Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 18. Обеспечение кадрами экономики региона
201. Работа по прогнозированию кадровой потребности экономики в Костромской области проводится на территории региона ежегодно в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 13 августа 2013 года N 324-а "О порядке установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема (в том числе порядке определения общего объема контрольных цифр приема) граждан для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета".
202. В среднем ежегодная кадровая потребность экономики региона в работниках со средним профессиональным образованием составляет порядка 3,5 тысяч человек, в специалистах с высшим образованием около 1,4 тысяч человек.
Наибольшая потребность в работниках со средним профессиональным образованием наблюдается в обрабатывающих производствах (30,0%), оптовой и розничной торговле (16,0%), здравоохранении (12,0%), информатизации и связи (8,0%), образовании (7,0%), транспорте (6,0%), обеспечении электрической электроэнергией (5,0%), сельском хозяйстве (5,0%) и строительстве (4,0%).
Потребность в работниках со средним профессиональным образованием в реальном секторе экономики в значительной степени связана с такими профессиями, как: продавцы продовольственных и непродовольственных товаров, средний медицинский персонал по уходу, операторы установки по переработке древесины, педагогические работники в дошкольном образовании, операторы паровых машин и бойлерных установок, разработчики компьютерного программного обеспечения, фельдшера, водители легковых автомобилей, такси и фургонов, станочники и наладчики металлообрабатывающих станков, швеи, повара, механики и ремонтники сельскохозяйственного и производственного оборудования, операторы упаковочной машины, техники (операторы) по управлению технологическими процессами.
203. Наибольшая потребность в работниках с высшим образованием наблюдается в образовании (22,0%), здравоохранении (18,0%), обрабатывающих производствах (11,0%), культуре и спорте (11,0%), информатизации и связи (7,0%), оптовой и розничной торговле (12,0%), государственном управлении (6,0%) и строительстве (2,0%) .
Основная потребность в работниках с высшим образованием формируется по следующим профессиям: врачи-специалисты различных направлений, педагогические работники в начальном образовании, руководители предприятий в различных сферах деятельности, разработчики компьютерного программного обеспечения, бухгалтера, педагогические работники в дошкольном образовании, инженеры в промышленности и на производстве.
204. Наибольшая доля заявленной потребности в кадрах приходится на город Кострому, город Буй, Костромской муниципальный район, город Галич, Кадыйский муниципальный район, город Волгореченск, город Шарью, Галичский, Нерехтский муниципальные районы и город Мантурово. Данная тенденция обусловлена развитием производственной сферы, структурой экономики данных муниципальных образований, планируемой реализацией инвестиционных проектов и созданием территории опережающего развития в городе Галич Костромской области.
Потребность в кадрах в Павинском, Пыщугском, Вохомском муниципальных районах, Парфеньевском, Кологривском, Межевском муниципальных округах в основном связана с потребностью в кадрах бюджетных организаций социальной сферы.
В Макарьевском, Вохомском, Пыщугском, Павинском, Красносельском, Чухломском, Поназыревском, Октябрьском муниципальных районах, Межевском, Парфеньевском муниципальных округах и в городе Мантурово заявленная потребность в работниках сформирована в основном на замену выбывающих кадров.
205. В Костромской области функционируют 27 профессиональных образовательных организаций, в том числе 25 государственных и 2 частных. Из них 5 организаций имеют 7 обособленных структурных подразделений в районах области. 18 образовательных организаций (67%) являются многопрофильными, реализующими широкий спектр образовательных программ подготовки рабочих кадров и специалистов.
На территории области осуществляют деятельность 3 федеральные образовательные организации высшего образования (в том числе 2 гражданских вуза и военный вуз, статистическая информация по которому является закрытой). Кроме того, действует филиал вуза, реализующий только программы среднего профессионального образования.
206. В 2020 году численность обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования составила 15 648 человек, по образовательным программам высшего образования - 9 998 человек.
207. Общая численность педагогических работников в государственных и частных профессиональных образовательных организациях - 927 человек. Численность профессорско-преподавательского состава в гражданских вузах и филиале вуза - 567 человек.
208. В образовательных организациях высшего образования реализуется 128 образовательных программ высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры).
209. В федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Костромской государственный университет" обучение ведется по таким укрупненным группам специальностей, как "Математические и естественные науки", "Инженерное дело, технологии и технические науки", "Науки об обществе", "Образование и педагогические науки", "Гуманитарные науки", "Искусство и культура" и другие. Вуз осуществляет подготовку кадров для обрабатывающих производств региона (машиностроение, легкая, химическая, ювелирная промышленность, деревообработка), лесопромышленного комплекса, социальной сферы (образование, культура, туризм, физическая культура и спорт). В целях обеспечения региона педагогическими кадрами вузом получена лицензия на программу магистратуры "Педагогическое образование". В соответствии с потребностью области в высококвалифицированных специалистах планируется лицензирование программы специалитета "Компьютерная безопасность".
210. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Костромская государственная сельскохозяйственная академия" играет большую роль в решении задач агропромышленного комплекса Костромской области; традиционно осуществляется подготовка кадров по направлениям и специальностям "Агрономия", "Агроинженерия", "Зоотехния", "Ветеринария", "Экономика", "Менеджмент". Также на базе академии готовятся кадры для строительной и транспортной отраслей, электроэнергетики. С учетом региональной потребности в кадрах академия планирует открытие следующих направлений подготовки/специальностей: "Теплоэнергетика и теплотехника" (профиль - Энергообеспечение предприятий), "Инфокоммуникационные технологии и системы связи" (профиль - Сети связи и системы коммутации), "Ландшафтная архитектура", "Строительство" (профиль - Техническая эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства и городской инфраструктуры).
211. В профессиональных образовательных организациях Костромской области реализуются 95 основных образовательных программ (68 программ подготовки специалистов среднего звена и 27 программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих).
Кроме того, все профессиональные образовательные организации и вузы реализуют широкий спектр "коротких" образовательных программ, обеспечивающих возможности для различных категорий населения в получении профессии и приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности - программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Также в области функционируют 52 организации (образовательные организации дополнительного профессионального образования, иные организации, осуществляющие образовательную деятельность), реализующие программы дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.
212. В числе проблем кадрового обеспечения:
необходимость интеграции политики поддержки инноваций, общей социально-экономической и кадровой политики;
старение кадров;
низкий престиж рабочих профессий;
быстрые изменения в промышленном производстве, экономике и социальной сфере, связанные с развитием новых технологий; цифровизация процессов в управлении, индустриализации, менеджменте, социальной сфере; появление новых профессий принципиально изменяют формы, содержание и технологии образования, требуют выстраивания целостной системы непрерывного образования, развития идеи обучения в течение всей жизни;
необходимость "доучивания" кадров на производстве;
сложность формирования прогноза развития производств на долгосрочную и среднесрочную перспективу;
отсутствие четкого заказа со стороны работодателей на подготовку кадров, недостаточное их участие в организации образовательного процесса и совершенствовании содержания профессионального образования;
низкая роль муниципальных образований в формировании кадровой политики, в том числе в привлечении кадров на условиях целевой подготовки.
213. В этой связи основной целью является формирование системы кадрового обеспечения региона, позволяющей на основе прогнозирования, подготовки и распределения трудовых ресурсов обеспечить качественную подготовку кадров в соответствии с требованиями инновационного развития и запросами экономики.
214. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
выстраивание модели управления кадровым потенциалом региона на основе регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста;
развитие системы прогнозирования потребности региональной экономики в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
развитие инфраструктуры подготовки профессиональных кадров;
создание механизмов управления содержанием и качеством подготовки кадров.
215. На решение поставленных задач будет направлен следующий комплекс мероприятий:
внедрение регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Костромской области;
совершенствование системы прогнозирования кадровых потребностей на среднесрочную и долгосрочную перспективу формирование кадровой потребности и осуществление кадрового планирования с участием образовательных организаций, исполнительных органов государственной власти региона, работодателей;
ежегодная корректировка регионального перечня перспективных и востребованных профессий и специальностей ("ТОП-50") и перечня новых профессий и специальностей;
реализация регионального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда в Костромской области", в рамках которого планируется повышение уровня образования и квалификации кадров и повышение эффективности службы занятости;
создание модели подготовки (переподготовки кадров) по индивидуальным заказам работодателей с учетом потребностей регионального рынка труда;
формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков;
создание новой компетентностной модели готовности к цифровой экономике работающих граждан, граждан предпенсионного и пенсионного возраста;
содействие интеграции в трудовую деятельность граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, в том числе инвалидов, выпускников образовательных организаций, не имеющих опыта работы, граждан предпенсионного и пенсионного возраста, граждан, не работающих длительное время, в том числе женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей;
определение опорных организаций профессионального образования по отраслевому принципу по приоритетным направлениям (промышленность, деревообработка, информационные технологии и т.д.), развитие их материально-технической базы, в том числе путем участия в конкурсных отборах Министерства просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы";
создание структурных подразделений профессиональных образовательных организаций и вузов (учебно-производственные участки, мастерские, лаборатории, кафедры) совместно с работодателями;
разработка моделей сетевого взаимодействия (освоение инновационных модулей в специальных центрах или на предприятиях);
создание центров оценки квалификаций; проведение независимой оценки профессиональных квалификаций выпускников и работников предприятий;
разработка и реализация программ опережающего обучения (новые профессии под инвестиционные проекты и действующие производства);
обеспечение стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях и подготовки наставников от предприятий по специальным программам;
обеспечение реализации моделей практикоориентированного обучения;
проведение государственной итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций в формате демонстрационного экзамена.
216. Успешная реализация мероприятий возможна при условии продуктивного межведомственного электронного взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования. Коллегиальными органами, обеспечивающими данное взаимодействие, является Совет по кадровой политике, социально-трудовым отношениям, трудовым ресурсам и занятости населения в Костромской области, отраслевые рабочие группы по кадровой политике и муниципальные советы (рабочие группы) по кадровой политике.
217. Модель подготовки специалиста будет формироваться от индивидуальной профессиональной ориентации учащихся к практико-ориентированному профессиональному или высшему образованию, получению востребованных компетенций и квалификаций до адресного трудоустройства.
В результате реализации Стратегии будет сформирована модель управления развитием кадрового потенциала, обеспечивающая достижение системных эффектов в сфере профессиональной ориентации, регионального заказа на подготовку рабочих и специалистов, современного обучения, независимой оценки качества и трудоустройства.
Для учащихся общеобразовательных организаций будет создана региональная модель ранней профессиональной ориентации, позволяющая каждому учащемуся пройти профессиональную диагностику, систему профессиональных проб, получить консультационную поддержку в выборе профессии. Эта модель будет подкреплена системой дополнительного образования детей по новым технологиям.
Для студентов будет выстроена система практико-ориентированного обучения совместно с ведущими работодателями, включающая независимую оценку квалификаций и трудоустройство выпускников на конкретные рабочие места.
Для предприятий: предприятие будет формировать заказ на подготовку кадров, осуществлять разработку программ и практическую подготовку студентов с предоставлением рабочего места.
Для институтов развития будет проводиться опережающая подготовка кадров по новым для региона профессиям и специальностям.
Для органов государственной власти будет сформирован кадровый потенциал как ресурс инновационного развития. Будет создана гибкая открытая система кадрового обеспечения инновационной экономики, помимо модели управления, подкрепленная нормативной базой, институциональной структурой (советы различного уровня, инфраструктурные элементы (различные центры), которые будут выполнять функции "точек роста"). Такие подходы позволят поддержать качество подготовки кадров во всей региональной сети в соответствии с изменяющимися потребностями, оперативно вводить новые направления подготовки.
218. Реализация Стратегии позволит:
осуществить комплексный подход к решению проблемы обеспечения трудовыми ресурсами соответствующей квалификации всех отраслей экономики;
своевременно реагировать на изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов;
повысить экономическую активность трудоспособного населения;
усилить взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда.
219. В результате реализации Стратегии будет достигнуто более эффективное использование трудовых ресурсов, сформирована эффективная система профессиональной подготовки и переподготовки кадров, которая в долгосрочной перспективе обеспечит необходимыми кадрами большинство отраслей экономики Костромской области. Повысится уровень квалификации специалистов во всех ключевых отраслях экономики области, произойдет существенное повышение профессионализма кадров, в том числе в сфере цифровых навыков, увеличится конкурентоспособность работников на рынке труда. Кадровая политика станет активной мобилизующей и организующей силой развития региона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.