Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Совета
Комсомольского муниципального района
от 20 октября 2021 года N 109
Положение
о муниципальном контроле в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в границах Комсомольского муниципального района Ивановской области
17 февраля 2022 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в границах Комсомольского муниципального района Ивановской области (далее - муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий).
1.2. Предметом муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) на особо охраняемых природных территориях местного значения, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Комсомольского муниципального района Ивановской области (далее - особо охраняемые природные территории), обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ивановской области в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся:
- режима особо охраняемой природной территории;
- особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
- режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
1.3. Органом муниципального контроля является Администрация Комсомольского муниципального района Ивановской области, в лице Управления по вопросу развития инфраструктуры Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области (далее - уполномоченный орган, Управление).
Пункт 1.4 изменен с 18 февраля 2022 г. - Решение Совета Комсомольского муниципального района Ивановской области от 17 февраля 2022 г. N 158
1.4. Должностными лицами администрации, уполномоченными осуществлять муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, являются: начальник отдела муниципального контроля Управления по вопросу развития инфраструктуры Администрации Комсомольского муниципального района, консультант отдела муниципального контроля Управления по вопросу развития инфраструктуры Администрации Комсомольского муниципального района (далее также - должностные лица, уполномоченные осуществлять муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий).
В должностные обязанности указанных должностных лиц администрации в соответствии с их должностной инструкцией входит осуществление полномочий по муниципальному контролю в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль, при осуществлении муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, имеют права, обязанности и несут ответственность в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и иными федеральными законами.
1.5. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, организацией и проведением профилактических мероприятий, контрольных мероприятий применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
1.6. Объектами муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются:
1) особо охраняемые природные территории;
2) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования по соблюдению:
- режима особо охраняемой природной территории;
- особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
- режима охранных зон особо охраняемых природных территорий;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования.
1.7. При осуществлении муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий система оценки и управления рисками не применяется.
2. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
2.1. Уполномоченный орган осуществляет муниципальный контроль области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в том числе посредством проведения профилактических мероприятий.
2.2. Профилактические мероприятия осуществляются Уполномоченным органом в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и доведения обязательных требований до контролируемых лиц, способов их соблюдения.
2.3. При осуществлении муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных мероприятий.
2.4. Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, также могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, незамедлительно направляет информацию об этом начальнику Управления для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
2.5. При осуществлении Уполномоченным органом муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережений;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
2.6. Информирование осуществляется Уполномоченным органом по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт администрации) в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности (доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы официального сайта администрации), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Уполномоченный орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на официальном сайте администрации в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности, сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Уполномоченный орган также вправе информировать население Комсомольского муниципального района Ивановской области на собраниях и конференциях граждан об обязательных требованиях, предъявляемых к объектам контроля.
2.7. Обобщение правоприменительной практики осуществляется Уполномоченным органом посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах.
По итогам обобщения правоприменительной практики должностными лицами, уполномоченными осуществлять контроль, ежегодно готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и утверждаемый распоряжением Управления, подписываемым начальником Управления. Указанный доклад размещается в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом, на официальном сайте администрации в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности.
2.8. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований объявляются контролируемому лицу в случае наличия у Уполномоченного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждения данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Предостережения объявляются (подписываются) начальником Управления не позднее 30 дней со дня получения указанных сведений. Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа и направляется в адрес контролируемого лица.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований оформляется в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Объявляемые предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований регистрируются в журнале учета предостережений с присвоением регистрационного номера.
В случае объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение направляется должностному лицу, объявившему предостережение, не позднее 15 календарных дней с момента получения предостережения через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах или почтовым отправлением (в случае направления на бумажном носителе).
Возражения составляются контролируемым лицом в произвольной форме, но должны содержать в себе следующую информацию:
а) наименование контролируемого лица;
б) сведения об объекте муниципального контроля;
в) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
г) обоснование позиции, доводы в отношении указанных в предостережении действий (бездействий) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
д) желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
е) фамилию, имя, отчество направившего возражение;
ж) дату направления возражения.
Возражение в отношении предостережения рассматривается Уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения. В результате рассмотрения возражения контролируемому лицу в письменной форме или в форме электронного документа направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением в ответе указываются соответствующие обоснования.
В случае принятия представленных контролируемым лицом в возражениях доводов инспектор аннулирует направленное предостережение с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений.
2.9. Консультирование контролируемых лиц осуществляется должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных мероприятий и не должно превышать 15 минут.
Личный прием граждан проводится начальником Управления и (или) должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте администрации в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности.
Консультирование осуществляется в устной или письменной форме по следующим вопросам:
1) организация и осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
2) порядок осуществления контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением;
3) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, уполномоченных осуществлять контроль;
4) получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Уполномоченным органом в рамках контрольных мероприятий.
Консультирование контролируемых лиц в устной форме может осуществляться также на собраниях и конференциях граждан.
2.10. Консультирование в письменной форме осуществляется должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль, в следующих случаях:
1) контролируемым лицом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования;
2) за время консультирования предоставить в устной форме ответ на поставленные вопросы невозможно;
3) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений.
При осуществлении консультирования должностное лицо, уполномоченное осуществлять контроль, обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц, уполномоченных осуществлять контроль, иных участников контрольного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного мероприятия экспертизы, испытаний.
Информация, ставшая известной должностному лицу, уполномоченному осуществлять контроль, в ходе консультирования, не может использоваться Уполномоченным органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
Должностными лицами, уполномоченными осуществлять контроль, ведется журнал учета консультирований.
В случае поступления в Уполномоченный орган пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте администрации в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности, письменного разъяснения, подписанного начальником Управления или должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль.
2.11. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
3. Осуществление контрольных мероприятий и контрольных действий
3.1. При осуществлении муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Уполномоченным органом могут проводиться следующие виды контрольных мероприятий и контрольных действий в рамках указанных мероприятий:
1) инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), получения письменных объяснений, инструментального обследования);
2) рейдовый осмотр (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, инструментального обследования, испытания, экспертизы);
3) документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов, экспертизы);
4) выездная проверка (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, инструментального обследования, испытания, экспертизы);
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством сбора и анализа данных об объектах муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото и киносъемки, видеозаписи);
6) выездное обследование (посредством осмотра, инструментального обследования (с применением видеозаписи), испытания, экспертизы).
3.2. Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся Уполномоченным органом без взаимодействия с контролируемыми лицами.
3.3. Контрольные мероприятия, указанные в подпунктах 1 - 4 пункта 3.1 настоящего Положения, проводятся в форме внеплановых мероприятий.
Внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
Пункт 3.4 изменен с 18 февраля 2022 г. - Решение Совета Комсомольского муниципального района Ивановской области от 17 февраля 2022 г. N 158
3.4. Основанием для проведения контрольных мероприятий, проводимых с взаимодействием с контролируемыми лицами, является:
1) наличие у Уполномоченного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
3.5. Контрольные мероприятия, проводимые при взаимодействии с контролируемым лицом, проводятся на основании распоряжения Управления о проведении контрольного мероприятия.
3.6. В случае принятия распоряжения Управления о проведении контрольного мероприятия на основании сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного мероприятия, такое распоряжение принимается на основании мотивированного представления должностного лица, уполномоченного осуществлять муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, о проведении контрольного мероприятия.
3.7. Контрольные мероприятия, проводимые без взаимодействия с контролируемыми лицами, проводятся должностными лицами уполномоченными осуществлять контроль, на основании задания начальника Управления, задания, содержащегося в планах работы Управления, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
3.8. Контрольные мероприятия в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся должностными лицами, уполномоченными осуществлять контроль, в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
3.9. Уполномоченный орган при организации и осуществлении муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий получает на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме. Перечень указанных документов и (или) сведений, порядок и сроки их представления установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р "Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация", а также Правилами предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
3.10. К случаю, при наступлении которого индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Уполномоченный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия, в связи с чем проведение контрольного мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в Уполномоченный орган (но не более чем на 20 дней), относится соблюдение одновременно следующих условий:
1) отсутствие контролируемого лица либо его представителя препятствует оценке должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, соблюдения обязательных требований при проведении контрольного мероприятия при условии, что контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного мероприятия;
2) отсутствие признаков явной непосредственной угрозы причинения или фактического причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) имеются уважительные причины для отсутствия контролируемого лица (болезнь контролируемого лица, его командировка и т.п.) при проведении контрольного мероприятия.
3.11. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
3.12. Во всех случаях проведения контрольных мероприятий для фиксации должностными лицами, уполномоченными осуществлять контроль, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио и видеозапись, геодезические и картометрические измерения, проводимые должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного мероприятия. Информация о проведении фотосъемки, аудио и видеозаписи, геодезических и картометрических измерений и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составляемом по результатам контрольного мероприятия, и протоколе, составляемом по результатам контрольного действия, проводимого в рамках контрольного мероприятия.
3.13. К результатам контрольного мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение Уполномоченным органом мер, предусмотренных частью 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
3.14. По окончании проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного мероприятия. В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного мероприятия проверочные листы приобщаются к акту.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
3.15. Информация о контрольных мероприятиях размещается в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
3.16. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами, уполномоченными осуществлять контроль, действиях и принимаемых решениях осуществляется посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности, являющийся контролируемым лицом, информируется о совершаемых должностными лицами, уполномоченными осуществлять контроль, действиях и принимаемых решениях путем направления ему документов на бумажном носителе в случае направления им в адрес Уполномоченного органа уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе либо отсутствия у Уполномоченного органа сведений об адресе электронной почты контролируемого лица и возможности направить ему документы в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг (в случае, если лицо не имеет учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации либо если оно не завершило прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации). Указанный гражданин вправе направлять в Уполномоченный орган документы на бумажном носителе.
До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами, уполномоченными осуществлять контроль, действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу Уполномоченным органом могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица.
3.17. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и разделом 4 настоящего Положения.
3.18. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного мероприятия сведения об этом вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо, уполномоченное осуществлять контроль, вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.19. В случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом должностное лицо, уполномоченное осуществлять контроль в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязана:
1) выдать после оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения и по доведению до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе контрольного мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.20. Должностные лица, осуществляющие контроль, при осуществлении муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти Ивановской области, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.
В случае выявления в ходе проведения контрольного мероприятия в рамках осуществления муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий нарушения требований законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте контрольного мероприятия указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль, направляют копию указанного акта в орган власти, уполномоченный на привлечение к соответствующей ответственности.
4. Обжалование решений Уполномоченного органа, действий (бездействия) должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
4.1. Решения уполномоченного органа, действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль, могут быть обжалованы в судебном порядке.
4.2. Досудебный порядок подачи жалоб на решения уполномоченного органа, действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль, не применяется.
Положения раздела 5 настоящего приложения вступают в силу с 1 марта 2022 г.
5. Ключевые показатели муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и их целевые значения
5.1. Оценка результативности и эффективности осуществления муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется на основании статьи 30 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5.2. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения, индикативные показатели для муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий утверждаются решением Совета Комсомольского муниципального района.
Пояснительная записка к положению о муниципальном контроле в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в поселении
Положение о муниципальном контроле в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в поселении (далее - Положение) подготовлено в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации подлежит утверждению решением представительного органа муниципального образования и введению в действие не ранее 1 января 2022 года.
1. Обращаем внимание, что со дня вступления Положения прекращают действие ранее принятые в поселении муниципальные правовые акты по вопросам осуществления муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения. Соответственно, до 1 января 2022 года должны быть приняты необходимые муниципальные правовые акты с учетом компетенции органов местного самоуправления поселения о признании со дня вступления Положения утратившими силу таких актов (положение о данном виде контроля, программа профилактики, административный регламент осуществления контроля).
2. Если полномочие по осуществлению данного вида муниципального контроля передано поселениями на основании соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района, то в такой ситуации нужно учитывать содержание соглашения о передаче полномочий.
Как правило, при заключении вышеназванных соглашений о передаче полномочий указывается, что передается полномочие по решению определенного вопроса местного значения поселения, и не указывается, что органам местного самоуправления муниципального района передается и полномочие по нормативному регулированию данного вопроса. К тому же зачастую соглашения о передаче полномочий заключаются администрациями муниципального района и поселения. По смыслу части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочие передаётся (и соответственно соглашение заключается) тем органом местного самоуправления, который обладает этим полномочием. Положение о виде муниципального контроля должно быть утверждено именно представительным органом муниципального образования. Поэтому, если соглашение между представительными органами муниципального района и поселения по вопросу передачи полномочия об утверждении положения о виде муниципального контроля не заключено, принятие правового акта, утверждающего положение о виде муниципального контроля, остается в компетенции представительного органа поселения.
3. Согласно Положению на основании части 7 статьи 22 Федерального закона N 248-ФЗ система оценки и управления рисками при осуществлении муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения не применяется.
В связи с этим контрольные мероприятия, закрепленные в Положении (инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование) проводятся в форме внеплановых мероприятий.
Внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
Отсутствие планового характера в муниципальном контроле в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения обусловлено тем, что федеральными органами государственной власти при определении планового (риск-ориентированного) подхода к проведению контрольных мероприятий рекомендовано определять группы рисков в объектах муниципального контроля с учетом правоприменительной практики, существовавшей на момент утверждения положения о соответствующем виде муниципального контроля. В большинстве поселений отсутствуют особо охраняемые природные территории местного значения. Вследствие этого фактически муниципальный контроль в этой области в большинстве поселений системно не осуществлялся. Соответственно, отсутствует информация, позволяющая провести градацию объектов муниципального контроля по рискам для целей определения периодичности плановых контрольных мероприятий.
4. Анализ положений статей 256, 258, 262 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), статей 7.2, 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения могут быть выявлены нарушения:
1) обязательных требований о недопущении незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях (статья 256 УК РФ);
2) обязательных требований о недопущении незаконной охоты на особо охраняемой природной территории (статья 258 УК РФ);
3) обязательных требований о недопущении нарушения режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий (статья 262 УК РФ);
4) обязательных требований о недопущении уничтожения или повреждения специальных информационных знаков особо охраняемых природных территорий (статья 7.2 КоАП РФ);
5) обязательных требований о недопущении нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (статья 8.39 КоАП РФ).
Необходимо принимать во внимание, что отнесение отдельных нарушений к нарушениям законодательства об особо охраняемых природных территориях возможно лишь в случае нарушения установленного режима использования и охраны конкретной особо охраняемой природной территории местного значения. Особенности режима использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения устанавливаются муниципальным правовым актом для конкретной особо охраняемой природной территории местного значения. Например, строительство на особо охраняемой природной территории местного значения может быть расценено как нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях только при условии, что совершение указанных действий запрещено муниципальным правовым актом, устанавливающим режим использования и охраны данной особо охраняемой природной территории местного значения.
5. Положением предусмотрено проведение следующих видов профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережений;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Меры стимулирования добросовестности и самообследование в качестве профилактических мероприятий Положением не установлены.
Полагаем также необходимым отметить, что об обязательных требованиях, предъявляемых к объектам контроля, орган муниципального контроля может осуществлять информирование и консультирование в устной форме на собраниях и конференциях граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.