г. Калуга |
|
09 августа 2024 г. |
Дело N А35-4367/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2024 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи судей |
Крыжск Гнездовского С.Э., Радвановской Ю.А., |
|||
|
|
|||
при ведении протокола судебного заседания: при участии в заседании: |
помощником судьи Никитоновой Н.И., |
|||
от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц: |
Ильина Н.Ю. - представитель Министерства имущества Курской области, доверенность N 03.4-01.01-19/16247 от 30.11.2023, копия диплома, паспорт;
не явились, извещены надлежаще;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования системы веб-конференции (онлайн-заседании) кассационную жалобу Министерства имущества Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 02.02.2024 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 по делу N А35-4367/2023,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Толстов Виктор Алексеевич (далее - ИП Глава КФХ Толстов В.А., предприниматель), уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущества Курской области (далее - министерство) о признании незаконным решения по отказу в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:160010:119, об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:160010:119.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Гильфанов Д.И., Стрельникова Е.В., ИП Глава КФХ Фатьянов А.В., ИП Глава КФХ Макеева Е.В.
Решением Арбитражного суда Курской области от 02.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Министерства имущества Курской области по изложенному в письме от 25.04.2023 N 01.01-32/807 отказу в заключении с ИП Главой КФХ Толстовым В.А. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:160010:119 площадью 30 617 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Курская область, Фатежский район, Солдатский сельсовет. На министерство возложена обязанность в течение десяти дней с момента вступления в законную силу данного решения заключить с индивидуальным предпринимателем договор аренды указанного земельного участка.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 решение суда области оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, Министерство имущества Курской области (далее - заявитель, кассатор) обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора необоснованно не принято во внимание, что предоставление земельного участка без проведения торгов допускается исключительно в случае отсутствия заявлений иных заинтересованных лиц. Полагает, что положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено императивное правило о необходимости публикации извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей.
В судебном заседании суда округа представитель министерства поддержала доводы кассационной жалобы в полном объеме, просит ее удовлетворить, судебные акты по делу отменить.
Судом округа установлен факт обеспечения стороне предпринимателя в лице представителя Горбунова О.В. возможности участия в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции (онлайн-заседании) и констатировано неподключение по независящим от суда причинам данного представителя в установленное время к судебному заседанию суда, который о невозможности проведения судебного заседания в силу уважительных причин не заявил; звонок суда на абонентский номер, указанный в качестве контактного телефона, не отвечен.
Учитывая изложенное, а также надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания лиц, участвующих в деле, не обеспечивших явку представителей в судебное заседание, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Письменный отзыв ИП Главы КФХ Толстова В.А. на кассационную жалобу министерства приобщен к материалам дела.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Судами двух инстанций установлено, что 22.03.2023 Министерство имущества Курской области приняло решение N 01.01-33/28 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Курская область, Фатежский район, Солдатский сельсовет.
Указанным решением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 30 617 кв.м, расположенного по адресу: Курская область, Фатежский район, Солдатский сельсовет, в границах территориальной зоны СХ1 - зона, занятая землями сельскохозяйственного назначения, согласно приложению, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство.
Земельный участок площадью 30 617 кв.м, расположенный по адресу: Курская область, Фатежский район, Солдатский сельсовет, из земель сельскохозяйственного назначения образован и поставлен на кадастровый учет 05.04.2023 с присвоением кадастрового номера 46:5:160010:119 (далее - спорный земельный участок, земельный участок 10:119).
Земельный участок относится к землям государственной собственности, права на которые не разграничены.
ИП Глава КФХ Толстов В.А. 12.04.2023 обратился в Министерство имущества Курской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на пять лет спорного земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, указав в качестве правовых оснований обращения на подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6, подпункт 6 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Министерство 19.04.2023 со ссылкой на подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в целях информирования заинтересованных лиц обеспечило опубликование извещения о предоставлении земельного участка 10:119 для вышеуказанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения участка, - в газете "Фатежские будни", а также разместило извещение на официальных сайтах: Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru, Министерства имущества Курской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.imkursk.ru, ОБУ "ЦГКО КО" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет кадастркурск.рф/news.
Письмом от 19.04.2023 N 01.01-32/763 министерство известило предпринимателя о размещении публикаций.
В министерство поступили заявления о намерении участвовать в аукционе: 21.04.2023 - от ИП КФХ Макеевой Е.В.; 24.04.2023 - от Гильфанова Д.И. и Стрельниковой Е.В; 27.04.2023 - от ИП Главы КФХ Фатьянова А.В.
Министерство письмом от 25.04.2023 N 01.01-32/807 отказало ИП Главе КФХ Толстову В.А. в предоставлении земельного участка в аренду, указав, что со дня опубликования министерством извещения о предоставлении участка для вышеуказанных целей поступили заявления заинтересованных лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды участка, в связи с чем земельный участок не может быть предоставлен без торгов.
Полагая, что оспариваемый отказ противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя, Толстов В.А. обратился в арбитражный суд за судебной защитой с настоящим заявлением.
По мнению суда округа, разрешая заявленные требования, суды двух инстанций, руководствуясь положениями арбитражного процессуального законодательства, нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), Закона Курской области от 19.12.2011 N 104-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области" (далее - Закон N 104-ЗКО), обоснованно исходили из отсутствия у министерства правовых оснований для отказа в заключении с предпринимателем договора аренды испрашиваемого земельного участка.
Так, положениями пункта 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.
Из подпункта 12 пункта 2 указанной статьи следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
На основании статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
По общему правилу в целях установления заинтересованных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ.
С 01.01.2023 вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 14.07.2022 N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 316-ФЗ), в соответствии с которыми граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства могут без проведения торгов получить для осуществления деятельности КФХ в аренду на срок до пяти лет находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пояснительной записке к проекту данного федерального закона вносимыми изменениями обеспечивается возможность предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на срок до пяти лет без проведения торгов гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, которые не способны конкурировать с крупными сельскохозяйственными организациями при проведении аукционов.
Так, в частности Законом N 316-ФЗ Закон N 101-ФЗ дополнен статьей 10.1, вступившей в силу с 01.01.2023.
Согласно содержанию пунктов 1 - 3 данной нормы наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 Закона N 101-ФЗ и статьей 39.18 ЗК РФ, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, без проведения торгов гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в аренду на срок до пяти лет.
На основании пункта 5 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, рассматриваются в порядке их поступления.
Пунктом 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 ЗК РФ, хотя бы одного из следующих оснований:
1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
Таким образом, в случае поступления нескольких заявлений в отношении одного и того же земельного участка орган, уполномоченный на предоставление такого земельного участка, рассматривает поступившие заявления в порядке очередности в соответствии с датой и временем поступления каждого заявления. При этом при предоставлении земельных участков по основанию, предусмотренному Законом N 316-ФЗ, должны соблюдаться ряд обязательных условий:
- площадь земельных участков, которые КФХ арендует у государства или муниципалитета, не должна превышать установленные субъектами Российской Федерации пределы с учетом заявленного к получению земельного участка;
- изменять целевое назначение земельного участка запрещено - участок можно использовать только для сельскохозяйственного производства;
- нельзя передавать земельный участок третьим лицам, в том числе в субаренду, чтобы исключить злоупотребление упрощенным порядком получения земли.
Необходимо отметить, что Законом N 316-ФЗ наряду с дополнением Закона N 101-ФЗ статьей 10.1, вступившей в силу с 01.01.2023, также внесены изменения в пункт 8 статьи 39.14 ЗК РФ, согласно которым особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленные статьей 39.18 ЗК РФ, в том числе в части опубликования в сети Интернет извещения о предоставлении земельного участка, не распространяются на случаи предоставления земельных участков гражданам и КФХ в соответствии с Законом N 101-ФЗ.
Более того, ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 N 731 утверждена Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации (далее - Государственная программа), которой закреплены Стратегические приоритеты в сфере реализации Государственной программы и определены задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы.
В рамках указанной Программы уполномоченными органами на территории субъектов Российской Федерации формируются земельные участки (доступные в том числе КФХ), данные о которых (в сети Интернет) сообщаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) (постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450), (письма Минсельхоза России от 30.03.2023 N СХ-15-27/6928, от 23.03.2023 N 15/463).
Законом Курской области от 19.12.2011 N 104-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области" определены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, в частности:
минимальный размер земельного участка - 1 га;
максимальный размер земельного участка - 50 тыс. га (пункт 4 статьи 5 Закона N 104-ЗКО).
В рассматриваемом случае судами двух инстанций обоснованно принято во внимание, что заявление предпринимателя поступило в отношении ранее сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения; основанием предоставления заявителем указана в том числе статья 10.1 Закона N 101-ФЗ как самостоятельное основание приобретения права; спорный участок испрашивается в аренду на срок пять лет в целях растениеводства в площади 30 617 кв.м (3,0617 га), то есть в пределах минимального и максимального размеров, предусмотренных законом субъекта; земельный участок не предоставлен по заявлению, поступившему ранее; оснований для отказа в предоставлении земли, предусмотренных статей 39.16 ЗК РФ, не установлено.
С учетом изложенного, у суда округа отсутствуют правовые основания не согласиться с выводом судов обеих инстанции о незаконности отказа министерства в заключении договора аренды спорного земельного участка с предпринимателем.
При этом, по мнению суда округа, арбитражный суд верно отклонил ссылку министерства о необходимости публикации извещения в рассматриваемом случае (в отношении заявления о предоставлении сформированного земельного участка) в соответствии с положениями статьи 39.18 ЗК РФ как противоречащую сути пункта 8 статьи 39.14 ЗК РФ в редакции Закона N 316-ФЗ (вступившей в силу с 01.01.2023).
Как следствие, суждение министерства о необходимости проведения торгов в рассматриваемом случае является несостоятельным. Заявление предпринимателя подлежало рассмотрению по правилам статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ. Заявлений на основании данной правовой нормы от других лиц не поступало.
Получение уполномоченным органом заявлений иных лиц о предоставлении спорного земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности посредством конкурентных процедур, как справедливо заключено коллегией апелляционного суда, при установленных фактических обстоятельствах не могло служить основанием отказа предпринимателю в предоставлении участка по основанному на статье 10.1 Закона N 101-ФЗ заявлению и принятия решения о проведении аукциона, однако, являлось основанием для отказа в предоставлении земельного участка последующим заявителям.
Материалами дела доказана обоснованность заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию министерства в судах первой и апелляционной инстанций и по сути сводятся к несогласию с данной судом оценкой фактическим обстоятельствам дела.
Иных доводов, заслуживающих внимания в целях проверки законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных актов, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 02.02.2024 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 по делу N А35-4367/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Гнездовский |
Судьи |
Ю.А. Радвановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным отказ Министерства имущества в заключении договора аренды земельного участка, указав на отсутствие оснований для проведения торгов, так как заявка предпринимателя соответствовала требованиям законодательства. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 августа 2024 г. N Ф10-3101/24 по делу N А35-4367/2023