Постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 ноября 2021 г. N 491
"О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Марий Эл"
См. приказ Комитета гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл от 1 марта 2022 г. N 22 "Об утверждении проверочного листа, используемого при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Марий Эл"
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Законом Республики Марий Эл от 17 мая 1996 г. N 339-III "О защите населения и территорий Республики Марий Эл от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Марий Эл.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2016 г. N 349 "О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 29 июля 2016 г., N 29072016040193);
пункт 3 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 июня 2017 г. N 269 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 19 июня 2017 г., N 19062017040177);
постановление Правительства Республики Марий Эл от 23 мая 2018 г. N 229 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2016 г. N 349" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 23 мая 2018 г., N 23052018040203);
постановление Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2019 г. N 22 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2016 г. N 349" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 5 февраля 2019 г., N 05022019040019);
пункт 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 19 июля 2019 г. N 231 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 22 июля 2019 г., N 19072019040195);
пункт 3 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2020 г. N 440 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 20 ноября 2020 г., N 20112020040370);
пункт 10 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 марта 2021 г. N 90 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 5 марта 2021 г., N 05032021040072).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл Воронцова С.А.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пунктов 54-56 Положения, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, которые вступают в силу с 1 марта 2022 г.
Председатель Правительства |
А. Евстифеев |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 22 ноября 2021 г. N 491
Положение
о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Марий Эл
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Марий Эл (далее - региональный государственный надзор).
2. Предметом регионального государственного надзора является соблюдение организациями и гражданами (далее - контролируемые лица), за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Республики Марий Эл от 17 мая 1996 г. N 339-III "О защите населения и территории Республики Марий Эл от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл (далее - обязательные требования).
3. Органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора, является Комитет гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл (далее - Комитет).
4. Передача в рамках регионального государственного надзора документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с указанными документами и (или) сведениями, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
5. Региональный государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица Комитета:
а) председатель Комитета;
б) заместитель председателя Комитета, в должностные обязанности которого входит осуществление регионального государственного надзора;
в) руководители структурных подразделений Комитета и иные должностные лица Комитета, в должностные обязанности которых входит осуществление регионального государственного надзора (далее - должностные лица Комитета).
6. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных мероприятий, а также уполномоченным подписывать документы по результатам проведенных надзорных мероприятий, является председатель Комитета, а в случае его отсутствия заместитель председателя Комитета.
7. Организация и осуществление регионального государственного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
8. Объектами регионального государственного надзора (далее - объекты надзора) является деятельность контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты III и (или) IV классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, объекты тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, водоотведения городских округов и городских (сельских) поселений в Республике Марий Эл, а также деятельность контролируемых лиц, не отнесенных к объектам федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
9. Комитет при осуществлении регионального государственного надзора относит объекты регионального государственного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) средний риск;
б) умеренный риск;
в) низкий риск.
10. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется Комитетом на основании сопоставления их характеристик со следующими критериями отнесения объектов надзора к категориям риска (далее - критерии риска):
а) к категории среднего риска относится деятельность контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты III и (или) IV классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) к категории умеренного риска относится деятельность контролируемых лиц, эксплуатирующих объекты тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, а также водоотведения городских округов и городских (сельских) поселений в Республике Марий Эл;
в) к категории низкого риска относится деятельность контролируемых лиц, не являющаяся объектом федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и деятельность контролируемых лиц, не отнесенная к категориям среднего или умеренного риска.
При соответствии объекта надзора критериям, позволяющим отнести его к различным категориям риска, объект надзора подлежит отнести к более высокой категории риска.
Для обеспечения учета объектов контроля Комитет составляет перечень объектов контроля с указанием категорий риска.
11. При осуществлении регионального государственного надзора плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
12. При принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Комитет руководствуется следующими индикаторами риска нарушения обязательных требований:
а) непрохождение руководителем и (или) работниками контролируемого лица подготовки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера повышения квалификации, курсового обучения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, если такие подготовка, повышение квалификации, курсовое обучение должны быть пройдены;
б) непредставление контролируемым лицом в срок, установленный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, уведомления о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
в) недостаточность принятых мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, указанных в уведомлении об исполнении предостережения, представленном контролируемым лицом.
Выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется Комитетом без взаимодействия с контролируемыми лицами.
Комитет в целях выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляет сбор, обработку, анализ и учет сведений об объектах надзора, а также учитывает достоверные сведения, полученные в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах.
13. Комитетом ежегодно, до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда).
14. Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
15. Комитет проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
16. Комитет осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
17. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на официальном сайте Комитета в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
18. Комитет осуществляет ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного надзора.
По итогам обобщения правоприменительной практики Комитет обеспечивает ежегодную подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Комитета (далее - доклад о правоприменительной практике), в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
19. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Комитета, утверждается председателем Комитета и размещается на официальном сайте Комитета в сети "Интернет" в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения.
20. В случае наличия у Комитета сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Комитет объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
21. Контролируемое лицо в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в Комитет возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика, дата и номер предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
22. Комитет рассматривает возражение, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в срок не более 20 рабочих дней со дня получения возражения мотивированный ответ.
Учет предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и возражений контролируемых лиц осуществляется путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и возражений контролируемых лиц.
23. Должностные лица Комитета по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора, в устном или письменном виде. Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультации предоставляются при личном обращении, посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи, при получении письменного запроса - в письменной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование контролируемых лиц при личном обращении осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.
24. Консультирование, в том числе в письменной форме, осуществляется должностным лицом Комитета по следующим вопросам:
а) организация и осуществление регионального государственного надзора;
б) порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленных настоящим Положением;
в) соблюдение обязательных требований.
25. В случае поступления в Комитет 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Комитета в сети "Интернет" письменных разъяснений.
26. В ходе личного приема от контролируемых лиц, обратившихся в Комитет, могут быть получены письменные обращения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора, которые подлежат регистрации и рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
27. Профилактический визит проводится должностным лицом Комитета в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
28. В ходе профилактического визита должностным лицом может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктами 23 - 26 настоящего Положения.
29. Профилактические визиты могут проводиться в отношении объектов надзора всех категорий риска по согласованию с контролируемыми лицами.
30. Обязательные профилактические визиты в рамках регионального государственного надзора проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, в течение одного года с момента начала такой деятельности.
31. Содержание профилактического визита заносится в учетную карточку профилактического визита. Учет карточек профилактических визитов осуществляется путем ведения журнала карточек
профилактических визитов.
32. В рамках осуществления регионального государственного надзора при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка.
33. В ходе инспекционного визита должностными лицами Комитета могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
34. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
35. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и не может превышать один рабочий день.
36. Внеплановый инспекционный визит при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
37. В ходе документарной проверки должностными лицами Комитета могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
38. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
39. Срок проведения документарной проверки не может превышать десяти рабочих дней.
40. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
41. В ходе выездной проверки должностными лицами Комитета могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
42. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
43. Внеплановая выездная проверка при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
44. Срок проведения выездной проверки не может превышать десяти рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона N 248-ФЗ, и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.
45. Для фиксации должностными лицами Комитета и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушения обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях проведения инспекционного визита или выездной проверки.
46. Факт осуществления фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи фиксируется в акте контрольного (надзорного) мероприятия, соответствующие фото-, аудио- и (или) видеоматериалы прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
47. Материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи прилагаются к материалам контрольного (надзорного) мероприятия.
48. Гражданин, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Комитет документально подтвержденную информацию о невозможности присутствия при проведении надзорного мероприятия в следующих случаях:
смерть близкого родственника;
болезнь или необходимость присмотра за близким родственником;
нахождение под следствием или судебное разбирательство;
применение к гражданину административного или уголовного наказания, которое делает невозможной его явку;
пребывание в командировке, отпуске, на учебе;
наступление обстоятельств непреодолимой силы.
По результатам рассмотрения указанной информации проведение надзорного мероприятия переносится Комитетом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения гражданина.
49. Правом на досудебное обжалование решений контрольных органов, действий (бездействия) их должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
50. Жалоба на действия (бездействие) заместителя председателя Комитета, в должностные обязанности которого входит осуществление регионального государственного надзора, должностных лиц Комитета при осуществлении регионального государственного надзора рассматривается председателем Комитета.
51. Жалоба на решение Комитета, действия (бездействие) председателя Комитета при осуществлении регионального государственного надзора рассматривается Правительством Республики Марий Эл.
52. Жалоба на решение Комитета, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание Комитета может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.
53. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в уполномоченный орган без использования Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) Портала государственных услуг и муниципальных услуг (функций) Республики Марий Эл в письменной форме с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Пункт 54 Положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
54. Ключевым показателем регионального государственного надзора является сокращение количества и исключение случаев причинения на объектах надзора вреда жизни и здоровью граждан.
Целевое значение ключевого показателя регионального государственного надзора рассчитывается по формуле:
, где
- количество случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан;
- количество случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан за предыдущий период;
- количество случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан за отчетный период.
Пункт 55 Положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
55. Индикативными показателями регионального государственного надзора являются:
а) количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению обязательных требований;
б) количество составленных актов по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
в) количество выданных контролируемым лицам рекомендаций по соблюдению обязательных требований и предотвращению их нарушения;
г) количество принятых решений об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований;
д) количество осуществленных профилактических мероприятий в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита;
е) количество устраненных нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Пункт 56 Положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
56. Сведения о достижении целевого значения ключевого показателя регионального государственного надзора и сведения об индикативных показателях регионального государственного надзора указываются Комитетом в докладе о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Марий Эл.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 ноября 2021 г. N 491 "О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Марий Эл"
Вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пунктов 54-56 Положения, которые вступают в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 23 ноября 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 ноября 2021 г. N 1200202111240003
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 25 июля 2023 г. N 353
Изменения вступают в силу с 6 августа 2023 г.