Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства
Кировской области
от 18.11.2021 N 620-п
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), осуществляемом на территории Кировской области
1. Настоящее Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), осуществляемом на территории Кировской области (далее - Положение), устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на территории Кировской области (далее - региональный государственный экологический контроль).
2. Предметом регионального государственного экологического контроля являются:
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кировской области (далее - обязательные требования), в отношении объектов контроля, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
3. К разрешительным документам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, относятся:
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
разрешение на временные выбросы в соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
разрешение на временные сбросы;
положительное заключение государственной экологической экспертизы;
комплексное экологическое разрешение;
декларация о воздействии на окружающую среду;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование;
согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
4. Региональный государственный экологический контроль осуществляет министерство охраны окружающей среды Кировской области (далее - контрольный орган).
5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля, являются:
заместитель руководителя контрольного органа, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному государственному экологическому контролю, являющийся главным государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды;
начальник управления контрольного органа, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному государственному экологическому контролю, являющийся заместителем главного государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды;
должностные лица контрольного органа, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по региональному государственному экологическому контролю (далее - должностные лица).
6. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является заместитель руководителя контрольного органа.
7. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного экологического контроля, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ).
8. Контрольный орган осуществляет региональный государственный экологический контроль в отношении следующих объектов государственного экологического контроля (далее - объекты контроля):
деятельности, действий (бездействия) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее - контролируемые лица), граждан, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах контроля, указанных в абзацах втором и третьем пункта 8 настоящего Положения, а также соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований в рамках соблюдения обязательных требований, предусмотренных абзацем третьим пункта 2 настоящего Положения;
объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
поверхностных водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, полностью расположенных в пределах территории Кировской области и не относящихся к объектам контроля, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
9. Учет объектов контроля осуществляется:
при ведении государственного реестра объектов контроля, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой контрольному органу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
10. При осуществлении регионального государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками.
11. Контрольный орган при осуществлении регионального государственного экологического контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
категории высокого риска;
категории значительного риска;
категории среднего риска;
категории умеренного риска;
категории низкого риска.
12. Контрольный орган ведет перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением заместителя руководителя контрольного органа на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) согласно приложению.
13. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 24 настоящего Положения, составляет:
для категории высокого риска - 1 раз в 2 года;
для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
для категории среднего риска - 1 раз в 4 года;
для категории умеренного риска - 1 раз в 5 лет;
для категории низкого риска плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
14. Контрольный орган может проводить следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение);
профилактический визит;
консультирование.
15. Контрольный орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в соответствии с положениями статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного органа (https://priroda.kirovreg.ru/) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт контрольного органа), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
16. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа, готовится не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, утверждается приказом руководителя контрольного органа (исполняющего обязанности руководителя контрольного органа) и размещается на сайте контрольного органа в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
17. В случае наличия у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный орган объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать возражение в отношении предостережения (далее - возражение), в котором указываются следующие сведения:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина;
дата и номер предостережения;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
способ получения ответа.
Возражение направляется в контрольный орган в виде документа на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного с учетом требований, установленных частью 6 статьи 21 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, в течение 30 дней со дня получения контролируемым лицом предостережения. Возражение рассматривается контрольным органом в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Учет предостережений осуществляется путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (на бумажном носителе либо в электронном виде) по форме, обеспечивающей учет указанной информации.
18. Профилактический визит проводится должностным лицом контрольного органа в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, лиц, приступающих к осуществлению деятельности на таких объектах контроля, но не позднее одного года с момента начала такой деятельности.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о его правах и обязанностях, а также об особенностях организации и осуществления регионального государственного экологического контроля, проводимого в отношении объекта контроля.
В ходе профилактического визита (обязательного профилактического визита) контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения к категории риска.
В ходе профилактического визита (обязательного профилактического визита) должностным лицом контрольного органа может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, а также пунктом 19 настоящего Положения.
Срок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) не может превышать 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица контрольного органа, проводящего профилактический визит, руководитель контрольного органа может продлить срок проведения профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется контрольным органом не позднее чем за пять рабочих дней до дня его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный орган, направивший уведомление о проведении обязательного профилактического визита, не позднее чем за три рабочих дня до дня его проведения.
При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объект контроля представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
19. Консультирование осуществляется должностными лицами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме еженедельно, в сроки, определенные заместителем руководителя контрольного органа, либо в ходе профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований, указанных в пункте 2 настоящего Положения.
В случае поступления трех и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на сайте контрольного органа письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного органа.
20. При осуществлении регионального государственного экологического контроля проводятся:
плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
21. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение, подписанное уполномоченным должностным лицом, в котором указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
22. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 и части 3 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено на основании решения прокурора или его заместителя о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
23. Региональный государственный экологический контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционного визита;
рейдового осмотра;
документарной проверки;
выездной проверки;
наблюдения за соблюдением обязательных требований;
выездного обследования.
24. Контрольный орган может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарную проверку;
выездную проверку.
25. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо объекта контроля;
инструментальное обследование.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать 1 рабочего дня.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица, уполномоченного на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, на объект контроля.
Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
26. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
27. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный орган указанные в требовании документы.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в контрольный орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического контроля, вправе дополнительно представить в контрольный орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
При проведении документарной проверки контрольный орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены контрольным органом от иных органов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период со дня направления контрольным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до дня представления указанных в требовании документов в контрольный орган, а также период со дня направления контролируемому лицу информации контрольного органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении регионального гос
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.