Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства социального
благополучия и семейной политики
Камчатского края
от 17.11.2021 N 1737-п
"Приложение 1
к приказу Министерства социального
благополучия и семейной политики
Камчатского края
от 20.05.2021 N 773-п
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Камчатского края
1. Общие положения
1. Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить, удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее - программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья), разработана в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623.
2. Общая трудоемкость программы составляет 49 академических часов.
Подготовка кандидатов в приемные родители проводится по очной и очно-заочной форме. Подготовка по очно-заочной форме осуществляется с использованием дистанционных методов путем использования средств связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Дополнительные вариативные модули подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особыми потребностями в семейном устройстве (дети с ментальными нарушениями, подростки, дети, имеющие родных братьев, сестер (далее - сиблинги)), не являются обязательными и адресованы для изучения кандидатам в приемные родители, приемным родителям по их личному запросу, а также по рекомендации специалистов органов опеки и попечительства и специалистов службы сопровождения с учетом особенностей детей.
Указанные дополнительные вариативные модули изучаются на выбор с учетом интересов и потребностей кандидатов в приемные родители, приемных родителей в форме индивидуальных или групповых консультаций (семинаров, практикумов). Объем дополнительных вариативных модулей установлен в академических часах.
2. Структура программы
4. Очная форма обучения
N п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
|||
Всего |
в том числе: |
||||
лекции |
практические занятия (тренинги) |
индивидуальное консультирование |
|||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
3 |
2 |
|
1 |
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
2 |
|
2 |
|
3 |
Этапы развития ребенка |
8 |
2 |
6 |
|
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
4 |
1 |
3 |
|
6 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
4 |
|
4 |
|
7 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
4 |
|
4 |
|
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
3 |
1 |
2 |
|
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
7 |
2 |
5 |
|
11 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
2 |
2 |
|
|
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
2 |
2 |
|
|
13 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
1 |
|
1 |
|
14 |
Итоговое собеседование |
2 |
|
|
2 |
|
ИТОГО |
50 |
14 |
33 |
3 |
5. Очно-заочная форма обучения
N п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
|||
Всего |
в том числе: |
||||
лекции |
практические занятия (тренинги) |
самостоятельная работа |
|||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
3 |
2 |
|
1 |
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
2 |
|
2 |
|
3 |
Этапы развития ребенка |
8 |
1 |
5 |
2 |
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
4 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
4 |
|
2 |
2 |
6 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
4 |
|
3 |
1 |
7 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
4 |
|
2 |
2 |
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
4 |
|
3 |
1 |
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
3 |
|
2 |
1 |
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
7 |
1 |
4 |
2 |
11 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
2 |
1 |
|
1 |
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, |
2 |
1 |
|
1 |
|
предоставляющими услуги детям и семьям |
|
|
|
|
13 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
1 |
|
1 |
|
14 |
Итоговое собеседование |
1 |
|
1 |
|
|
ИТОГО |
49 |
7 |
27 |
15 |
3. Содержание разделов Программы
6. Раздел 1 "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители" включает в себя проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих тем:
1) Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
2) Задачи подготовки, в том числе касающиеся:
а) выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
б) оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
в) ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
г) формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
д) формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
е) ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ж) ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
з) ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
3) Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
4) Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
5) Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Раздел 2 "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей" включает в себя изучение следующих тем:
1) Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
2) Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
3) Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
8. Раздел 3 "Этапы развития ребенка" включает в себя изучение следующих тем:
1) Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
2) Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
9. Раздел 4 "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка" включает в себя изучение следующих тем:
1) Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
2) Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
3) Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
4) Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
10. Раздел 5 "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)" включает в себя изучение следующих тем:
1) Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
2) Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
3) Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
4) Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
11. Раздел 6 "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи" включает в себя изучение следующих тем:
1) Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
2) Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
3) Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
4) Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
12. Раздел 7 "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка" включает в себя изучение следующих тем:
1) Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
2) Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
3) Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
4) Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
13. Раздел 8 "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка" включает в себя изучение следующих тем:
1) Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
2) Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
3) Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
14. Раздел 9 "Особенности полового воспитания приемного ребенка" включает в себя изучение следующих тем:
1) Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка;
2) Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
3) Формирование половой идентичности у ребенка; поло-ролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
4) Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
15. Раздел 10 "Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка" включает в себя изучение следующих тем:
1) Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
2) Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
3) Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
4) Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
5) Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
6) Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
16. Раздел 11 "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан" включает в себя изучение следующих тем:
1) Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
2) Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.
3) Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители. Порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
4) Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральными операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
5) Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
6) Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
7) Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
8) Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
9) Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Камчатского края; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
10) Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
11) Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
12) Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
13) Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
14) Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
15) Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
17. Раздел 12 "Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям" включает в себя изучение следующих тем:
1) Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
2) Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
3) Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
4) Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
18. Раздел 13 "Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители" включает в себя изучение следующих тем:
1) Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.
2) Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
3) Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.
4) Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
4. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших программу
19. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении программы должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
20. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны знать:
свои права и обязанности как приемных родителей как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей - на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье; о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье; способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
21. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка; быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье; оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи; оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
5. Итоговая аттестация по программе
22. Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители в форме собеседования и завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации.
6. Дополнительные вариативные модули подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особыми потребностями в семейном устройстве (дети с ментальными нарушениями, сиблинги, подростки)
23. Дополнительный вариативный модуль подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с ментальными нарушениями (далее - модуль 1).
1) Структура модуля 1.
Форма контроля для всех тем - индивидуальное собеседование.
2) Содержание тем модуля 1.
N п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
|||
Всего |
в том числе: |
||||
лекции |
семинары, тренинги |
индивидуальное консультирование |
|||
1 |
Возрастные и психолого-педагогические особенности развития детей с ментальными нарушениями: умственная отсталость, расстройство аутистического спектра, задержка психического развития, гиперактивность, алалия и др. |
7 |
4 |
3 |
|
2 |
Семейное устройство детей с ментальными нарушениями |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Особенности социализации и процесса адаптации лиц с психическими и умственными недостатками |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Проблемы поведения у детей с ментальными нарушениями |
3 |
1 |
2 |
|
5 |
Реализация права детей с ментальными нарушениями на образование |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
Психологическая помощь семьям с детьми с ментальными нарушениями |
2 |
|
2 |
|
7 |
Консультация по запросу |
2 |
|
|
2 |
|
ИТОГО |
20 |
8 |
10 |
2 |
а) Раздел 1. Возрастные и психолого-педагогические особенности развития детей с ментальными нарушениями: умственная отсталость, расстройство аутистического спектра, задержка психического развития, гиперактивность, алалия и другое включает в себя изучение следующих тем:
- общая характеристика нарушений психофизического развития детей. Возрастные и психолого-педагогические особенности развития детей с ментальными нарушениями. Компенсаторные возможности;
- специфические особенности: отставание сроков и темпа развития; инертность, пассивность, отмечаемые во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенное недоразвитие моторных и речевых функций; несформированность когнитивной деятельности; примитивность интересов, потребностей, мотивов; снижение познавательного интереса; нарушение эмоционально-волевой сферы;
- особенности содержания детей в учреждениях для детей-инвалидов и влияние этого периода на развитие и поведение детей.
б) Раздел 2. Семейное устройство детей с ментальными нарушениями включает в себя изучение следующих тем:
- роль семьи в развитии и реабилитации. Интеграция в семью. Динамика развития детей после устройства в семью. Изменения, происходящие в семье, в связи с приемом ребенка с особыми потребностями: распорядок жизни в семье, семейные роли и правила;
- адаптация ребенка в семье. Обустройство жизни ребенка в быту и в социуме;
- ресурсы (внутренние и внешние), необходимые семье, принявшей ребенка: близкие родственники, друзья, социальное окружение, общественные организации, специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинскую, педагогическую, юридическую, психологическую, социальную; в организации реабилитации, отдыха).
в) Раздел 3. Особенности социализации и процесса адаптации лиц с психическими и умственными недостатками включает в себя изучение следующих тем:
- особенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка с ментальными нарушениями. Слабая психологическая защищенность, сниженные адаптивные возможности, повышенная психологическая ранимость. Несбалансированность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностных характеристик;
- перспективы: социализация, образование, профессиональная
деятельность, включенность в жизнь семьи, медицинская, социальная, юридическая помощь. Позитивные моменты в воспитании ребенка с ментальными нарушениями.
г) Раздел 4. Проблемы поведения у детей с ментальными нарушениями включает в себя изучение следующих тем:
- снижение волевых процессов, повышение внушаемости. Затруднение усвоения системы морально-нравственных запретов и нормы социального поведения;
- трудности во взаимоотношении с окружающими людьми;
- агрессия, формы проявления агрессивности у старших подростков с ментальными нарушениями. Раздражительность, жестокость, неадекватность реакций.
д) Раздел 5. Реализация права детей с ментальными нарушениями на образование включает в себя изучение следующих тем:
- определение образовательного маршрута (заключение психолого-медико-педагогической комиссии - ПМПК). Специальная система образования (специальные коррекционные учреждения). Интеграция. Инклюзия;
- реализация образовательных программ с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий (совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность).
е) Раздел 6. Психологическая помощь семьям с детьми с ментальными нарушениями включает в себя изучение следующих тем:
- психолого-педагогическая коррекция ментальных нарушений у детей. Помощь специалистов, междисциплинарный подход (дефектолог, психолог, логопед, невролог), поддержка сопровождающих служб;
- ведущая роль семьи, родителей в предупреждении и коррекции агрессивности детей старшего подросткового возраста с ментальными нарушениями. Формирование навыков совместной работы.
24. Дополнительный вариативный модуль подготовки лиц, желающих принять, принявших ранее на воспитание в свою семью сиблингов, оставшихся без попечения родителей (далее - модуль 2).
1) Структура дополнительного вариативного модуля 2.
Форма контроля для всех тем - индивидуальное собеседование.
2) Содержание тем модуля 2.
N п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
|||
Всего |
в том числе: |
||||
лекции |
семинары, тренинги |
индивидуальное консультирование (по запросу) |
|||
1 |
Воспитание сиблингов. Значение сиблинговых отношений. Сиблинговые конфликты: норма и патология. Ревность сиблингов |
5 |
2 |
3 |
|
2 |
Сиблинговые позиции. Влияние гендера сиблингов на социализацию. Динамика сиблинговых отношений на протяжении жизни. Риск инцестуальных отношений между сиблингами |
5 |
2 |
3 |
|
3 |
Влияние институциональных условий и семейного неблагополучия на сиблинговые отношения. Ролевые позиции сиблингов |
3 |
1 |
2 |
|
4 |
Плюсы совместного помещения сиблингов в приемную семью. Отличия в поведении сиблингов в приемной семье. Трудности интеграции сиблингов в приемной семье |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Отношение сиблингов к совместному помещению в приемную семью. Факторы, влияющие на адаптацию сиблингов в новой семье |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
Ресурсные семьи для приема сиблингов. Специальные компетенции приемных родителей |
1 |
1 |
|
|
7 |
Консультация по запросу |
2 |
|
|
2 |
|
ИТОГО |
20 |
8 |
10 |
2 |
а) Раздел 1. Воспитание сиблингов. Значение сиблинговых отношений. Сиблинговые конфликты: норма и патология. Ревность сиблингов. Включает в себя изучение следующих тем:
- стереотипы взаимодействий: ведение переговоров, сотрудничество и соперничество. Осознание принадлежности к группе, а также возможностей индивидуального выбора и наличия альтернатив в рамках системы;
- способность сиблинга устанавливать партнерские (горизонтальные) отношения с другими людьми в настоящем и будущем, формирование принадлежности к семейной группе (семейная идентичность);
- сиблинговые конфликты: норма и патология (сиблицид). Ревность сиблингов: недоверчивость, стремление навредить сопернику, чрезмерная придирчивость, самоуничижение, чрезвычайное упрямство.
б) Раздел 2. Сиблинговые позиции. Влияние гендера сиблингов на социализацию. Динамика сиблинговых отношений на протяжении жизни. Риск инцестуальных отношений между сиблингами. Включает в себя изучение следующих тем:
- конфликтное, доминирующее поведение старших детей в отношении сиблинга. Эмоциональная привязанность младших детей к своему сиблингу, потребность в его поддержке и одобрении. Влияние личностных особенностей старшего ребенка на характер сиблинговых отно
<< Часть 2 Часть 2 |
||
Содержание Приказ Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края от 17 ноября 2021 г. N 1737-п "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.