Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 июля 2024 г. N Ф10-2810/24 по делу N А14-13974/2022

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Заказчики могут заключить государственный контракт без проведения конкурентных процедур на поставку товара, выполнение работы, оказание услуг в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются непосредственно организациями, указанными в части 1 данной статьи (включая учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы).

Такое исключение не предусматривает возможность дальнейшего определения организациями (единственными поставщиками, подрядчиками, исполнителями) посредников, соисполнителей или субподрядчиков, поскольку это приведет к нарушению основных принципов законодательства о контрактной системе, "обходу" конкурентных процедур.

Таким образом, закупка в порядке, установленном пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, осуществляется в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, средством оплаты по которым являются средства бюджета, и предусматривает определенные преимущества для государственной системы исполнения наказаний в случаях (по перечню), когда ее хозяйственные структуры и подразделения выступают производителями товаров, подрядчиками выполнения работ, исполнителями оказания услуг, предполагая непосредственное выполнение контракта силами самих учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы.

Указанная позиция отражена также в письме ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100040/19 "По вопросу о заключении контракта с учреждением уголовно-исполнительной системы как с единственным поставщиком" и согласуется с судебной практикой (определения Верховного Суда от 16.07.2020 N 309-ЭС20-10184, от 23.08.2019 N 302-ЭС19-13341).

С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о том, что подрядчик обязан был выполнить работы лично, без привлечения к выполнению работ другого лица (субподрядчика).

При этом суды отметили, что в данном случае имеет значение непосредственное исполнение контракта собственными силами, так как данное условие является обязательным для заключения контракта с единственным поставщиком. Необоснованное использование неконкурентного способа определения поставщика приводит к ограничению возможности другим заинтересованным лицам стать участником закупки, ограничению возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его исполнения.

Кроме того, необоснованное заключение государственного контракта у единственного поставщика приводит к нарушению принципа эффективности расходования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при котором, участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), и как следствие к нарушению публичных интересов.

...

Довод ответчика об осведомленности государственного заказчика о выполнении работ силами привлеченных субподрядных организаций и необходимости оплаты фактически выполненных до расторжения контракта работ обоснованно отклонен судом, исходя из того, что выполнение работ субподрядчиками в нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и условий заключенного контракта не свидетельствует о наличии у государственного заказчика обязательств по их оплате за счет средств бюджета."