Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Аналитическая часть
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 15.03.2021 N 631 "О проведении мониторинга объективности проведения Всероссийских проверочных работ в 2021 году" ГБУ РА "Государственная аттестационная служба системы образования" подготовлена аналитическая информация по результатам проведения Всероссийских проверочных работ в 2021 году (далее - ВПР).
Результаты мониторинга участия 133 общеобразовательных организаций республики в ВПР свидетельствуют о том, что численность участников ВПР в 2021 году увеличилась на 17,3% по сравнению с 2020 годом и составила 27 415 чел., в том числе по учебным предметам:
- русскому языку, математике, окружающему миру - 5672 обучающихся 4 классов;
- русскому языку, математике, биологии, истории - 5247 обучающихся 5 классов;
- русскому языку, математике, биологии, истории, обществознанию, географии - 5386 обучающихся 6 классов;
- иностранному языку, обществознанию, русскому языку, биологии, географии, математике, физике, истории - 4633 обучающихся 7 классов;
- обществознанию, русскому языку, биологии, географии, математике, физике, истории, химии - 4272 обучающихся 8 классов;
- географии - 851 обучающийся 10 классов;
- географии, физике, химии, биологии, истории, иностранному языку - 1 041 обучающийся 11 классов.
ВПР в 2021 году проведены в целях:
- осуществления мониторинга качества образования, в том числе мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях.
Результаты сравнительного анализа ВПР за последние четыре года (2018 - 2021) показывают значительное улучшение показателей успеваемости в 2021 году.
Успеваемость по результатам ВПР
Успеваемость по результатам ВПР в 2021 году ниже 80% в 74 школах из 133, что объясняется недостаточно высоким качеством обучения учащихся в 2020-2021 учебном году.
Также следует отметить, что из указанных 74 общеобразовательных организаций:
- 43 школами обеспечено достижение таких же значений показателей успеваемости по результатам ВПР как в 2020 году;
- 33 школы включены в список Рособрнадзора, как школы со стабильно низкими образовательными результатами.
В рамках вышеуказанного мониторинга ВПР были оценены предметные результаты обучения, а также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями.
Сформированность умений в соответствии с ФГОС в основном, соответствует уровню показателей всей выборки по РФ. Вместе с тем, продемонстрированы менее половиной участников ВПР владение:
1) логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, письменной речью;
2) умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; работать с иллюстративным материалом (знание фактов истории культуры), анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); ориентироваться в источниках информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, процессы и явления, их положение в пространстве; выявлять недостающую и (или) взаимодополняющую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков (иллюстрировать с помощью графика реальной зависимости или процесса по их характеристикам); применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера, умений моделировать реальные ситуации;
3) навыками смыслового чтения.
Необходимо отметить, что по - прежнему актуальным остается вопрос об объективности проведения ВПР.
Распределение первичных баллов в статистической информации, размещенной в ФИС ОКО, наглядно демонстрирует на примере одной аномальные доли участников ВПР на границах баллов при переводе их в отметки, представленное следующей диаграммой:
Распределение первичных баллов, 4 класс, русский язык
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичные баллы |
0-13 |
14-23 |
24-32 |
33-38 |
Распределение первичных баллов, 4 класс, математика
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичные баллы |
0-5 |
6-9 |
10-14 |
15-20 |
Распределение первичных баллов, 7 класс, русский язык
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичные баллы |
0-21 |
22-31 |
32-41 |
42-47 |
Распределение первичных баллов, 7 класс, математика
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичные баллы |
0-6 |
7-11 |
12-15 |
16-19 |
Распределение первичных баллов, 7 класс, физика
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичные баллы |
0-4 |
5-7 |
8-10 |
11-18 |
Распределение первичных баллов, 7 класс, английский язык
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичные баллы |
0-12 |
13-20 |
21-26 |
27-30 |
В этой связи вызывают сомнения в объективности проведения ВПР результаты следующих образовательных организаций (доля "2" в два и более раза ниже среднереспубликанских показателей, доля "5" в два и более раз выше среднереспубликанских показателей):
Муниципальное образование |
Образовательные организации |
Учебные предметы |
Город Майкоп |
СШ N 2 |
4ма, 5ис, 6ис, 6гг, 6об, 7гг, 7об, 8ис, 8би, 8об |
СШ N 6 |
5ис |
|
СШ N 9 |
7гг, 8ма, 8гг |
|
СШ N 11 |
6ма, 7фи, 8ис |
|
СШ N 13 |
6ис, 7ис |
|
СШ N 17 |
6ма, 8ис, 8би, 8хи |
|
ОШ N 20 |
6ря, 6ис, 6би, 7ис, 7гг, 7об, |
|
СШ N 23 |
6ма, 6гг |
|
ОШ N 25 |
6гг |
|
ОШ N 27 |
6об, 7би, 7гг, 7об, 7ия |
|
Лицей N 35 |
5ма, 6об, 6гг, 6би, 6ис, 6ма, 7би |
|
Город Адыгейск |
СОШ N 2 |
6би, 6гг, 8ря, 8гг, 8хи |
СОШ N 3 |
5ма, 5ис, 5би, 6ис, 6би, 6гг, 6об, 7ма, 7ис, 7би, 7гг, 7об, 7фи, 7ия, 8ря, 8ма, 8гг, |
|
СОШ N 5 |
8об |
|
Гиагинский район |
СОШ N 1 |
5ма, 8ис, 8об |
СОШ N 2 |
5ис, 5би, 6гг |
|
СОШ N 4 |
6би, 8фи |
|
СОШ N 5 |
6ма, 6би |
|
СОШ N 6 |
6би, 6об |
|
СОШ N 7 |
6ря |
|
СОШ N 9 |
5ма, 7об |
|
СОШ N 10 |
5ис, 5би, 6об, 6гг, 7фи, 7ма, 7гг, 8гг, |
|
СОШ N 11 |
6об, 7би |
|
СОШ N 12 |
6ря, 6об, 7гг, 7ма, 7би |
|
Кошехабльский район |
СОШ N 1 |
5ря, 6би, 6ма, 7ма, 7би, 7гг, 8ис, 8би, 8ма, 8хи |
СОШ N 2 |
4ом, 5ма, 5ря, 5ис, 5би, 6ма, 6ис, 6би, 6гг, 6об, 7ря, 7ма, 7ис, 7об, 7гг, 7фи, 7ия, 8хи, |
|
СОШ N 3 |
5би, 5ис, 6гг, 7би, 7ма |
|
СОШ N 4 |
6об |
|
СОШ N 5 |
4ма, 5ря, 5ма, 5ис, 5би, 6ис, 6би, 7ря, 7ма, 7ис, 7би, 7гг, 7об, 7фи, 7ия |
|
СОШ N 6 |
5ря, 5ма, 5би, 5ис, 4ом, 6ря, 6ма, 6ис, 6гг, 7ис, 7би, 7гг, 7об, 7ия |
|
СОШ N 7 |
5би, 5ма, 5ря, 6ря, 6гг, 6об |
|
СОШ N 8 |
5ис |
|
СОШ N 9 |
7об |
|
СОШ N 10 |
7ря, 7ма, 7ис, 7би, 7гг, 7об |
|
СОШ N 11 |
5ря, 5ис, 6ря, 6гг, 7ма, 7ис, 7гг, 7би, 7фи, 7ия, 8ма, 8хи, |
|
Красногвардейский район |
СОШ N 2 |
5ма, 5ис, 5би, 6ис, 6об, 7ис, 7гг, 7об, 7ия, 8ма, 8об, 8хи, |
СОШ N 9 |
5ма, 5ис, 6ря, 6ма, 6ис, 7ря |
|
СОШ N 11 |
5 ма, 5би, 7гг, 7би, 8ма |
|
ООШ N 12 |
5би |
|
СОШ N 15 |
6би, 7ря |
|
Майкопский район |
ОЦ N 1 |
5би, 5ря, 5ма, 6ря, 6би, 6об, 6гг, 6ис, 7би, 7гг, 7об, 8ис, |
ОЦ N 2 |
6ис, 6би, 6об, 6гг, 7ис, 7гг, 7об, 7би, 7фи, 8би, 8гг, 8фи, 8хи |
|
ОЦ N 3 |
6ис, 6об, 7ма |
|
ОЦ N 4 |
6гг, 6ис, 6ма, 7ря, 7ис, 7гг, 7об, 7фи, 7ия, 7би, 8би, 8ма, |
|
ОЦ N 6 |
6ис, 6гг, 6об, 7гг, 7ис, 7би, 7об |
|
ОЦ N 7 |
5би, 6об, 6гг, 6би, 6ис, 7ря, 7ис, 7би, 7гг, 7об, 7ия, 7фи, 7ря, 8ис |
|
ОЦ N 8 |
5ма, 7гг, 7фи |
|
ОЦ N 9 |
5ря, 6ря, 6ис, 6би, 7би, 7гг, 7ия, 7фи, 7об, 8ма, 8би, 8гг, 8хи |
|
ОЦ N 10 |
5ис, 6об, 7об |
|
ОЦ N 11 |
5ис, 6ма |
|
Тахтамукайский район |
СШ N 1 |
5ря, 5ма, 5би, 6ря, 6ма, 6ис, 6би, 6об, 7ря, 7ма, 7ис, 7би, 7гг, 7об, 7фи, 8ря, 8ма, 8ис, 8би, 8гг, 8об, 8фи, 8хи |
СШ N 3 |
4ом, 5ис, 5ря, 5ма, 6ма, 6ис, 6би, 6об, 6гг, 7ис, 7би, 7гг, 7об, 7фи, 8ря, 8ма, 8ис, 8би, 8гг, 8хи |
|
СШ N 4 |
5ря, 5ис, 6ма, 7ма, 7ис, 7ря, 7фи, 7гг, 7об, 8гг, |
|
СШ N 5 |
4ом, 4ма, 5ис, 5би, 5ря, 5ма, 6ма, 6ис, 6би, 6гг, 6об, 7ис, 7гг, 7об, 7фи, 7ия, 8ма |
|
СШ N 6 |
6ис, 6гг, 7гг, 8ис, 8гг, 8хи |
|
СШ N 7 |
4ом, 6ма, 7ис, 7ма, 7фи |
|
СШ N 11 |
4ом, 6ма, 6би, 6об, 7ма, 7ис, 7гг, 7об, 7би, 7фи |
|
СШ N 13 |
4ма, 5ря, 6ис, 6гг, 7ма, 7ис, 7би, 7фи, 8ма |
|
СШ N 15 |
5ис, 6ма, 6об, 7ря, 7ис, 7би, 7гг, 8фи, 8хи |
|
СШ N 19 |
4ом, 5ря, 5ис, 5би, 5ма, 6ря, 6ма, 6ис, 6би, 6об, 7ря, 7фи, 7ма, 7ис, 7би, 7гг, 7об, 7ия, 8би, 8об, 8ря, |
|
СШ N 24 |
4ом, 7ма, 7ис, 7би, 7гг, 7об, 7фи, 7ия, 8ма, |
|
СШ N 25 |
6об, 7би |
|
СШ N 27 |
8хи, 8ис |
|
Теучежский район |
СОШ N 1 |
5ря, 5ма, 5ис, 5би, 6ря, 6ис, 6би, 6об, 7ря, 7ис, 7би, 7гг, 7об, 7фи, 7ия, 8ря, 8ма, 8фи, |
СОШ N 2 |
5ма, 5би, 6ря, 6ис, 6би, 6гг, 7ря, 7ма, 7гг, 7об, 7фи, 7ия, 8об, 8фи, |
|
СОШ N 6 |
5ис, 6ис, 6гг, 6об, 7ия |
|
СОШ N 7 |
6ря, 6ма, 6ис, 6би, 6гг, 6об |
|
СОШ N 9 |
5ма, 5ис, 7ма, 7гг, 7об, 7фи, 7ия |
|
СОШ N 10 |
4ом, 5ма, 5би, 6би, 7гг, 7ма, 7фи |
|
Шовгеновский район |
СОШ N 1 |
5ма, 6ря, 6ис, 7ря, 7ис, 7би, 7гг, 7об, 8ис, 8би, 8об, 8фи, 8гг, 7фи, 7ия, 6би, 6об, 5ис, 5би |
СОШ N 3 |
5ма, 5ис, 5би, 7ис, |
|
СОШ N 4 |
5ма, 6ря, 7ис, 7би, |
|
СОШ N 6 |
5ма, 5ис, 5би, 6ря, 6ма, 6ис, 6би, 6об, 7ря, 7ма, 7ис, 7би, 7гг, 7об, 7фи, 8об, 8фи |
С целью повышения эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся в начале 2020-2021 учебного года был проведен мониторинг мероприятий, направленных на повышение объективности оценки образовательных результатов, при проведении и оценивании ВПР в образовательных организациях со стабильно низкими образовательными результатами и в образовательных организациях, по которым выявлены признаки необъективности результатов ВПР, в том числе в соответствии с рекомендациями по повышению объективности оценки образовательных результатов, направленными письмом Рособрнадзора от 16.03.2018 N 05-71.
Образовательным организациям, охваченным мониторингом, было предложено отметить мероприятия, из числа рекомендованных Рособрнадзором (привлечение независимых общественных наблюдателей; посещение оценочных мероприятий представителями муниципальных органов управления образованием, организация видеонаблюдения), а также проинформировать о наличии положения о внутренней системе оценки качества подготовки обучающихся и указать другие реализуемые мероприятия по обеспечению объективности образовательных результатов.
Запросы мониторинга по реализуемым мероприятиям были направлены в 64 общеобразовательные организации со стабильно низкими образовательными результатами и 21 общеобразовательную организацию, с признаками необъективности результатов ВПР.
Информация о мероприятиях по обеспечению объективности проведения ВПР направлена только 29 школами (24,7%), из участвовавших 85 в мониторинге образовательных организаций.
По результатам запроса информации в ходе мониторинга установлено, что привлечение независимых общественных наблюдателей осуществляется в 15 общеобразовательных организациях (18%); посещение оценочных мероприятий представителями муниципальных органов управления образованием - в 14 общеобразовательных организациях (16%).
Реквизиты локальных нормативных актов о внутренней системе оценки качества подготовки обучающихся представлены 24 школами (28,2%).
Кроме того, информация об иных мероприятиях по профилактике необъективного проведения и оценивания ВПР направлена 16 общеобразовательными организациями (19%), содержащая сведения о:
- прохождении 8 учителями русского языка Майкопского района из числа школ с низкими образовательными результатами курсов повышения квалификации, проводимых ФГБУ ФИОКО, по программе "Оценивание ответов на задания русскому языку в 5-8 классах";
- проведении сравнительного анализа образовательных результатов независимых оценочных процедур, итоговой и промежуточной аттестации; информационно-разъяснительной работы по вопросам оценки качества образования с учителями, обучающимися и их родителями.
Так, по итогам проведенной Комитетом по образованию Администрации муниципального образования "Город Майкоп" работы, утверждена (приказом от 26.08.2019 N 472) "дорожная карта" по обеспечению объективности проведения и оценивания ВПР в образовательных организациях муниципалитета в 2019-2020 учебном году (предусматривающая анализ проведения ВПР в 2019 году, информационное сопровождение ВПР, нормативно-правовое обеспечение ВПР, меры по обеспечению объективности проведения и оценивания ВПР, организационное сопровождение ВПР, контроль организации и участия в ВПР); выполнен анализ разработанных подведомственными организациями "дорожных карт" по обеспечению объективности проведения и оценивания ВПР в 2019-2020 учебном году, организовано независимое наблюдение при проведении ВПР в 2020-2021 учебном году.
Вместе с тем, результаты ВПР в городе Майкопе - одни из самых низких при достаточно высоких результатах итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, что позволяет предположить необъективность высоких результатов ВПР при достаточно низких результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Также по результатам ВПР-2021 наблюдается существенное превышение значений республиканских показателей хотя бы по одному предмету в 17 общеобразовательных организациях из числа школ с необъективными результатами ВПР-2020 и 36 общеобразовательных организациях из числа школ со стабильно низкими образовательными результатами.
Кроме того, в ходе проведения анализа мониторинга установлено, что из 64 школ с низкими образовательными результатами в 36 (56,3%) результаты имеют признаки необъективного проведения и оценивания: отсутствие неудовлетворительных результатов, значительное (в 2-3 раза) превышение среднереспубликанского показателя по доле высоких результатов.
В связи с большой долей общеобразовательных организаций с признаками не
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.