Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 ноября 2021 г. N 5.1-01/2787
по проекту федерального закона N 1171868-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации ", принятому Государственной Думой 11 ноября 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (законопроект N 1171868-7) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 14 мая 2021 года и направлен на уточнение отдельных положений главы 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" и главы 20.1 "Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Федеральным законом уточняются положения Налогового кодекса об установлении в целях автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями) обязанности организаций финансового рынка по представлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, в отношении которых выявлено, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий).
При этом Федеральным законом устанавливается, что в случае если клиенты, выгодоприобретатели и (или) лица, прямо или косвенно их контролирующие, которые являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий) не выявлены, организация финансового рынка обязана также представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, информацию о невыявлении таких клиентов, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих.
Согласно Федеральному закону условия, порядок и сроки представления информации организацией финансового рынка, ее состав устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Федеральным законом уточняются положения статьи 129.7 Налогового кодекса об ответственности организаций финансового рынка за непредставление (представление неполной или недостоверной) информации, а также Налоговый кодекс дополняется новой статьей 129.7-1, устанавливающей ответственность клиентов организации финансового рынка за представление неполной или недостоверной информации, запрашиваемой организацией финансового рынка, в отношении самого себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
В соответствии со статьей 2 Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Положения пунктов 3 и 4 статьи 129.7 и статьи 129.7-1 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона) применяются к правоотношениям, связанным с привлечением организаций финансового рынка и клиентов таких организаций к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с представлением ими информации за периоды начиная с 1 января 2022 года.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "и" (установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации) статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 26 ноября 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.