Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства
Кировской области
от 18.11.2021 N 621-п
Положение
об осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Кировской области
1. Общие положения
1.1. Положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Кировской области (далее - Положение) устанавливает порядок осуществления государственной инспекцией строительного надзора Кировской области (далее - инспекция) регионального государственного строительного надзора на территории Кировской области (далее - государственный строительный надзор), включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении государственного строительного надзора.
1.2. Объектами государственного строительного надзора являются деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемое лицо), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.3. Инспекция ведет реестр объектов капитального строительства, в отношении строительства, реконструкции которых осуществляется государственный строительный надзор, и размещает информацию о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства на официальном сайте инспекции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт инспекции).
1.4. Предметом государственного строительного надзора является соблюдение требований, установленных частями 3 и 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - обязательные требования).
1.5. Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) инспекции, уполномоченным (уполномоченными) на основании соответствующего решения начальника (заместителя начальника) инспекции от ее имени осуществлять государственный строительный надзор (далее - должностное лицо инспекции).
1.6. Государственный строительный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
1.7. Проверочные листы в рамках государственного строительного надзора не применяются.
1.8. При осуществлении государственного строительного надзора используется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, которая предполагает осуществление внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в случае выявления в их деятельности соответствия параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований указан в приложении.
2. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении государственного строительного надзора
2.1. При осуществлении государственного строительного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
2.2. Профилактические мероприятия проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иной охраняемой законом тайне.
2.3. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ) с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иной охраняемой законом тайне.
2.4. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики инспекции, готовится 1 раз в год, размещается на сайте инспекции не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
Инспекция в соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики инспекции.
Доклад о правоприменительной практике утверждается решением начальника (заместителя начальника) инспекции не позднее 20 апреля года, следующего за отчетным. Утвержденный доклад размещается на сайте инспекции в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.
2.5. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения вправе подать в инспекцию возражение в отношении предостережения (далее - возражение), в котором указываются:
наименование контролируемого лица - юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) контролируемого лица - индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика контролируемого лица;
дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции контролируемого лица в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Возражение может быть подано контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении, или иными указанными в предостережении способами.
Инспекция по итогам рассмотрения возражения направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
2.6. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ должностным лицом инспекции по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
по разъяснению положений нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного строительного надзора;
по разъяснению положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления государственного строительного надзора;
по порядку обжалования действий (бездействия) должностных лиц инспекции.
Должностные лица инспекции осуществляют письменное консультирование по вопросам, указанным в пункте 2.6 настоящего Положения, в случае поступления запроса контролируемого лица в письменной форме.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на сайте инспекции письменного разъяснения, подписанного должностным лицом инспекции.
2.7. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц не позднее 3 месяцев со дня поступления в инспекцию от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - извещение о начале работ).
Обязательный профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Срок проведения обязательного профилактического визита не должен превышать 1 рабочего дня.
3. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении государственного строительного надзора
3.1. Должностными лицами инспекции, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются начальник инспекции и заместитель начальника инспекции.
3.2. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, региональный государственный строительный надзор осуществляется в форме инспекционного визита или выездной проверки.
3.3. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного строительного надзора проводятся на основании программы проверок.
Программа проверок формируется не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;
событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства, срок, в течение которого инспекцией должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие (не более 10 рабочих дней после поступления информации о наступлении события), срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
должности представителей контролируемого лица, присутствие которых при проведении контрольного (надзорного) мероприятия является необходимым.
3.4. Программа проверок утверждается начальником (заместителем начальника) инспекции.
3.5. Программа проверок формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также сроков выполнения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
Программа проверок формируется в 2 экземплярах, один из которых не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения программы проверок направляется (вручается) застройщику или техническому заказчику почтовым отправлением или в виде электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
3.6. Формирование программы проверок обеспечивается должностным лицом (должностными лицами) инспекции, ответственным за осуществление государственного строительного надзора на конкретном объекте капитального строительства, который назначается решением начальника (заместителя начальника) инспекции (далее - ответственное должностное лицо).
В случае принятия решения начальником (заместителем начальника) инспекции о проведении контрольных (надзорных) мероприятий группой должностных лиц инспекции ответственное должностное лицо вносит начальнику (заместителю начальника) инспекции предложения о включении должностных лиц инспекции в состав такой группы исходя из компетенции должностных лиц с учетом предмета контрольного (надзорного) мероприятия, указанного в программе проверок.
3.7. Изменение в программу проверок вносится инспекцией в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного программой проверок.
Утверждение и направление (вручение) застройщику или техническому заказчику программы проверок с внесенными в нее изменениями осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 3.6 настоящего Положения.
3.8. В рамках осуществления государственного строительного надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
инспекционный визит;
документарная проверка;
выездная проверка.
Формы документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора, устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
3.9. Под инспекционным визитом понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с контролируемым лицом.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности не может превышать 1 рабочего дня.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица инспекции в здания, сооружения, помещения.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
3.10. Срок проведения документарной проверки не может превышать срок, установленный статьей 72 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении 1 субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия может быть приостановлен начальником (заместителем начальника) инспекции на основании мотивированного представления должностных лиц инспекции, уполномоченных на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний.
3.11. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иной охраняемой законом тайне.
3.12. О проведении контрольного (надзорного) мероприятия контролируемое лицо информируется должностным лицом инспекции не позднее чем за 24 часа до начала контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
3.13. Индивидуальный предприниматель вправе представить в инспекцию информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию индивидуального предпринимателя при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств, болезни индивидуального предпринимателя или его близких родственников, его участия в судебном заседании, нахождения в отпуске), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится инспекцией на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
3.14. В случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, должностное лицо инспекции, уполномоченное на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не позднее чем за 3 рабочих дня до его проведения обязано направить уведомление в саморегулируемую организацию о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, являющегося ее членом, в целях обеспечения возможности участия или присутствия представителя саморегулируемой организации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
3.15. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
3.16. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
3.17. В случае проведения документарных проверок и выездных проверок должностными лицами инспекции, уполномоченными на проведение документарных проверок и выездных проверок, должностным лицом инспекции и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.
Применение фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностными лицами инспекции, уполномоченными на проведение документарных проверок и выездных проверок, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, осуществляется с учетом выполнения технических мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иной охраняемой законом тайне.
3.18. Отбор проб (образцов) применяемых строительных материалов (изделий) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами.
Выборка проб (образцов) продукции (товаров) по количеству проб (образцов) должна обеспечивать принятие обоснованных решений о соответствии продукции (товаров) установленным требованиям.
Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемых лиц или их представителей с применением фотосъемки и (или) видеозаписи.
3.19. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт.
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено.
3.20. Должностное лицо инспекции после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдает контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений (далее - предписание) с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Предписание подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок.
3.21. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства инспекцией проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям, указанным в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - заключение о соответствии), либо об отказе в выдаче заключения о соответствии.
Инспекция выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо такие нарушения были устранены до дня окончания выездной проверки, проводимой по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Инспекция отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и такие нарушения не были устранены до дня окончания выездной проверки, проводимой по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
3.22 Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляются в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом (должностными лицами) инспекции, осуществлявшим (осуществлявшими) выездную проверку, и утверждается решением начальника (заместителя начальника) инспекции.
Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче заключения о соответствии не позднее 10 рабочих дней после утверждения передается (направляется) застройщику или техническому заказчику.
3.23. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть обжаловано в судебном порядке.
3.24. Заключение о соответствии отзывается инспекцией на основании вступившего в законную силу решения суда.
4. Досудебный порядок обжалования решений инспекции, действий (бездействия) должностных лиц инспекции при осуществлении государственного строительного надзора
4.1. Решения инспекции, действия (бездействие) должностных лиц инспекции при осуществлении государственного строительного надзора могут быть обжалованы в досудебном порядке в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
4.2. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в инспекцию в письменном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иной охраняемой законом тайне.
4.3. Жалоба на решения инспекции, действия (бездействие) должностных лиц инспекции рассматривается начальником (заместителем начальника) инспекции.
4.4. Жалоба, поступившая в инспекцию, рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.