Во исполнение распоряжения Правительства Московской области от 31.10.2018 N 674-РП "О нормативах и нормах ресурсной обеспеченности населения объектами социальной сферы" в целях рациональной обеспеченности населения муниципальных районов и городских округов объектами здравоохранения на территории Московской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения на территории Московской области.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр здравоохранения |
Д.А. Матвеев |
Утверждены
приказом Министерства
здравоохранения
Московской области
от 11.02.2019 N 130
Методические рекомендации
о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфер здравоохранения (далее - методические рекомендации) разработаны в рамках исполнения распоряжения Правительства Московской области от 31.10.2018 N 674-РП на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.04.2018 N 182 "Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения", постановления Правительства Московской области от 25.12.2018 N 998/46 "О Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов", постановления Правительства Московской области от 17.08.2015 N 713/30 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.02.2016 N 132н "О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения", приказа Министерства здравоохранения Московской области от 17.08.2016 N 1718 "Об организации работы кабинетов врача общей практики (семейного врача) в государственных учреждениях здравоохранения Московской области".
1.2. Методические рекомендации предназначены для расчета нормативной потребности муниципальных образований Московской области в объектах здравоохранения в целях перспективного планирования ресурсов при оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы.
2. Нормативы и нормы ресурсной обеспеченности в объектах здравоохранения на территории Московской области
2.1. Расчеты потребности в объектах здравоохранения должны осуществляться с учетом данных о мощности (пропускной способности) действующих учреждений социальных норм и нормативов, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р, стандартов предоставления соответствующих социальных услуг, прогноза численности всего населения, в том числе детей, реструктуризации сети учреждений, а также природно-географических и социально-экономических особенностей регионов.
Разность между минимальной нормативной потребностью в социальных услугах и возможностями действующих учреждений социальной сферы всех форм собственности определяет потребность в развитии сети этих учреждений.
При определении потребности в учреждениях сферы здравоохранения в сельской местности следует иметь в виду, что важнейшим фактором доступности социальных учреждений для населения является степень удаленности этих учреждений от мест проживания населения.
2.2. В целях обеспечения доступности медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и их структурных подразделениях в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Московской области от 27.02.2016 N 132н территориальная доступность в соответствии с типом оказываемой медицинской помощи должна соответствовать следующим требованиям:
- медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в экстренной форме (за исключением станций скорой медицинской помощи, отделений скорой медицинской помощи поликлиник (больниц, больниц скорой медицинской помощи), размещаются с учетом транспортной доступности, не превышающей 60 минут;
- станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи) устанавливаются с учетом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортных магистралей, интенсивности автотранспортного движения, протяженности населенного пункта, с учетом 20-минутной транспортной доступности;
- медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек, размещаются с учетом шаговой доступности, не превышающей 60 минут.
2.3. Нормы ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения рекомендуется рассчитывать с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - территориальные нормативы объемов медицинской помощи), а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
2.4. Размещение отдельных видов медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций исходя из условий, видов, форм оказания медицинской помощи и рекомендуемой численности обслуживаемого населения осуществляется в соответствии с приложением 1 к настоящим методическим рекомендациям и в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 17.08.2015 N 713/30.
2.5. В целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи, планирования рационального размещения медицинских организаций в зависимости от административно-территориальной принадлежности и вида оказываемой медицинской помощи, а также определения нормативов объема медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "акушерство-гинекология") могут быть распределены по трем уровням:
первый уровень - медицинские организации, оказывающие населению муниципального образования, на территории которого расположены: первичную медико-санитарную помощь и (или) паллиативную медицинскую помощь и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь;
второй уровень - медицинские организаций, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований по широкому перечню профилей медицинской помощи, и (или) диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные);
третий уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.
3. Формирование расчетной модели территориальной сети лечебно-профилактических учреждений и определение потребности в объектах здравоохранения
3.1. При расчете потребности в оказании медицинской помощи необходимо учитывать инфраструктуру здравоохранения и территорию обслуживания медицинских организаций, участвующих в реализации Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и оказывающих первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, расположенных в граничащих субъектах Российской Федерации, с возможностью планирования объемов медицинской помощи в рамках межтерриториального взаимодействия.
3.2. Определение абсолютного количества коек (К).
Для определения потребности в мощностях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, рекомендуется проводить расчеты обеспеченности коечным фондом по каждому профилю медицинской помощи с учетом объемов медицинской помощи предоставляемой медицинскими организациями различных форм собственности, участвующих в реализации Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Обеспеченность коечным фондом медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, рассчитывается следующим образом:
,
где:
N к/д - число койко-дней на 1000 жителей (утвержденный норматив по территориальной программе государственных гарантий, равен произведению уровня госпитализации на 1000 жителей на средние сроки лечения 1-го больного в стационаре в соответствии с приложением 2);
Н - численность населения;
Д - среднегодовая занятость койки.
3.3. Определение фактической среднегодовой занятости койки (Д).
С помощью данной методики рекомендуется определять абсолютное количество коек, необходимое для реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в целом по субъекту Российской Федерации, а также по профилям медицинской помощи с учетом утвержденных объемов медицинской помощи, предоставляемой медицинскими организациями различных форм собственности, участвующих в реализации Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Фактическая среднегодовая занятость койки (Д) рассчитывается следующим образом:
Д = 365 дней в году - t r - (t o x F),
где:
t r - среднее время простоя койки на ремонт (примерно 10-15 дней в году), для расчета этого показателя необходимо общее число койко-дней закрытия на ремонт разделить на среднегодовое число развернутых коек;
t o - простой койки в связи с оборотом койки, т.е. время необходимое на санацию койки после выписки и приема больного и время ожидания госпитализации (1,0 для всех профилей; кроме: фтизиатрических - 3; акушерских - 2,5-3; инфекционных - 3; коек для абортов - 0,5 и т.п.);
F - плановый оборот койки (число пролеченных больных на одной койке за год).
3.4. Определение планового оборота койки (F).
Плановый оборот койки (F) рассчитывается следующим образом:
,
где:
T - средние сроки лечения;
t r - среднее время простоя койки на ремонт (примерно 10-15 дней в году), для расчета этого показателя необходимо общее число койко-дней закрытия на ремонт разделить на среднегодовое число развернутых коек;
t o - простой койки в связи с оборотом койки, т.е. время необходимое на санацию койки после выписки и приема больного и время ожидания госпитализации (1,0 для всех профилей; кроме: фтизиатрических - 3; акушерских - 2,5-3; инфекционных - 3; коек для абортов - 0,5 и т.п.).
3.5. Расчет сети амбулаторно-поликлинических учреждений.
Расчет потребности в амбулаторно-поликлинических учреждениях (далее - АПУ) проводится в соответствии с федеральными нормативами объемов бесплатной медицинской помощи по Программе государственных гарантий, откорректированных с учетом демографических особенностей и уровня заболеваемости населения Московской области, а также фактического количества посещений в государственных учреждениях здравоохранения Московской области.
Расчетный показатель минимально необходимой потребности муниципальных районов и городских округов в АПУ составляет 155,7 посещения в смену на 10000 населения.
Дифференцированный по муниципальным образованиям показатель, отражающий оптимальную потребность муниципальных образований в амбулаторно-поликлинических посещениях (N опт.амб.), рассчитывается путем увеличения показателя мощности АПУ на 10000 населения в смену при наличии в соответствующем муниципальном образовании приемов врачей-психиатров на 5,8, врачей-наркологов - на 2,4, врачей-фтизиатров - на 3,1, врачей-дерматовенерологов - на 10,5 посещения.
Реорганизация сети АПУ муниципальных районов и городских округов должна предусматривать строительство новых зданий поликлиник и амбулаторий, модернизацию и расширение существующих (в том числе для создания и развития дневных стационаров при АПУ) и исключение непригодных для дальнейшей эксплуатации зданий (N 1).
Потребность в дополнительной сети амбулаторно-поликлинических учреждений (N доп.) определяется следующим образом:
N доп. = N опт.амб. - (N план - N 1),
где:
N опт.амб. - оптимальная потребность муниципальных образований в амбулаторно-поликлинических посещениях;
N план - плановая (проектная) мощность АПУ;
N 1 - мощность АПУ, подлежащих исключению из эксплуатации.
Потребность муниципальных образований в АПУ корректируется с учетом образованных в установленном порядке медицинских округов.
3.6. В целях повышения качества и доступности оказания первичной медико-санитарной помощи населению Московской области рекомендуемый набор помещений для организации работы кабинета врача общей практики (семейного врача) вне медицинской организации, как обособленного структурного подразделения рекомендуется формировать в соответствии с приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Московской области от 17.08.2016 N 1718.
N |
Наименование помещений |
Площадь (м 2) СанПиН 2.1.3 2630-10 |
1 |
Кабинет врача общей практики (семейного врача) |
18 |
2 |
Смотровой кабинет |
18 |
3 |
Процедурная (прививочная) |
12 |
4 |
Перевязочная |
18 |
5 |
Холл для пациентов |
15 |
6 |
Санитарный узел для пациентов |
6 |
7 |
Санитарный узел для медицинского персонала |
3 |
8 |
Помещение для хранения дезинфекционных средств |
4 |
9 |
Помещение временного хранения медицинских отходов |
4 |
|
Итого |
98 |
3.7. Общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из следующих примерных нормативов:
- в районах компактного проживания населения (с высокой плотностью населения) при длине радиуса обслуживания, равной 20 км - 1 бригада на 10 тыс. человек обслуживаемого взрослого населения, 1 бригада на 10 тыс. человек обслуживаемого детского населения;
- в районах с низкой плотностью населения при длине радиуса территории обслуживания, равной 30 км - 1 бригада на 9 тыс. человек населения, 40 км - 1 бригада на тыс. человек населения, 50 км - 1 бригада на 7 тыс. населения, свыше 50 км - 1 бригада на 6 тыс. человек населения;
- специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из примерного норматива - 1 бригада на каждые 100 тыс. человек обслуживаемого населения.
3.8. В целях полного и своевременного удовлетворения потребности населения в лекарственных препаратах для медицинского применения на территории субъекта Российской Федерации рекомендуется планировать размещение аптечных организаций, площадей индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, с учетом пешеходно-транспортной доступности.
Приложение 1
Рекомендуемые нормы
ресурсной обеспеченности населения объектами здравоохранения на территории Московской области
Условия оказания медицинской помощи |
Вид медицинской организации |
Вид медицинской помощи |
Форма оказания медицинской помощи |
Рекомендуемая численность обслуживаемого населения |
Вне медицинской организации |
Станция скорой медицинской помощи |
Скорая, в том числе специализированная медицинская помощь |
Экстренная; неотложная |
1 свыше 50 тыс. человек |
В амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара |
Амбулатория, в том числе врачебная, или центр (отделение) общей врачебной практики (семейной медицины) |
Первичная врачебная медико-санитарная помощь; первичная специализированная медико-санитарная помощь |
Плановая; неотложная |
1 на 2-10 тыс. человек |
Поликлиника |
Первичная врачебная медико-санитарная помощь; первичная специализированная медико-санитарная помощь |
Плановая; неотложная |
1 на 20-50 тыс. человек |
|
Детская поликлиника |
Первичная врачебная медико-санитарная помощь; первичная специализированная медико-санитарная помощь |
Плановая; неотложная |
1 на 10-30 тыс. детей |
|
Центр консультативно-диагностический (поликлиника консультативно-диагностическая) |
Первичная специализированная медико-санитарная помощь; специализированная медицинская помощь |
Плановая; неотложная |
1 на 250 тыс. человек |
|
Центр консультативно-диагностический детский (поликлиника консультативно-диагностическая детская) |
Первичная специализированная медико-санитарная помощь; специализированная медицинская помощь |
Плановая; неотложная |
1 на 100 тыс. детей |
|
Поликлиника стоматологическая |
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь; специализированная медико-санитарная помощь |
Плановая; неотложная |
Не менее 1 до 100 тыс. человек |
|
Детская стоматологическая поликлиника |
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь; первичная специализированная медико-санитарная помощь |
Плановая; неотложная |
1 на 20-50 тыс. детей |
|
В амбулаторных условиях, в стационарных условиях, в условиях дневного стационара |
Диспансер психоневрологический |
Первичная специализированная медико-санитарная помощь; специализированная медицинская помощь |
Плановая; неотложная; экстренная |
Не менее 1 на субъект Российской Федерации |
Диспансер наркологический |
Первичная специализированная медико-санитарная помощь; специализированная медицинская помощь |
Плановая; неотложная; экстренная |
Не менее 1 на субъект Российской Федерации |
|
Диспансер кожно-венерологический |
Первичная специализированная медико-санитарная помощь; специализированная медицинская помощь |
Плановая |
Не менее 1 на субъект Российской Федерации |
|
Диспансер противотуберкулезный |
Первичная специализированная медико-санитарная помощь; специализированная медицинская помощь |
Плановая; неотложная; экстренная |
Не менее 1 на субъект Российской Федерации |
|
Диспансер онкологический |
Первичная специализированная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь |
Плановая; неотложная; экстренная |
Не менее 1 на субъект Российской Федерации |
|
В стационарных условиях, в условиях дневного стационара |
Участковая больница |
Первичная специализированная медико-санитарная помощь; специализированная медицинская помощь |
Плановая; неотложная |
1 на 5-20 тыс. человек |
Городская больница |
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь |
Плановая; неотложная; экстренная |
1 на 20-300 тыс. человек |
|
Детская городская больница |
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь |
Плановая; неотложная; экстренная |
1 на 20-200 тыс. детей |
|
Районная больница |
Специализированная медицинская помощь |
Плановая; неотложная; экстренная |
1 на 20-100 тыс. человек |
|
Краевая, республиканская, областная, окружная больница |
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь |
Плановая; неотложная; экстренная |
Не менее 1 на субъект Российской Федерации |
|
Детская краевая, республиканская, областная, окружная больница |
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь |
Плановая; неотложная; экстренная |
Не менее 1 на субъект Российской Федерации |
|
Больница инфекционная |
Специализированная медицинская помощь |
Плановая; неотложная; экстренная |
Не менее 1 на субъект Российской Федерации |
|
Больница инфекционная детская |
Специализированная медицинская помощь |
Плановая; неотложная; экстренная |
1 на 500 тыс. детей |
Приложение 2
Рекомендуемые объемы
специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по профилям медицинской помощи
Профиль медицинской помощи |
Рекомендуемое число случаев госпитализации (на 1000 жителей в год) |
Используемая при расчете средняя длительность пребывания 1-ого пациента в стационаре (дней) |
Рекомендуемое число койко-дней (круглосуточного пребывания) на 1000 жителей |
||
Всего |
В том числе для |
||||
Взрослых |
Детей |
||||
Акушерское дело |
7,30 |
5,6 |
40,88 |
40,88 |
|
Акушерство и гинекология |
26,53 |
6,6 |
175,10 |
174,29 |
0,81 |
Аллергология и иммунология |
0,45 |
10,1 |
4,55 |
4,00 |
0,55 |
Гастроэнтерология |
2,10 |
10,8 |
22,68 |
17,83 |
4,85 |
Гематология |
0,80 |
13,0 |
10,40 |
7,99 |
2,41 |
Гериатрия |
0,20 |
18,0 |
3,60 |
3,60 |
|
Дерматовенерология (дерматологические койки) |
1,00 |
12,3 |
12,30 |
9,98 |
2,32 |
Инфекционные болезни |
12,00 |
7,1 |
85,20 |
43,00 |
42,20 |
Кардиология |
10,00 |
10,8 |
108,00 |
104,00 |
4,00 |
Колопроктология |
0,80 |
9,9 |
7,92 |
7,41 |
0,51 |
Медицинская реабилитация |
4,00 |
16,5 |
66,00 |
35,89 |
11,96 |
Неврология |
11,70 |
12,1 |
141,57 |
125,57 |
16,00 |
Нейрохирургия |
2,42 |
10,7 |
25,89 |
22,79 |
3,11 |
Неонатология |
2,10 |
12,1 |
25,41 |
|
25,41 |
Нефрология |
1,18 |
11,5 |
13,57 |
8,60 |
4,97 |
Онкология, радиология, радиотерапия |
9,10 |
10,8 |
98,28 |
93,75 |
4,53 |
Оториноларингология |
4,10 |
7,6 |
31,16 |
20,78 |
10,38 |
Офтальмология |
5,35 |
6,8 |
36,38 |
30,90 |
5,48 |
Педиатрия |
8,70 |
8,6 |
74,82 |
|
74,82 |
Пульмонология |
3,00 |
11,3 |
33,90 |
27,93 |
5,97 |
Ревматология |
1,00 |
13,1 |
13,10 |
11,20 |
1,90 |
Сердечно-сосудистая хирургия (кардиохирургические койки) |
1,34 |
9,7 |
13,00 |
10,73 |
1,01 |
Сердечно-сосудистая хирургия (койки сосудистой хирургии) |
1,26 |
10,3 |
12,98 |
12,58 |
0,40 |
Терапия |
19,20 |
10,1 |
193,92 |
193,92 |
|
Травматология и ортопедия |
8,10 |
11,1 |
89,91 |
75,41 |
12,28 |
Урология (в т.ч. детская урология-андрология) |
5,05 |
8,9 |
44,95 |
41,50 |
3,45 |
Хирургия (комбустиология) |
0,35 |
13,5 |
4,73 |
3,47 |
1,26 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 11 февраля 2019 г. N 130 "Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения на территории Московской области"
Текст приказа опубликован не был