Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Одобрены
постановлением
администрации города Кузнецка
от 09.11.2021 N 1579
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Кузнецка Пензенской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Кузнецка Пензенской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее - основные направления) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Кузнецке Пензенской области, утвержденного решением Собрания представителей города Кузнецка от 27.10.2011 N 108-45/5 (с изменениями).
За базу при подготовке основных направлений приняты ключевые ориентиры, обозначенные Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 21.04.2021 года, указах от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями) и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), "майских" указах 2012 года и определенные в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования города Кузнецка Пензенской области до 2035 года, утвержденной решением Собрания представителей города Кузнецка от 28.05.2015 N 57-10/6 (с изменениями).
Целью разработки основных направлений является определение приоритетов и перспектив развития финансовой системы города в бюджетном цикле 2022-2024 годов исходя из текущих экономических условий и необходимости обеспечения сбалансированности бюджета в долгосрочной перспективе.
2. Бюджетная политика города Кузнецка на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Формирование бюджета на 2021-2023 годы осуществлялось в условиях жестких ресурсных ограничений: незначительный первоначально запланированный прирост налоговых и неналоговых доходов, снижение относительно 2020 года совокупного объема дотаций из вышестоящего бюджета, а также необходимость направления части собственных средств на погашение муниципального долга. В результате ряд расходных обязательств, в том числе по оплате труда работников бюджетной сферы и начислениям на оплату труда, расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов, а также расходов на содержание дорог, благоустройство, содержание уличного освещения, были включены в бюджет в объёме ниже расчетной потребности. Высокая изношенность и ветхое состояние объектов коммунальной инфраструктуры города привели также к необходимости изыскания ресурсов на устранение аварийных и предаварийных ситуаций, исполнение предписаний надзорных органов.
Положительная динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов, опережающая заложенные в бюджете темпы и режим строжайшей экономии средств, позволили обеспечить финансовыми ресурсами все первоочередные задачи, а также частично довести до расчетной потребности недозаложенные расходы.
Несмотря на некую положительную динамику, ситуация с исполнением расходных обязательств в текущем финансовом году остаётся напряженной из-за недостаточности доходных источников.
Также на формирование проекта бюджета в планируемом бюджетном цикле большое влияние оказывает принятие обязательств по поэтапному сокращению муниципального долга города Кузнецка в целях приведения его параметров в соответствие с требованиями, установленными постановлением Правительства Пензенской области от 21 сентября 2021 года N 617-пП "О правилах проведения в 2021 году реструктуризации денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) муниципальных образований Пензенской области перед Пензенской областью по бюджетным кредитам, предоставленным муниципальным образованиям до 01.01.2021, с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга". Принимаемые обязательства закреплены постановлением администрации города Кузнецка от 25.10.2021 N 1520 "Об утверждении плана мероприятий по поэтапному сокращению муниципального долга города Кузнецка Пензенской области". Результатом реализации мероприятий, закрепленных в данном постановлении, является снижение отношения объема муниципального долга к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений с 46,8% на 01.01.2022 года до 23,5% к 1 января 2030 года.
Учитывая данное обстоятельство и высокий дефицит объемов доходных источников, необходимых для реализации установленных расходных полномочий, основной задачей бюджетной политики на 2022-2024 годы остается обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города, в том числе за счет:
- формирования реалистичного прогноза поступления доходов, основанного на прогнозе социально-экономического развития города на среднесрочный период (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов);
- недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
- проведение взвешенной долговой политики.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов следующей задачей бюджетной политики также остается осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет:
- проведения систематического анализа базовых (постоянных) расходов бюджета с целью высвобождения недостаточно эффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач;
- повышения операционной эффективности использования бюджетных средств;
- концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и результатов региональных и муниципальных проектов, направленных на реализацию национальных проектов.
2.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Кузнецка
Проблема обеспечения сбалансированности бюджета города сохраняет свою актуальность и в очередном бюджетном цикле. Стремительный рост социальных обязательств, обусловленный принятыми на федеральном уровне решениями по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, увеличению размера МРОТ, изменения налогового и бюджетного законодательства, произошедшие в последние годы, а также поставленные перед городом задачи по снижению муниципального долга определили новые условия формирования параметров бюджета города.
При этом снижение налоговых и неналоговых доходов, а также установленные в соглашениях с Министерством финансов Пензенской области ограничения по привлечению коммерческих заимствований приводят к зависимости бюджетной сбалансированности от объёма финансовой поддержки из областного бюджета в виде дотаций.
В соответствии со статьей 73 Закона Пензенской области от 20.09.2005 N 849-ЗПО "О межбюджетных отношениях в Пензенской области" (с последующими изменениями) и постановлением Правительства Пензенской области от 23.08.2017 N 399-пП "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований Пензенской области, включая меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований Пензенской области" (с последующими изменениями) начиная с 2018 года, предоставление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджету города Кузнецка из бюджета Пензенской области сопровождается заключением Министерством финансов Пензенской области с муниципальным образованием - город Кузнецк Пензенской области соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов. Соглашением установлены в том числе обязательства по осуществлению мер, направленных на снижение уровня дотационности муниципального образования и увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Кузнецка, а также ответственность за невыполнение установленных обязательств.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 3 статьи 7 названного Закона
Соблюдение ограничений и мероприятий подписанного соглашения, требует проведения взвешенной бюджетной политики.
Администрацией города Кузнецка будет продолжена работа по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем качественного администрирования доходных источников бюджета города и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию "теневой" заработной платы, поддержки организаций, формирующих налоговый потенциал города, содействия инновационным и инвестиционным процессам в экономике, повышения эффективности управления муниципальной собственностью, а также совершенствования механизмов взаимодействия органов местного самоуправления города Кузнецка и территориальных органов федеральных органов государственной власти.
Важная роль в обеспечении устойчивости бюджета города отводится снижению рисков неисполнения первоочередных и социально значимых обязательств, недопущению принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками, и приоритизации бюджетных ассигнований на мероприятия, реализуемые в рамках муниципальных программ города Кузнецка и (или) непрограммных направлений деятельности органов местного самоуправления города Кузнецка, с целью достижения максимального результата и эффективного использования средств бюджета города. Кроме того, принятие и исполнение расходных обязательств необходимо осуществлять только в рамках полномочий, установленных действующим законодательством.
Поддержанию финансовой стабильности города будет также способствовать реализация мероприятий по поэтапному сокращению муниципального долга города Кузнецка утвержденных постановлением администрации города Кузнецка от 25.10.2021 N 1520. Результатом реализации мероприятий, закрепленных в данном постановлении, является снижение отношения объема муниципального долга к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений с 46,8% на 01.01.2022 года до 23,5% к 1 января 2030 года.
Еще одним инструментом обеспечения сбалансированности бюджета города является поддержание ликвидности счета бюджета. Оперативное покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе исполнения бюджета города, пополнение остатков на едином счете бюджета города будет производиться путем заимствований временно свободных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений.
2.2 Повышение эффективности использования бюджетных средств
В качестве одного из инструментов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и обеспечивающих их приоритизацию в соответствии с целями социально-экономической политики города, планируется проведение систематического анализа базовых (постоянных) расходов бюджета с целью высвобождения недостаточно эффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач.
Данная мера позволит:
- поддерживать оптимальные объем и структуру расходов на реализацию функций и обязательств постоянного характера с учетом актуальных реалий;
- стимулировать администраторов бюджетных средств к поиску внутренних резервов оптимизации бюджетных расходов;
- минимизировать практику линейного сокращения бюджетных расходов в случае ухудшения сбалансированности бюджета;
- в долгосрочной перспективе - поддерживать структуру бюджетных расходов в состоянии наиболее близком к оптимальному с точки зрения финансовой целесообразности.
В плановом периоде продолжиться реализация мер по повышению операционной эффективности использования бюджетных средств путем развития проектных принципов управления, совершенствования муниципального финансового контроля и казначейской системы исполнения бюджета.
Учитывая необходимость концентрации бюджетных средств на достижении стратегических целей, требуется принятие дополнительных мер по изысканию финансовых резервов, оптимизации бюджетных расходов и усилению муниципального финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств. В числе таких мер:
1) дальнейшее повышение эффективности использования бюджетных средств
В текущем году в целях продолжения реализации мероприятий по бюджетной консолидации, предусмотренных ежегодно заключаемым с Министерством финансов Пензенской области соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов города Кузнецка Пензенской области, будут уточнены и продлены на период до 2025 года плановые мероприятия, образующие программу финансового оздоровления. С учетом проведенной в предыдущие годы оптимизации расходов бюджета дальнейшая работа в данном направлении будет ориентирована на снижение расходов на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, повышение эффективности управления собственностью, развитие внебюджетной деятельности учреждений.
2) совершенствование внутреннего муниципального финансового контроля, развитие внутреннего финансового аудита
В целях обеспечения контроля за правомерным, результативным и экономным использованием средств бюджетов бюджетной системы на федеральном уровне завершено создание единой системы стандартов осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
- установлены единые требования и процедуры государственного (муниципального) финансового контроля для всех уровней власти;
- принят единый подход к реализации результатов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
- внедрен риск-ориентированный подход при выборе объектов контроля, направлений их деятельности.
Кроме того, установлены случаи освобождения муниципальных образований, в отношении которых принято решение о продлении исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года, от принятых обязательств по итогам отчетного года.
В целях повышения эффективности внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля планируется:
- применение риск-ориентированного подхода при планировании и проведении контрольных мероприятий;
- совершенствование правоприменения федеральных стандартов при реализации результатов контрольных мероприятий с целью принятия исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем;
- развитие системы взаимодействия с главными распорядителями бюджетных, средств (учредителями) с целью формирования полной и достоверной информации о деятельности объекта контроля и его имущественном положении.
3) повышение эффективности казначейского исполнения бюджета
Основным направлением совершенствования системы казначейского исполнения муниципального бюджета в 2021 году стали:
- переход на новую систему казначейского обслуживания и систему казначейских платежей, внедренную Федеральным казначейством
Аккумуляция на казначейских счетах средств муниципального бюджета, средств во временном распоряжении, средств бюджетных, автономных учреждений и юридических лиц, являющихся получателями бюджетных средств, способствует сокращению сроков зачисления средств в бюджет, их перевода между бюджетами и участниками системы казначейских платежей, повышению оперативности управления ликвидностью.
- внедрение механизма консолидации в бюджете города экономии, полученной по результатам конкурсных процедур
За 9 месяцев текущего года в ходе проведения конкурсных процедур получена экономия средств в объеме 12,4 млн. руб., которые направлены на финансирование расходов бюджета.
В рамках дальнейшего совершенствования системы казначейского исполнения муниципального бюджета, осуществления строгого контроля первоочередности и приоритетности расходов при ограниченности денежных ресурсов, целевого и эффективного использования бюджетных средств на базе комплексной автоматизации бюджетного процесса в 2022 году планируется:
- переход от "смешанного" варианта казначейского обслуживания с передачей функций по учету федеральных целевых средств Управлению Федерального казначейства к полному казначейскому обслуживанию в финансовом органе города;
- дальнейшее развитие и совершенствование действующего в городе с 2016 года механизма казначейского сопровождения с учетом изменений Бюджетного кодекса и требований, установленных на федеральном уровне.
В целях реализации указанных положений в текущем году осуществляется доработка нормативной базы, регламентирующей порядок исполнения бюджета по расходам в целях регламентации дополнительных функций по постановке на учет бюджетных и денежных обязательств и санкционированию расходов за счет средств федерального бюджета.
С 2022 года в соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для заказчиков и поставщиков станет обязательным использование функционала единой информационной системы в сфере закупок - электронное актирование. Управлением финансов города Кузнецка данный механизм будет применяться при постановке на учет и санкционировании денежных обязательств. Новый инструмент нацелен на цифровизацию процесса приемки исполнения и оплаты контрактов и в перспективе - на уход от бумажного документооборота, что позволит получать достоверные данные о закупках, снизит риск технических ошибок, повысит прозрачность системы закупок.
Наряду с новыми методами исполнения бюджета будут использоваться традиционные механизмы, подтвердившие свою эффективность в условиях ограниченности ресурсов:
- перечисление под фактическую потребность средств целевого характера, субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность;
- контроль за сроками оплаты заработной платы и других социально значимых и первоочередных расходов, недопущение задолженности по ним;
- мониторинг состояния просроченной кредиторской задолженности за счет всех источников финансирования в целях ее сокращения и недопущения образования;
- казначейский контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Сочетание новых и проверенных практикой подходов казначейского исполнения бюджета будет способствовать его дальнейшему совершенствованию и выполнению основной задачи - обеспечению непрерывности бюджетного процесса, своевременному финансированию принятых бюджетных обязательств, эффективному использованию бюджетных средств, стабилизации экономики в условиях кризиса, обеспечению эффективного распределения ресурсов.
3. Налоговая политика города Кузнецка Пензенской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Налоговая политика города Кузнецка в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов будет направлена на сохранение и наращивание налогового потенциала за счет формирования благоприятного инвестиционного климата, развития разных отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства.
Формирование бюджета города Кузнецка по доходам на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по отдельным доходным источникам будет характеризоваться следующими изменениями:
3.1. По налогу на доходы физических лиц
По налогу на доходы физических лиц на федеральном уровне введен новый социальный налоговый вычет в размере расходов на физкультурно-оздоровительные услуги, фактически произведенные начиная с 1 января 2022 года;
В 2022 году увеличивается с 1,8 до 1,9 коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда в Пензенской области, используемый при исчислении налога на доходы физических лиц с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании патента.
3.2. По акцизам
Рост ставок по акцизам на нефтепродукты в 2022-2024 годах ежегодно в размере 4%.
3.3. По специальным налоговым режимам
На федеральном уровне внесены изменения в налоговое законодательство:
1) расширено применение упрощенной системы налогообложения за счет повышения пороговых значений доходов (со 150 млн. руб. до 200 млн. руб.) и средней численности работников (со 100 до 130 человек);
2) по патентной системе налогообложения предусмотрено уменьшение суммы налога на страховые взносы, а также расширена область применения налога на отдельные виды предпринимательской деятельности;
В целях оказания поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в регионе сохранены установленные на уровне субъекта РФ в 2020 и 2021 году налоговые преференции. Основными из них являются:
- снижение налоговой ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (с 6% до 2% в 2021 году и до 4% - в 2022 году в случае, если объектом налогообложения являются "доходы"), для отдельных отраслей экономики (в том числе наиболее пострадавших в результате вводимых "карантинных" ограничений) в целях обеспечения плавного и "безболезненного" перехода субъектов предпринимательства на другие специальные налоговые режимы в связи с отменой единого налога на вмененный доход;
- продление до 2024 года "налоговых каникул" в виде нулевой ставки по упрощенной и патентной системам налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, работающих в сельском хозяйстве, научной, производственной, социальной сферах, а также сфере бытовых услуг населению;
- внесение изменений в региональное законодательство по патентной системе налогообложения, касающихся порядка расчета налоговой базы по отдельным видам экономической деятельности и дифференциации патента по городам и районам области;
- максимальное снижение ставок по упрощенной системе налогообложения (до 1% при объекте налогообложения "доходы", до 5% при объекте налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов") для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые перевели свой бизнес из других регионов в Пензенскую область.
3.4. По местным налогам
На федеральном уровне внесены изменения в налоговое законодательство в части освобождения от уплаты земельного налога с 2021 года религиозных организаций в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Кузнецка Пензенской области от 9 ноября 2021 г. N 1579 "Об основных направлениях бюджетной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.