Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Совета народных депутатов
города Владимира
от 24 ноября 2021 г. N 102
Положение
о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования город Владимир
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования город Владимир (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля (далее - МЗК) на территории муниципального образования город Владимир.
1.2. Предметом МЗК является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
1.3. Объектами МЗК являются объекты земельных отношений - земли, земельные участки и части земельных участков, находящихся в границах муниципального образования город Владимир, вне зависимости от формы собственности и принадлежности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством (далее - земельные участки).
1.4. МЗК осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных мероприятий, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
1.5. МЗК на территории муниципального образования город Владимир осуществляется структурным подразделением администрации города Владимира - управлением земельными ресурсами администрации города Владимира (далее - Управление).
1.6. К отношениям, связанным с осуществлением МЗК, применяются положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль".
1.7. Управление осуществляет МЗК за соблюдением:
а) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков, в том числе использования земельных участков, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
б) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
в) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока;
г) обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности и защите земель от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями;
д) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Управления, осуществляющими МЗК (далее - должностные лица Управления) в пределах их компетенции.
1.8. Полномочия, указанные в 1.7. настоящего Положения, осуществляются в отношении земельных участков всех категорий.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении МЗК
2.1. МЗК осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - риски причинения вреда (ущерба)), определяющего выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении МЗК земельные участки подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска.
2.3. Отнесение земельных участков к категориям риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении муниципального земельного контроля, определенными в Приложении N 1 к настоящему Положению.
Отнесение земельных участков к категориям риска осуществляется приказом руководителя (заместителя руководителя) Управления.
При отсутствии решения об отнесении земельных участков к определенным категориям риска такие земельные участки считаются отнесенными к низкой категории риска.
При отнесении земельных участков к категориям риска используются в том числе:
сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;
сведения, получаемые при проведении должностными лицами Управления контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами.
2.4. Управлением ведется перечень земельных участков, которым присвоены категории риска (далее - Перечень земельных участков). Включение земель и земельных участков в Перечень земельных участков осуществляется на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) Управления об отнесении земельных участков к категориям риска.
Перечень земельных участков содержит следующую информацию:
- кадастровый номер земельного участка при его наличии, адрес местоположения земельного участка;
- присвоенная категория риска;
- реквизиты решения об отнесении земельного участка к категории риска, а также сведения, на основании которых было принято соответствующее решение.
На официальном сайте органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.vladimir-city.ru (далее - официальный сайт www.vladimir-city.ru) размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация, содержащаяся в Перечне земельных участков, за исключением сведений, на основании которых было принято решение об отнесении земельных участков к категории риска.
2.5. По запросу правообладателя земельного участка должностные лица Управления в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, предоставляют ему информацию о присвоенной земельному участку категории риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении земельного участка к категории риска. Информация, предусмотренная настоящим пунктом, направляется в адрес правообладателя земельного участка в письменной форме или в форме электронного документа.
2.6. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований (далее -Перечень индикаторов риска), используемых как основание для проведения внеплановых проверок при осуществлении муниципального земельного контроля установлен Приложением N 2 к настоящему Положению.
Перечень индикаторов риска размещается на официальном сайте www.vladimir-city.ru.
Выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется Управлением с использованием сведений, характеризующих уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученных с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических и контрольных мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении МЗК
3.1. Профилактические мероприятия осуществляются Управлением в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и доведения обязательных требований до контролируемых лиц, способов их соблюдения.
При осуществлении МЗК проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных мероприятий.
Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Также могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные указанной программой профилактики.
В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Управления незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) Управления для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
3.2. При осуществлении Управлением МЗК могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
3.3. Управление осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на официальном сайте www.vladimir-city.ru.
3.4. Обобщение правоприменительной практики осуществляется Управлением посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах.
По итогам обобщения правоприменительной практики Управлением ежегодно готовятся доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению МЗК, которые утверждаются и размещаются в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным годом, на официальном сайте www.vladimir-city.ru.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.5.1. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.6. Консультирование контролируемых лиц осуществляется должностными лицами Управления по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных мероприятий и не должно превышать 15 минут.
Личный прием граждан проводится руководителем Управления, его заместителем, начальниками отделов. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте www.vladimir-city.ru.
Консультирование осуществляется в устной или письменной форме по следующим вопросам:
а) организация и осуществление МЗК;
б) порядок осуществления профилактических и контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением;
в) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Управления;
г) получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Управлением.
Консультирование в письменной форме осуществляется должностным лицом Управления в следующих случаях:
а) контролируемым лицом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования;
б) за время консультирования предоставить в устной форме ответ на поставленные вопросы невозможно;
в) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений.
При осуществлении консультирования должностные лица Управления обязаны соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Управления, иных участников контрольного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного мероприятия экспертизы, испытаний.
Информация, ставшая известной должностным лицам Управления в ходе консультирования, не может использоваться Управлением в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
В случае поступления в Управление 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте www.vladimir-city.ru письменного разъяснения, подписанного руководителем (заместителем руководителя) Управления.
3.7. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из их отнесения к соответствующей категории риска.
В случае осуществления профилактического визита путем использования видео-конференц-связи должностные лица Управления осуществляют указанные в настоящем пункте действия посредством использования электронных каналов связи.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностные лица Управления незамедлительно направляют информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) Управления для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
О проведении профилактического визита контролируемое лицо уведомляется Управлением не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении профилактического визита составляется в письменной форме и содержит следующие сведения:
а) дата, время и место составления уведомления;
б) наименование Управления;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) контролируемого лица;
г) дата, время и место профилактического визита;
д) фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица Управления и его подпись.
Уведомление о проведении профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица в порядке, установленном частью 4 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом Управление, направившее уведомление о проведении профилактического визита, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Срок проведения профилактического визита определяется должностными лицами Управления самостоятельно и не должен превышать один рабочий день.
4. Порядок проведения контрольных мероприятий и контрольных (надзорных) действий
4.1. При осуществлении МЗК должностными лицами Управления могут проводиться следующие виды контрольных мероприятий и контрольных действий в рамках указанных мероприятий:
а) инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, инструментального обследования);
б) рейдовый осмотр (посредством осмотра, досмотра, опроса, получения письменных объяснений, инструментального обследования, экспертизы);
в) документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов);
г) выездная проверка (посредством осмотра, досмотра, опроса, получения письменных объяснений, инструментального обследования);
д) наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством сбора, анализа имеющихся данных об объектах контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общественных данных);
е) выездное обследование (посредством осмотра, инструментального обследования (с применением видеозаписи).
4.2. Контрольные мероприятия, указанные в пункте 4.1. настоящего Положения, проводятся в форме плановых и внеплановых мероприятий.
4.3. В рамках осуществления МЗК могут проводиться следующие плановые контрольные мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка. Плановые контрольные мероприятия в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых контрольных мероприятий, формируемых в соответствии с Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль".
Проведение плановых контрольных мероприятий в отношении земельных участков, отнесенных к категориям среднего и умеренного рисков, - не чаще чем один раз в 3 года и не реже чем один раз в 6 лет.
В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные мероприятия не проводятся.
Принятие решения об отнесении земельных участков к категории низкого риска не требуется.
В ежегодные планы контрольных мероприятий подлежат включению контрольные мероприятия в отношении земельных участков, для которых в году реализации ежегодного плана истекает период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного мероприятия, который установлен для земельных участков, отнесенных к категории:
среднего риска, - не менее 3 лет;
умеренного риска, - не менее 3 лет.
В случае если ранее плановые контрольные мероприятия в отношении земельных участков не проводились, в ежегодный план контрольных мероприятий подлежат включению земельные участки после истечения не менее одного года с даты возникновения у контролируемого лица права на такой земельный участок.
4.4. В рамках осуществления МЗК могут проводиться следующие внеплановые контрольные мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
д) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
е) выездное обследование.
4.5. Контрольные мероприятия проводятся Управлением в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.
4.6. Контрольные мероприятия, проводимые при взаимодействии с контролируемым лицом, проводятся на основании решения о проведении контрольного мероприятия.
4.7. В случае принятия решения о проведении контрольного мероприятия на основании сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного мероприятия такое решение принимается на основании мотивированного представления должностного лица Управления о проведении контрольного мероприятия.
4.8. Управление при организации и осуществлении МЗК получает на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме. Перечень указанных документов и (или) сведений, порядок и сроки их представления установлены Правилами предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
4.9. Для фиксации должностными лицами Управления и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка и(или) аудио- видеозапись, геодезические и картометрические измерения, проводимые должностными лицами Управления, уполномоченными на проведение контрольного мероприятия.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных мероприятий принимается должностным лицом Управления самостоятельно. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в следующих случаях:
при проведении досмотра в отсутствие контролируемого лица;
при проведении выездного обследования.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками. Точки и направления фотографирования обозначаются на схеме объекта земельных отношений, в отношении которого проводится контрольное мероприятие. Фотографирование и видеозапись, используемые для фиксации доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований при проведении контрольных мероприятий, должны проводиться в условиях достаточной освещенности.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- видеозаписи, геодезических и картометрических измерений и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составляемом по результатам контрольного мероприятия.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Инструментальные обследования в ходе проведения контрольных мероприятий осуществляются путем проведения геодезических измерений (определений) и (или) картографических измерений, выполняемых должностными лицами Управления, уполномоченными на проведение контрольного мероприятия.
4.10. К результатам контрольного мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение Управлением мер, предусмотренных положениями Федерального закона N 248-ФЗ.
4.11. По окончании проведения контрольного мероприятия составляется акт контрольного мероприятия. В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного мероприятия проверочные листы приобщаются к акту.
Оформление акта производится в день окончания проведения такого мероприятия.
Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
4.12. Информация о контрольных мероприятиях размещается в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
5. Обжалование решений Управления, действий (бездействия) его должностных лиц
5.1. Решения Управления, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. Досудебный порядок подачи жалоб, установленный главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ, при осуществлении МЗК не применяется.
Раздел 6 настоящего решения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
6. Оценка результативности и эффективности деятельности Управления по осуществлению МЗК
6.1. Оценка результативности и эффективности деятельности Управления осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. Ключевые показатели, применяемые при осуществлении МЗК, их целевые значения, индикативные показатели для МЗК утверждаются решением Совета народных депутатов города Владимира.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.