Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Развитие человеческого капитала Костромской области
59. Демография.
Демографическая ситуация в Костромской области характеризуется устойчивой тенденцией к сокращению численности постоянного населения. Численность населения Костромской области по состоянию на 1 января 2021 года составила 628,4 тыс. человек (сократилась по сравнению с 1 января 2020 года на 5,0 тыс. человек), городское население - 459,0 тыс. человек (сократилось на 1,7 тыс. человек), сельское население - 169,4 тыс. человек (сократилось на 3,3 тыс. человек).
60. Определяющим фактором процесса депопуляции является естественная убыль населения, определяемая высоким уровнем смертности.
61. Основными вызовами демографического развития Костромской области являются:
снижение уровня рождаемости;
высокий уровень смертности населения;
миграционный отток трудоспособного населения Костромской области;
рост числа пенсионеров, приходящихся на одного работника.
62. Основной целью демографического развития региона является повышение численности населения Костромской области, увеличение доли трудоспособного населения в общей численности населения.
63. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
создание благоприятных условий для рождения детей;
укрепление института семьи;
обеспечение условий для притока молодежи и трудоспособного населения;
увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни.
64. Ключевыми мерами решения поставленных задач являются:
совершенствование и развитие социальной поддержки семьи и детей: финансовая поддержка семей при рождении детей, предоставление мер социальной поддержки в форме предоставления услуг (социальных, медицинских, образовательных), поддержка молодых и студенческих семей с детьми, поддержка семьи при рождении детей в зависимости от очередности рождений;
формирование в обществе семейных ценностей, повышение престижа материнства и отцовства, укрепление института семьи;
охрана здоровья матери и ребенка и снижение младенческой смертности;
создание условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей, содействие занятости родителей, имеющих малолетних детей;
организация переобучения и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
развитие социальной инфраструктуры (объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта) на территории Костромской области, в том числе в сельских населенных пунктах;
развитие жилищного строительства, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также улучшение качества среды в сельских населенных пунктах;
обеспечение условий создания новых рабочих мест, в том числе в сельских местностях;
организация обучения граждан предпенсионного возраста;
содействие посильной трудовой занятости людей старшего поколения.
65. Здравоохранение.
Состояние здоровья населения Костромской области характеризуется устойчивым сохранением относительно низкого уровня рождаемости, высокими показателями общей смертности и отрицательным приростом населения. Вопросы охраны и укрепления здоровья населения становятся важнейшим направлением социально-экономического развития региона.
66. Основными вызовами в сфере здравоохранения являются:
недостаточный уровень доступности и качества медицинской помощи, недостаточная эффективность системы ранней диагностики заболеваний, являющихся основными в структуре смертности;
низкая обеспеченность медицинских организаций квалифицированными кадрами;
изношенность основных фондов и материально-технической базы, недостаточный уровень оснащения медицинских организаций компьютерной техникой, современным медицинским оборудованием, в том числе по диагностике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, вносящих наибольший вклад в структуру смертности населения области;
недостаточное применение современных информационных технологий.
67. Целью развития системы здравоохранения в Костромской области является повышение доступности и качества медицинских услуг, направленное на обеспечение более здоровой и длительной жизни всех жителей Костромской области.
68. Основными задачами и направлениями реализации Стратегии в сфере здравоохранения являются:
совершенствование системы оказания медицинской помощи;
формирование системы мотивации граждан, особенно детей и лиц трудоспособного возраста, к ведению здорового образа жизни;
формирование эффективной системы профилактики заболеваний;
охват населения декретированных возрастов и населения из групп риска профилактическими прививками против вакциноуправляемых инфекций не менее 95%;
совершенствование оказания трансфузиологической помощи населению в медицинских организациях, осуществляющих клиническое использование донорской крови и ее компонентов, а также обеспечение производства препаратов крови;
обеспечение биологической безопасности;
совершенствование системы охраны здоровья работающего населения, выявления и профилактики профессиональных заболеваний;
постоянное проведение мониторинга состояния здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
развитие медицинской реабилитации и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
создание современной системы оказания медицинской помощи лицам старших возрастных групп во взаимодействии с организациями социального обслуживания, некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере охраны здоровья граждан, социальными службами, добровольцами (волонтерами);
совершенствование деятельности по профилактике инвалидизации граждан;
совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения системы здравоохранения;
совершенствование функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;
создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;
развитие системы управления качеством медицинской помощи;
развитие системы независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, осуществляемой общественными советами по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая информирование населения о результатах такой оценки;
формирование системы защиты прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования, включая развитие института страховых представителей, открытие офисов страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных лиц, в том числе в целях досудебного урегулирования споров, связанных с оказанием медицинской помощи, а также информирование населения о необходимости прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации;
обеспечение готовности государственной и частной систем здравоохранения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время;
развитие добровольчества (волонтерства) и наставничества;
развитие экспорта медицинских услуг;
развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций Костромской области.
69. Основными мероприятиями, направленными на достижение поставленных задач, станут:
создание регионального проектного офиса по созданию и внедрению "Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь", обеспечение участия медицинских организаций Костромской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в создании и тиражировании "Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь";
создание единой системы диспетчеризации скорой медицинской помощи;
открытие всеми страховыми медицинскими организациями офисов по защите прав застрахованных в Костромской области на получение бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования и проведение контрольно-экспертных мероприятий экстерриториально, в том числе с применением процедуры медиации (внесудебного урегулирования), при нарушении прав застрахованных лиц;
внедрение регламента взаимодействия страховых медицинских организаций с медицинскими организациями в части информирования застрахованных лиц старше 18 лет о праве на прохождение профилактического медицинского осмотра;
переоснащение в срок до 2024 года регионального сосудистого центра и трех первичных сосудистых отделений, в том числе оборудованием для ранней медицинской реабилитации;
создание на базе многопрофильных больниц функциональных центров амбулаторной онкологической помощи, обладающих полным спектром оборудования и специалистов иных специальностей, необходимых для комплексной и быстрой диагностики основных видов злокачественных новообразований на принципах мультикомандного подхода и высокой преемственности путем поэтапного перевода и объединения первичных онкологических кабинетов в первичные онкологические отделения, организацией службы психосоциальной поддержки, медицинской реабилитации и паллиативной помощи. В 2021 году предполагается организация центра амбулаторной онкологической помощи в городах Шарье, Костроме; в 2022 году - в городе Галиче;
строительство здания онкологического центра для размещения линейных ускорителей в городе Костроме;
создание дистанционного центра для проведения с учащимися интерактивных мероприятий по формированию принципов здорового образа жизни, профилактике заболеваний, проводимых медицинскими сотрудниками;
открытие 3 кабинетов детского врача акушера-гинеколога в составе детских поликлиник областных учреждений здравоохранения Костромской области, исполняющих функции межрайонных центров;
реконструкция областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Костромская областная детская больница" (строительство лечебно-диагностического корпуса);
организация и проведение профориентационных мероприятий среди школьников;
организация целевого приема в медицинские высшие учебные заведения и областные медицинские колледжи;
создание 2 региональных аккредитационно-симуляционных центров в целях отработки средними медицинскими работниками практических навыков в рамках непрерывного повышения квалификации;
организация обучения по программам дополнительного профессионального образования медицинских работников;
разработка программы коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Костромской области на период 2019 - 2024 годов;
внедрение системы мониторинга статистических данных медицинских организаций по объему оказания медицинских услуг иностранным гражданам, в том числе в финансовом выражении, включая методику расчета показателей;
создание системы мотивации к качественному труду медицинских работников в рамках реализации региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Костромской области";
оказание региональных мер социальной поддержки медицинских работников (обеспечение жильем, компенсация найма жилья, компенсация части затрат по ипотечному кредиту, единовременная выплата врачам отдельных специальностей, выпускникам медицинских высших учебных заведений и колледжей и другие).
70. Образование.
Создание системы современного, качественного, доступного и непрерывного образования является основой будущего региона, его конкурентоспособности и экономического потенциала.
71. Основными вызовами в сфере образования в Костромской области являются:
в системе общего образования: наличие в общеобразовательных организациях двух смен обучения, высокая доля учителей пенсионного возраста, слабая материально-техническая база образовательных организаций;
в системе профессионального и высшего образования: слабая материально-техническая база, не позволяющая формировать современные компетенции и квалификации, недостаточность компетенций у педагогических работников, необходимых для инновационной подготовки кадров, программы обучения не в полной мере ориентированы на запросы работодателей, слабо развиты связи с реальным производством, недостаточное участие образовательных организаций в инновационном развитии региона.
Основной целью развития системы образования региона является обеспечение доступности и качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения Костромской области и перспективными задачами развития региона. Кроме того, необходимо обеспечить одинаковые стартовые возможности для детей в сфере образования.
72. Основными задачами и направлениями развития в сфере образования являются:
обеспечение доступного и качественного общего образования на всей территории Костромской области;
повышение доступности и эффективности дополнительного образования с учетом индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся;
обеспечение доступности и качества профессионального образования в соответствии с меняющимися запросами населения Костромской области и перспективными задачами развития региона.
73. На решение поставленных задач будет направлен следующий комплекс мероприятий:
реализация постановления администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года N 584-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Развитие образования";
реализация на территории Костромской области федеральных и региональных проектов национального проекта "Образование", регионального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография",
участие в федеральных и региональных проектах "Цифровая экономика", "Экспорт услуг";
внедрение механизмов развития инфраструктуры системы образования, создание дошкольных образовательных организаций нового типа с привлечением негосударственных средств;
внедрение новых образовательных технологий, обеспечивающих освоение базовых компетенций, повышение мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
обновление материально-технической базы в школах, расположенных в сельской местности;
обеспечение возможности изучения предметной области "Технология" на базе организаций, имеющих высокое техническое оснащение, в том числе в детских технопарках;
внедрение образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
обеспечение достижения значений и показателей государственной программы "Доступная среда", внедрение адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования; в профессиональном образовании - создание условий для получения среднего профессионального образования людьми с ограниченными возможностями здоровья;
проведение совместно с Общественной палатой Костромской области мероприятий независимой оценки условий образовательной деятельности государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
в части развития традиций воспитания реализация мероприятий Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", региональной Концепции развития дополнительного образования детей, региональной Концепции гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области, регионального Плана мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания на период до 2025 года, краеведческого образования Костромской области;
обеспечение реализации мероприятий региональной программы развития профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций Костромской области по обеспечению рабочими и инженерными кадрами предприятий региона на 2018 - 2025 годы, привлечение к участию в профориентационных мероприятиях работодателей;
вовлечение обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в различные формы сопровождения и наставничества;
обеспечение условий для вовлечения обучающихся в развитие системы конкурсов и олимпиад профессионального мастерства, а также ее использование в качестве механизма профессиональной ориентации молодежи;
обновление материально-технической и учебно-методической базы профессиональных образовательных организаций, создание 2024 году Центра опережающей профессиональной подготовки и не менее 50 мастерских, оснащенных современным оборудованием;
обновление содержания и внедрение современных технологий, усиление практикоориентированности подготовки кадров, приоритетом которого является подготовка кадров по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования;
обеспечение качества подготовки кадров в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями, в том числе через систему национальных чемпионатов "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia), Абилимпикс;
развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня и подчиненности;
создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в получении профессионального образования, в том числе за счет развития цифровой образовательной среды;
эффективная кадровая политика отрасли, привлечение в образовательные организации и "удержание" в профессии молодых педагогов, обеспечение участия Костромской области в формировании национальной системы профессионального роста педагогических работников;
внедрение новых финансово-экономических механизмов, обеспечение сохранения достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий педагогических работников и уровнем средней референтной заработной платы в регионе, а также реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности подведомственных департаменту организаций;
повышение роли образовательных организаций высшего образования в обеспечении нового качества подготовки кадров высшей квалификации для инновационного развития экономики и социальной сферы региона: интеграция центров компетенций как основы научно-исследовательской и инновационной деятельности; развитие механизмов кооперации и сетевых объединений; создание новой компетентностной модели преподавателей и студентов; изменение образовательных технологий; расширение экспорта образования; создание информационной среды; формирование новой образовательной модели Костромского государственного университета.
74. В Костромской области создана и развивается система образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
75. По итогам 2020 года в Костромской области количество образовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, составило 25,5% (плановое значение - 24,9%), "безбарьерная" среда создана в 139 образовательных организациях, функционируют 95 консультационных центров по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей. Психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь оказывают 6 психолого-медико-педагогических комиссий.
В 2020-2021 учебном году образовательные организации Костромской области посещают 8 314 несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, 1 688 детей с инвалидностью.
76. В Костромской области создана система повышения квалификации работников образования для педагогических работников, на базе областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Костромской областной институт развития образования" разработаны программы, которые ежегодно обеспечивают повышение квалификации руководящих и педагогических работников по вопросам реализации инклюзивного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для 233 учителей-дефектологов, 427 учителей-логопедов, 412 педагогов-психологов.
В соответствии с Концепцией развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года, Планом мероприятий по реализации Концепции на период до 2025 года в 2022 году планируется создание единого областного Центра психолого-медико-педагогической и социальной помощи с филиалами в муниципальных образованиях.
77. Культура.
Костромская область в настоящее время и в долгосрочной перспективе позиционируется как регион с развитой культурной средой. Сеть учреждений культуры региона различных видов и форм собственности охватывает все направления деятельности в сфере культуры, искусства, художественного образования, обеспечивает конституционные права граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к информации.
78. В то же время в сфере культуры имеется ряд вызовов, требующих преодоления:
"старение" кадров;
несоответствие материально-технической базы ряда муниципальных учреждений культуры современным требованиям.
79. Основной целью развития региона в сфере культуры является обеспечение гармоничного развития личности на основе уникального культурного и исторического наследия Костромской области.
80. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
сохранение культурного и исторического наследия, обеспечение гражданам доступа к культурным ценностям;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
совершенствование механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры, путем предоставления на конкурсной основе субсидий из областного бюджета;
обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры;
сохранение и популяризация объектов культурного наследия, расположенных на территории Костромской области;
расширение использования информационно-коммуникационных технологий в учреждениях культуры;
совершенствование материально-технической базы и создание новых объектов в сфере культуры.
81. Механизмами достижения качественных преобразований в сфере культуры являются:
модернизация материально-технической базы, развитие инфраструктуры учреждений культуры, пополнение музейных и библиотечных фондов, создание (реконструкция) культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства (в том числе строительство в Костромской области в 2023 - 2024 годах Центра культурного развития);
обеспечение детских музыкальных, художественных, хореографических школ, училищ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;
продвижение талантливой молодежи в сфере музыкального искусства, в том числе посредством создания областного молодежного симфонического оркестра, регионального центра выявления талантливых детей;
создание (реконструкция) культурно-досуговых организаций клубного типа на территориях сельских поселений, развитие муниципальных библиотек (в том числе модельных), приобретение специализированного автотранспорта для межпоселенческих (районных) учреждений культуры;
создание виртуальных концертных залов в областных и муниципальных учреждениях культуры;
создание условий для показа национальных кинофильмов в кинозалах региона;
подготовка кадров для организаций культуры;
развитие областного театра юного зрителя, модернизация театра кукол путем реконструкции (капитального ремонта);
поддержки фестивалей, новых постановок, творческих проектов;
поддержка добровольческих движений, реализация программы "Волонтеры культуры";
проведение культурно-образовательных программ для учащихся общеобразовательных организаций в рамках образовательного и культурно-познавательного туризма;
брендирование основных культурных достояний области и их продвижение на областном, федеральном и международном уровнях;
расширение гастрольной деятельности и передвижных форм работы с населением, направленных на выравнивание возможностей доступа жителей малых городов и сел области к культурным благам;
стимулирование, в том числе через систему скидок и льгот, посещения музеев, театров и иных учреждений культуры гражданами старшего возраста, семьями, детьми и молодежью, инвалидами;
взаимоиспользование ресурсной базы областных и муниципальных учреждений социальной сферы, системная организация межведомственного взаимодействия (создание и осуществление совместных проектов и программ в сфере образования, молодежной политики, социальной защиты, туризма и других);
сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел, создание устойчивых форм и механизмов государственной поддержки мастеров народных промыслов;
создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в культуру с использованием различных механизмов партнерства государственных (муниципальных) учреждений с бизнес-сообществом;
повышение роли профессиональных союзов, ассоциаций и самоорганизаций профессиональных и творческих сообществ, общественных советов при органах государственной власти;
повышение роли экспертных советов и общественной экспертизы в процессе отбора и принятия решений по вопросам, относящимся к поддержке творческой деятельности;
активное вовлечение в культурную деятельность добровольцев, волонтеров, местных сообществ (в том числе органов территориального общественного самоуправления), общественных и религиозных организаций, казачества, землячеств, работа общественных советов по независимой оценке качества условий предоставления услуг учреждениями культуры, проведение общественного обсуждения инновационных проектов в сфере культуры;
обеспечение уровня оплаты труда работников учреждений культуры и образовательных организаций отрасли культуры (как результат повышения качества их деятельности) на уровне средней заработной платы по экономике региона.
82. Физическая культура и спорт.
Физическая культура и массовый спорт становятся все более значимым социальным явлением, положительно влияющим на внедрение здорового образа жизни и спортивного стиля жизни среди населения, на образование и воспитание подрастающего поколения, активное проведение досуга и оздоровление различных социальных групп населения и реабилитации инвалидов. В настоящее время удалось приостановить кризисные явления и достигнуть позитивных изменений по основным показателям развития физической культуры и спорта, создать фундамент для дальнейших, более активных и целенаправленных действий по развитию физической культуры и спорта в Костромской области. Доля граждан Костромской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения растет.
83. Несмотря на улучшение ситуации, остается ряд вызовов, препятствующих развитию сферы физической культуры и спорта Костромской области:
недостаточное количество и качество спортивных сооружений, в том числе в сельской местности;
отсутствие современной инфраструктуры для развития спорта высших достижений;
недостаточная обеспеченность кадрами;
недостаточное вовлечение взрослого населения в регулярные занятия физической культурой и спортом.
84. Основной целью развития физической культуры и спорта является создание условий, ориентирующих граждан на занятие физической культурой и спортом, на пропаганду спорта как основы здорового образа жизни.
85. Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
совершенствование здоровья и благополучия, а также повышение уровня жизни населения;
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, не ниже 70% к 2030 году;
развитие инфраструктуры физической культуры, спорта;
формирование комфортной и безопасной среды в сфере физической культуры и спорта;
реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
развитие кадрового потенциала физической культуры, спорта;
обеспечение возможности занятия спортом для всех категорий населения на всей территории области;
обеспечение доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к представлению услуг в рамках региональных программ в области физической культуры и массового спорта;
развитие системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений;
развитие базовых видов спорта.
86. На решение данных задач будут направлены следующие мероприятия:
строительство малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности, а также плоскостных сооружений;
строительство и реконструкция спортивных объектов в сельской местности;
организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий в рамках календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Костромской области;
проведение физкультурно-оздоровительной кампании;
освещение деятельности сферы физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
повышение квалификации и профессиональной подготовки специалистов и тренеров-преподавателей;
приобретение спортивного инвентаря, оборудования и экипировки для сборных команд Костромской области;
предоставление мер финансовой поддержки спортсменам высокого класса, являющимся победителями и призерами всероссийских и международных официальных спортивных соревнований.
87. Молодежная политика.
Государственная молодежная политика в Костромской области направлена на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие научного и творческого потенциала молодежи, патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан.
Несмотря на уменьшение численности молодежи, ситуация в молодежной среде характеризуется достаточно высокой социальной активностью, о чем свидетельствует высокий процент участия молодежи Костромской области в проводимых мероприятиях.
88. Основными вызовами развития молодежной политики являются:
недостаточная привлекательность рабочих мест для молодежи (недостаточность высокооплачиваемых и современных рабочих мест);
низкая обеспеченность жильем молодых семей;
недостаточная информированность молодежи о возможностях организации своей жизни в обществе.
89. Целью государственной молодежной политики Костромской области является создание условий для успешной самореализации молодежи и повышению ее роли в жизни региона.
90. Для достижения стратегической цели поставлены следующие задачи:
создание условий для гражданского становления, воспитания патриотизма молодежи, развития культуры созидательных межэтнических отношений;
развитие образовательных и воспитательных технологий, создание условий для саморазвития;
создание условий для успешного включения молодежи в экономической развитие региона;
поддержка молодых семей;
создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала молодежи;
поддержка и популяризация института молодой семьи;
вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность.
91. Реализация задач государственной молодежной политики обеспечивается путем реализации следующих мероприятий:
участие молодежи, молодежных, детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в Костромской области;
соблюдение прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной молодежной политики;
осуществление финансовой и иной поддержки молодежи, молодежных, детских общественных объединений;
осуществление государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Костромской области;
популяризация молодежного предпринимательства;
интеграция предпринимателей в систему обучения экономики, проведение мастер-классов, тренингов, открытых лекций;
вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества;
развитие добровольческого (волонтерского) движения, поддержка общественных инициатив;
информационное обеспечение молодежной политики.
В Костромской области реализуется региональный проект "Социальная активность" в рамках национального проекта "Образование". Основной задачей является ежегодное увеличение общей численности граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность.
92. Социальная защита населения.
Система социальной защиты населения Костромской области основана на принципах социальной справедливости и направлена на социальную защиту отдельных категорий граждан.
93. Целью развития социальной защиты населения является содействие обеспечению равных возможностей для всех членов общества, укрепление социального единства и недопущение социальной изоляции.
94. На достижение поставленной цели будут направлены следующие задачи:
оказание социальной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе на условиях социального контракта;
развитие конкуренции в сфере социального обслуживания;
реабилитация и социальная интеграция инвалидов и других маломобильных групп населения в Костромской области;
развитие системы отдыха и оздоровления детей;
совершенствование материально-технической базы стационарных учреждений для престарелых и инвалидов;
укрепление социальной защищенности работников организаций социального обслуживания населения.
95. Для решения поставленных задач будут реализованы следующие мероприятия:
расширение доступа негосударственных организаций к бюджетному финансированию, предоставляющих услуги в социальной сфере, позволяющих привлекать к данному виду деятельности с наибольшей результативностью организации различных форм собственности (в том числе социально ориентированные некоммерческие организации) и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;
формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения за счет оснащения социально значимых объектов специальным оборудованием;
развитие и совершенствование системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
открытие дневных стационаров для людей с функциональными дефицитами и с начальной стадией возраст-ассоциированных когнитивных нарушений;
строительство корпуса на 120 мест в областном государственном бюджетном учреждении "Кологривский дом-интернат для престарелых и инвалидов";
организация профессионального обучения, дополнительного профессионального образования по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям пожилых людей, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, лиц с ограниченными возможностями;
социальная поддержка семей, имеющих детей, включая поддержку в воспитании детей, профилактика семейного неблагополучия;
совершенствование механизмов предоставления мер социальной поддержки, в том числе при применении новых критериев нуждаемости граждан;
совершенствование межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении мер социальной поддержки;
внедрение современных информационных технологий при предоставлении социальных услуг.
96. Уровень жизни.
Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение уровня бедности являются важнейшими задачами социально-экономического развития региона. Несмотря на сокращение доли населения со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, в Костромской области ее величина остается достаточно высокой (12,6% в 2019 году). Низким, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, остается уровень среднедушевых денежных доходов населения (25 289,7 рублей в 2019 году).
97. На повышение уровня жизни населения отрицательное воздействие оказывают следующие факторы:
недостаточно высокий уровень среднемесячной заработной платы в организациях отдельных видов экономической деятельности;
высокая демографическая нагрузка на трудоспособное население из числа лиц нетрудоспособных возрастов;
наличие теневой занятости и скрытых форм оплаты труда.
98. Рост материального благосостояния населения при снижении дифференциации по доходам является одной из основных целей региональной социальной политики.
99. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
создание условий для снижения бедности и уменьшения дифференциации населения по уровню доходов;
стабильный рост доходов населения;
содействие росту заработной платы работников, в том числе бюджетной сферы;
развитие современных форм социального обслуживания;
повышение уровня и качества жизни сельского населения.
100. Ключевыми мерами решения поставленных задач являются:
поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки, а также проведение ежегодной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы;
увеличение средней заработной платы работников реального сектора экономики, рост производительности труда и создание высокопроизводительных рабочих мест;
создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
сокращение неформальной занятости за счет развития рынка труда, системы профессионального обучения и переобучения;
снижение уровня нелегальной трудовой занятости и организация мероприятий по своевременной и легальной выплате заработной платы;
содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов и лиц старшего поколения), в том числе содействие занятости сельского населения;
предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта;
целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности, семей с детьми;
развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений;
повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов сельской местности.
101. Безопасность жизнедеятельности.
В условиях сохранения высокого уровня преступности, опасных последствий дорожно-транспортных происшествий, угроз техногенного и природного характера, высокой пожарной опасности, вероятности террористических угроз одной из важнейших задач является создание комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
102. Основными вызовами в сфере безопасности являются:
совершаемые правонарушения;
большое количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом;
гибель людей и имущества в результате пожаров;
гибель людей на воде;
значительный экономический ущерб от весеннего половодья.
103. Целью Стратегии в сфере безопасности является создание в регионе безопасных условий для проживания граждан и функционирования инфраструктуры.
104. На достижение поставленной цели будут направлены следующие задачи:
создание (совершенствование) системы обеспечения общественной безопасности региона;
формирование эффективной системы предотвращения чрезвычайных ситуаций;
разработка комплекса организационных и технических мероприятий по предупреждению и ликвидации пожаров в жилом секторе и на социально значимых объектах;
разработка и проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в городских и сельских поселениях, формирование системы их жизнеобеспечения на основе анализа пожарного риска;
повышение материально-технического обеспечения противопожарной службы и службы спасения региона;
дальнейшее развитие и совершенствование системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" Костромской области;
реализация Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2446-р.
105. На достижение поставленных задач будет направлен следующий комплекс мероприятий:
снижение аварийности, смертности, и вреда здоровью людей в автодорожном движении и на железнодорожном транспорте;
повышение готовности органов управления, сил и средств Костромской области к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
организация обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение безопасности, охрана жизни и здоровья населения на водных объектах Костромской области;
создание эффективной системы пожарной безопасности в Костромской области;
развитие системы профилактики правонарушений в Костромской области;
повышение безопасности дорожного движения, в том числе сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий;
создание и организация деятельности муниципальной, добровольной пожарной охраны в населенных пунктах, организациях, создание условий для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности;
внедрение инновационных образовательных технологий в процесс подготовки должностных лиц, специалистов и населения в области пожарной безопасности;
организация подготовки личного состава подразделений всех видов пожарной охраны в части, касающейся профилактики и тушения пожаров, а также проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, проведение аттестации пожарных подразделений на право ведения аварийно-спасательных работ;
закупка и постановка на вооружение современной высокоэффективной и многофункциональной унифицированной пожарной техники, систем мониторинга, связи, экипировки, снаряжения, медицинского оборудования для оказания помощи пострадавшим в результате пожаров;
совершенствование системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" Костромской области;
организация развития сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории муниципальных образований Костромской области.
106. Экология.
Основными вызовами в сфере экологии на территории Костромской области являются:
низкий уровень вторичного использования отходов и несоответствие экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям большинства объектов конечного размещения твердых коммунальных отходов;
недостаточно высокий уровень очистки сточных вод, сбрасываемых предприятиями в поверхностные водные объекты;
нерациональное использование водных ресурсов, в частности, применение устаревших водоемких производственных технологий;
истощение и загрязнение месторождений подземных вод вследствие нарушений режима их использования;
несоответствие качества питьевой воды, потребляемой значительной частью населения области, гигиеническим нормам.
107. Основной целью в сфере экологии является повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем в Костромской области, а также снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду при обращении с отходами производства и потребления в Костромской области.
108. Основными задачами являются:
предотвращение разрушения естественных экосистем и истощения природных ресурсов, поддержание благоприятных условий для сохранения растительного и животного мира;
сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем;
внедрение экологически безопасных технологий в экономике Костромской области;
снижение негативного влияния отходов производства и потребления посредством создания эффективной системы обращения с отходами (сбор, использование, обезвреживание, размещение);
повышение эффективности управления лесами.
109. Ключевыми мероприятиями обеспечения экологической безопасности на территории Костромской области станут:
предотвращение разрушения естественных экосистем и истощения природных ресурсов, сохранение экологических условий для развития растительного и животного мира;
стимулирование внедрения экологически безопасных технологий в экономике области;
создание системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере охраны окружающей среды и внедрения наилучших доступных технологий;
сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
проведение противопожарного обустройства торфяных месторождений и лесов в области;
создание эффективной системы обращения с отходами;
развитие системы просвещения населения в сфере охраны окружающей среды;
создание и развитие особо охраняемых природных территорий;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов;
эффективная охрана лесов от пожаров;
увеличение объемов и повышение качества воспроизводства лесов;
оперативное и результативное проведение лесозащитных работ.
110. Гражданское общество.
Важным фактором достижения целей социально-экономического развития Костромской области является консолидация гражданского общества.
В Костромской области накоплен большой опыт по формированию механизма взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений, прежде всего, социально ориентированных некоммерческих организаций.
111. Основной целью Стратегии в данном направлении является поддержание социального благополучия и общественного согласия, формирование общества, основанного на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам, обеспечение организационных, правовых, финансовых условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Костромской области.
112. В то же время в данной сфере имеется ряд проблем:
низкий уровень информированности населения о деятельности общественных организаций и невысокая степень вовлеченности граждан в решение социально значимых проблем;
нереализованный потенциал социально ориентированных некоммерческих организаций как равноценных партнеров и участников государственных и муниципальных заказов на оказание услуг населению региона.
113. Достижение цели планируется за счет реализации следующих задач:
создание системы коммуникации между гражданами, организациями и органами государственной власти;
обеспечение информационного сопровождения реализации социально значимых проектов и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
повышение роли социально ориентированных некоммерческих организаций при оказании социальных услуг (помощи) населению Костромской области.
114. Основными механизмами достижения поставленных задач станут:
расширение каналов представления информации гражданам по вопросам жизни региона;
информационная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций;
ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей государственной поддержки в Костромской области;
реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций;
сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;
содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства);
создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению.
Решение поставленных задач осуществляется в рамках государственной программы Костромской области "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и содействие развитию местного самоуправления на территории Костромской области".
115. Государственная национальная политика.
Костромская область является субъектом Российской Федерации с многонациональным составом населения, обладая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами.
116. Основной целью реализации государственной национальной политики в Костромской области является укрепление гражданского и духовного единства российской нации, содействие этнокультурному развитию народов в Костромской области.
117. Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических и межрелигиозных отношений в Костромской области являются:
рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;
рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в регионе.
118. Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межэтнических, межконфессиональных отношений в Костромской области;
сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
поддержка и сохранение русского языка и развитие языкового многообразия;
гармонизация межнациональных, межконфессиональных отношений;
профилактика экстремизма и ксенофобии на национальной и религиозной почве;
успешная социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов;
повышение уровня этноконфессиональной культуры Костромской области;
создание условий для развития российского казачества на территории Костромской области.
119. На решение данных задач будут направлены следующие мероприятия:
информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов и программ в Костромской области;
вовлечение национально-культурных и религиозных организаций в реализацию мероприятий программы Костромской области "Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов в Костромской области";
совершенствование системы государственного мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
проведение мероприятий, направленных на развитие российского казачества в Костромской области.
Указанные задачи реализуются в рамках государственной программы Костромской области "Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов в Костромской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.