Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства
Кировской области
от 19.11.2021 N 625-П
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, осуществляемом на территории Кировской области
1. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, осуществляемом на территории Кировской области (далее - Положение), определяет порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, осуществляемого на территории Кировской области (далее - государственный контроль).
2. Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - контролируемые лица) и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, утвержденных Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", положениями об особо охраняемых природных территориях, положениями об охранных зонах особо охраняемых природных территорий, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кировской области в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования), касающихся:
режима особо охраняемой природной территории;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
3. Государственный контроль осуществляется:
Кировским областным государственным бюджетным учреждением "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования" (далее - учреждение) в отношении управляемых им особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон;
министерством охраны окружающей среды Кировской области (далее - контрольный орган) на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением учреждения.
4. К объектам государственного контроля относятся:
деятельность, действия (бездействие) граждан и контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и контролируемые лица владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
5. Должностным лицом контрольного органа, уполномоченным принимать решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является заместитель руководителя контрольного органа.
От имени контрольного органа государственный контроль вправе осуществлять:
заместитель руководителя контрольного органа, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по государственному контролю (далее - должностные обязанности), являющийся главным государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды;
начальник управления контрольного органа, в соответствии с должностными обязанностями являющийся заместителем главного государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды;
должностные лица контрольного органа в соответствии с должностными обязанностями.
6. Должностным лицом учреждения, уполномоченным принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является заместитель руководителя контрольного органа.
От имени учреждения государственный контроль вправе осуществлять:
заместитель руководителя учреждения, в соответствии с должностными обязанностями являющийся государственным инспектором в области охраны окружающей среды;
должностные лица учреждений, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление полномочий государственного контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
7. Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий наряду с правами, установленными Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ), в пределах установленной компетенции имеют право:
запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на особо охраняемых природных территориях, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях и в границах охранных зон указанных особо охраняемых природных территорий;
производить в границах охраняемых природных территорий и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан;
проверять наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, имеющиеся у граждан орудия и продукцию природопользования.
8. Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ, в пределах установленной компетенции имеют право:
изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;
направлять в соответствующие органы местного самоуправления Кировской области уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории, ее функциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещения объекта капитального строительства;
предъявлять иски физическим и контролируемым лицам о взыскании в пользу особо охраняемых природных территорий средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам особо охраняемых природных территорий вследствие нарушений установленного режима особо охраняемых природных территорий;
задерживать в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.
9. Учет объектов государственного контроля осуществляется при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения.
10. Система оценки и управления рисками при осуществлении государственного контроля в отношении объектов государственного контроля контрольным органом не применяется. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с учетом особенностей, установленных статьями 61 и 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
11. В рамках осуществления государственного контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение);
консультирование;
профилактический визит.
12. Контрольный орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в соответствии с положениями статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного органа (https://priroda.kirovreg.ru/) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт контрольного органа), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
13. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа (далее - доклад), готовится с периодичностью не реже одного раза в год. Доклад утверждается и размещается на сайте контрольного органа до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
14. В случае наличия у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный орган объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе после объявления предостережения подать в контрольный орган возражение в отношении предостережения (далее - возражение) не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение рассматривается контрольным органом в течение 30 дней со дня его получения.
Контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
15. Консультирование осуществляется должностными лицами контрольного органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме еженедельно в сроки, определенные руководителем контрольного органа, директором учреждения, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио- или видеозапись.
Консультирование (в том числе в письменной форме) осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований.
В случае если контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования, консультирование осуществляется контрольным органом в письменной форме.
При консультировании в письменной форме должны соблюдаться требования, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае поступления пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц (их представителей) консультирование осуществляется посредством размещения на сайте контрольного органа письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного органа.
16. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам государственного контроля.
Профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководитель контрольного (надзорного) органа может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более трех рабочих дней.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на объектах государственного контроля, но не позднее одного года с момента начала такой деятельности.
В ходе профилактического визита (обязательного профилактического визита) должностным лицом контрольного органа может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, а также пунктом 15 настоящего Положения.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется контрольным органом не позднее чем за пять рабочих дней до дня его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный орган, направивший уведомление о проведении обязательного профилактического визита, не позднее чем за три рабочих дня до дня его проведения.
При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объект государственного контроля представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
17. В рамках осуществления государственного контроля проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
18. В ходе инспекционного визита проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного контроля.
19. В ходе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
20. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований проводятся сбор, анализ данных об объектах государственного контроля, имеющихся у контрольного органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия.
21. В ходе выездного обследования осуществляется осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.
22. Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом, его проводящим, или экспертом (специалистом), привлеченным к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора проб (образцов);
определение метода отбора проб (образцов), подготовка или обработка проб (образцов) вещества, материала или продукции в целях получения требуемых проб (образцов);
отбор проб (образцов) и их упаковка.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего исследования, испытания, экспертизы.
Непосредственно после отбора проб (образцов) на месте отбора проб (образцов) должностным лицом, проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, составляется протокол отбора проб (образцов) (далее - протокол), в котором указываются:
номер, дата и место составления протокола;
порядковый номер каждой пробы (образца) (если их отобрано более двух проб (образцов);
наименование продукции, предмета, проба (образец) которых отобрана (отобран);
дата и место отбора пробы (образца);
методика отбора проб (образцов);
номер единицы тары, из которой отобрана (отобран) проба (образец);
масса, объем или число проб (образцов);
срок и условия хранения пробы (образца) до испытаний;
цель направления пробы (образца);
название и адрес контролируемого лица (поставщика, приемщика или контрольного органа), по поручению которого проводится отбор проб (образцов) или выборок;
фамилии, инициалы и должности лиц, отобравших пробу (образец) и составивших протокол;
сведения о контролируемом лице (его представителе), присутствующем при отборе проб (образцов);
иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).
Отобранные пробы (образцы) прилагаются к протоколу.
Протокол прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу (его представителю).
Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица (его представителя) осуществляется с обязательным использованием видеозаписи.
Отбор проб (образцов) производится с использованием ручного инструмента без изъятия или ухудшения качественных характеристик предметов, подвергнутых отбору проб (образцов).
Предельный вес проб (образцов) составляет 10 килограммов.
23. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований.
Способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением контролируемого лица в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления аудио- и видеозаписи. В ходе аудио- и видеозаписи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
24. Контролируемые лица вправе представить в контрольный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, назначения административного наказания индивидуальному предпринимателю, гражданину в виде административного ареста, избрания в отношении подозреваемого в совершении преступления индивидуального предпринимателя, гражданина меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрета определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста, наличия обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия, заболевания, связанного с утратой трудоспособности, отпуска (при представлении подтверждающих документов). Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контрольный орган.
25. Правом на досудебное обжалование решений контрольных органов, действий (бездействия) их должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Жалоба на решение контрольного органа, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении государственного контроля (далее - жалоба) рассматривается главным государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды.
Жалоба может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало, должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба подается по форме в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Жалоба рассматривается контрольным органом в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Жалоба подлежит рассмотрению контрольным органом в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Кировской области от 19 ноября 2021 г. N 625-п "Об утверждении Положения о региональном государственном... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.