Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 ноября 2021 г. N 5.1-01/2804
по проекту федерального закона N 1141868-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 ноября 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1141868-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 2 апреля 2021 года и предусматривал распространение института "единого налогового платежа" на организации и индивидуальных предпринимателей.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении было изменено его наименование и уточнен предмет правового регулирования.
Федеральным законом Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) дополняется, в частности, новой статьей 45.2, которой вводится понятие единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя (далее - единый налоговый платеж) и устанавливается особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее - особый порядок уплаты (перечисления) налогов).
Единым налоговым платежом признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства организацией, индивидуальным предпринимателем в счет исполнения обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента по уплате (перечислению) налогов (за исключением уплачиваемых физическими лицами налогов, указанных в статье 45.1 Налогового кодекса, в частности, налога на доходы физических лиц, транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц), авансовых платежей, сборов (за исключением государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ), страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов.
Согласно Федеральному закону организации и индивидуальные предприниматели будут иметь право с 1 июля по 31 декабря 2022 года (включительно) применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов посредством перечисления в бюджетную систему Российской Федерации единого налогового платежа.
Особый порядок уплаты (перечисления) налогов вправе применять организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществили совместную сверку с налоговыми органами расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, по результатам которой не имеется разногласий, и подали в налоговый орган заявление о применении особого порядка уплаты (перечисления) налогов с 1 по 30 апреля 2022 года (включительно), но не позднее одного месяца после осуществления совместной сверки.
Федеральным законом устанавливается обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих особый порядок уплаты (перечисления) налогов представлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов не позднее чем за пять дней до установленного срока уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов.
Также Федеральным законом устанавливается последовательность зачета денежных средств, признаваемых в качестве единого налогового платежа (недоимки - начиная с наиболее ранней даты ее выявления; налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов - с даты возникновения обязанности по их уплате на основании налоговых деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов; пеней; процентов; штрафов). При этом не определяются сроки осуществления налоговыми органами зачета денежных средств, а также не устанавливается обязанность налоговых органов об уведомлении налогоплательщика об осуществлении зачета.
Согласно Федеральному закону в случае, если при осуществлении зачета остатка денежных средств, признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, зачет осуществляется в соответствии с указанной последовательностью пропорционально суммам таких обязанностей. Данное правило применяется также в случае недостаточности остатка денежных средств, признаваемых в качестве единого налогового платежа для исполнения обязанностей по уплате пеней, штрафов, процентов.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
В соответствии со статьей 2 Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "и" (установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации) статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования.
Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 1 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.