Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 23. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии
309. Условием создания благоприятной социально-экономической среды в регионе является проведение взвешенной бюджетной и налоговой политики, направленное на повышение уровня бюджетной обеспеченности Костромской области.
Одной из основных проблем в финансовой сфере региона является значительный размер государственного долга.
310. Повышение уровня бюджетной обеспеченности Костромской области в долгосрочной перспективе будет осуществляться путем реализации следующих приоритетных направлений:
укрепление собственной доходной базы регионального бюджета;
снижение долговой нагрузки на бюджетную систему региона;
совершенствование межбюджетных отношений;
повышение качества долгосрочного бюджетного планирования;
обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса.
311. Наряду с этим важными направлениями развития бюджетной системы региона является вовлечение в бюджетный процесс альтернативных (внебюджетных) источников финансирования при реализации как крупных региональных инфраструктурных проектов с участием частного капитала на принципах государственно-частного партнерства, так и местных инициатив (проектов инициативного бюджетирования с участием средств граждан и юридических лиц).
312. Основным стратегическим документом бюджетного планирования является долгосрочный бюджетный прогноз Костромской области, корректировка показателей которого будет способствовать обеспечению прозрачности и предсказуемости параметров консолидированного и областного бюджетов Костромской области, включая показатели финансового обеспечения государственных программ Костромской области на период их действия, а также мероприятий, направленных на достижение национальных целей развития, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474.
313. Приоритетами налоговой политики Костромской области на долгосрочную перспективу является эффективное и стабильное функционирование налоговой системы региона.
314. Основными мерами регионального налогового регулирования являются:
улучшение качества инвестиционного климата посредством налогового стимулирования капитальных вложений в рамках реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках реализации общих требований, установленных Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капитальных вложений в Российской Федерации", развития территории опережающего социально-экономического развития, созданной на базе монопрофильного муниципального образования Костромской области город Галич, путем привлечения потенциальных резидентов;
ежегодное проведение оценки эффективности налоговых расходов, обусловленных предоставлением льгот по налогам, в целях более эффективного использования инструментов налогового стимулирования и роста налогового потенциала;
сохранение предпринимательской активности, содействие среднему и малому бизнесу для создания благоприятных условий предпринимательской деятельности, в том числе продление действия до 2024 года "налоговых каникул" в виде нулевой налоговой ставки для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения и осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;
содействие занятости населения и создание благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации бизнеса самозанятых граждан, путем применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", введенного в области с 1 июля 2020 года;
совершенствование патентной системы налогообложения, в том числе установление размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых расширяется возможность применения патентной системы налогообложения;
реализация принципа налогообложения по имущественным налогам исходя из кадастровой стоимости посредством формирования экономически обоснованной кадастровой стоимости и проведения работы по расширению перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости;
установление на соответствующий год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Костромской области, применяемого для исчисления налога на доходы физических лиц с доходов, полученных иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, что позволит приблизить налоговую нагрузку на иностранных граждан к нагрузке на российских работников;
укрепление собственной доходной базы местных бюджетов в связи с отменой единого налога на вмененный доход за счет увеличения действующего норматива отчисления по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установления дополнительных единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от отдельных видов неналоговых доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет.
315. Выполнение регионом требований и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также условий федеральной программы реструктуризации бюджетных кредитов, направленной на постепенное сокращение уровня долговой и рыночной нагрузки на областной бюджет, является одной из ключевых финансовых задач региона.
Совершенствование региональной системы межбюджетных отношений будет сосредоточено на решении задач по содействию сбалансированности местных бюджетов, созданию стимулов для наращивания собственной доходной базы муниципальных образований, повышению эффективности их бюджетных расходов, усилению стимулирующей роли межбюджетных трансфертов.
316. Повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса в Костромской области в долгосрочной перспективе будет реализовываться в рамках перехода на размещение всей предусмотренной законодательством финансовой информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, регулярной публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" брошюры "Бюджет для граждан" в отношении областного бюджета, а также содействия в проведении данной работы органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области.
317. Перспективы и темпы социально-экономического развития региона во многом будут определяться объемами инвестиций и реализацией крупных инвестиционных проектов и программ.
Совокупный объем бюджетных инвестиций из консолидированного бюджета Костромской области на период реализации Стратегии оценивается в сумме 66,6 млрд. рублей, к 2035 году достигнет значения 11% к общему объему расходов консолидированного бюджета.
318. Параметры консолидированного бюджета к 2035 году планируются в размере:
объем доходов в сумме 65,7 млрд. рублей (с ростом к уровню 2020 года на 39,8%);
объем расходов в сумме 64,7 млрд. рублей (с ростом к уровню 2020 года на 39,7%).
В прогнозном периоде планируется обеспечить профицит консолидированного бюджета области (таблица N 6).
319. Положительная динамика основных параметров бюджета региона при реализации Стратегии будет обеспечена, прежде всего, за счет роста налоговых и неналоговых доходов, в том числе по основным бюджетообразующим налогам (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, земельный налог и др.), обусловленного расширением экономического потенциала региона.
Таблица N 6
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Костромской области до 2035 года
|
Структура (в среднем за 2020 - 2035 годы), % |
Темп роста (2035 г. в % к 2020 г.) |
Доходы, всего |
100,0 |
139,8 |
в том числе: |
|
|
налоговые и неналоговые доходы |
76,9 |
201,1 |
безвозмездные поступления |
23,1 |
44,4 |
Расходы, всего |
х |
139,7 |
Государственный долг |
х |
31,0 |
320. Успешная реализация инвестиционных проектов уменьшает риски, замедляющие темпы развития региональной экономики.
Для внешних рисков (сокращение темпов социально-экономического развития, новации в межбюджетном регулировании, снижение нормативов отчислений от налогов и сборов, установление новых расходных обязательств без надлежащего финансового обеспечения, снижение объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, ухудшение условий для заимствований и рост цен) присуща слабая степень управляемости со стороны региона и муниципальных образований области.
В отношении внутренних рисков (предоставление региональных льгот по налогам, принятие новых расходных обязательств, нерациональная структура расходов) будут реализованы профилактические меры для уменьшения вероятности их возникновения и минимизации негативных последствий.
321. Минимизировать последствия рисков, влияющих на сбалансированность областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов Костромской области, предполагается за счет:
принятия эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала Костромской области;
увеличение поступлений собственных доходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Костромской области;
ограничения роста расходных обязательств при одновременном повышении эффективности бюджетных расходов;
поддержания экономически безопасного уровня государственного долга и минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств;
проведения контроля за исполнением областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.