Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Исполнительного комитета Профсоюза
от 23 сентября 2021 года N 9-10
Информация
о проведении заседания Совета по вопросам дополнительного образования детей при Центральном Совете Профсоюза
11 мая 2021 года в городе-герое Волгограде в рамках Форума "Развитие системы дополнительного образования детей - путь к обновлению практик воспитания всесторонне развитой личности" и финала VI Всероссийского профессионального конкурса "Арктур" проведено заседание Совета по вопросам дополнительного образования детей при Центральном Совете Профсоюза.
В заседании Совета приняли участие 21 из 25 членов Совета. На заседание был приглашён Рожков М.И., научный сотрудник Всероссийского центра развития художественного творчества детей и гуманитарных технологий, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член жюри заочного и очного туров Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Арктур".
В обновлённый состав Совета вошли представители Забайкальской краевой организации, Калужской, Кировской и Пермской областных организаций Профсоюза.
На заседании Совета обсуждены следующие вопросы:
1. О концептуальных основах воспитания в дополнительном образовании.
2. О внедрении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, в том числе:
- персонифицированное финансирование дополнительного образования детей (далее - ПФДО): экономическая эффективность или доступность?
- риски для организаций, педагогов дополнительного образования, детей и родителей при переходе на ПФДО: как их избежать?
Корякина И.В., председатель Совета, открывая заседание, представила новый состав Совета, утверждённый на заседании Исполкома Профсоюза в декабре 2020 года, и остановилась на основных задачах членов Совета в части обобщения и распространения передового педагогического опыта работников системы дополнительного образования детей в субъектах РФ, пропаганды конкурсного движения как одной из форм повышения профессионального мастерства.
1. О концептуальных основах воспитания в дополнительном образовании
В порядке информации сообщаем, что в настоящее время две организации занимаются разработкой проектов Программы воспитания в системе дополнительного образования детей: ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания" РАО и ФГБУК "Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий" Министерства просвещения Российской Федерации.
Рожков М.И., научный сотрудник Всероссийского центра развития художественного творчества детей и гуманитарных технологий, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, представил членам Совета и обосновал цели и задачи, заложенные в проекте Программы воспитания для реализации в организациях дополнительного образования детей, разрабатываемой этим центром (далее - проект Программы воспитания).
В частности, М.И. Рожков отметил, что современная сфера дополнительного образования детей - важнейшая составляющая социальной политики государства в области детства, воспитательное пространство детства, сложившееся в современном российском обществе. Реалии нового времени заставили вновь заговорить о воспитании личности. Необходимо мобильно реагировать на происходящие изменения, готовя взрослеющего человека к созидательной деятельности в изменяющемся мире. Именно современное дополнительное образование детей выступает как реальная ценность, как необходимая предпосылка успешного продвижения ребенка по жизни. Назрела необходимость обновления системы воспитательной работы в организациях дополнительного образования детей.
В педагогику возвращаются идеи значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в нормативных документах, которые определяют государственную политику в области воспитания и дополнительного образования.
Появление современных воспитательных программ и концепций символизирует собой признание важности воспитания как социокультурного феномена и фактора, способного придать современному образовательному процессу новое качество. Организации дополнительного образования детей (далее - ОДОД) являются одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, отличающихся от общеобразовательных и профессиональных организаций тем, что детям предоставляется свобода выбора предметной деятельности, уровня сложности и темпа освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей или предпрофессиональной) программы в избранной сфере познания.
Характеризуя проект Программы воспитания для ОДОД и образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, М.И. Рожков отметил, что она предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания в свете требований об усилении воспитательной составляющей образования на основе Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Несмотря на то, что в законе нет прямого указания на необходимость и обязательность разработки примерной программы воспитания в организациях дополнительного образования детей, в современной социокультурной ситуации объективно возникает потребность в реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ и поиске вариантов разработки Программы воспитания ОДОД.
Современные ОДОД мобильно реагируют на происходящие изменения, готовя взрослеющего человека к созидательной деятельности в изменяющемся мире. Сфера дополнительного образования детей - реальная ценность, необходимая основа успешного продвижения ребенка по жизни.
Программа воспитания в ОДОД рассматривается как один из важнейших организационно-нормативных документов, регулирующих и регламентирующих реализацию воспитательного потенциала предметной деятельности в дополнительном образовании детей с учетом приоритетов государственной, региональной и муниципальной политики в области воспитания. В Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утверждённой приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года с изменениями от 2 февраля 2021 года, подчёркивается, что формирование ведущей роли дополнительного образования детей в системе образования субъектов Российской Федерации является важнейшим элементом интеллектуального, духовно-нравственного и физического совершенствования детей, а также обеспечения подготовки и ранней профориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. При этом в качестве важной составляющей обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения определяется создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка.
Программа воспитания в ОДОД имеет свои особенности и отличия от Примерной программы воспитания в ДОО, ОО, СПО и ВПО, учитывая специфику воспитания в дополнительном образовании детей: добровольность участия, персональный выбор, разновозрастной состав, неформальность, практикоориентированность, приближенность к жизни, профессиональные приоритеты (воспитание "инженера", "художника", "эколога" и т.д.), "поле комфорта", не оценка - а результат, личная мотивация, личностный смысл, общность, содружество, сотворчество "единомышленников".
Как предлагается, каждая организация дополнительного образования самостоятельно определяет вид, форму и уровень применения Примерной программы воспитания в ОДОД. Разрабатываемая в образовательных организациях дополнительного образования детей рабочая программа воспитания предполагает определение воспитательного потенциала организации на основе анализа контингента обучающихся, анализа опыта воспитательной деятельности и выделения актуальных задач, как общих, так и специфичных для данной организации. Разрабатываемые программы должны опираться на приемлемые для организации концептуальные положения, учитывающие особенности развития современного ребёнка и ориентированные на задачи воспитания, определённые государственными документами РФ. Законодательное определение воспитания "Воспитание понимается как "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде"* рассматривается как социальный заказ государства и общества на воспитание человека.
Воспитание в ОДОД рассматривается прежде всего, как организация педагогических условий и возможностей для осознания ребёнком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслотворчества, саморазвития.
М.И. Рожковым было отмечено, что главное при разработке и реализации рабочей программы воспитания - центрация воспитания на развитии личности: ориентация на идеал; культуросообразность, коллективность и диалогичность воспитания; личностно-персонифицированный субъектно-ориентированный подход; сетевое взаимодействие с разными субъектами дополнительного образования детей. Рабочая программа воспитания, которую организация дополнительного образования разрабатывает на основе примерной программы, должна быть очень конкретной и ясной, содержащей краткое описание содержания и систему воспитательной деятельности детско-взрослого коллектива организации дополнительного образования. Рабочая программа воспитания - результат процесса программирования, в котором представлены четкие определения стратегических и тактических целей и задач организации дополнительного образования, предстоящей деятельности детского творческого объединения, описаны основные направления реализации замысла, предложены эффективные формы и методы достижения планируемых результатов. Рабочая программа воспитания помогает всем участникам педагогического процесса (администрации, педагогам, сотрудникам, детям) осознать цель их совместных действий, понять, что ожидается от каждого участника взаимодействия, и скоординировать совместную деятельность.
Главное - перейти от стихийной работы к сознательной ориентации на сформированность положительных качеств современной личности. Крайне важно не делать ошибок и не предпринимать действия вслепую, эксплуатируя отработанные, удобные, но старые и неэффективные сегодня технологии воспитания. Организаторам процесса воспитания необходимо определиться в главном: идеологический диктат и силовое навязывание личности ценностно-смысловых установок или создание реальных (благоприятных) условий и возможностей для социально-позитивной социализации личности.
2. О внедрении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей. Обсуждение вопросов персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - ПФДО): экономическая эффективность или доступность?, а также рисков для организаций, педагогов дополнительного образования, детей и родителей при переходе на ПФДО: как их избежать?
При обсуждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей членами Совета была обозначена очень важная и интересная проблема: персонифицированное финансирование дополнительного образования детей. В выступлениях было отмечено, что вопросы организации дополнительного образования детей на региональном и муниципальном уровнях наполнились новым содержанием. В целом члены Совета высказали положительное отношение к персонифицированной модели финансирования дополнительного образования детей, они считают эту модель полезной, открытой, понятной и прозрачной. Система наконец-то может учитывать каждого ребенка. Видеть не только охват детей дополнительным образованием, но и ряд проблем, рискованных, даже нелицеприятных для системы дополнительного образования.
Во многих регионах действует система навигатора дополнительного образования (далее - навигатор) - электронный сервис, наполненный информацией об организациях ДОД и программах дополнительного образования, ими реализуемых. Сегодня такими навигаторами пользуются жители более 50 российских регионов.
Например, в Ярославской области на сегодняшний день эти системы позволяют всем детям обучаться. Ярославль даёт возможность детям воспользоваться не только сертификатом, но ещё и в муниципалитете выбирать до 15 программ - поле выбора огромное. Однако ребёнок не сможет столько программ охватить и освоить. Единственное, чего не везде хватает - денег на обеспечение сертификатов, поэтому муниципалитет старается муниципальные деньги беречь и на этот сертификат денег отдавать меньше, поскольку сертификат распространяется в большей степени среди негосударственных организаций. Хотя многие муниципалитеты уже научились на этом дополнительные деньги зарабатывать.
Но с чем столкнулись в Ярославской области - такая свобода выбора приводит к "недозагруженности" муниципальных организаций ДОД и к недоиспользованию средств, выделяемых на выполнение государственных заданий. Сегодня идёт борьба за сертификат - родители выбирают. Но в итоге много - конфликтных ситуаций, а в образовательных организациях ДОД - недобор!
В Московской области с 2017 года действует навигатор. На федеральном уровне говорят, что должен выполниться процент учёта одарённых детей, который задан в программах организаций дополнительного образования детей. Каждый ребенок посчитан один раз, и сейчас вся уникальность системы начинает "лететь". В Московской области начинают искать варианты и ходы, начинают приспосабливаться к ситуации, которая складывается. ПФДО и Навигатор расходятся в разные стороны. Да, замечательно, что к нам приходят "частники", но они за счет муниципального бюджета дают маленькую часть программы. Навигатор становится для них хорошей рекламой. Они делают маленькую программку, попадают в навигатор, и вся область о них начинает узнавать. В Московской области пока это удаётся регулировать. Если работать с системой ПФДО умно и мудро, то рисков для организации больших нет. Но есть риски для детей и родителей: сегодня количество программ, которые может выбрать ребёнок - большое, другое дело - качество этих программ. Вначале надо проанализировать содержание программ и деятельность педагогов, а потом гнаться за количеством программ. Нашим педагогам надо учиться работать сегодня. Программу нужно "осовременивать", приближать к потребностям ребенка.
Вот и возникает серьезный риск - это качество нашего дополнительного образования, Негосударственные организации, борющиеся за сертификат, предлагают суперинтересные, современные, важные программы. Многие муниципальные организации неспособны показать новые, интересные, востребованные программы. Педагогам пока очень трудно перестроиться на современную новую деятельность и меняться, поэтому работают по старинке.
Стараются особо не афишировать отсутствие детей в группах. Вот эта проблема требует очень серьёзной проработки, тогда мы сможем всю систему "дозагрузить" так, как надо. Необходимо готовить педагогов, детей и родителей к использованию модели персонифицированного финансирования ДОД.
В Омской области сложилась своя система персонифицированного финансирования. Так, город Омск превзошёл всех главной идеей, которая была заложена в региональной модели дополнительного образования и программе ПФДО. Главная идея заключалась в том, чтобы лучшие программы образования, прошедшие этапы экспертизы на качество, получили дополнительные деньги на их реализацию. Процент лучших программ не должен был превышать четверть от всех программ. В Омске ПФДО охвачено 100% обучающихся. Сертификата с номиналом 1200 рублей хватает на 16 часов. Нормально ли это? Федеральный центр при реализации этой модели на региональном уровне самоустранился от контроля. Это не образование, а уж тем более не дополнительное, когда такие цены устанавливаются за такие невероятные хлопоты. Родители вынуждены постигать невозможное для их понимания: три раза надо приходить в организацию и приносить документы.
В отчете и плане, представленных на Коллегии Минпросвещения России, ничего не говорится о совершенствовании экономических механизмов и финансирования учреждений дополнительного образования. В этой связи члены Совета сделали вывод о том, что, наверное, по мнению Минпросвещения России, на федеральном уровне всё уже сделано, создана нормативная и методическая база и поэтому нет никаких проблем у регионов и муниципалитетов. А проблемы есть.
Так, в Ярославской области созданы кванториумы, IT-клубы, но на всю область работают только два кванториума и работают они на пределе своих возможностей. Конечно, не хватает их мощности для того, чтобы на современном уровне представить всем детям региональную систему дополнительного образования.
Если "частник", создавая программу, всё под неё и "затачивает", естественно, такая программа намного дороже, чем та, которую финансирует бюджет. Сегодня сертификат позволяет оплачивать только расходы на проведение занятий в негосударственных организациях. Остальные затраты на реализацию программ эти организации или сами финансируют, или гранты выигрывают, или родители доплачивают.
Члены Совета отмечали, что материальная база бюджетных организаций дополнительного образования слабая, и современный уровень обучения не всегда возможно обеспечить. И несмотря на это, перед педагогическими коллективами стоит важная задача - это организация воспитательного процесса в дополнительном образовании. А воспитание не всегда зависит от материальной базы. Педагогам нужна помощь в поиске, определении способов и средств воздействия на современного ребенка. Надо уметь в Интернете "копаться" с ними, потому что современным детям это интересно. Выступающие обращали внимание на необходимость совершенствования рабочих программ, через которые можно организовывать обучение и воспитание детей на современном уровне.
Члены Совета выделили и не менее важную проблему - организацию повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Сегодня есть такая современная стратегическая линия изменения порядка повышения квалификации педагогов, во-первых, с упором на стажировки, на лучшие практики, тьюторское сопровождение педагогов, на разработку программ личностного, индивидуального роста. Это линейка, вокруг которой сегодня строятся центры непрерывного повышения профессионального мастерства. Однако специалистов в системе повышения квалификации педагогических работников не так много. И эта проблема острее выражена в дополнительном образовании, чем в общем образовании, и не в каждом регионе есть специалисты, которые могли бы реализовывать программы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования детей. Для решения этой проблемы необходима организация межрегионального взаимодействия.
В ходе обсуждения была выделена ещё одна проблема: в большинстве регионов в объём бюджетных расходов не заложена оплата работы по проведению экспертизы программ ДОД. Так, экспертам приходится изучать до 6000 программ. И, конечно, в этих условиях невозможно обеспечить качество такой экспертизы. Поэтому должны быть заложены в норматив затраты и на создание экспертной группы, и на оплату экспертизы программ ДОД.
На заседании Совета была представлена позиция родительского сообщества: в регионах не на должном уровне организована работа с родителями по разъяснению модели персонифицированного финансирования дополнительного образования. Многие родители не понимают, что такое персонифицированное финансирование. Муниципалитеты по-своему трактуют эту систему: если денег недостаточно, раздают сертификаты, четко определяя, кто куда идёт. Каждый пример такого отношения к ПФДО нужно системно и серьёзно изучать. Однако есть и положительный опыт: в Оренбургской области через систему управляющих советов отработана модель взаимодействия с родителями. Необходимо обратить внимание и на создание определённой матрицы во взаимодействии педагогов дополнительного образования и родителей обучающихся, и на кадровую ситуацию: системе дополнительного образования нужна творческая молодёжь. Конечно же, есть риски и для родителей.
Также была представлена позиция Высшей школы экономики. Целый ряд реформ последнего двадцатилетия строится по принципу передачи ответственности в регионы и муниципалитеты под контролем федерального центра. Однако эта ситуация не обсуждается на федеральных площадках. А это определяет риски уже многих реформ: ПФДО и новая система оплаты труда, конкуренция по качеству, привлечение частного сектора, свобода выбора. В методических рекомендациях их можно описать. А пока каждый регион, работая в новых условиях ПФДО, решает свои проблемы в одиночку.
Печальный вердикт для системы ДОД - массовой системы по количеству вовлеченных людей, педагогов и управленцев. И важную роль здесь играет уровень квалификации этих специалистов. Когда внедряется какая-то инновация, конечно, всех участников этого процесса нужно к этому готовить. Вряд ли система найдёт сегодня выпускников с более качественной программой подготовки кадров: и так было, и так будет, то есть в ближайшее время, когда в системе работают люди, которые с ходу не могут разрабатывать необходимые инструменты реализации новых задач. Если государство хочет ввести сертификат для каждого, но показывает, что денег в бюджете нет, то выполнить установленный целевой показатель вовлечения 75% детей в дополнительное образование невозможно. Мы видим рост охвата детей на 14%, но финансирование не увеличилось. ПФДО не должно заменить всё финансирование дополнительного образования. Финансирование на основе ПФДО должно сочетаться с финансированием на основе государственных муниципальных заданий. Мы должны обеспечить поддержку региональных программ, ориентированных и в прошлое, и в будущее за счет средств, не связанных с сертификатами. Нужно продумать, как эти приоритеты должны определяться. 3D-принтер сам по себе даёт рекламу. Важны вопросы, связанные с поддержкой родительского участия, проблемой доступности и возможностей родителей в использовании информационных сервисов. Нужно искать баланс между информационной и прямой работой с родителями.
По мнению членов Совета, Профсоюз может выступить инициатором сбора практик, документов, методически разъясняя эти вопросы. Профсоюз может выступить субъектом, помогающим руководителям разного уровня и педагогам корректировать все перечисленные процессы, особенно в пандемию. Залогом выживания системы является усиление поддержки со стороны Профсоюза, родительской Ассоциации.
После состоявшегося обсуждения острых проблем председатель Совета Корякина И.В. информировала Совет о высказанных участниками Конкурса и Форума пожеланиях по созданию Клуба "Арктур" не только для объединения творческих, креативных педагогов и руководителей дополнительного образования детей, но и в целях распространения передового педагогического опыта, методической поддержки, обучения и обмена опытом, повышения престижа профессии педагогов дополнительного образования детей, содействия их профессиональному общению, а также включения педагогических работников системы дополнительного образования детей в конкурсное движение как формы повышения профессионального мастерства. Такое предложение было единогласно поддержано членами Совета.
При подведении итогов заседания было отмечено, что члены Совета еще раз подтвердили, что в образовании практически нет проблем, которые не касались бы Профсоюза. Профессиональное сообщество при поддержке высококвалифицированных специалистов, научных работников может серьезно заниматься вопросами совершенствования финансово-экономических механизмов деятельности образовательных организаций всех уровней. Профсоюз не может стоять в стороне при реализации целевой модели развития региональных систем дополнительного образования, организации наставничества работников и обучающихся, пилотной апробации порядка установления новых квалификационных категорий "педагог-методист", "педагог-наставник", при формировании и обсуждении проекта Концепции подготовки педагогических кадров до 2030 года.
У Профсоюза есть замечательная возможность изучать положительный опыт, не проходить мимо нарушений законодательства, профанации деятельности, которая на самом деле развращает людей, сеет неоправданные надежды, создаёт иллюзии. Члены Совета, подчеркнув важность состоявшегося обсуждения, отметили необходимость более чёткого взаимодействия и с Советом молодых педагогов при ЦС Профсоюза, и с Национальной родительской ассоциацией. Выявляя лучшие практики, организуя сбор информации по проблемам развития системы дополнительного образования детей, Профсоюз может подталкивать социальных партнеров к более активным действиям. У Профсоюза есть хороший механизм - Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021-2023 годы
Отдел по вопросам общего образования
аппарата Профсоюза
______________________________
* п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Исполнительного комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 23 сентября 2021 г. N 9-10... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.