Постановление Правительства Новгородской области от 22 ноября 2021 г. N 419
"Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Новгородской области"
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Новгородской области.
2. Признать утратившими силу:
2.1. Постановления Правительства Новгородской области:
от 11.04.2014 N 214 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов на территории Новгородской области при осуществлении регионального государственного экологического надзора";
от 11.04.2014 N 216 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на территории Новгородской области при осуществлении регионального государственного экологического надзора";
от 01.09.2014 N 457 "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на территории Новгородской области при осуществлении регионального государственного экологического надзора";
от 01.09.2014 N 458 "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов на территории Новгородской области при осуществлении регионального государственного экологического надзора";
от 21.05.2018 N 234 "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов на территории Новгородской области при осуществлении регионального государственного экологического надзора";
от 07.06.2018 N 260 "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на территории Новгородской области при осуществлении регионального государственного экологического надзора";
от 11.06.2020 N 268 "Об утверждении Порядка осуществления на территории Новгородской области государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору";
3. Постановление вступает в силу с 01 января 2022 года и применяется при разработке и утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год.
4. Разместить постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Заместитель Председателя Правительства Новгородской области |
Е.В. Богданов |
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Новгородской области
(утв. постановлением Правительства Новгородской области от 22 ноября 2021 г. N 419)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), находящихся на территории Новгородской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
1.2. Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) является:
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новгородской области в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
1.3. К разрешительным документам, указанным во втором абзаце пункта 1.2 настоящего Положения, относятся:
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
разрешение на временные выбросы (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");
разрешение на временные сбросы;
положительное заключение государственной экологической экспертизы;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
декларация о воздействии на окружающую среду;
отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование;
согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
При осуществлении юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
1.4. Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (далее контрольный (надзорный) орган).
1.5. Должностными лицами, осуществляющими региональный государственный экологический контроль (надзор), являются:
министр природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, являющийся главным государственным инспектором Новгородской области в области охраны окружающей среды;
заместитель министра - директор департамента охраны окружающей среды и выдачи разрешительных документов министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, являющийся заместителем главного государственного инспектора Новгородской области в области охраны окружающей среды;
начальник отдела охраны окружающей среды департамента охраны окружающей среды и выдачи разрешительных документов министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, консультант отдела охраны окружающей среды департамента охраны окружающей среды и выдачи разрешительных документов министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, главные специалисты-эксперты отдела охраны окружающей среды департамента охраны окружающей среды и выдачи, разрешительных документов министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, являющиеся старшими государственными инспекторами Новгородской области в области охраны окружающей среды.
1.6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
министр природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области;
заместитель министра - директор департамента охраны окружающей среды и выдачи разрешительных документов министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области.
1.7. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного экологического - контроля (надзора), применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
1.8. Контрольный (надзорный) орган осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее объект контроля).
К объектам контроля относятся:
деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Положения, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, указанных в четвертом, пятом абзацах настоящего пункта, а также соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований в рамках, соблюдения обязательных требований, предусмотренных третьим абзацем пункта 1.2 настоящего Положения;
объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не подлежащие федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
поверхностные водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, полностью расположенные в пределах территории Новгородской области и не относящиеся к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
1.9. Учет объектов контроля осуществляется в электронном виде:
при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
при ведении государственного водного реестра.
2. Управление рисками причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроли (надзора)
2.1. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.2. Контрольный (надзорный) орган при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее категория риска):
высокий риск;
значительный риск;
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением контрольного (надзорного) органа, принимаемым в форме приказа, на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) к категориям риска согласно приложению к настоящему Положению.
2.4. Контрольный (надзорный) орган проводит следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
2.5. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:
категория высокого риска - 1 раз в 2 года;
категория значительного риска - 1 раз в 3 года;
категория среднего риска - 1 раз в 4 года;
категория умеренного риска - 1 раз в 5 лет.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории.
2.6. Контрольный (надзорный) орган ведет перечень юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельности которых присвоены категории риска (далее перечень), в электронном виде. Включение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в перечень осуществляется на основании решения контрольного (надзорного) органа об отнесении деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя к определенной категории риска или решения об изменении категории риска в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанных решений. Указанные решения оформляются приказом контрольного (надзорного) органа.
При отсутствии решения об отнесении юридического лица, индивидуального предпринимателя к определенной категории риска юридическое лицо, индивидуальный предприниматель считается отнесенным к категории низкого риска.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым, законом ценностям ежегодно в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990, утверждается приказом контрольного (надзорного) органа не позднее 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, с учетом категории риска, к которым отнесены объекты контроля (надзора).
3.2. Контрольный (надзорный) орган проводит следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
профилактический визит;
консультирование.
3.3. Контрольный (надзорный) орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации и в иных формах.
3.4. Подготовка доклада о правоприменительной практике контрольного (надзорного) органа по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее доклад о правоприменительной практике) осуществляется один раз в год. Доклад о правоприменительной практике готовится и утверждается приказом контрольного (надзорного) органа не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным годом.
Размещение утвержденного доклада о правоприменительной практике на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты утверждения.
3.5. При наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований, не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контрольный (надзорный) орган осуществляет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.6. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения не позднее 10 рабочих дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается контрольным (надзорным) органом в течение 20 рабочих дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением способом, указанным в возражении. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
3.7. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи, В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В ходе профилактического визита может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктом 3.9 настоящего Положения.
В ходе профилактического визита может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категории риска.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
контролируемых лиц, осуществляющих деятельность в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков;
контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
Обязательный профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, министр природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области или заместитель министра - директор департамента охраны окружающей среды и выдачи разрешительных документов министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется любым доступным способом, позволяющим подтвердить его получение, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
3.8. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо, проводящее профилактический визит, незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
3.9. Консультирование осуществляется должностными лицами контрольного (надзорного) органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио- и видеозапись.
3.10. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
В случае консультирования должностными лицами контрольного (надзорного) органа контролируемых лиц в письменном виде ответ контролируемому лицу направляется в течение 20 календарных дней со дня регистрации его запроса.
3.11. Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения.
Информация, ставшая известной должностному лицу контрольного (надзорного) органа в ходе консультирования, не может использоваться контрольным (надзорным) органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
3.12. В случае поступления пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
4. Осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора)
4.1. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) проводятся:
плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
4.2. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
4.3. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.4. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
4.5. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
4.6. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
4.8. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
4.9. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
4.10. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
4.11. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
4.12. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением в контрольный (надзорный) орган либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, на адрес электронной почты контрольного (надзорного) органа в случаях:
наступления обстоятельств непреодолимой силы;
наступления обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия контролируемого лица в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
временной нетрудоспособности на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Информация о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия должна содержать указание на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами.
4.13. Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка;
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
4.14. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
инструментальное обследование.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля.
4.15. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
4.16. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица, уполномоченного на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, на объект контроля.
4.17. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.18. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57, частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.19. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
экспертиза.
4.20. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57, частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.21. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
4.22. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
4.23. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.24. Проведение документарной проверки, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.25. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
экспертиза.
4.26. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57, частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.27. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
4.28. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований проводится сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
При наблюдении за соблюдением обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится без взаимодействия с контролируемым лицом.
4.29. В ходе выездного обследования проводится оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований в области охраны окружающей среды, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения.
Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
осмотр;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
экспертиза.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Срок проведения выездного обследования одного объекта контроля (нескольких объектов контроля, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6. Обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц
6.1. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
актов контрольных (надзорных) мероприятий;
предписаний об устранении выявленных нарушений, действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
6.2. Жалоба подается контролируемым лицом в порядке, установленном статьями 40, 41 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в контрольный (надзорный) орган.
6.3. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган без использования региональной государственной информационной системы "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Новгородской области" (далее региональный портал государственных и муниципальных услуг) и (или) федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее единый портал государственных и муниципальных услуг) на бумажном носителе в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
6.4. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается министром природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (заместителем министра - директором департамента охраны окружающей среды и выдачи разрешительных документов министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области).
6.5. Контрольный (надзорный) орган при рассмотрении жалобы использует информационную систему (подсистему государственной информационной системы) досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну. Контрольный (надзорный) орган должен обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.
6.6. Жалоба подлежит регистрации в день поступления в системе электронного документооборота органов исполнительной власти Новгородской области и рассмотрению контрольным (надзорным) органом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
6.7. Контрольный (надзорный) орган вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительные информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их контрольным (надзорным) органом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
6.8. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
6.9. Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
6.10. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуется.
6.11. По итогам рассмотрения жалобы контрольный (надзорный) орган принимает в форме приказа одно из следующих решений:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
признает действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
6.12. Решение контрольного (надзорного) органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
7. Ключевые показатели и их целевые значения, индикативные показатели для регионального государственного экологического контроля (надзора)
7.1. Ключевыми показателями регионального государственного экологического контроля (надзора) являются:
доля устраненных нарушений обязательных требований от общего числа выявленных нарушений обязательных требований - 70%;
доля выполнения плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год от общего количества плановых контрольных (надзорных) мероприятий - 100%;
доля обоснованных жалоб на действия (бездействие) контрольного (надзорного) органа и (или) его должностных лиц при проведении контрольных (надзорных) мероприятий от общего числа жалоб на действия (бездействие) контрольного (надзорного) органа и (или) его должностных лиц при проведении контрольных (надзорных) мероприятий - 0%;
доля отмененных результатов контрольных (надзорных) мероприятий от общего количества проведенных контрольных (надзорных) мероприятий -0%;
доля контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых были выявлены нарушения, но не приняты соответствующие меры административного воздействия, от общего количества проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых были выявлены нарушения, - 5%;
доля вынесенных судебных решений о назначении административного наказания по материалам контрольного (надзорного) органа от общего количества административных материалов контрольного (надзорного) органа, направленных в судебные органы, - 95%;
доля отмененных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях от общего количества вынесенных контрольным (надзорным) органом постановлений, за исключением постановлений, отмененных на основании статей 2.7, 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - 5%.
7.2. Индикативными показателями для регионального государственного экологического контроля (надзора) являются:
количество проведенных плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
количество проведенных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
количество поступивших возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия;
количество выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований;
количество устраненных нарушений обязательных требований.
Приложение
к Положению о региональном государственном
экологическом контроле (надзоре) на
территории Новгородской области
Критерии
отнесения объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) к категориям риска
1. Объекты контроля (надзора) относятся к следующим категориям риска:
к категории среднего риска относятся объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398;
к категории умеренного риска относятся объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398, а также объекты исключительно по сбору и (или) транспортированию, и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;
к категории низкого риска относятся объекты регионального государственного (контроля) надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398.
2. Объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 1 настоящих критериев к категориям среднего, умеренного рисков, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего рисков в случае, если объект регионального государственного экологического контроля (надзора) размещается:
в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
в водоохранных зонах водных объектов или их частей.
3. Объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1, 2 настоящих критериев к категориям значительного, среднего, умеренного рисков, подлежат отнесению соответственно к категория высокого, значительного, среднего рисков при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного экологического контроля (надзора) к категории риска:
постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.6, 8.2, 8.4, 8.12, 8.13, 8.14, 8.21, 8.42, 8.44, 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного экологического контроля (надзора), вынесенного должностными лицами контрольного (надзорного) органа или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами контрольного (надзорного) органа;
обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта регионального государственного экологического контроля (надзора), виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250, 251 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), подлежащие отнесению в соответствии со вторым абзацем пункта 3 настоящих критериев к категориям высокого, значительного, среднего рисков, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного рисков после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
5. Объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1, 2 настоящих критериев к категориям значительного, среднего рисков, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего, умеренного рисков при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного экологического контроля (надзора) к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 3 настоящих критериев, и одновременном соблюдении установленных требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), находящихся на территории Новгородской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), реализуется региональный государственный экологический контроль (надзор).
Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 года и применяется при разработке и утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 г.
Постановление Правительства Новгородской области от 22 ноября 2021 г. N 419 "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Новгородской области"
Вступает в силу с 1 января 2022 г. и применяется при разработке и утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 24 ноября 2021 г. N 5300202111240004
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новгородской области от 7 марта 2023 г. N 100
Изменения вступают в силу с 10 марта 2023 г.
Постановление Правительства Новгородской области от 31 августа 2022 г. N 468
Изменения вступают в силу с 2 сентября 2022 г.