Решение Ленинградского областного суда от 22 июля 2021 г. по делу N 3а-288/2021
Настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 ноября 2021 г. N 66а-1263/2021
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г, при ведении протокола помощником судьи Рожелюк А.Я, с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Тепловые сети" о признании недействующим в части приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18 декабря 2020 N 608-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2018 года N 470-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов", установил:
18.12.2020 комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее - ЛенРТК) принят приказ N 608-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2018 года N 470-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов" (далее - Приказ N 608-п).
Согласно приложению 1 Приказа N 608-п тариф на тепловую энергию, одноставочный, на первое полугодие 2021 г. составляет 2480 руб./Гкал, на второе полугодие 2021 г. - 2559, 63 руб./Гкал.
Согласно приложению 2 Приказа N 608-п тариф на горячую воду на первое полугодие 2021 г. составляет 36, 74 руб./куб. м. (компонент на теплоноситель) и 2480 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию, одноставочный), на второе полугодие 2021 г. - 38, 02 руб./куб. м. (компонент на теплоноситель) и 2559, 63 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию, одноставочный)
Приказ N 608-п опубликован 11.01.2021 на официальном интернет-сайте http://tariflenobl/ru.
ОАО "Тепловые сети" обратилось в суд с административным исковым заявлением и, с учетом уточнения предмета административного искового заявления, просило признать недействующим со дня официального опубликования Приказ N 608-п в части установленного на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в Приложение 1 тарифа на тепловую энергию, в Приложение 2 тарифа на горячую воду.
В обоснование заявленных требований указано, что ЛенРТК необоснованно снизил размер затрат по ряду статей расходов, что привело к установлению тарифа на тепловую энергию и горячую воду в экономически необоснованном размере. Корректировка тарифа, в связи с признанием недействующим приказа ЛенРТК от 01.02.2019 N 29-п, произведена не в полном объеме, что повлекло занижение необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 8901, 92 тыс. руб. В составе НВВ не учтены выпадающие доходы в размере 28600, 23 тыс. руб, так как не произведена корректировка НВВ в соответствии с требованиями п. 12, 52 Методических указаний N 760-э. Не произведена корректировка НВВ в связи с не включением в тариф 2019 г. расчетной предпринимательской прибыли в размере 41880, 76 тыс. руб.
В письменных возражениях административным ответчиком указано, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению. Решением суда было установлено, что при расчете НВВ на 2019 г..ЛенРТК необоснованно исключил экономически обоснованные расходы по статьям затрат "резервная заработная плата на 2106 г.." в размере 11894 тыс. руб. и "внереализационные расходы" в размере 248, 17 тыс. руб. Во исполнение решения суда указанные расходы включены в НВВ 2021 в размере 37200, 06 тыс. руб. (с учетом индексации). Не обоснован довод о том, что при определении НВВ 2021 ЛенРТК надлежало пересмотреть величину расходов на оплату труда (в составе операционных расходов) за 2016 - 2018 гг, а также величину отчислений на социальные нужды за 2016 - 2018 гг. Судебные акты лишь констатируют факт несоответствия представленного ОАО "Тепловые сети" расчета численности административно-управленческого персонала. ЛенРТК проведен анализ фактических экономически обоснованных расходов на оплату труда административно-управленческого персонала на 2016 г. и установлено, что выпадающих доходов по указанной статье не имеется. В судебных актах не было указано на перерасчет величины нормативного уровня прибыли за 2016 г. в связи с включением в НВВ 2021 г..экономически обоснованных расходов, не учтенных на 2016 г. В связи с уменьшением объема полезного отпуска товарной продукции за 2019 г. ОАО "Тепловые сети" недополучены средства на возврат инвестиций, которые подлежат возмещению в будущих периодах регулирования. Вместе с тем, на корректировку инвестиционной программы на 2021 г. в целях учета выпадающих доходов на возврат инвестиций ОАО "Тепловые сети" не претендовало, а право на включение указанных доходов в НВВ носит заявительный характер. ОАО "Тепловые сети" в заявке отразила общую сумму выпадающих доходов за 2019 г. в размере 142512, 58 тыс. руб, без указания расшифровки расчета выпадающих доходов на сумму 28600, 23 тыс. руб.
Методическими указаниями корректировка планового значения расчетной предпринимательской прибыли не предусмотрена.
Участвующий в судебном заседании представитель административного истца Маковская И.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительно представленных письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика Морозова Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах.
Участвующий в деле прокурор отдела прокуратуры Ленинградской области Чигаркина Е.Н. в заключение указала, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).
Согласно пунктов 4 и 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Статьей 7 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесено установление тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона.
В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274.
К полномочиям ЛенРТК в сфере теплоснабжение отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и(или) максимальным) уровнями указанных тарифов, тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (п. 2.2.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).
Судом установлено, что 30.04.2020 в ЛенРТК поступило заявление ОАО "Тепловые сети" о корректировке тарифов на 2021 г. с предложением установить тариф на тепловую энергию на первое полугодие 2021 г. в размере 3317, 96 руб./Гкал, на второе полугодие 2021 г. в размере 2988, 70 руб./Гкал.
16.12.2020 ОАО "Тепловые сети" направило в ЛенРТК замечания на проект решения об установлении тарифов.
Предложение ОАО "Тепловые сети" о размере тарифа проанализировано экспертами ЛенРТК и выводы изложены в экспертном заключении от 17.12.2020.
18.12.2020 правлением ЛенРТК рассмотрен вопрос о внесении изменений в приказ ЛенРТК от 19.12.2018 N 470-п и председателем ЛенРТК подписан Приказ N 608-п, который 11.01.2021 опубликован на официальном интернет-сайте http://tarif.lenobl/ru.
Следовательно, оспариваемый Приказ N 608-п принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административным истцом не оспаривается.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях и включающей в том числе показатель отклонения объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.
Согласно п. 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с п. 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по формуле (20).
Одним из слагаемых указанной формулы является корректировка НВВ по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний.
В п. 12 Методических указаний указано, что в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Согласно п. 52 Методических указаний размер корректировки НВВ, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (), рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
Уменьшаемым в формуле (22) является фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 настоящих Методических указаний.
Вычитаемым в формуле (22) является выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.
В соответствии с пунктом 55 Методических указаний НВВ, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, рассчитывается с учетом пунктов 29 - 31 Основ ценообразования по формуле 26 Методических указаний.
Судом установлено, что с заявлением от 30.04.2020 ОАО "Тепловые сети" представило расчет выпадающих доходов за фактически завершенный период регулирования доходов, которые выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности, на сумму "- 196174, 30 тыс. руб.".
16.12.2020 ОАО "Тепловые сети" направило в ЛенРТК возражения на проект калькуляции тарифов на 2021 в которых просило учесть в строке "Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов, от значений, учтенных при установлении тарифов" сумму в размере 238, 1 млн. руб.
В качестве обоснования учета корректировки в размере 238, 1 млн. руб. ОАО "Тепловые сети" в возражениях указало, что снижение объема отпущенной тепловой энергии, применение заведомо убыточного тарифа, привело к убытку, который составил 196, 2 млн. руб. Кроме убытков Общества, полученных в результате неправомерного пересмотра тарифа на 2019 г. и снижения объема отпущенной тепловой энергии, в тариф на 2019 г. не была принята предпринимательская прибыль в размере 41, 9 млн. руб. Расчет тарифа без учета предпринимательской прибыли не обоснован, так как предприятие владеет объектами теплоснабжения на основании договоров аренды, заключенных на срок более 3 лет.
В экспертном заключение указано, что по результатам деятельности по отпуску тепловой энергии за 2019 г. ОАО "Тепловые сети" предъявлен к включению в НВВ 2021 г. недополученный доход в размере 196174, 30 тыс. руб. В качестве аргумента о необходимости включения данной суммы в НВВ 2021 г. ОАО "Тепловые сети" ссылается на решение Ленинградского областного суда от 21.01.2020 о признании недействующим приказа ЛенРТК от 01.02.2019 N 19-п со дня вступления решения суда в законную силу. ЛенРТК не включил в НВВ 2021 г. указанные средства на основании результатов анализа хозяйственной деятельности предприятия за 2019 г, сроков вступления в законную силу решения суда, учета анализ деятельности предприятия за период 2016 - 2018 гг, отраженного в предписании ФАС России от 29.12.2018.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 1 февраля 2019 г. N 29-п"
В таблице 14 экспертного заключения указано, что ОАО "Тепловые сети" предложило корректировку НВВ в размере 196174, 30 руб, а ЛенРТК принял корректировку НВВ в размере 37200, 06 тыс. руб.
Из протокола правления ЛенРТК от 18.12.2020 следует, что ОАО "Тепловые сети" предлагало утвердить НВВ в размере 1702119, 94 тыс. руб, а ЛенРТК признал экономически обоснованной НВВ в размере 1355116, 93 тыс. руб. В НВВ ОАО "Тепловые сети" предлагало учесть, в том числе, корректировку НВВ в размере 196174, 30 тыс. руб. и расчетную предпринимательскую прибыль в размере 111317, 66 тыс. руб. ЛенРТК учло в НВВ корректировку НВВ в размере 37200, 06 тыс. руб. и расчетную предпринимательскую прибыль в размере 39862, 83 тыс. руб.
В протоколе правления ЛенРТК от 18.12.2020 указано, что во исполнение судебных актов, которыми незаконно исключенными из состава НВВ признаны только внереализационные расходов и резервная плата, ЛенРТК учел вышеуказанные средства (с учетом индексации на 2017 и 2018 гг.) в НВВ 2021 в размере 37200, 06 тыс. руб.
Судом установлено, что в экспертном заключении ЛенРТК отсутствуют расчеты по формулам 20 и 22, на необходимость применения которых указано в Методических указаниях.
Согласно пп. "а" п. 29 Правил регулирования экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат.
В нарушение указанных требований в экспертном заключение отсутствует расчет размера корректировки НВВ, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.
Доводы административного ответчика о том, что ОАО "Тепловые сети" не заявляло об учете выпадающих доходов, связанных с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, опровергается материалами административного дела.
В пп."з" п. 16 Правил регулирования указано, что к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагается расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, а также на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов (если иное не предусмотрено методом регулирования тарифов).
Согласно п. 57 Методических указаний при формировании НВВ регулируемой организации методом индексации установленных тарифов используются материалы в соответствии с перечнем, установленным пунктом 3 приложения 3 к настоящим Методическим указаниям.
ОАО "Тепловые сети" с предложением об установлении тарифа представило в ЛенРТК представило расчет необходимой валовой выручки методом индексации установленных тарифов, в котором привела сведения о размере корректировки, с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.
Доводы административного ответчика о том, что возмещение выпадающих доходов связанных с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, возможно путем внесения изменений в инвестиционную программу организации основаны на неправильном применении положений п. 12 Методических указаний.
Поскольку ЛенРТК при расчете НВВ ОАО "Тепловые сети" на 2021 не произведен расчет выпадающих доходов связанных с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то оспариваемый нормативный правовой акт нельзя признать соответствующим пунктам 12 и 52 Методических указаний.
Кроме того, суд признает обоснованными доводы административного истца о необходимости учета в составе НВВ 2021 признанных ранее судом необоснованно исключенными расходов на внереализационные расходов и резервную заработную плату с учетом нормативной прибыли исходя из того, что ранее в НВВ нормативная прибыль была рассчитана без учета расходов на внереализационные расходов и резервную заработную плату.
Согласно пп. "л" п. 32 Правил регулирования протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.
Вышеуказанным требованиям протокол заседания правления ЛенРТК не соответствует, поскольку в нем не приведено оснований отказа во включении в НВВ 2021 выпадающих доходов ОАО "Тепловые сети", связанных с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим.
Доводы административного истца о том, что в составе НВВ 2021 необходимо было учесть расчетную предпринимательскую прибыль, ранее не учтенную ЛенРТК в НВВ 2019, судом отклоняются, поскольку в указанной части приказ ЛенРТК о размере тарифа на 2019 ранее не оспаривался и незаконным не признавался.
Поскольку ЛенРТК не вправе пересматривать ранее принятые тарифные решения по своей инициативе, то вопреки позиции административного истца, у ЛенРТК отсутствовали законные основания для включения в НВВ 2021 расчетной предпринимательской прибыли, ранее не учтенной при установлении тарифа на 2019 г.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку ЛенРТК рассчитал НВВ ОАО "Тепловые сети" на 2021 г. с нарушением требований действующего законодательства, в том числе пунктов 12 и 52 Методических указаний, что повлекло установление НВВ не в экономически обоснованном размере и привело к неправильному определению размера тарифа, то у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим суд, руководствуясь ст. 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 38 Постановления от 25.12.2018 N 50, приходит к выводу о признании его недействующим с даты принятия.
Частью 4 статьи 216 КАС РФ определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства, а также разъяснения, содержащиеся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", суд полагает необходимым возложить на ЛенРТК обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий Приказ N 608-п в признанной судом недействующей части.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление открытого акционерного общества "Тепловые сети" удовлетворить.
Признать недействующим с даты принятия приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18 декабря 2020 N 608-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2018 года N 470-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов" в части указанного в приложение 1 тарифа на тепловую энергию на первое и второе полугодие 2021 г. и в приложение 2 тарифа на горячую воду на первое и второе полугодие 2021 г.
Возложить на комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18 декабря 2020 N 608-п.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья |
С.Г. Ночевник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 22 июля 2021 г. по делу N 3а-288/2021
Текст решения опубликован не был