Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением
администрации г. Пензы
от 16.11.2021 г. N 1730
План действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций на объектах теплоснабжении с применением электронного моделирования аварийных ситуаций
1. Общие положения
1.1. План действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения с применением электронного моделирования аварийных ситуаций (далее - План) разработан в целях:
- определения возможных сценариев возникновения и развития аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения, конкретизации средств и действий по локализации аварийных ситуаций;
- координации деятельности должностных лиц администрации города Пензы, ресурсоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, и потребителей тепловой энергии при решении вопросов, связанных с ликвидацией аварийных ситуаций;
- фиксации в оперативном режиме информации о времени возникновения аварий на инженерных объектах теплоснабжения, времени и сроков их устранения, включая сведения о времени возобновления услуги у конечного потребителя;
- создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации аварийной ситуации на объектах теплоснабжения.
1.2. Понятия, используемые для целей настоящего Плана:
владельцы информации - ресурсоснабжающие организации; организации, осуществляющие эксплуатацию (техническое обслуживание) объектов и элементов систем коммунальной инфраструктуры; организации, осуществляющие управление многоквартирными домами; товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы; лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом; лица, оказывающие услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию жилищного фонда, объектов социально-культурного назначения в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта;
- ЕДДС города Пензы - единая дежурно-диспетчерская служба города Пензы, функционирующая на базе МКУ "Управление по делам ГОЧС города Пензы";
- ЦТП - центральный тепловой пункт.
1.3. К аварийным ситуациям относятся:
- события на объектах систем коммунальной инфраструктуры, связанные с прекращением предоставления населению, объектам социально-культурного назначения в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта коммунальных услуг (вида коммунальной услуги), причинением (угрозой причинения) вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, окружающей природной среде;
- нарушения производственного процесса, разрушения зданий, строений, сооружений, если это связано с существенным ухудшением качества предоставляемых населению, объектам социально-культурного назначения в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта коммунальных услуг (вида коммунальной услуги), причинением (угрозой причинения) вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, окружающей природной среде;
- утечки из трубопроводов объектов коммунальной инфраструктуры с подтоплением территории, нарушающим нормальное использование территории и (или) эксплуатацию расположенных на ней объектов;
- провалы грунта по причине порывов, утечек из трубопроводов объектов систем коммунальной инфраструктуры, иных манипуляций, событий с объектами систем коммунальной инфраструктуры, создающими угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц;
- перекрытие проезжей части полностью, двух и более полос в одном из направлений, полосы, предназначенной для движения общественного транспорта при ремонте инженерных сетей.
1.4. План устанавливает общий порядок производства работ при ликвидации последствий аварийной ситуации с применением электронного моделирования и информационного взаимодействия при их проведении. Конкретные действия сил и подразделений организаций, обеспечивающих эксплуатацию объектов систем коммунальной инфраструктуры, на которых произошло событие, предусматриваются соответствующими документами данных организаций, разработанных в соответствии с действующим законодательством.
2. Последовательность информационного взаимодействия при аварийной ситуации
2.1. Информация об аварийных ситуациях предоставляется владельцами информации в ЕДДС города Пензы в целях обеспечения информационного обмена и координации совместных действий при реагировании на аварийную ситуацию и информирования населения.
2.2. Информация об аварийной ситуации, предусмотренная настоящим Планом, передается владельцами информации в ЕДДС города Пензы посредством телефонной связи в течение 15 минут с момента, когда владельцу информации стало известно об аварийной ситуации.
2.3. После этого в течение полутора часов с момента, когда владельцу информации стало известно об аварийной ситуации, владелец информации предоставляет в ЕДДС города Пензы посредством электронной почты следующие обязательные сведения:
- точный адрес (место) аварийной ситуации;
- подробную информацию об аварийной ситуации с указанием характеристик вышедшего из строя оборудования или коммуникаций;
- точное время, дату (или, если точное время неизвестно, время поступления информации об аварийной ситуации владельцу информации) и плановый срок ликвидации причин и последствий аварийной ситуации;
- причины возникновения аварийной ситуации;
- меры, предпринимаемые для устранения аварийной ситуации;
- наименование, адрес, фамилию, имя, отчество и телефон руководителя организации, непосредственно выполняющей работы по ликвидации последствий аварийной ситуации;
- сведения о количестве привлекаемых сил и средств к аварийно-восстановительным работам;
- количество многоквартирных и индивидуальных жилых домов, количество объектов социально-культурного назначения в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта, в отношении которых ограничено или приостановлено предоставление коммунальных услуг (вида коммунальной услуги), дату и время ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг (вида коммунальной услуги), дата и время планового возобновления предоставления коммунальных услуг (вида коммунальной услуги). Данные сведения указываются в случае, если аварийная ситуация связана с ограничением или приостановлением предоставления коммунальных услуг (вида коммунальной услуги).
2.4. Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы также предоставляют в ЕДДС города Пензы информацию о повреждениях внутридомовых инженерных систем при возникновении аварийной ситуации.
2.5. Вопросы информационного взаимодействия между ЕДДС города Пензы и владельцами информации, не урегулированные настоящим Планом, определяются соглашениями об организации и осуществлении информационного взаимодействия между ЕДДС города Пензы и владельцами информации, исходя из специфики деятельности владельца информации.
2.6. Владельцы информации обязаны предоставлять полные и достоверные сведения, передача которых урегулирована настоящим Планом.
3. Сценарии наиболее вероятных аварийных ситуаций в системе централизованного теплоснабжения города Пензы
3.1. Наиболее вероятными причинами возникновения аварийных ситуаций в работе системы централизованного теплоснабжения города Пензы могут послужить:
- неблагоприятные погодно-климатические явления (ураганы, смерчи, бури, сильные ветры, сильные морозы, снегопады и метели, обледенение и гололед и т.д.);
- человеческий фактор (неправильные действия персонала и т.д.);
- прекращение подачи электрической энергии, холодной воды, топлива на источник тепловой энергии, ЦТП, насосную станцию;
- внеплановые остановки (выход из строя) оборудования на объектах системы теплоснабжения.
Описания, причины возникновения, возможные характеристики развития и последствия, а также типовые действия при аварийной ситуации приведены в приложении к настоящему Плану.
4. Обязанности при ликвидации последствий аварийных ситуаций
4.1. Лица, ответственные за исполнение Плана, назначаются руководителями ресурсоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих эксплуатацию (техническое обслуживание) объектов и элементов систем коммунальной инфраструктуры, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами.
4.2. Все лица, ответственные за исполнение Плана, обязаны четко знать и строго выполнять установленный порядок действий.
4.3. Ответственным руководителем работ по ликвидации аварийных ситуаций, последствия которых угрожают привести к прекращению циркуляции в системе теплоснабжения всех потребителей города Пензы, понижению температуры в зданиях, возможное размораживание наружных тепловых сетей и внутренних отопительных систем, является заместитель главы администрации города Пензы по городскому хозяйству. В случае его отсутствия ответственным руководителем работ является начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы. До прибытия ответственного руководителя работ по ликвидации аварийной ситуации управление работами осуществляет руководитель теплоснабжающей организации, эксплуатирующей систему теплоснабжения, в составе которой произошла аварийная ситуация.
5. Действия при ликвидации последствий аварийных ситуаций
5.1. Каждой ресурсоснабжающей организации рекомендуется разработать Порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления.
5.2. Устранение последствий аварийных ситуаций на тепловых сетях и объектах централизованного теплоснабжения, повлекшее временное (в пределах нормативно допустимого времени) прекращение теплоснабжения или незначительные отклонение параметров теплоснабжения от нормативного значения, организуется силами и средствами эксплуатирующей организации, в соответствии с установленным внутри организации порядком. Оповещение других участников процесса централизованного теплоснабжения (потребителей, поставщиков) в рамках ликвидации последствий аварийной ситуации осуществляется в соответствии с регламентами (инструкциями) по взаимодействию дежурно-диспетчерских служб организаций или иными согласованными распорядительными документами.
5.3. В случае, если возникновение аварийных ситуаций на тепловых сетях и объектах централизованного теплоснабжения может повлиять на функционирование иных смежных инженерных сетей и объектов, эксплуатирующая организация оповещает о повреждениях владельцев коммуникаций, смежных с поврежденными тепловыми сетями и объектами.
5.4. В зависимости от вида и масштаба аварийной ситуации теплоснабжающей организацией принимаются неотложные меры по проведению ремонтно-восстановительных и других работ, направленных на недопущение размораживания систем теплоснабжения и скорейшую подачу тепла в социально значимые объекты. Нормативное время готовности к работам по ликвидации аварийной ситуации - не более 60 минут с момента ее возникновения.
5.6. В каждой теплоснабжающей организации должен быть в наличии расчет допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов.
5.7. Теплоснабжающая организация, получив информацию об аварийной ситуации, на основании анализа полученных данных проводит оценку сложившейся обстановки, масштаба аварийной ситуации и возможных последствий, осуществляет незамедлительно действия в соответствии со своим Порядком ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, при этом с применением электронного моделирования определяет оптимальные решения для осуществления переключений в тепловых сетях.
5.8. Дежурный диспетчер теплоснабжающей организации:
- производит оповещение в соответствии со своим Порядком ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций;
- осуществляет контроль выполнения мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций до восстановления подачи тепловой энергии и горячей воды потребителям.
5.9. Время сбора сил и средств аварийной бригады на месте аварийной ситуации не должно превышать 1 час с момента оповещения об аварийной ситуации.
5.10. Руководитель, главный инженер теплоснабжающей организации, в системе теплоснабжения которой возникла аварийная ситуация, в течение 30 минут со времени возникновения аварийной ситуации оповещает посредством телефонной связи заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству. Сообщение должно содержать точный адрес (место) аварийной ситуации, подробную информацию об аварийной ситуации с указанием характеристик вышедшего из строя оборудования или коммуникаций, причины аварийной ситуации, масштабы и возможные последствия, планируемые сроки ремонтно-восстановительных работ, привлекаемые силы и средства. Информация о проведении работ актуализируется каждые 2 часа.
5.11. Дежурный диспетчер ЕДДС города Пензы в течение 30 минут с момента поступления информации оповещает начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, начальника МКУ "Управление по делам ГОЧС г. Пензы". Сообщение должно содержать точный адрес (место) аварийной ситуации, подробную информацию об аварийной ситуации с указанием характеристик вышедшего из строя оборудования или коммуникаций, причины аварийной ситуации, масштабы, возможные последствия, планируемые сроки ремонтно-восстановительных работ, привлекаемые силы и средства. Информация о проведении работ актуализируется каждые 2 часа.
5.12. Заместитель главы администрации города Пензы по городскому хозяйству по истечении 2 часов, в случае неустранения аварийной ситуации:
- производит оповещение главы администрации города Пензы:
- лично производит оценку ситуации для необходимой координации работ, прибывает на место проведения работ.
5.13. ЕДДС города Пензы через организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, оповещает жителей, которые проживают в зоне аварийной ситуации, об ее возникновении, ликвидации и возобновлении подачи ресурса.
5.14. Заместитель главы администрации города Пензы по городскому хозяйству принимает решение по привлечению дополнительных сил и средств к ремонтным работам, принимает решение о необходимости создания штаба по локализации аварийной ситуации.
6. Применение электронного моделирования при ликвидации последствий аварийных ситуаций
6.1. В целях компьютерного моделирования при ликвидации последствий аварийных ситуаций теплоснабжающая организация обязана использовать электронную модель системы теплоснабжения, созданную с применением специализированного программно-расчетного комплекса. При этом в соответствии с пунктом 55 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154, электронная модель системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения должна содержать:
а) графическое представление объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе поселения, городского округа, города федерального значения и с полным топологическим описанием связности объектов;
б) паспортизацию объектов системы теплоснабжения;
в) паспортизацию и описание расчетных единиц территориального деления, включая административное;
г) гидравлический расчет тепловых сетей любой степени закольцованности, в том числе гидравлический расчет при совместной работе нескольких источников тепловой энергии на единую тепловую сеть;
д) моделирование всех видов переключений, осуществляемых в тепловых сетях, в том числе переключений тепловых нагрузок между источниками тепловой энергии;
е) расчет балансов тепловой энергии по источникам тепловой энергии и по территориальному признаку;
ж) расчет потерь тепловой энергии через изоляцию и с утечками теплоносителя;
з) расчет показателей надежности и теплоснабжения;
и) групповые изменения характеристик объектов (участков тепловых сетей, потребителей) по заданным критериям с целью моделирования различных перспективных вариантов схем теплоснабжения;
к) сравнительные пьезометрические графики для разработки и анализа сценариев перспективного развития тепловых сетей.
6.2. Задачи, решаемые с применением электронного моделирования ликвидации последствий аварийных ситуаций, относятся к процессам эксплуатации системы теплоснабжения, диспетчерскому и технологическому управлению системой и должны включать в себя:
- моделирование изменений гидравлического режима при аварийных переключениях и отключениях;
- формирование рекомендаций по локализации аварийных ситуаций и моделирование последствий выполнения этих рекомендаций;
- формирование перечней и сводок по отключаемым абонентам;
- иную информацию, необходимую для электронного моделирования ликвидации последствий аварийных ситуаций.
6.3. В качестве инструмента для решения задач с применением электронного моделирования ликвидации последствий аварийных ситуаций в городе Пензе рекомендуется использовать электронную модель, созданную в программно-расчетном комплексе Zulu (разработчик ООО "Политерм", г. Санкт-Петербург) в составе геоинформационной системы Zulu и расчетного модуля ZuluThermo и утвержденную в рамках актуализированной схемы теплоснабжения города Пензы.
6.4. Электронное моделирование при ликвидации аварийных ситуаций используется дежурным и техническим персоналом теплоснабжающей организации для принятия оптимальных решений по обеспечению теплоснабжения в случае аварийной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.