Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 ноября 2019 г. N 14-3/ООГ-8525
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в пределах полномочий рассмотрел Ваше обращение от 8 октября 2019 г. N ОГ-45980 по вопросу применения профессиональных стандартов, поступившее на официальный сайт Минтруда России, и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Квалификационные требования к работникам могут содержаться в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах, федеральных законах и в иных нормативных правовых актах.
В соответствии с частью первой статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
При применении части первой статьи 195.3 Кодекса под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований, указанных в профессиональном стандарте, работодателями применяются данные нормативные правовые акты.
Кроме того, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Должности педагогических работников описаны в двух разделах Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих:
- "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н;
- "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н.
Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" утвержден приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н.
В соответствии с пунктом 12 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - не менее 250 часов.
Если требование "дополнительное профессиональное образование" является обязательным, в профессиональных стандартах в ячейке "Требование к образованию, обучению" в разделе III. Характеристика "Обобщенной трудовой функции" должно указываться:
дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации для профильного образования. Оно направлено на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации);
дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки для непрофильного образования. Оно направлено на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности).
В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
При применении профессионального стандарта допускается частичное использование набора основных трудовых функций, заимствование из перечня иных обобщенных трудовых функций профессионального стандарта, а также их уточнение для конкретной должности с учетом применяемых технологий и специфики организации.
При приеме на работу и (или) назначении на должность работодателю необходимо руководствоваться требованиями к образованию и опыту работы, которые указаны в профессиональном стандарте как необходимые для выполнения обобщенной трудовой функции и трудовых функций, поручаемых педагогическому работнику.
Кодекс предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименования должностей (профессий рабочих) и трудовых функций работников в соответствии с Уставом организации, устанавливать категории (разряды) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).
Обращаем Ваше внимание, что порядок применения профессиональных стандартов в организациях с государственным участием определен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" (далее - постановление).
Постановлением предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Кодексом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти применяются организациями с государственным участием, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее - планы).
В постановлении установлен срок реализации мероприятий планов организациями с государственным участием не позднее 1 января 2020 года.
Директор Департамента |
М.С. Маслова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 ноября 2019 г. N 14-3/ООГ-8525
Текст письма опубликован не был