1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по определению готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых и обеспеченности ими установленных категорий населения (далее - Методические рекомендации) предназначены для использования специалистами территориальных органов МЧС России, а также иных органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны с целью определения готовности защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) к приему укрываемых и обеспеченности ими установленных категорий населения на соответствующих территориях.
1.2. Методические рекомендации разъясняют основные критерии при оценке готовности ЗС ГО к приему укрываемых, а также порядок определения готовности ЗС ГО и обеспеченности ими установленных категорий населения за муниципальное образование, за субъект Российской Федерации, за федеральный округ Российской Федерации и за Российскую Федерацию.
1.3. Определение готовности ЗС ГО к приему укрываемых и обеспеченности ими установленных категорий населения осуществляется:
в ходе оценки технического состояния ЗС ГО во время ежегодных, специальных (внеочередных) осмотров, комплексных оценок технического состояния и инвентаризации;
в рамках проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2. Основные критерии при оценке готовности ЗС ГО к приему укрываемых 1
2.1. Основные критерии при оценке готовности ЗС ГО к приему укрываемых включают:
- оценку состояния документации по вопросам содержания и эксплуатации ЗС ГО в соответствии с п. 3.2.1 настоящих Методических рекомендаций, в том числе функциональные обязанности и штатное расписание подразделений, отвечающих за эксплуатацию ЗС ГО, документы, подтверждающие проведение в организации осмотров и учений, а также наличие проектной документации на ЗС ГО;
- оценку эксплуатационного состояния ЗС ГО, в том числе: общее состояние сооружения, входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов; исправность защитно-герметических дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания; состояние строительных (ограждающих) конструкций, защитных устройств вводов инженерных коммуникаций; состояние технических систем (вентиляция и отопление, водоснабжение и канализация, электроснабжение, автономное энергообеспечение, регенерация воздуха, связь) и технологических систем (информационное обеспечение, автоматизированные системы управления и т.д.); использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения. Кроме этого, при комплексной оценке технического состояния оцениваются: герметичность убежища; работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств; возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом; эксплуатация в режиме ЗС ГО с оценкой технического состояния работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции и при необходимости полной изоляции;
- оценку готовности персонала по обслуживанию ЗС ГО в мирное и военное время, в том числе аварийных и ремонтно-восстановительных формирований, спасательных служб, нештатных аварийно-спасательных формирований, эвакуационных органов к выполнению возложенных задач;
- оценку готовности рабочих мест (дежурных постов) ЗС ГО к выполнению возложенных задач, включая посты радиационного и химического наблюдения;
- оценку состояния системы оповещения укрываемых в ЗС ГО (сигналы и команды);
- оценку вместимости ЗС ГО;
- оценку времени приведения ЗС ГО в готовность (в режим защитного сооружения);
- оценку состояния видов обеспечения функционирования ЗС ГО (материально-техническое обеспечение, в том числе средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом, согласно примерным нормам оснащения);
2.2. Оценка состояния документации по вопросам содержания и эксплуатации ЗС ГО определяется как:
- "обеспечивает выполнение поставленных задач", если документы по содержанию и эксплуатации ЗС ГО разработаны. Имеют место отдельные недостатки по качеству их разработки и хранению, не влияющие на своевременность и полноту выполнения поставленных задач;
- "ограниченно обеспечивает выполнение поставленных задач", если документы по содержанию и эксплуатации ЗС ГО разработаны. Имеют место недостатки по их качеству разработки и хранению, влияющие на своевременность и полноту выполнения отдельных поставленных задач;
- "не обеспечивает выполнение поставленных задач", имеют место существенные недостатки по качеству разработки и хранению документов, не позволяющие выполнить поставленные задачи.
2.2.1. Перечень документации по вопросам содержания и эксплуатации ЗС ГО включает в себя:
- паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений;
- журнал оценки технического состояния ЗС ГО;
- инвентаризационную карточку;
- акт инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО;
- сигналы оповещения гражданской обороны;
- план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых;
- план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации;
- планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств;
- список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО;
- эксплуатационную схему систем вентиляции ЗС ГО;
- эксплуатационную схему водоснабжения и канализации ЗС ГО;
- эксплуатационную схему электроснабжения ЗС ГО;
- инструкции по использованию средств индивидуальной защиты;
- инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами;
- инструкцию по обслуживанию дизельной электростанции;
- инструкцию о мерах пожарной безопасности;
- правила поведения укрываемых в ЗС ГО;
- журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ);
- журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью;
- журнал учета работы ДЭС;
- журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;
- схему эвакуации укрываемых из очага поражения;
- список телефонов.
К числу эксплуатационных документов ЗС ГО рекомендуется также отнести: принципиальные (оперативные) схемы; нормы расхода эксплуатационных материалов и запасных частей, инструментов и принадлежностей; документы по организации технического обслуживания и ремонта (годовые и месячные планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций); формуляры, журнал осмотров контрольно-измерительных приборов; технологические карты ремонта; документы, подтверждающие проведение в организации командно-штабных учений и др.
2.3. Оценка эксплуатационного состояния ЗС ГО осуществляется с целью определения соответствия режимов эксплуатации ЗС ГО и размещенного в них оборудования требованиям (нормам, условиям), установленным соответствующими нормативными, методическими и эксплуатационными документами. Состояние показателей эксплуатационного состояния оценивается на основе использования методов изучения их технической документации и актов ввода в эксплуатацию, проведения предварительной и углубленной оценки технического состояния.
Результаты оценки характеризуются обобщенным показателем эксплуатационного состояния ЗС ГО, который формируется в зависимости от состояния показателей строительных (ограждающих) конструкций, защитно-герметических устройств, технических и технологических систем ЗС ГО.
2.3.1. Состояние строительных (ограждающих) конструкций ЗС ГО оцениваются как:
- "готовы к использованию по назначению", если их эксплуатационное состояние в целом соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место отдельные недостатки по содержанию и эксплуатации строительных конструкций, не влияющие на своевременность и полноту выполнения поставленных задач;
- "ограниченно готовы к использованию по назначению", если их эксплуатационное состояние не в полной мере соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место недостатки по содержанию и эксплуатации строительных конструкций, влияющие на своевременность и полноту выполнения отдельных поставленных задач;
- "не готовы к использованию по назначению", если их эксплуатационное состояние не соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место существенные недостатки по содержанию и эксплуатации строительных конструкций, не позволяющие выполнять поставленные задачи.
2.3.2. Состояние защитно-герметических устройств (далее - ЗГУ) ЗС ГО оцениваются как:
- "готовы к использованию по назначению", если их эксплуатационное состояние в целом соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место отдельные недостатки по содержанию и эксплуатации ЗГУ, не влияющие на своевременность и полноту выполнения поставленных задач;
- "ограниченно готовы к использованию по назначению", если их эксплуатационное состояние не в полной мере соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место недостатки по содержанию и эксплуатации ЗГУ, влияющие на своевременность и полноту выполнения отдельных поставленных задач;
- "не готовы к использованию по назначению", если их эксплуатационное состояние не соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место существенные недостатки по содержанию и эксплуатации ЗГУ, не позволяющие выполнять поставленные задачи.
2.3.3. Состояние технических систем ЗС ГО оцениваются как:
- "готовы к использованию по назначению", если все технические системы находятся в работоспособном состоянии и содержатся в установленных режимах эксплуатации в соответствии с установленными требованиями и нормами. Имеют место отдельные эксплуатационные недостатки, не влияющие на своевременность и полноту выполнения поставленных задач;
- "ограниченно готовы к использованию по назначению", если все основные технические системы находятся в работоспособном состоянии и содержатся в установленных режимах эксплуатации в соответствии с установленными требованиями и нормами. Имеют место эксплуатационные недостатки, влияющие на своевременность и полноту выполнения отдельных поставленных задач;
- "не готовы к использованию по назначению", если хотя бы одна из основных технических систем находится в неработоспособном состоянии или имеют место серьезные эксплуатационные недостатки, не позволяющие выполнять поставленные задачи.
2.3.4. Состояние технологических систем (средств) ЗС ГО оценивается как:
- "готовы к использованию по назначению", если все технологические системы (средства) находятся в работоспособном состоянии и содержатся в установленных режимах эксплуатации. Имеют место отдельные эксплуатационные недостатки, не влияющие на своевременность и полноту выполнения поставленных задач;
- "ограниченно готовы к использованию по назначению", если все основные технологические системы (средства) находятся в работоспособном состоянии и содержатся в установленных режимах эксплуатации. Имеют место эксплуатационные недостатки, влияющие на своевременность и полноту выполнения отдельных поставленных задач;
- "не готовы к использованию по назначению", если хотя бы одна из основных технологических систем, (средств) находится в неработоспособном состоянии или имеют место серьезные эксплуатационные недостатки, не позволяющие выполнять поставленные задачи.
2.3.5. Работоспособность отдельной технической (технологической) системы оценивается как:
- "работоспособна", если все основные составляющие элементы технической (технологической) системы работоспособны;
- "ограниченно работоспособна" если имеют место отдельные несоответствия, не влияющие на работоспособность системы;
- "не работоспособна", если хотя бы один из основных составляющих элементов технической (технологической) системы не работоспособен.
2.3.6. Общее эксплуатационное состояние ЗС ГО оценивается как:
- "готово к использованию по назначению", если все показатели эксплуатационного состояния ЗС ГО оцениваются как "готовы к использованию по назначению".
- "ограничено готово к использованию по назначению", если хотя бы один из показателей эксплуатационного состояния ЗС ГО оценивается как "ограничено готов к использованию по назначению", а остальные - "готовы к использованию по назначению";
- "не готово к использованию по назначению", если хотя бы один из показателей эксплуатационного состояния ЗС ГО оценивается как "не готов к использованию по назначению".
2.4. Готовность персонала по обслуживанию ЗС ГО к выполнению поставленных задач оценивается как:
- "готов к выполнению поставленных задач", если он укомплектован персоналом по штату мирного времени. Персонал знает требования руководящих документов (в части касающейся) и свои должностные инструкции, а положенные ему нормативы выполняет на общую оценку "отлично" или "хорошо";
- "ограниченно готов к выполнению поставленных задач", если он укомплектован персоналом по штату мирного времени не полностью (некомплект составляет не более 25%). Персонал слабо знает требования руководящих документов (в части касающейся) и свои должностные инструкции, а положенные ему нормативы выполняет на общую оценку "удовлетворительно";
- "не готов к выполнению поставленных задач", если он укомплектован персоналом по штату мирного времени частично (некомплект составляет более 25%). Персонал не знает (очень слабо знает) требования руководящих документов (в части касающейся) и свои должностные инструкции, а положенные ему нормативы выполняет на общую оценку "неудовлетворительно".
2.4.1. Укомплектованность ЗС ГО персоналом ( выраженная в процентах, определяется по формуле:
, (1)
где:
- наличие фактически работающего персонала (количество человек);
- необходимое количество персонала по штатному расписанию (количество человек), при этом принимается .
2.4.2. Практическая подготовка персонала ЗС ГО оценивается как:
- "отлично (выполнено успешно)", если с положительной оценкой выполнено не менее 90% задач и нормативов, при этом не менее 50% всех задач и нормативов оценено отлично (выполнено успешно);
- "хорошо (выполнено)", если с положительной оценкой выполнено не менее 80% задач и нормативов, при этом не менее 50% всех задач и нормативов оценено отлично (выполнено успешно) и хорошо (выполнено);
- "удовлетворительно (выполнено с трудом)", если с положительной оценкой выполнено не менее 70% всех задач и нормативов;
- "неудовлетворительно (не выполнено)", если не выполнены условия получения оценки удовлетворительно.
2.5. Готовность рабочих мест (дежурных постов) персонала ЗС ГО к выполнению поставленных задач оценивается как:
- "готовы к выполнению поставленных задач", если оборудование рабочих мест (дежурных постов) соответствует требованиям нормативных и методических документов и специфике выполняемых задач. Имеют место отдельные недостатки по составу, оснащению и размещению рабочих мест (дежурных постов), не влияющие на своевременность и полноту выполнения отдельных поставленных задач;
- "ограниченно готовы к выполнению поставленных задач", если оборудование рабочих мест (дежурных постов) не в полной мере соответствует требованиям нормативных и методических документов и специфике выполняемых задач. Имеют место недостатки по составу, оснащению и размещению рабочих мест (дежурных постов), влияющие на своевременность выполнения поставленных задач;
- "не готовы к выполнению поставленных задач", если оборудование рабочих мест (дежурных постов) не соответствует требованиям нормативных и методических документов и специфике выполняемых задач. Имеют место существенные недостатки по составу, оснащению и размещению рабочих мест (дежурных постов), не позволяющие выполнить поставленные задачи.
2.5.1. Под рабочим местом (дежурным постом) понимается специально оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами, оборудованием, инвентарем и документацией место (пост) на ЗС ГО, на котором назначенное лицо выполняет поставленные задачи и возложенные обязанности. Оснащение рабочих мест (дежурных постов) техническими средствами, оборудованием, имуществом, инвентарем, принадлежностями и документацией осуществляется в соответствии с проектной документацией, действующими нормами (перечнями), требованиями и рекомендациями соответствующих нормативных и методических документов и стоящими задачами. Оформление рабочих мест (дежурных постов) осуществляется с учетом рекомендаций методических документов и специфики эксплуатации ЗС ГО.
2.6. При оценке системы оповещения оценивается возможность своевременного доведения сигнала "Воздушная тревога" до рабочих и служащих.
Показателем надежности оповещения наибольшей работающей смены является коэффициент
, (2)
где:
- количество рабочих, служащих, своевременно оповещенных;
N - общая численность рабочих, служащих, подлежащих укрытию.
2.6.1. Соответствие системы оповещения предъявляемым требованиям оценивается как:
"соответствует предъявляемым требованиям", если имеют место отдельные несоответствия требованиям, не влияющие на своевременность оповещение укрываемых в ЗС ГО;
"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если имеют место отдельные несоответствия требованиям, влияющие на своевременное оповещение укрываемых в ЗС ГО, но такие, которые можно исправить при подготовке ЗС ГО к приему укрываемых;
"не соответствует предъявляемым требованиям", если имеют место существенные несоответствия требованиям, влияющие на своевременное оповещение укрываемых в ЗС ГО.
2.7. При оценке вместимости ЗС ГО изучается обеспеченность укрытия наибольшей работающей смены (с целью изучения необходимости строительства быстровозводимых ЗС ГО или возможности приспособления подвальных и цокольных этажей, а также других заглубленных сооружений объекта, с оценкой их защитных свойств и возможности использования в качестве ЗС ГО).
2.7.1. Соответствие вместимости ЗС ГО необходимой численности укрываемых оценивается как:
"соответствует необходимой численности укрываемых", если численность укрываемых в ЗС ГО соответствует численности наибольшей работающей смены объекта;
"ограниченно соответствует необходимой численности укрываемых", если численность укрываемых в ЗС ГО не соответствует численности наибольшей работающей смены объекта, но имеется возможность их укрытия в приспособленных для этой цели помещениях;
"не соответствует необходимой численности укрываемых", если численность укрываемых в ЗС ГО не соответствует численности наибольшей работающей смены объекта и отсутствует возможность их укрытия в приспособленных для этой цели помещениях.
2.8. Время приведения ЗС ГО в готовность к использованию по назначению оценивается как:
"приведен в готовность в нормативное время", если время приведения ЗС ГО в готовность меньше установленного допустимого времени приведения его в готовность ;
"не приведен в готовность в нормативное время", если время приведения ЗС ГО в готовность больше установленного времени приведения его в готовность .
Нормативное время приведения ЗС ГО в готовность установлено требованиями СП 88.13330 и СП 165.1325800.
2.9. Состояние одного (отдельного) вида обеспечения функционирования ЗС ГО оценивается как:
- "обеспечивает функционирование ЗС ГО", если состояние его обеспеченности соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место отдельные недостатки, не влияющие на своевременность и полноту выполнения поставленных задач;
- "ограниченно обеспечивает функционирование ЗС ГО", если состояние его обеспеченности не в полной мере соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место недостатки, влияющие на своевременность и полноту выполнения отдельных поставленных задач;
- "не обеспечивает функционирование ЗС ГО", если состояние его обеспеченности не соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место существенные недостатки, не позволяющие выполнить поставленные задачи.
2.10. Состояние всех оцениваемых видов обеспечения функционирования ЗС ГО:
- "обеспечивают функционирование ЗС ГО", если все виды оцениваются как "обеспечивают функционирования ЗС ГО";
- "ограниченно обеспечивают функционирование ЗС ГО", если хотя бы один из видов оценивается как "ограниченно обеспечивает функционирования ЗС ГО", а остальные - "обеспечивают функционирования ЗС ГО";
- "не обеспечивают функционирование ЗС ГО", если хотя бы один из видов оценивается как "не обеспечивает функционирование ЗС ГО".
2.11. Общая оценка готовности ЗС ГО к использованию по назначению оценивается как:
- "готов к использованию по назначению", если все оцениваемые показатели готовности ЗС ГО, приведенные в пп. 2.3-2.10 настоящих методических рекомендаций, оцениваются как "готовы к использованию по назначению" ("соответствуют предъявляемым требованиям", "готовы к выполнению поставленных задач", "обеспечивают функционирование ЗС ГО");
- "ограниченно готов к использованию по назначению", если хотя бы один из показателей готовности ЗС ГО, приведенных в пп. 2.3-2.10 настоящих методических рекомендаций, оценивается как "ограниченно готов к использованию по назначению" ("ограниченно соответствует предъявляемым требованиям, "ограниченно готов к выполнению поставленных задач", "ограниченно обеспечивает функционирование ЗС ГО"), а остальные - оценивается как "готовы к использованию по назначению" ("соответствуют предъявляемым требованиям", "готовы к выполнению поставленных задач", "обеспечивают функционирование ЗС ГО");
- "не готов к использованию по назначению", если хотя бы один из показателей готовности ЗС ГО, приведенных в пп. 2.3-2.10 настоящих методических рекомендаций, оценивается как "не готов к использованию по назначению" ("не соответствует предъявляемым требованиям", "не готов к выполнению поставленных задач", "не обеспечивают функционирование ЗС ГО").
3. Порядок определения готовности ЗС ГО к приему укрываемых
3.1. Порядок определения готовности ЗС ГО в муниципальном образовании
3.1.1. Готовность ЗС ГО, состоящих на учете в муниципальных образованиях, "готовых к использованию по назначению", "ограниченно готовых к использованию по назначению" и "не готовых к использованию по назначению" определяется в процентах.
Для убежищ:
; (7)
; (8)
, (9)
где:
- количество готовых к использованию по назначению убежищ в муниципальном образовании, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению убежищ в муниципальном образовании, %;
- количество не готовых к использованию по назначению убежищ в муниципальном образовании, %;
- численность готовых к использованию по назначению убежищ в муниципальном образовании, ед.;
- численность ограниченно готовых к использованию по назначению убежищ в муниципальном образовании, ед.;
- численность всех убежищ в муниципальном образовании, ед.
Пример расчета готовности убежищ в муниципальном образовании приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
Для ПРУ:
; (10)
; (11)
, (12)
где:
- количество готовых к использованию по назначению ПРУ в муниципальном образовании, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению ПРУ в муниципальном образовании, %;
- количество не готовых к использованию по назначению ПРУ в муниципальном образовании, %;
- численность готовых к использованию по назначению ПРУ в муниципальном образовании, ед.;
- численность, ограниченно готовых к использованию по назначению ПРУ в муниципальном образовании, ед.;
- численность всех ПРУ в муниципальном образовании, ед.
Для укрытий:
; (13)
; (14)
, (15)
где:
- количество готовых к использованию по назначению укрытий в муниципальном образовании, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению укрытий в муниципальном образовании, %;
- количество не готовых к использованию по назначению укрытий в муниципальном образовании, %;
- численность готовых к использованию по назначению укрытий в муниципальном образовании, ед.;
- численность, ограниченно готовых к использованию по назначению укрытий в муниципальном образовании, ед.;
- численность всех укрытий в муниципальном образовании, ед.
3.1.2. Общая готовность убежищ, ПРУ и укрытий, состоящих на учете в муниципальных образованиях, определяется:
Для убежищ:
, (16)
где:
- общая готовность убежищ, расположенных на территории муниципальных образований, к приему укрываемых, %.
Для противорадиационных укрытий:
, (17)
где:
- общая готовность ПРУ, расположенных на территории муниципальных образований, к приему укрываемых, %.
Для укрытий:
, (18)
где:
- общая готовность укрытий, расположенных на территории муниципальных образований, к приему укрываемых, %.
3.1.3. Готовность всех ЗС ГО, состоящих на учете в муниципальных образованиях, в процентах, определяется:
; (19)
; (20)
, (21)
где:
- количество готовых к использованию по назначению ЗС ГО в муниципальном образовании, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению ЗС ГО в муниципальном образовании, %;
- количество не готовых к использованию по назначению ЗС ГО в муниципальном образовании, %;
- численность всех ЗС ГО, подлежащих оценке и состоящих на учете в муниципальном образовании, ед.
3.1.4. Общая готовность ЗС ГО, расположенных на территории муниципальных образований, к приему укрываемых определяется с учетом суммы процента "готовых к использованию по назначению" и "ограниченно готовых к использованию по назначению" ЗС ГО по следующей зависимости:
, (22)
где:
- общая готовность ЗС ГО, расположенных на территории муниципальных образований, к приему укрываемых, %.
Пример определения готовности ЗС ГО в муниципальном образовании приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.2. Порядок определения готовности ЗС ГО в субъекте Российской Федерации.
3.2.1. Количество ЗС ГО, состоящих на учете в субъекте Российской Федерации, "готовых к использованию по назначению", "ограниченно готовых к использованию по назначению" и "не готовых к использованию по назначению" определяется в процентах.
Для убежищ:
; (23)
; (24)
, (25)
где:
- количество готовых к использованию по назначению убежищ в субъекте Российской Федерации, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению убежищ в субъекте Российской Федерации, %;
- количество не готовых к использованию по назначению убежищ в субъекте Российской Федерации, %;
- численность готовых к использованию по назначению убежищ в субъекте Российской Федерации, ед.;
- численность, ограниченно готовых к использованию по назначению убежищ в субъекте Российской Федерации, ед.;
- численность всех убежищ, подлежащих оценке и состоящих на учете в субъекте Российской Федерации, ед.
Для ПРУ:
; (26)
; (27)
, (28)
где:
- количество готовых к использованию по назначению ПРУ субъекте Российской Федерации, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению ПРУ в субъекте Российской Федерации, %;
- количество не готовых к использованию по назначению ПРУ в субъекте Российской Федерации, %;
- численность готовых к использованию по назначению ПРУ в субъекте Российской Федерации, ед.;
- численность ограниченно готовых к использованию по назначению ПРУ в субъекте Российской Федерации, ед.;
- численность всех ПРУ, подлежащих оценке и состоящих на учете в субъекте Российской Федерации, ед.
Для укрытий:
; (29)
; (30)
, (31)
где:
- количество готовых к использованию по назначению укрытий в субъекте Российской Федерации, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению укрытий в субъекте Российской Федерации, %;
- количество не готовых к использованию по назначению укрытий в субъекте Российской Федерации, %;
- численность готовых к использованию по назначению укрытий в субъекте Российской Федерации, ед.;
- численность ограниченно готовых к использованию по назначению укрытий в субъекте Российской Федерации, ед.;
- численность всех укрытий, подлежащих оценке и эксплуатируемых в субъекте Российской Федерации, ед.;
3.2.2. Общая готовность убежищ, ПРУ и укрытий, состоящих на учете в субъекте Российской Федерации, определяется:
Для убежищ:
, (32)
где: - общее количество готовых убежищ, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, к приему укрываемых, %.
Для противорадиационных укрытий:
, (33)
где:
- общее количество готовых ПРУ, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, к приему укрываемых %.
Для укрытий:
, (34)
где: - общее количество готовых укрытий, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, к приему укрываемых %.
3.2.3. Готовность всех ЗС ГО, состоящих на учете в субъекте Российской Федерации, определяется:
; (35)
; (36)
, (37)
где:
- количество готовых к использованию по назначению ЗС ГО в субъекте Российской Федерации, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению ЗС ГО в субъекте Российской Федерации, %;
- количество не готовых к использованию по назначению ЗС ГО в субъекте Российской Федерации, %;
- численность всех ЗС ГО, подлежащих оценке и состоящих на учете в субъекте Российской Федерации, ед.
3.2.4. Общая готовность ЗС ГО, состоящих на учете в субъекте Российской Федерации, к приему укрываемых, определяется исходя из суммы процента "готовых к использованию по назначению" и "ограниченно готовых к использованию по назначению" ЗС ГО по следующей зависимости:
, (38)
где: - общая готовность ЗС ГО к приему укрываемых, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, %.
Порядок определения готовности ЗС ГО к приему укрываемых в субъекте Российской Федерации, в целом осуществляется в той же последовательности, что и в приведенном примере для муниципального образования (приложение N 1).
3.3. Порядок оценки готовности ЗС ГО в федеральном округе Российской Федерации.
3.3.1. Количество ЗС ГО, состоящих на учете в федеральном округе Российской Федерации, "готовых к использованию по назначению", "ограниченно готовых к использованию по назначению" и "не готовых к использованию по назначению" определяется в процентах.
Для убежищ:
; (39)
; (40)
, (41)
где:
- количество готовых к использованию по назначению убежищ в федеральном округе Российской Федерации, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению убежищ в федеральном округе Российской Федерации, %;
- количество не готовых к использованию по назначению убежищ в федеральном округе Российской Федерации, %;
- численность готовых к использованию по назначению убежищ в федеральном округе Российской Федерации, ед.;
- численность ограниченно готовых к использованию по назначению убежищ в федеральном округе Российской Федерации, ед.;
- численность всех убежищ, подлежащих оценке и состоящих на учете в федеральном округе Российской Федерации, ед.
Для ПРУ:
; (42)
; (43)
, (44)
где:
- количество готовых к использованию по назначению ПРУ в федеральном округе Российской Федерации, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению ПРУ в федеральном округе Российской Федерации, %;
- количество не готовых к использованию по назначению ПРУ в федеральном округе Российской Федерации, %;
- численность готовых к использованию по назначению ПРУ в федеральном округе Российской Федерации, ед.;
- численность ограниченно готовых к использованию по назначению ПРУ в федеральном округе Российской Федерации, ед.;
- численность всех убежищ, подлежащих оценке и состоящих на учете в федеральном округе Российской Федерации, ед.
Для укрытий:
; (45)
; (46)
, (47)
где:
- количество готовых к использованию по назначению укрытий в федеральном округе Российской Федерации, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению укрытий в федеральном округе Российской Федерации, %;
- количество не готовых к использованию по назначению укрытий в федеральном округе Российской Федерации, %;
- численность готовых к использованию по назначению укрытий в федеральном округе Российской Федерации, ед.;
- численность ограниченно готовых к использованию по назначению укрытий в федеральном округе Российской Федерации, ед.;
- численность всех укрытий, подлежащих оценке и состоящих на учете в федеральном округе Российской Федерации, ед.
3.3.2. Общая готовность убежищ, ПРУ и укрытий, состоящих на учете в федеральном округе Российской Федерации, определяется:
для убежищ:
, (48)
где:
- общее количество готовых убежищ, расположенных на территории федерального округа Российской Федерации, к приему укрываемых, %.
Для противорадиационных укрытий:
, (49)
где:
- общее количество готовых ПРУ, расположенных на территории федерального округа Российской Федерации, к приему укрываемых, %.
Для укрытий:
, (50)
где:
- общее количество готовых укрытий, расположенных на территории федерального округа Российской Федерации, к приему укрываемых, %.
3.3.3. Готовность всех ЗС ГО, состоящих на учете в федеральном округе Российской Федерации, определяется:
; (51)
; (52)
, (53)
где:
- количество готовых к использованию по назначению ЗС ГО в федеральном округе Российской Федерации, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению ЗС ГО в федеральном округе Российской Федерации, %;
- количество не готовых к использованию по назначению убежищ в федеральном округе Российской Федерации, %;
- численность всех ЗС ГО, подлежащих оценке и состоящих на учете в федеральном округе Российской Федерации, ед.
3.3.4. Общая готовность ЗС ГО, расположенных на территории федерального округа Российской Федерации, к приему укрываемых определяется с учетом суммы процентов "готовых к использованию по назначению" и "ограниченно готовых к использованию по назначению" ЗС ГО по следующей зависимости:
, (54)
где:
- общая готовность ЗС ГО, расположенных на территории федерального округа Российской Федерации, к приему укрываемых, %.
Порядок определения готовности ЗС ГО к приему укрываемых в федеральном округе Российской Федерации в целом осуществляется в той же последовательности, что и в приведенном примере для муниципального образования (приложение N 1).
3.4. Порядок определения готовности ЗС ГО в Российской Федерации.
3.4.1. Количество ЗС ГО, состоящих на учете в Российской Федерации, "готовых к использованию по назначению", "ограниченно готовых к использованию по назначению" и "не готовых к использованию по назначению" определяется в процентах.
Для убежищ:
; (55)
; (56)
, (57)
где:
- количество готовых к использованию по назначению убежищ в Российской Федерации, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению убежищ в Российской Федерации, %;
- количество не готовых к использованию по назначению убежищ в Российской Федерации, %;
- численность готовых к использованию по назначению убежищ в Российской Федерации, ед.;
- численность ограниченно готовых к использованию по назначению убежищ в Российской Федерации, ед.;
- численность всех убежищ, подлежащих оценке и состоящих на учете в Российской Федерации, ед.
Для ПРУ:
; (58)
; (59)
, (60)
где:
- количество готовых к использованию по назначению ПРУ в Российской Федерации, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению ПРУ в Российской Федерации, %;
- количество не готовых к использованию по назначению ПРУ в Российской Федерации, %;
- численность готовых к использованию по назначению ПРУ в Российской Федерации, ед.;
- численность ограниченно готовых к использованию по назначению ПРУ в Российской Федерации, ед.;
- численность всех ПРУ, подлежащих оценке и состоящих на учете в Российской Федерации, ед.
Для укрытий:
; (61)
; (62)
, (63)
где:
- количество готовых к использованию по назначению укрытий в Российской Федерации, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению укрытий в Российской Федерации, %;
- количество не готовых к использованию по назначению укрытий в Российской Федерации, %;
- численность готовых к использованию по назначению укрытий в Российской Федерации, ед.;
- численность, ограниченно готовых к использованию по назначению укрытий в Российской Федерации, ед.;
- численность всех укрытий, подлежащих оценке и состоящих на учете в Российской Федерации, ед.
3.4.2. Готовность убежищ, ПРУ и укрытий, состоящих на учете в Российской Федерации, определяется:
для убежищ:
, (64)
где:
- количество готовых убежищ, расположенных на территории Российской Федерации, к приему укрываемых, %.
Для противорадиационных укрытий:
, (65)
где:
- количество готовых ПРУ, расположенных на территории Российской Федерации, к приему укрываемых, %.
Для укрытий:
, (66)
где:
- количество готовых укрытий, расположенных на территории Российской Федерации, к приему укрываемых, %.
3.4.3. Готовность всех ЗС ГО, состоящих на учете в Российской Федерации, определяется:
; (67)
; (68)
, (69)
где:
- количество готовых к использованию по назначению ЗС ГО в Российской Федерации, %;
- количество ограниченно готовых к использованию по назначению ЗС ГО в Российской Федерации, %;
- количество не готовых к использованию по назначению убежищ в Российской Федерации, %;
- численность всех ЗС ГО, подлежащих оценке и состоящих на учете в Российской Федерации, ед.
3.4.4. Общая готовность ЗС ГО, расположенных на территории Российской Федерации, к приему укрываемых, определяется с учетом суммы процента "готовых к использованию по назначению" и "ограниченно готовых к использованию по назначению" по следующей зависимости:
, (70)
где:
- общая готовность ЗС ГО, расположенных на территории Российской Федерации, к приему укрываемых %.
Порядок определения готовности ЗС ГО к приему укрываемых в Российской Федерации в целом осуществляется в той же последовательности, что и в приведенном примере для муниципального образования (приложение N 1).
4. Порядок определения обеспеченности установленных категорий населения ЗС ГО
4.1. Порядок определения обеспеченности установленных категорий населения ЗС ГО в муниципальном образовании
4.1.1. Обеспеченность установленных категорий населения убежищами, расположенными на территории муниципального образования:
, (71)
где:
- обеспеченность установленных категорий населения убежищами, расположенными на территории муниципального образования, %;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного убежищами, расположенными на территории муниципального образования, чел.;
- численность установленных категорий населения, подлежащего укрытию в убежищах, расположенных на территории муниципального образования, чел.
При этом при определении обеспеченности установленных категорий населения убежищами, расположенными на территории муниципального образования, численность населения, обеспеченного убежищами не должна превышать фактическую численность, подлежащую укрытию в убежищах.
4.1.2. Обеспеченность установленных категорий населения ПРУ, расположенными на территории муниципального образования, определяется с учетом суммы численности установленных категорий населения, обеспеченного ПРУ, а также заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под ПРУ в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты:
, (72)
где:
- обеспеченность установленных категорий населения ПРУ, расположенными на территории муниципального образования, %;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного ПРУ, расположенными на территории муниципального образования, чел.;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под ПРУ в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты, на территории муниципального образования, чел.;
- численность установленных категорий населения, подлежащего укрытию в ПРУ, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства, приспосабливаемыми под ПРУ в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты, на территории муниципального образования, чел.
При этом, при определении обеспеченности установленных категорий населения ПРУ, расположенными на территории муниципального образования, численность населения, обеспеченного ПРУ, не должно превышать фактическую численность, подлежащую укрытию в ПРУ.
4.1.3. Обеспеченность установленных категорий населения укрытиями, расположенными на территории муниципального образования, определяется с учетом суммы численности установленных категорий населения, обеспеченного укрытиями, а также заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под укрытие в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты:
, (73)
где:
- обеспеченность установленных категорий населения укрытиями, расположенными на территории муниципального образования, %;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного укрытиями, чел.;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под укрытие в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты, на территории муниципального образования, чел.;
- численность установленных категорий населения, подлежащего укрытию в укрытиях, чел.
При этом при определении обеспеченности установленных категорий населения укрытиями, расположенными на территории муниципального образования, численность населения, обеспеченного укрытиями, не должна превышать фактическую численность, подлежащую укрытию в укрытиях.
4.1.4. Обеспеченность установленных категорий населения ЗС ГО, расположенными на территории муниципального образования:
где:
- обеспеченность установленных категорий населения ЗС ГО, расположенными на территории муниципального образования, %.
Пример определения обеспеченности установленных категорий населения ЗС ГО в муниципальном образовании приведен в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
4.2. Порядок определения обеспеченности установленных категорий населения ЗС ГО в субъекте Российской Федерации.
4.2.1. Обеспеченность установленных категорий населения убежищами, расположенными на территории субъекта Российской Федерации:
, (75)
где:
- обеспеченность установленных категорий населения убежищами, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, %;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного убежищами, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, подлежащего укрытию в убежищах, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, чел.
При этом при определении обеспеченности установленных категорий населения убежищами, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, численность населения, обеспеченного убежищами, не должна превышать фактическую численность, подлежащую укрытию в убежищах.
4.2.2. Обеспеченность установленных категорий населения ПРУ, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, определяется с учетом суммы численности установленных категорий населения, обеспеченного ПРУ, а также заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под ПРУ в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты:
, (76)
где:
- обеспеченность установленных категорий населения ПРУ, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, %;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного ПРУ, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под ПРУ в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты на территории субъекта Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, подлежащего укрытию в ПРУ, чел.
При этом при определении обеспеченности установленных категорий населения ПРУ, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, численность населения, обеспеченного ПРУ не должно превышать фактическую численность, подлежащую укрытию в ПРУ.
4.2.3. Обеспеченность установленных категорий населения укрытиями, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, определяется с учетом суммы численности установленных категорий населения, обеспеченного укрытиями, а также заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под укрытие в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты:
, (77)
где:
- обеспеченность установленных категорий населения укрытиями, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, %;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного укрытиями, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под укрытия в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты, на территории субъекта Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, подлежащего укрытию в укрытиях, чел.
При этом при определении обеспеченности установленных категорий населения укрытиями, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, численность населения, обеспеченного укрытиями не должна превышать фактическую численность, подлежащую укрытию в укрытиях.
4.2.4. Обеспеченность установленных категорий населения ЗС ГО, расположенными на территории субъекта Российской Федерации:
где:
- обеспеченность установленных категорий населения ЗС ГО, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, %.
Порядок определения обеспеченности установленных категорий населения ЗС ГО в субъекте Российской Федерации в целом осуществляется в той же последовательности, что и в приведенном примере для муниципального образования (приложение N 2).
4.3. Порядок оценки обеспеченности установленных категорий населения ЗС ГО в федеральном округе Российской Федерации.
4.3.1. Обеспеченность установленных категорий населения убежищами, расположенными на территории федерального округа Российской Федерации:
, (79)
где:
- обеспеченность установленных категорий населения убежищами, расположенными на территории федерального округа Российской Федерации, %;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного убежищами, расположенными на территории федерального округа Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, подлежащего укрытию в убежищах, расположенных на территории федерального округа Российской Федерации, чел.
При этом, при определении обеспеченности установленных категорий населения убежищами, расположенными в федеральном округе Российской Федерации, численность населения, обеспеченного убежищами, не должна превышать фактическую численность, подлежащую укрытию в убежищах.
4.3.2. Обеспеченность установленных категорий населения ПРУ, расположенными на территории федерального округа Российской Федерации, определяется с учетом суммы численности установленных категорий населения, обеспеченного ПРУ, а также заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под ПРУ в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты:
, (80)
где:
- обеспеченность установленных категорий населения ПРУ, расположенными на территории федерального округа Российской Федерации, %;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного ПРУ, расположенными на территории федерального округа Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под ПРУ в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты, на территории федерального округа Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, подлежащего укрытию в ПРУ, чел.
При этом, при определении обеспеченности установленных категорий населения ПРУ, расположенными в федеральном округе Российской Федерации, численность населения, обеспеченного ПРУ не должна превышать фактическую численность, подлежащую укрытию в ПРУ.
4.3.3. Обеспеченность установленных категорий населения укрытиями, расположенными на территории федерального округа Российской Федерации, определяется с учетом суммы численности установленных категорий населения, обеспеченного укрытиями, а также заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под укрытие в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты:
, (81)
где:
- обеспеченность установленных категорий населения укрытиями, расположенными на территории федерального округа Российской Федерации, %;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного укрытиями, расположенными на территории федерального округа Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под укрытия в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты, на территории федерального округа Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, подлежащего укрытию в укрытиях, чел.
При этом при определении обеспеченности установленных категорий населения укрытиями, расположенными в федеральном округе Российской Федерации, численность населения, обеспеченного укрытиями, не должна превышать фактическую численность, подлежащую укрытию в укрытиях.
4.3.4. Обеспеченность установленных категорий населения ЗС ГО, расположенными на территории федерального округа Российской Федерации:
где:
- обеспеченность установленных категорий населения ЗС ГО, расположенными на территории федерального округа Российской Федерации, %.
Порядок определения обеспеченности установленных категорий населения ЗС ГО в федеральном округе Российской Федерации в целом осуществляется в той же последовательности, что и в приведенном примере для муниципального образования (приложение N 2).
4.4. Порядок оценки обеспеченности установленных категорий населения ЗС ГО в Российской Федерации.
4.4.1. Обеспеченность установленных категорий населения убежищами, расположенными на территории Российской Федерации:
, (83)
где:
- обеспеченности установленных категорий населения убежищами, расположенными на территории Российской Федерации, %;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного убежищами, расположенными на территории Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, подлежащего укрытию в убежищах, расположенными на территории Российской Федерации, чел.
При этом, при определении обеспеченности установленных категорий населения убежищами, расположенными в Российской Федерации, численность населения, обеспеченного убежищами, не должна превышать фактическую численность, подлежащую укрытию в убежищах.
4.4.2. Обеспеченность установленных категорий населения ПРУ, расположенными на территории Российской Федерации, определяется с учетом суммы численности установленных категорий населения, обеспеченного ПРУ, а также заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под ПРУ в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты:
, (84)
где:
- обеспеченность установленных категорий населения ПРУ, расположенными на территории Российской Федерации, %;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного ПРУ, расположенными на территории Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под ПРУ в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты, на территории Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, подлежащего укрытию в ПРУ, чел.
При этом при определении обеспеченности установленных категорий населения ПРУ, расположенными в Российской Федерации, численность населения, обеспеченного ПРУ, не должна превышать фактическую численность, подлежащую укрытию в ПРУ.
4.4.3. Обеспеченность установленных категорий населения укрытиями, расположенными на территории Российской Федерации, определяется с учетом суммы численности установленных категорий населения, обеспеченного укрытиями, а также заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под укрытие в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты:
, (85)
где:
- обеспеченность установленных категорий населения укрытиями, расположенными на территории Российской Федерации, %;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного укрытиями, расположенными на территории Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, обеспеченного заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под укрытия в период мобилизации и в военное время по планам наращивания инженерной защиты, на территории Российской Федерации, чел.;
- численность установленных категорий населения, подлежащего укрытию в укрытиях, чел.
При этом при определении обеспеченности установленных категорий населения укрытиями, расположенными в Российской Федерации, численность населения, обеспеченного укрытиями, не должна превышать фактическую численность, подлежащую укрытию в укрытиях.
4.4.4. Обеспеченность установленных категорий населения ЗС ГО, расположенными на территории Российской Федерации:
где:
- обеспеченность установленных категорий населения ЗС ГО, расположенными на территории Российской Федерации, %.
Порядок определения обеспеченности установленных категорий населения ЗС ГО на территории Российской Федерации в целом осуществляется в той же последовательности, что и в приведенном примере для муниципального образования (приложение N 2).
------------------------------
1Приказ МЧС России от 15.12.2002 N 583 (ред. от 26.06.2018) "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2003 N 4317).
------------------------------
Заместитель Министра |
П.Ф. Барышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по определению готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых и обеспеченности ими установленных категорий населения (утв. МЧС России 9 октября 2020 г. N 2-4-71-21-11)
Текст методических рекомендаций опубликован не был