Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 ноября 2021 г. N 5.1-01/2810
по проекту федерального закона N 1258306-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году", принятому Государственной Думой 17 ноября 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1258306-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2021 года. При принятии законопроекта Государственной Думой во втором чтении в его текст были внесены поправки, устанавливающие новое правовое регулирование.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования бюджетных правоотношений, в том числе на закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) положений, которые ранее предусматривались в рамках отдельных федеральных законов.
Федеральный закон (пункты 4, 5 статьи 1) предусматривает корректировку отдельных нормативов налоговых доходов. Так, в связи с изменением условий налогообложения металлургической отрасли и угольной промышленности устанавливаются отдельные нормативы:
по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в виде угля коксующегося: в федеральный бюджет - 70 процентов, в региональные бюджеты - 30 процентов;
по НДПИ в виде железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов): в федеральный бюджет - 83 процента, в региональные бюджеты - 17 процентов;
по НДПИ в виде апатит-магнетитовых, апатит-штаффелитовых и маложелезистых апатитовых руд: в федеральный бюджет - 83 процента, в региональные бюджеты - 17 процентов;
по НДПИ в виде многокомпонентной комплексной руды, в отношении которой при налогообложении установлен коэффициент, характеризующий стоимость ценных компонентов в руде: в федеральный бюджет - 83 процента, в региональные бюджеты - 17 процентов;
по акцизу на сталь жидкую: в федеральный бюджет - 83 процента, в региональные бюджеты - 17 процентов.
Наряду с этим из-за неравномерной динамики налоговых поступлений, вызванной резкими колебаниями цены на нефть, из доходной базы региональных бюджетов исключаются акцизы на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации. Указанные доходы по нормативу 100 процентов будут зачисляться в федеральный бюджет (в настоящее время акцизы на средние дистилляты распределяются между федеральным и региональными бюджетами в равных долях).
При этом в целях компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации уменьшается с 20 до 16 процентов норматив зачисления в федеральный бюджет акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, производимую на территории Российской Федерации, с одновременной передачей 4 процентов указанных доходов на региональный уровень.
Федеральным законом (пункт 31 статьи 1) уточняется механизм "бюджетного правила". Так, уровень первичного структурного дефицита, используемого для расчета предельных расходов федерального бюджета, закрепляется не в фиксированном размере, а исходя из процентного соотношения к объему ВВП (0,5 процентов).
Федеральным законом (пункты 16, 17 статьи 1, статья 2) регулируются вопросы, касающиеся средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ). Так, во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N Пр-1835 предусматривается повышение с 7 до 10 процентов объема ВВП порогового значения размера ликвидных средств ФНБ с одновременной возможностью направлять средства ФНБ в отдельные самоокупаемые инфраструктурные проекты, в том числе включенные после 1 октября 2021 года в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, в объеме до 2 500 млрд. рублей.
Кроме того, в Бюджетном кодексе закрепляется положение о возможности использования (в размере до 1 процента объема ВВП) Правительством Российской Федерации средств ФНБ сверх объема, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете, в случае снижения цен на нефть ниже базового уровня, определяемого в соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса (ранее указанная норма предусматривалась на 2020 и 2021 годы). Пролонгируется еще на один год (до 1 февраля 2025 года) действие положений о направлении доходов от управления средствами ФНБ на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
В целях обеспечения оперативности исполнения федерального бюджета в статье 217 Бюджетного кодекса закрепляются дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, в том числе: в случае перераспределения бюджетных ассигнований на увеличение резервного фонда Правительства Российской Федерации, между госпрограммами и (или) их структурными элементами в пределах 10 процентов средств, между объектами капитальных вложений без выделения новых объектов. Одновременно с этим закрепляются положения об осуществлении парламентского контроля Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде (пункт 32 статьи 1 Федерального закона).
Федеральный закон содержит меры, направленные на поддержку региональных и местных бюджетов.
В частности, закрепляется положение о ежегодной индексации на уровень инфляции объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в очередном финансовом году по сравнению с текущим финансовым годом. Устанавливается возможность превышения ограничений по размеру государственного долга субъекта Российской Федерации на сумму предоставленных из федерального бюджета инфраструктурных бюджетных кредитов; снимаются ограничения по размещению регионами средств на банковских депозитах в отношении инфраструктурных бюджетных кредитов, а также случаев реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам (пункты 12, 20, 22 статьи 1 Федерального закона).
Для регионов и муниципальных образований в 2022 году сохраняется право превышать ограничения по размеру дефицита бюджета и объему государственного (муниципального) долга на сумму расходов, направляемых на мероприятия по борьбе с новой коронавирусной инфекцией (части 11, 12 статьи 10 Федерального закона).
Федеральный закон (пункты 1, 21, 24 статьи 1) закрепляет в Бюджетном кодексе положения, касающиеся порядка предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на материальное обеспечение сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников.
Федеральный закон (части 15 - 18 статьи 10) устанавливает ряд особенностей формирования и исполнения в 2022 году бюджета федеральной территории "Сириус".
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
При этом следует отметить, что Федеральный закон (пункт 3 статьи 1) устанавливает в статье 28 Бюджетного кодекса новый принцип бюджетной системы Российской Федерации - принцип участия граждан в бюджетном процессе. Однако в отличие от всех остальных установленных принципов бюджетной системы Российской Федерации содержание нового принципа в Бюджетном кодексе не раскрывается.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон согласно статье 11 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование), "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктами "а" (федеральный бюджет), "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 1 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.