадров.
4.3. Подготовка и личностно-профессиональное развитие осуществляется в следующих формах:
- участие в курсах, семинарах, конференциях, форумах, тренингах, совещаниях и других мероприятиях, направленных на развитие личностно-профессиональных ресурсов кандидатов;
- участие в проектной и экспертной деятельности, в индивидуальных и групповых консультациях;
- получение лицами, состоящими в группе N 2 республиканского резерва управленческих кадров, дополнительного профессионального образования в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к должности руководителя образовательной организации;
- стажировка в образовательных организациях с высоким уровнем эффективности деятельности руководителя по итогам мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, проводимого Министерством;
- самообразование (участие в вебинарах, изучение нормативной правовой базы по вопросам государственного управления, специальным дисциплинам, знание которых необходимо для эффективного исполнения обязанностей руководителя образовательной организации).
4.4. Сопровождение личностно-профессионального развития лиц, состоящих в республиканском резерве, обеспечивается Центром оценки совместно с Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов ГБУ ДПО РА "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации".
4.5. Для реализации программ подготовки и развития личностно-профессиональных ресурсов лиц, состоящих в республиканском резерве, могут привлекаться научные, образовательные и иные организации.
4.6. С целью формирования и корректировки индивидуальных планов профессионального развития лиц, состоящих в республиканском резерве, Центром оценки могут использоваться разные методики оценки, включая тестирование, решение кейсов, оценку результатов участия в программах, проектах и мероприятиях по личностно-профессиональному развитию, учет других наиболее значимых профессиональных достижений.
4.7. Центр оценки формирует и ведет банк данных республиканского резерва управленческих кадров, вносит в него необходимые изменения и дополнения по мере реализации индивидуальных планов профессионального развития лицами, находящимися в республиканском резерве управленческих кадров. Структура банка данных приведена в приложении 8.
Система рейтингования и учета личностно-профессионального развития лиц, находящихся в республиканском резерве управленческих кадров, разрабатывается Центром оценки.
4.8. В случае изменений на должностном и образовательном уровнях, изменений анкетно-биографических данных лиц, состоящих в республиканском резерве управленческих кадров, сведения об изменениях направляются указанными лицами в Центр оценки в течение 15 (пятнадцати) календарных дней.
4.9. Лица, включенные в группу N 2 республиканского резерва управленческих кадров, после получения соответствующего образования, указанного в п. 3.3 и предоставления Центру оценки соответствующего документа, переводятся в группу N 1 приказом Министерства.
V. Порядок выдвижения на вакантные должности лиц, включенных в республиканский резерв управленческих кадров
5.1. Выдвижение лиц из республиканского резерва управленческих кадров для назначения осуществляется при наличии вакантной должности в государственных образовательных организациях Республики Адыгея.
5.2. При возникновении вакантной должности руководителя государственной образовательной организации, подведомственной Министерству, руководители структурных подразделений Министерства обеспечивают подбор кандидатуры из числа лиц, находящихся в группе N 1 республиканского резерва управленческих кадров.
5.3. Нахождение лица в республиканском резерве управленческих кадров не влечет за собой обязательное назначение его на вакантные должности руководителей образовательных организаций в Республике Адыгея.
VI. Исключение из республиканского резерва управленческих кадров
6.1. Исключение из республиканского резерва управленческих кадров оформляется приказом Министерства.
6.2. Основаниями для исключения из республиканского резерва управленческих кадров являются:
1) личное заявление об исключении из республиканского резерва управленческих кадров;
2) непрерывное пребывание в республиканском резерве более трех лет;
3) назначение на вакантную должность руководителя образовательной организации;
4) двукратный немотивированный отказ от занятия вакантной должности;
5) вступление в законную силу обвинительного приговора суда по уголовному делу;
6) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) признание недееспособным или ограниченно дееспособным;
8) смерть (признание умершим или без вести пропавшим).
6.3. В случае исключения лица из республиканского резерва управленческих кадров по одному из оснований, предусмотренных подпунктами 4-5 настоящего пункта, повторное включение его в республиканский резерв управленческих кадров не допускается.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктами 4-5 настоящего пункта" имеется в виду "подпунктами 4-5 пункта 6.2"
Отказ от целевой управленческой должности, требующей переезда в другой муниципальный район (городской округ) Республики Адыгея, не является основанием для исключения из республиканского резерва управленческих кадров.
6.4. Копия приказа об исключении лица из республиканского резерва управленческих кадров в течение 15 (пятнадцати) календарных дней направляется данному лицу одним из способов, указанным им в заявлении о включении в республиканский резерв.
6.5. Документы кандидатов, прошедших отбор и включенных в республиканский резерв управленческих кадров, хранятся в Центре оценки на протяжении всего срока пребывания в республиканском резерве и подлежат уничтожению с 1 января года, следующего за годом истечения срока пребывания в резерве управленческих кадров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.