Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 19. Внешнеэкономическая деятельность Костромской области
220. Внешнеэкономическое сотрудничество Костромской области опирается на взаимовыгодное использование потенциала зарубежных регионов-партнеров.
Целью внешнеэкономической деятельности Костромской области является сохранение и развитие внешнеэкономических связей в сферах: торговли и услуг, промышленного производства, сельского хозяйства, культуры и туризма.
221. На достижение поставленной цели направлены задачи:
формирование и дальнейшее развитие уже существующих и новых торгово-экономических связей Костромской области;
активизация сотрудничества с основными торговыми партнерами региона;
расширение номенклатуры товаров;
создание благоприятных условий для развития внешнеэкономических и межрегиональных связей в производственной, инновационной и туристической сферах.
222. Основные приоритеты и направления развития международных связей Костромской области:
формирование положительного имиджа Костромской области как региона с благоприятными условиями для проживания, организации отдыха и ведения бизнеса;
привлечение иностранных инвестиций в экономику Костромской области и повышение инвестиционной привлекательности региона;
организация и проведение деловых миссий с участием заинтересованных предприятий и бизнес-структур региона;
проведение презентационных мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Костромской области;
содействие в продвижении и представлении за пределами Российской Федерации интересов предприятий, предпринимательская деятельность которых является экономически и социально значимой для развития региона;
расширение рынков сбыта костромских товаропроизводителей в страны дальнего зарубежья и Содружества Независимых Государств;
развитие международного туризма и продвижение туристских брендов региона на внешние рынки;
развитие международного сотрудничества в сфере культуры, образования, молодежной политики, физической культуры и спорта;
вовлечение в развитие международных связей муниципальных образований, содействие дальнейшему развитию побратимских связей.
223. Анализируя показатели внешнеторгового оборота региона за последние 5 лет (с 2015 по 2020 год), следует отметить, что показатели экспорта, импорта и внешнеторгового оборота возросли. Так, экспорт по результатам 2015 года составил 194,6 млн. долларов США, а к 2020 году этот показатель возрос до 3665,2 млн. долларов США (рост в 18 раз). Это обусловлено экспортными поставками необработанного золота в 2019 - 2020 годах.
Причем тенденция возрастания характерна как для стран дальнего зарубежья, так и для стран Содружества Независимых Государств. Однако не во всех случаях тенденция возрастания происходила постепенно, по нарастающей, например, наблюдается снижение показателей экспорта со странами дальнего зарубежья в 2016 - 2017 годах по сравнению с 2015 годом, что обусловлено экономической ситуацией в стране в целом.
При этом показатели экспорта превышают показатели импорта, что свидетельствует о положительном сальдо торгового баланса на протяжении всего анализируемого периода.
В связи с тем что показатели экспорта и импорта увеличиваются, такая же тенденция касается и величины показателей внешнеторгового оборота, который возрос с 302,1 млн. долларов США до 3815,7 млн. долларов США (рост в 12,6 раза). При этом показатели экспорта превышают показатели импорта, что свидетельствует о положительном сальдо торгового баланса на протяжении всего анализируемого периода.
224. Стоит отметить, что в структуре внешнеторгового оборота на протяжении всего периода, экспорт занимает большую часть и имел тенденцию к увеличению показателей с 64,4% до 96,1%.
Однако если рассмотреть структуру внешнеторгового оборота по отдельным группам стран, то можно заметить, что показатели доли стран дальнего зарубежья превышают показатели доли стран Содружества Независимых Государств. Для стран дальнего зарубежья сохраняется тенденция к увеличению показателей экспорта и импорта, а для внешнеторгового оборота со странами Содружества Независимых Государств доля экспорта увеличивается с 59,5% до 84,3% (за период с 2015 по 2020 год), а доля импорта уменьшается с 40,5% до 15,7% за тот же период. Также следует отметить, что большая часть экспорта и импорта приходится на долю стран дальнего зарубежья.
225. Экспорт в целом на начало анализируемого периода составил 194,6 млн. долларов США, абсолютный прирост за период составил 3470,6 млн. долларов США, среднегодовой абсолютный прирост составил 694,1 млн. долларов США. Темп роста за период равен 1883,5%, а среднегодовой темп роста - 195,1%.
226. Импорт на начало анализируемого периода составил 107,5 млн. долларов США, абсолютный прирост за период составил 43 млн. долларов США, среднегодовой абсолютный прирост составил 8,6 млн. долларов США. Темп роста за период равен 140%, среднегодовой темп роста - 108,6%.
227. Проведенный анализ деятельности экспортноориентированных предприятий основных отраслей промышленности (легкая, металлургическая, деревообрабатывающая, химическая, ювелирная, пищевая и перерабатывающая промышленность и машиностроение) позволил выявить основные барьеры, препятствующие развитию экспортной деятельности.
Наиболее значимыми внутренними барьерами для предприятий, являются:
высокие затраты на логистику продукции до конечного потребителя. Сложная внутренняя логистика выступает значимой проблемой для четверти опрошенных предприятий. Логистические трудности обусловлены значительными расстояниями, что в сочетании с высокой стоимостью и низкой эффективностью оказываемых транспортных услуг (например, отмечались значительные сроки перевозок) ведет к росту себестоимости продукции, поставляемой на внешние рынки. При этом в большей мере от логистических трудностей страдают предприятия, производящие габаритную и относительно недорогую продукцию, в первую очередь, деревообрабатывающие предприятия, а также предприятия пищевой промышленности. Предприятия особо отмечают, что у открытого акционерного общества "Российские железные дороги" непрозрачная и дорогая тарификация;
сложности с таможенным оформлением, получением разрешительных документов. Вопрос получения разрешительных документов наиболее остро стоит для предприятий металлургической, химической и пищевой промышленности. Сложное таможенное оформление значимо для каждого пятого предприятия. Основными проблемами выступают длительные сроки оформления документов и их значительный объем;
высокие удельные затраты на омологацию и сертификацию продукции, их необходимость для каждого конкретного рынка сбыта;
отсутствие компетенций у субъектов малого и среднего предпринимательства для работы на зарубежном рынке, а также необходимой информации о внешних рынках, включая требования иностранного законодательства;
высокая стоимость финансовых ресурсов, привлекаемых под экспортные сделки и на разработку экспортно-ориентированной продукции. Высокие ставки по кредитам снижают конкурентоспособность по цене на внешних рынках по сравнению с европейскими производителями; в сфере налогового регулирования внешнеэкономических сделок нарекания опрошенных компаний были связаны с механизмом возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте.
228. Наиболее значимыми внешними барьерами развития экспорта являются:
ограничения конкуренцией. Высокая конкуренция в качестве барьера отмечается в экспорте пищевой продукции, машин и оборудования;
технические барьеры, а также административные ограничения на рынках иностранных государств. Технические барьеры наиболее значимы для производителей пищевой продукции, химической, машин и оборудования, в том числе кранов на автомобильном ходу, ювелирной промышленности. Проблемы возникают вследствие различий в технических требованиях между государствами, а также дополнительных требований к маркировке и упаковке продукции. Требования национальных стандартов не всегда соответствуют требованиям Евразийского экономического союза, тогда как они должны применяться в части, не противоречащей принятым техническим регламентам Евразийского экономического союза. Административные ограничения наиболее ощутимы для производителей химической продукции, машин и оборудования и кранов. Они имеют различные формы, такие как, например, квоты в Китае или ограничение транзита по территории Узбекистана и Эстонии;
экономические санкции в отношении Российской Федерации.
229. Итоги проведенного анализа позволили сделать ряд выводов и предложить некоторые возможные меры по снижению либо устранению как внутренних, так и внешних барьеров, с которыми сталкиваются промышленные производители.
230. На достижение цели по увеличению объемов экспорта направлены следующие задачи:
формирование и дальнейшее развитие уже существующих и новых торгово-экономических связей Костромской области;
активизация сотрудничества с основными торговыми партнерами региона;
расширение номенклатуры товаров;
создание благоприятных условий для развития внешнеэкономических и межрегиональных связей в производственной, инновационной и туристической сферах;
реализация национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
231. В Костромской области в рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" реализуется региональный проект "Промышленный экспорт" (таблица N 2). Основной экспортный продукт - продукция лесопромышленного комплекса. В соответствии с планами промышленных предприятий региона, прогнозируется рост экспортных поставок:
машин и оборудования на 63% до 32 млн. долл. США;
металлов и изделий из них на 67% до 28 млн. долл. США,
ювелирной промышленности на 60% до 71 млн. долл. США;
лесопромышленного комплекса на 66% до 302 млн. долл. США.
Таблица N 2
Показатели реализации регионального проекта "Промышленный экспорт"
N |
Наименование показателя |
Годы |
|||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
1. |
Объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции, млн. долл. США |
291,2 |
299,5 |
314,8 |
333,0 |
348,7 |
369,5 |
2. |
Объем экспорта лесопромышленного комплекса, млн. долл. США |
191,1 |
196,4 |
206,2 |
217,7 |
227,7 |
240,9 |
232. Одним из механизмов, определенных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации для достижения показателей проекта, является государственная поддержка организаций в виде предоставления льготного кредитования в целях реализации экспортных проектов после включения предприятий-экспортеров в единый перечень производителей, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности. Предприятия Костромской области активно вовлечены в конкурсный отбор. За период 2019 - 2020 года включено в единый перечень 5 корпоративных программ повышения конкурентоспособности (акционерное общество "Костромской завод автокомпонентов", общество с ограниченной ответственностью "ВолгаСтрап", общество с ограниченной ответственностью "СВИСС КРОНО").
233. Помимо экспорта промышленной продукции, необходимо развивать и экспорт услуг. К 2024 году его объем должен достичь 10,8 млн. долл. США (ежегодный прирост на уровне 7%).
234. В рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" реализуется проект по экспорту продукции агропромышленного комплекса.
235. К 2024 году Костромской областью планируется достичь целевой показатель по экспорту продукции агропромышленного комплекса до 2,5 млн. долл. США.
236. Приоритетными экспортными товарами определены готовые пищевые продукты (экстракт солодовый, кондитерские изделия, шоколад) и икра осетровая.
237. Продукция агропромышленного комплекса поставляется экспортерами Костромской области в 14 стран: Беларусь, Молдова, Украина, Эстония, Латвия, Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан и другие.
238. По итогам 2020 года исполнение целевого показателя по направлениям составило:
объем экспорта готовой пищевой продукции - 2,051 млн. долл. США (2,19 тыс. тонн), или 68,4% от годового плана (общество с ограниченной ответственностью "Костромской крахмало-паточный завод", общество с ограниченной ответственностью "Меренга", общество с ограниченной ответственностью "Сладкий рай");
объем экспорта прочей продукции агропромышленного комплекса - 0,1146 млн. долл. США (158,4 тонны), или 38,2% от годового плана (акционерное общество "Шувалово", общество с ограниченной ответственностью "Костромской картофель", сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив "Солигаличский консервный завод");
объем экспорта рыбы и морепродуктов с 0,0655 млн. долл. США (120 кг), или 65,5% от годового плана (открытое акционерное общество "Волгореченскрыбхоз").
239. Государственная поддержка экспортеров продукции агропромышленного комплекса Костромской области осуществляется за счет средств областного бюджета, финансирование за счет средств федерального бюджета в 2021 году не предусмотрено.
240. В Костромской области внедряется Региональный экспортный стандарт, версия 2.0 в рамках реализации проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" (таблица N 3).
Таблица N 3
Показатели реализации национального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта"
Наименование показателя, единицы измерения |
Годы |
||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
Количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрен Региональный экспортный стандарт 2.0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
241. В рамках Регионального экспортного стандарта планируется внедрение 15 инструментов к 2022 году. Внедрение регионального экспортного стандарта 2.0 предполагает обязательную реализацию 15 инструментов: наличие Стратегии в области обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности, Экспортного совета при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации, создание структурного подразделения, ответственного за развитие несырьевого экспорта, обеспечение деятельности Центра поддержки экспорта и ряда мероприятий, предполагающих выделение дополнительного финансирования (обучение начинающих экспортеров, торговые представительства субъекта за рубежом, участие предпринимателей в составе официальных делегаций за рубеж и пр.). Кроме того, в субъекте Российской Федерации будет разработана и утверждена отдельная программа по внешнеэкономической деятельности. Стандарт содержит унифицированные подходы по созданию благоприятных условий для экспорта с учетом региональной специфики. Это позволит комплексно развивать систему поддержки экспорта в Костромской области и закрепить комплекс мер, при внедрении которых региональные власти смогут простимулировать экспортную деятельность компаний, а также сформировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта.
242. Планируется в рамках программы развития экспорта Костромской области реализация комплекса мер, направленных на формирование инфраструктуры поддержки экспорта, вовлечение органов исполнительной власти и представителей бизнес-сообщества в процесс реализации региональной политики в области поддержки и развития экспортной деятельности, увеличение числа экспортеров за счет активного привлечения к экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Так как именно этот сектор экономики обладает наибольшим потенциалом роста несырьевого неэнергетического экспорта.
243. В регионе сформирована институциональная инфраструктура поддержки экспорта, в которую вошли организации, оказывающие финансовую, информационную и сервисную поддержку предприятиям-экспортерам региона.
Автономная некоммерческая организация "Центр поддержки экспорта Костромской области" содействует предприятиям, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства Костромской области, в продвижении продукции на внешние рынки посредством:
обеспечения доступа предприятий ко всем видам финансовой и нефинансовой поддержки регионального и федерального уровня в сфере экспортной деятельности;
поиска зарубежных партнеров и продвижения продукции экспортеров на внешние рынки, организации бизнес-миссий и реверсных бизнес-миссий;
сопровождения предприятий на всех этапах жизненного цикла экспортной деятельности;
оказания консультационной помощи по вопросам внешнеэкономической деятельности;
содействия начинающим экспортерам;
проведения обучающих семинаров по вопросам экспортной деятельности для региональных предприятий;
сопровождения экспортеров при работе с региональными и федеральными ведомствами, федеральными институтами поддержки экспорта.
244. Реализуя указанные инструменты и механизмы, автономная некоммерческая организация "Центр поддержки экспорта Костромской области" станет основой региональной системы поддержки экспорта, интегрированной в общенациональную и региональную инфраструктуру поддержки.
В 2020 году при поддержке автономной некоммерческой организации "Центр поддержки экспорта Костромской области" организовано участие 32 субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области в пяти международных выставках: "ПродЭкспо 2020" (город Москва), "InhorgentaMunich 2020" (Германия), "Интурмаркет 2020" (город Москва), "Деревянный дом. Весна 2020" (город Москва), "Отдых-2020" (город Москва), "WorldFoodMoscow2020", "JUNWEXМосква 2020" (город Москва); размещено на международных электронных торговых площадках Alibaba, Fordaq, Europages 19 субъектов малого и среднего предпринимательства; оказана услуга по созданию интернет-сайта на иностранном языке 41 субъекту малого и среднего предпринимательства; организовано предоставление 4 субъектам малого и среднего предпринимательства услуг по сертификации товаров (работ, услуг); 25 субъектов малого и среднего предпринимательства получили консультационные услуги.
245. Основной целью деятельности государственного автономного учреждения "Агентство инвестиций и развития предпринимательства Костромской области" является оказание комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
246. Основной целью государственного предприятия Костромской области "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области" является содействие развитию кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области. Фонд предоставляет поручительства по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах и договорах о предоставлении банковских гарантий.
247. Основной целью некоммерческого партнерства "Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Костромской области" является развитие лесной отрасли на базе современного, рационального, эффективного использования лесных ресурсов и представление интересов членов партнерства в различных государственных и общественных организациях.
248. Одним из важных факторов развития экспортной деятельности предприятий Костромской области станет развитие взаимодействия с предприятиями и органами государственной власти Костромской области с целью обмена опытом в совместном продвижении товаров и услуг на внешние рынки. Обсуждение проблемных вопросов развития экспорта планируется в рамках созданного Экспортного совета при губернаторе Костромской области. Организационно-техническое обеспечение действия совета осуществляется уполномоченным органом - департаментом экономического развития Костромского области. Углубление межрегионального сотрудничества экспортеров Костромской области будет способствовать расширению экспортного потенциала региона и укреплению конкурентоспособности на международных рынках.
Для продвижения продукции региональных производителей на внешние рынки необходимо снятие торговых и административных барьеров, препятствующих доступу продукции региональных производителей на конкретный экспортный рынок.
249. В части регулирования экспортной деятельности на уровне Российской Федерации оптимизация системы валютного контроля при проведении экспортных операций, а также механизмов выдачи разрешительных документов (например, лицензирования экспорта отдельных товаров), развитие системы "Электронной таможни", реформирование системы управления рисками, сокращение и упрощение процедур, совершенствование сервисов для участников ВЭД в рамках личного кабинета значительно снизит организационные и финансовые затраты компаний при экспорте. Реализация мер по снижению внутренних барьеров для развития экспорта расширит возможности экспортеров по преодолению барьеров и препятствий внешних рынков, таких как квази-барьеры высокой конкуренции, и недостатка информации, а также различных нетарифных барьеров. Это в конечном итоге будет способствовать как росту объемов экспорта промышленных товаров, так и его географической и товарной диверсификации. Итогом работы по реализации национального проекта должны стать следующие результаты:
1) вовлечение предприятий в экспортную деятельность.
Предприятия региона имеют предпосылки для повышения конкурентоспособности продукции и выхода на зарубежные рынки посредством развития производства высокотехнологичных товаров и услуг;
2) диверсификация регионального экспорта.
Одной из основных задач администрации Костромской области является содействие выходу новых региональных предприятий на экспорт и расширению географии поставок региональной продукции, развитие кооперации;
3) формирование эффективной инфраструктуры поддержки экспорта.
В регионе сформирована институциональная инфраструктура поддержки экспорта, в которую вошли организации, оказывающие финансовую, информационную и сервисную поддержку предприятиям-экспортерам региона;
4) расширение географии экспортных поставок региональных предприятий.
Основные ориентиры экспорта продукции предприятий Костромской области в разрезе макрорегионов имеют следующие перспективы:
Таможенный союз и страны Содружества Независимых Государств. Страны региона проявляют спрос на широкий ассортимент российской продукции: машинно-техническую продукцию, продовольствие, промышленные материалы, товары широкого потребления. Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан и Киргизия. Предпосылками для наращивания экспорта являются действие интеграционных процессов, наличие общих или близких границ, тесные исторические, социокультурные, экономические связи, растущие местные рынки, выгодное транспортно-географическое положение России по сравнению с большинством конкурентов.
Европа. Потенциал развития экспорта обусловлен наличием общих границ или географической близостью и достаточно тесными экономическим связями (для некоторых стран региона Россия выступает одним из основных внешнеторговых партнеров). Значительным экспортным потенциалом обладают туристические услуги, потребительские товары, машиностроительная продукция, древесные плиты и фанера. Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают Германия, Швейцария, Чехия, Польша и Италия.
Азия. Страны региона предъявляют спрос на отдельные виды товаров с высокой сырьевой составляющей. Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают Китай, Афганистан, Вьетнам, Индонезия и Сингапур, Грузия. Сдерживающим фактором для развития масштабных поставок тоннажных товаров (первичной сельскохозяйственной продукции, фанеры, плит и т.д.) выступает географическая удаленность региона от экспортных портов России. Значительным экспортным потенциалом обладают машиностроительная продукция, продукция лесопереработки, целлюлозно-бумажная продукция и туристические услуги.
Ближний Восток и Северная Африка. Страны данного региона предъявляют основной спрос на продовольствие, металлургическую продукцию, а также продукцию лесопромышленного и химического комплексов. Перспективы увеличения объемов экспорта определяются значительным потенциалом экономического роста стран региона и сохранением в силу природных и социально-экономических причин дефицита отдельных групп продукции (продовольствие, лесобумажные товары). Значительным экспортным потенциалом обладают пищевые продукты (масложировая продукция, мясо птицы), пиломатериалы, древесные плиты и фанера, корма. Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают Турция, Иран, Сирия, Израиль, Египет и Объединенные Арабские Эмираты;
5) формирование положительного имиджа Костромской области как региона с благоприятными условиями для проживания, организации отдыха и ведения бизнеса;
6) привлечение иностранных инвестиций в экономику Костромской области и повышение инвестиционной привлекательности региона;
7) развитие международного туризма и продвижение туристских брендов региона на внешние рынки;
8) развитие международного сотрудничества в сфере культуры, образования, молодежной политики, физической культуры и спорта;
9) вовлечение в развитие международных связей муниципальных образований, содействие дальнейшему развитию побратимских связей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.