Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 ноября 2021 г. N 5.1-01/2816
по проекту федерального закона N 1258307-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 18 ноября 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (законопроект N 1258307-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2021 года в целях увеличения поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и предусматривал внесение в отдельные главы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) изменений, касающихся акцизов, налога на доходы физических лиц, государственной пошлины, налога на добычу полезных ископаемых.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении был расширен предмет его правового регулирования. Законопроект дополнен положениями, касающимися в том числе налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, страховых взносов.
Федеральным законом в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса вносятся изменения, предусматривающие определение налоговой базы, применение расчетной налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации приобретенных у физических лиц для перепродажи мотоциклов по аналогии с автомобилями. Уточняются положения, касающиеся возможности подтверждения после 31 декабря 2021 года права на освобождение от НДС в отношении медицинских изделий при представлении регистрационного удостоверения на такое медицинское изделие, выданного как в соответствии с правом Евразийского экономического союза, так и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изменения в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса предусматривают отнесение к подакцизным товарам стали жидкой. Объектом налогообложения будет являться использование организацией стали жидкой для получения продуктов (полупродуктов) металлургического производства (в том числе блюмов, слябов, других заготовок) путем литья. Доходы от акциза на сталь жидкую будут зачисляться в федеральный и региональные бюджеты по нормативам 83 и 17 процентов соответственно.
При этом в сопроводительных материалах к соответствующему законопроекту Правительством Российской Федерации не были приведены какие-либо расчеты и обоснования введения данного акциза, а также предлагаемого подхода к определению ставки акциза исходя из средней экспортной цены на слябы. В связи с этим отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении сталь жидкая, выплавляемая в мартеновских, индукционных и (или) электрических сталеплавильных печах, при условии, если доля массы лома черных металлов в общей массе сырья, использованного для производства стали, за налоговый период составляет не менее 80 процентов, была выделена в качестве самостоятельного подакцизного товара. В отношении такой стали Федеральным законом устанавливается особая формула расчета ставки акциза, а также предусматриваются основания для освобождения организаций от обложения акцизом.
В целях приведения в соответствие с федеральными законами от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" уточняется терминология Налогового кодекса, в частности, вводятся термины "плодовые сброженные материалы", "вино наливом", "крепленое (ликерное) вино", "крепленое вино наливом" "плодовое сусло", "плодовая алкогольная продукция".
Федеральным законом предусматривается внесение в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса изменений, устанавливающих новые льготы по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в виде освобождения от его уплаты доходов, полученных налогоплательщиком в виде грантов, премий, призов и (или) подарков в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных организаторами таких мероприятий. Устанавливается, что доход от продажи объекта недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома или доли в праве собственности на жилое помещение освобождается от обложения НДФЛ независимо от срока его нахождения в собственности налогоплательщика, если налогоплательщик и (или) его супруг (супруга) являются родителями (усыновителями) не менее двух детей, не достигших возраста 18 лет (24 лет, если дети являются обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность), или налогоплательщик является одним из указанных детей.
Федеральным законом вносятся изменения в главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса, предусматривающие, что в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не включаются доходы в виде субсидий (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученных из федерального и (или) регионального бюджетов в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.
Федеральным законом вносятся изменения в главу 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса, устанавливающие государственную пошлину за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий при предоставлении, переоформлении и подтверждении разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro.
Изменения в главу 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса предусматривают уточнение подходов к обложению налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) товарных руд черных металлов, многокомпонентных комплексных руд с содержанием меди, никеля, металлов платиновой группы, добываемых на территории Красноярского края, коксующегося угля, а также калийных солей, апатит-нефелиновых, апатит-штаффелитовых, апатитовых и фосфоритовых руд.
Предусмотренные Федеральным законом изменения в Налоговый кодекс приведут к уменьшению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации за счет снижения поступлений от налога на прибыль организаций. Соответствующая компенсация регионам предусматривается в Бюджетном кодексе Российской Федерации за счет уточнения нормативов распределения отдельных доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
В соответствии со статьей 3 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) и "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается федеральных налогов и сборов и финансового регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 2 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.