Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Анализ сферы реализации стратегического проекта и характеристика проблемы
Формирование подходов к управлению земельным фондом крупных городов с целью обеспечения рационального использования земель, их охраны, защиты прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, устойчивого развития городов в условиях кардинального изменения социально-экономических условий - одна из наиболее сложных проблем в современной России.
Каждый год на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации принимается большое количество нормативно-правовых актов, направленных на создание и совершенствование условий развития земельных отношений.
Основными направлениями муниципальной политики по управлению земельным фондом муниципального образования "город Екатеринбург" являются:
увеличение поступлений в муниципальный бюджет за счет эффективного управления земельными ресурсами;
повышение эффективности использования земельных участков за счет принятия мер экономического характера;
вовлечение земель в гражданский оборот;
совершенствование процедуры образования земельных участков;
обеспечение прав граждан и юридических лиц на доступ к информации в сфере земельных отношений и градостроительной деятельности;
совершенствование процедуры предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам;
обеспечение гарантий прав на землю и защита прав и законных интересов собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков;
совершенствование муниципального земельного контроля;
совершенствование взаимодействия с органами государственной власти в сфере управления земельным фондом, а также при предоставлении муниципальных услуг в области земельных отношений.
Стратегический проект "Городская земля" реализуется с 2006 года, актуализирован в 2015 году.
Подводя итоги реализации Стратегического проекта "Городская земля" за 2015 - 2020 годы, можно выявить положительную динамику показателей реализации проекта.
Общая площадь территории муниципального образования "город Екатеринбург" составляет 114 289 гектаров, в том числе площадь земельных участков, учтенных в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), - 106 004 гектара, в отношении 7 процентов земель не осуществлен государственный кадастровый учет, следовательно, эти земли не вовлечены в хозяйственный оборот.
При этом, по сведениям Росреестра, в отношении 4 процентов земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, права не зарегистрированы. Проводится работа по выявлению землепользователей таких земельных участков, начислению им платы за фактическое пользование и понуждению к оформлению прав.
Следует отметить, что все земли в границах муниципального образования являются землями населенных пунктов, кадастровая стоимость которых выше кадастровой стоимости земель иных категорий, что приносит экономический эффект в виде увеличения доходов муниципального бюджета от поступления арендной платы за землю и земельного налога.
Таблица 3
Изменение структуры земель муниципального образования "город Екатеринбург" по видам разрешенного использования
Вид разрешенного использования |
Площадь |
|||
2015 год |
2020 год |
|||
га |
% |
га |
% |
|
Земли жилой застройки |
7 954 |
6,9 |
8 768 |
7,7 |
Земли общественно-деловой застройки |
6 387 |
5,6 |
6 457 |
5,7 |
Земли промышленности |
8 085 |
7,1 |
8 092 |
7,1 |
Земли общего пользования |
3 188 |
2,8 |
3 495 |
3,0 |
Земли транспорта, связи, инженерных коммуникаций |
4 313 |
3,8 |
4 583 |
4,0 |
Земли сельскохозяйственного использования |
24 558 |
21,5 |
22 769 |
19,9 |
Земли, занятые особо охраняемыми территориями и объектами |
2 199 |
1,9 |
7 688 |
6,7 |
Земли лесничеств и лесопарков |
41 928 |
36,7 |
37 807 |
33,1 |
Земли под водными объектами |
7 562 |
6,6 |
7 562 |
6,6 |
Земли под военными и иными режимными объектами |
4 783 |
4,2 |
4 786 |
4,2 |
Земли под объектами иного специального назначения |
1 141 |
1,0 |
1 141 |
1,0 |
Земли, не вовлеченные в градостроительную или иную деятельность |
2 191 |
1,9 |
1 141 |
1,0 |
Всего земель в границах муниципального образования "город Екатеринбург" |
114 289 |
100,0 |
114 289 |
100,0 |
В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 01.01.2021 на территории муниципального образования "город Екатеринбург" насчитывается 128 052 земельных участков, из них в отношении 104 218 участков (81,4 процента) установлены границы в соответствии с требованиями земельного законодательства. В таблице 4 указано количество земельных участков, образованных за счет средств бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" за период с 2014 по 2020 год.
По состоянию на 01.01.2021 возникло право муниципальной собственности на 3547 земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
По предварительным подсчетам, в связи с применением упрощенной процедуры разграничения государственной собственности на землю у муниципального образования "город Екатеринбург" дополнительно возникнет право собственности более чем на 1 000 земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", а также на земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления, казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления.
Таблица 4
Образование земельных участков на территории муниципального образования "город Екатеринбург" за счет средств муниципального бюджета в 2014 - 2020 годах
Количество образованных земельных участков |
Год |
Итого |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Количество земельных участков, предоставленных муниципальным учреждениям, находящихся в муниципальной собственности |
71 |
82 |
60 |
67 |
50 |
55 |
75 |
460 |
Количество земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования "город Екатеринбург" |
169 |
139 |
125 |
80 |
108 |
100 |
144 |
865 |
Одним из основных направлений муниципальной политики по управлению земельным фондом муниципального образования "город Екатеринбург" является вовлечение земель в гражданский оборот и совершенствование процедуры предоставления земельных участков. Количество заключенных договоров купли-продажи земельных участков в 2014 году составило 566 единиц, в 2020 году - 419 единиц; количество договоров аренды земельных участков в 2014 году - 206 единицы, в 2020 году - 480 единиц (таблица 5). Снижение количества заключаемых договоров аренды и купли-продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, связано с тем, что закончился период выкупа по льготной цене земельных участков, ранее принадлежащих юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также на законодательном уровне закреплено правило о предоставлении земельных участков в аренду под строительство только по результатам проведения процедуры торгов.
Таблица 5
Количество заключенных договоров купли-продажи и аренды земельных участков, находящихся в муниципальной и неразграниченной формах собственности, с 2014 по 2020 год
Показатель |
Годы |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Количество договоров купли-продажи земельных участков, единиц, в том числе заключенных |
566 |
540 |
605 |
432 |
357 |
401 |
419 |
Администрацией города Екатеринбурга |
4 |
3 |
2 |
11 |
15 |
8 |
6 |
Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области |
562 |
537 |
603 |
421 |
342 |
393 |
413 |
Количество договоров аренды земельных участков, единиц, в том числе заключенных |
206 |
414 |
416 |
367 |
538 |
428 |
480 |
Администрацией города Екатеринбурга |
63 |
98 |
105 |
85 |
77 |
65 |
60 |
Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области |
143 |
316 |
311 |
282 |
461 |
363 |
420 |
С 17.05.2013 по настоящее время полномочия по распоряжению земельными участками в границах муниципального образования "город Екатеринбург", государственная собственность на которые не разграничена, переданы Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО).
Кроме того, на территории муниципального образования имеются земли бывшего лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности и не переданные в установленном порядке в муниципальную собственность, что значительно замедляет включение указанных земельных участков в гражданский оборот, их эффективное использование.
До 01.01.2019 Земельным комитетом Администрации города Екатеринбурга осуществлялся учет граждан, нуждающихся в получении земельных участков с разрешенным использованием "садовые и огородные земельные участки".
За период с 2013 по 2018 год общее количество граждан, нуждающихся в получении указанных выше земельных участков, составило 2218 человек, что свидетельствует о достаточно высоком спросе населения на земельные участки для ведения садоводства и огородничества, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы от 19.06.2018 N 22/83 "Об утверждении Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на территории муниципального образования "город Екатеринбург" ведение садоводства и огородничества предусмотрено в территориальных зонах СХ-1 и СХ-3.
Однако в указанных территориальных зонах отсутствуют свободные земельные участки, которыми могла бы распорядиться Администрация города Екатеринбурга в рамках полномочий, определенных статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (находящихся в муниципальной собственности).
Между Администрацией города Екатеринбурга и МУГИСО осуществляется взаимодействие по реализации прав граждан, поставленных в очередь на получение садовых и огородных земельных участков. Так, Администрация города Екатеринбурга изыскивает земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные в территориальных зонах СХ-1 и СХ-3 и свободные от прав третьих лиц, далее с согласия граждан формируется некоммерческое товарищество. МУГИСО организует образование земельных участков и их государственный кадастровый учет, а также дальнейшее предоставление земельных участков некоммерческой организации граждан, созданной из очередников в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
По состоянию на 01.01.2021 в границах муниципального образования "город Екатеринбург" расположено 100 049 земельных участков общей площадью 9 592 гектара, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества, личного подсобного хозяйства, а также для индивидуального жилищного строительства (таблица 6).
Таблица 6
Сведения о земельных участках, предоставленных гражданам, по состоянию на 01.01.2021
Цели предоставления земельных участков |
Сведения, содержащиеся в ЕГРН |
|
количество земельных участков |
площадь, га |
|
Личное подсобное хозяйство |
6 108 |
1 003 |
Садоводческое объединение |
65 662 |
4 833 |
Огородническое объединение |
140 |
37 |
Дачное объединение |
1 457 |
518 |
Индивидуальное жилищное строительство |
26 682 |
3 201 |
Итого |
100 049 |
9 592 |
Законодательством установлен упрощенный порядок оформления права собственности на земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на объекты недвижимости, возведенные на таких земельных участках (дачная амнистия).
Федеральным законом от 08.12.2020 N 404-ФЗ "О внесении изменений в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" дачная амнистия продлена до 01.03.2026.
Федеральным законом от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.09.2026 гражданин, использующий капитальный гараж, возведенный до 30.12.2004, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, на котором он расположен. Гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо представлять из себя отдельно стоящие объекты капитального строительства.
В целях эффективного регулирования земельных отношений и успешного привлечения инвесторов необходимо ликвидировать дефицит информации об объектах, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и участвующих в градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности. Для этого в 2007 - 2010 годы создана информационная система обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД), которая позволила автоматизировать весь процесс регулирования застройки муниципального образования "город Екатеринбург" и стала основой муниципальной географической информационной системы (МГИС Екатеринбург). МГИС Екатеринбург является основным инструментом комплексного управления территорией, который обеспечивает информационную поддержку различных сфер муниципального управления, в том числе сферы градостроительства и регулирования земельных отношений (таблица 7).
Таблица 7
Предоставление сведений из ИСОГД в 2014 - 2020 годах
Показатель |
Годы |
Итого |
||||||
2014* |
2015* |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Количество исполненных запросов о предоставлении сведений из ИСОГД, единиц |
4110 |
3497 |
3669 |
4535 |
4590 |
5019 |
11652 |
37072 |
Доходы в муниципальный бюджет, поступающие от предоставления сведений из ИСОГД, тысяч рублей |
5000 |
2906 |
3398 |
3788 |
4038 |
3466 |
3705 |
26301 |
* Сокращение доходов в муниципальный бюджет, поступающих от предоставления сведений из ИСОГД, с 2015 года объясняется увеличением количества запросов, поступающих через МУГИСО, которые предоставляются бесплатно. Уменьшение количества запросов, поступающих напрямую в адрес Администрации города Екатеринбурга в лице Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений, объясняется тем, что большой объем запрашиваемой информации включается в один запрос. |
Поступления от взимания земельного налога и арендной платы, продажи земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков становятся одним из основных источников доходов муниципального бюджета. Поэтому управление земельными ресурсами муниципального образования "город Екатеринбург" в области их использования и охраны предполагает и получение максимальной экономической отдачи от использования земли через установление земельных платежей в интересах всего населения муниципального образования.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с 01.01.2014 доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, а также доходы от их продажи не являются доходами бюджетов субъектов Российской Федерации и зачисляются в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов по нормативу, составляющему 100 процентов.
С 2014 года по 2019 год сумма поступлений в муниципальный бюджет (земельный налог, арендная плата, поступления от продажи земельных участков, поступления от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков и договоров о развитии застроенных территорий) увеличилась с 5 562 миллионов рублей до 5 973 миллионов рублей.
В 2020 году отмечается снижение объема доходов по земельному налогу и арендной плате по сравнению с 2019 годом в связи ухудшением общей экономической ситуации в стране в связи с распространением коронавирусной инфекции. Так, в рамках реализации Указа Губернатора Свердловской области от 29.04.2020 N 221-УГ "О предоставлении мер имущественной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Свердловской области" и Постановления Администрации города Екатеринбурга от 29.04.2020 N 817 "О мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в виде отсрочки внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" в 2020 году заключено 240 дополнительных соглашений о предоставлении отсрочки по внесению арендной платы. Снижение поступлений в бюджет города по арендной плате также связано с изменением порядка учета платы за размещение нестационарных торговых объектов.
Общий объем поступлений в муниципальный бюджет в отчетном периоде 2014 - 2020 годов составил 38 971 миллион рублей (таблица 8).
Таблица 8
Поступления от взимания земельных платежей в муниципальный бюджет с 2014 по 2020 год
Наименование дохода |
Год |
Итого |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Земельный налог, млн руб. |
2 311 |
2 246 |
2 113 |
3049* |
3 302 |
3 329 |
3 179 |
19 529 |
Арендная плата, млн руб. |
2 341 |
2 316 |
2 353 |
2 381 |
2 145 |
2 322 |
2 129 |
15 987 |
Аукционы, в том числе |
388 |
267 |
21 |
- |
- |
- |
- |
676 |
по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, млн руб. |
276 |
48 |
- |
- |
- |
- |
- |
324 |
по продаже права на заключение договоров о развитии застроенных территорий, млн руб. |
112 |
219 |
21 |
- |
- |
- |
- |
352 |
Продажа земельных участков (администрируемых Земельным комитетом), млн руб. |
613 |
468 |
320 |
288 |
476 |
321 |
293 |
2 779 |
Итого, млн руб. |
5 652 |
5 297 |
4 807 |
5 718 |
5 923 |
5 973 |
5 601 |
38 971 |
Доля доходов от земельных платежей в общей сумме налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования "город Екатеринбург", % |
31,0 |
29,3 |
27,1 |
29,6 |
28,4 |
23,1 |
22,1 |
27,2 |
* Увеличение суммы поступлений земельного налога в 2017 году связано с внесением изменений (в ноябре 2016 года) в Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (исключены пункты, предусматривающие освобождение муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, а также федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования от уплаты земельного налога), в связи с чем с 01.01.2017 данные учреждения являются плательщиками земельного налога. |
В основу определения размера земельных платежей должны быть положены максимально допустимая экономическая отдача от использования земель в границах муниципального образования "город Екатеринбург" и экономическое стимулирование собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в целях рационального использования земель. В то же самое время необходимо констатировать наличие ряда проблем в данной сфере. Во-первых, у органов местного самоуправления города Екатеринбурга отсутствуют полномочия по определению размера арендной платы и выкупной цены за те земельные участки в границах муниципального образования "город Екатеринбург", государственная собственность на которые не разграничена. Во-вторых, наблюдается существенное превышение кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в границах муниципального образования "город Екатеринбург", над их рыночной стоимостью, приводящее к оспариванию кадастровой стоимости и к снижению поступлений в муниципальный бюджет (у органов местного самоуправления отсутствует право голоса при обсуждении вопросов на заседании комиссии по пересмотру кадастровой стоимости земельных участков, что затрудняет своевременную корректировку ее значений). В-третьих, отсутствует возможность установления оптимального соотношения между кадастровой стоимостью земельного участка и ставкой земельного налога (и, как следствие, корректировки земельных платежей) из-за закрепления в рамках Налогового кодекса Российской Федерации предельных максимальных размеров налоговых ставок.
В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" по решению МУГИСО проводится государственная кадастровая оценка не чаще, чем один раз в течение двух лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. После данной процедуры органами местного самоуправления проводится прогнозная оценка поступления в бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" доходов от арендной платы за землю и от взимания земельного налога.
На территории муниципального образования "город Екатеринбург" муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.10.2009 N 47/11 "Об утверждении Положения "О муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Ряд нормативно-правовых ограничений снижает эффективность проведения муниципального земельного контроля. В частности, у специалистов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, отсутствуют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по наиболее часто встречающимся видам правонарушений (самовольное занятие земельного участка и использование земельных участков не по целевому назначению). Кроме того, размеры административных штрафов за неисполнение предписания должностного лица органов муниципального земельного контроля и должностного лица органов государственного земельного надзора за нарушение одних и тех же требований земельного законодательства не соответствуют друг другу.
Законодательство не позволяет проводить проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей чаще одного раза в три года (что приводит к ситуации, когда юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение трех лет может незаконно использовать земельный участок, безнаказанно извлекая из него выгоду или прибыль). В отношении физических лиц таких ограничений нет, в связи с чем количество проверок граждан и, следовательно, количество физических лиц, привлеченных к административной ответственности, значительно превышает показатель по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (таблица 9).
Таблица 9
Итоги проведения муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "город Екатеринбург" за 2014 - 2020 годы
Показатель |
Год |
Итого |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Количество юридических лиц, привлеченных к административной ответственности, единиц |
69 |
96 |
77 |
49 |
55 |
43 |
14 |
403 |
Количество индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности, единиц |
78 |
40 |
33 |
29 |
6 |
24 |
3 |
213 |
Количество физических лиц, привлеченных к административной ответственности, единиц |
456 |
383 |
382 |
461 |
460 |
389 |
29 |
2560 |
Сумма наложенных штрафов, тысяч рублей |
1412 |
8368* |
15936 |
11789 |
8935 |
7714 |
1529** |
55683 |
* С 20.03.2015 в связи с внесением изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях возросла сумма штрафа за самовольное занятие земель: для юридических лиц - не менее 100 тысяч рублей, для физических лиц - не менее 5 тысяч рублей ** Снижение суммы штрафов, наложенных Управлением Росреестра по Свердловской области по результатам проверок, связано изменением законодательства Российской Федерации, устанавливающего порядок зачисления и администрирования назначаемых административных штрафов, а также с временными ограничениями, введенными Правительством Российской Федерации и Губернатором Свердловской области в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. |
С 2016 года Администрацией города Екатеринбурга проводится планомерная работа по выявлению земельных участков, на которых расположены комплексы гаражных боксов. На часть таких земельных участков права до настоящего времени не оформлены по разным причинам, следовательно, земельные платежи не вносились. В результате анализа были определены земельные участки для детальной работы по выявлению правообладателей гаражных боксов.
С 2017 года Администрацией города Екатеринбурга осуществляются мероприятия по выявлению правообладателей гаражных боксов, расположенных на земельных участках, на которые не оформлены правоустанавливающие документы, с целью начисления платы за фактическое использование земельных участков. С 2019 года также осуществляются мероприятия по выявлению правообладателей индивидуальных жилых домов, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН.
Данная работа ведется Земельным комитетом Администрации города Екатеринбурга совместно с администрациями районов с привлечением мобильных групп. Цель создания таких групп - обеспечение дополнительных поступлений в муниципальный бюджет в виде земельных платежей посредством выявления фактов землепользования без оформленных надлежащим образом документов и понуждения землепользователей, использующих земельные участки без оформления правоустанавливающих документов, оформить права на землю в установленном порядке (таблица 10).
Таблица 10
Деятельность мобильных групп по выявлению неучтенных объектов недвижимости и земельных участков в 2016 - 2020 годах
Показатель |
Год |
Итого |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Количество земельных участков под капитальными гаражами, выявленных по результатам работы мобильных групп, единиц |
75 |
104 |
50 |
42 |
21 |
292 |
Количество гаражных боксов, использующихся собственниками, не оформившими право пользования земельными участками, единиц |
2579 |
2708 |
1443 |
1583 |
1272 |
9585 |
Количество лиц (собственников гаражных боксов), выявленных по итогам работы мобильных групп, человек |
2164 |
2913 |
1510 |
1661 |
1236 |
9484 |
Сумма начисленной платы за пользование земельными участками по результатам работы мобильных групп, тысяч рублей |
6223 |
6053 |
4277 |
4508 |
1915 |
22976 |
По сведениям Управления Росреестра по Свердловской области, в отношении 4 процентов земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, права не зарегистрированы. С целью увеличения доходного потенциала муниципального образования "город Екатеринбург" Земельным комитетом Администрации города Екатеринбурга с 2016 года проводится работа по выявлению правообладателей объектов недвижимости, использующих земельные участки без оформления документов и бесплатно, начисление им платы за фактическое пользование и понуждение к оформлению прав (таблица 11).
Таблица 11
Выявление правообладателей объектов недвижимости, использующих земельные участки без оформления документов, в 2016 - 2020 годах
Показатель |
Год |
Итого |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Количество выявленных земельных участков, используемых без оформленных документов, единиц |
438 |
289 |
513 |
490 |
370 |
2100 |
Количество выявленных правообладателей объектов недвижимости, использующих земельные участки без оформленных документов и бесплатно, единиц |
2293 |
3934 |
2691 |
2418 |
1627 |
12963 |
Сумма начисленной платы за пользование земельными участками по результатам работы, миллионов рублей |
357,0 |
158,0 |
377,0 |
166,0 |
120,0 |
1178,0 |
Администрацией города Екатеринбурга осуществляется контроль производства земляных работ путем выдачи разрешений на производство земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения и иных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 27.11.2020 N 2433 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения (ордера) на производство земляных работ".
Работы, производимые на основании выданных разрешений:
строительство, модернизация, реконструкция сетей инженерно-технического обеспечения;
текущий и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения;
устранение аварий на сетях инженерно-технического обеспечения;
капитальный ремонт городских улиц, дорог, благоустроительные работы;
капитальный ремонт трамвайных путей, шурфование с целью уточнения трассы сети инженерно-технического обеспечения или в иных целях, бурение скважин для инженерных изысканий;
установка (ремонт) рекламных сооружений (конструкций).
В 2016 году выдано 4399 разрешений на производство земляных работ, в 2017 - 4606, в 2018 - 4380, в 2019 - 4202, в 2020 - 3688.
С целью повышения эффективности и качества предоставляемой услуги по выдаче разрешений на производство земляных работ, обеспечения мониторинга текущего состояния и своевременного контроля за ходом производства земляных работ в декабре 2018 года в Земельном комитете установлена автоматизированная информационная система "Контроль земляных работ". АИС предназначена для ввода и обработки информации, связанной с производством земляных работ, мониторинга текущего состояния производства земляных работ, формирования отчетности. АИС "Контроль земляных работ" установлена во всех администрациях районов города Екатеринбурга, в Комитете благоустройства Администрации города Екатеринбурга, МКУ "Городское благоустройство". Сведения о состоянии производства земляных работ на территории муниципального образования "город Екатеринбург" размещены на официальном геопортале города Екатеринбурга.
Обобщая вышесказанное, можно обозначить следующие проблемы:
отсутствие у Администрации города Екатеринбурга полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полномочий по определению размера арендной платы и выкупной цены за данные земельные участки, отсутствие права голоса при обсуждении вопросов на заседании комиссии по пересмотру кадастровой стоимости земельных участков, наличие земель бывшего лесного фонда, находящихся в федеральной собственности и не переданных в установленном порядке в муниципальную собственность, что приводит к недостаточно эффективному управлению и распоряжению земельными участками;
невозможность на местном уровне сбалансировать размер земельных платежей за счет установления оптимального соотношения между кадастровой стоимостью земельного участка и ставкой земельного налога (из-за несовершенства правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации), что ограничивает поступления от использования земель в муниципальный бюджет;
отсутствие у специалистов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях о наиболее часто встречающихся видах правонарушений; несоответствие размеров административных штрафов за неисполнение предписания должностного лица органов муниципального земельного контроля и органов государственного земельного надзора за нарушение одних и тех же требований земельного законодательства, что приводит к снижению эффективности муниципального земельного контроля.
Таким образом, несмотря на положительную динамику реализации Стратегического проекта "Городская земля" проблема повышения эффективности управления и распоряжения земельными участками не утрачивает своей актуальности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.