См. приказ Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 4 апреля 2022 г. N 112 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых при осуществлении Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл на территории Республики Марий Эл отдельных видов регионального государственного контроля (надзора)"
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре), осуществляемом на территории Республики Марий Эл;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для регионального государственного геологического контроля (надзора), осуществляемого на территории Республики Марий Эл.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 21 января 2014 г. N 6 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на территории Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 21 января 2014 г., N 21012014040009);
пункт 4 раздела I постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 декабря 2014 г. N 652 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 11 декабря 2014 г, N 10122014040527);
пункт 6 постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 февраля 2017 г. N 53 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 13 февраля 2017 г., N 10022017040033);
пункт 4 постановления Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 2018 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 30 марта 2018 г., N 29032018040112).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления их в силу.
Пункт 62 Положения, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, вступает в силу с 1 января 2023 г.
Пункты 63 и 64 Положения, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, вступают в силу с 1 марта 2022 г.
Председатель Правительства |
А. Евстифеев |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 24 ноября 2021 г. N 496
Положение
о региональном государственном геологическом контроле (надзоре), осуществляемом на территории Республики Марий Эл
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации регионального государственного геологического контроля (надзора), осуществляемого на территории Республики Марий Эл (далее - геологический контроль).
Геологический контроль осуществляется в отношении участков недр местного значения, указанных в статье 2.3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее соответственно - участки недр, Закон "О недрах").
2. Предметом геологического контроля является соблюдение организациями и гражданами, указанными в частях 1-3 статьи 31 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон N 248-ФЗ, контролируемые лица), обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Республики Марий Эл, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
3. Геологический контроль направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований.
4. К разрешительным документам, содержащим обязательные требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках геологического контроля, относятся:
а) проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона "О недрах";
б) проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона "О недрах";
в) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах";
г) план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах";
д) разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона "О недрах";
е) решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (за исключением питьевых и технических), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона "О недрах".
5. Геологический контроль осуществляется Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - Министерство).
6. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление геологического контроля, являются:
а) министр природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - министр) - главный государственный инспектор Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды;
б) заместитель министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, в должностные обязанности которого входит осуществление полномочий по геологическому контролю (далее - заместитель министра), - заместитель главного государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды;
в) начальник отдела государственного экологического контроля и надзора Министерства (далее - отдел), заместитель начальника отдела, ведущий консультант отдела, консультант отдела, старшие государственные инспекторы отдела, государственные инспекторы отдела - старшие государственные инспекторы Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды.
7. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, являются министр или в случае отсутствия министра - заместитель министра (далее - уполномоченное должностное лицо).
В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
8. Организация и осуществление геологического контроля регулируются Федеральным законом N 248-ФЗ, в том числе в части прав и обязанностей, указанных в пункте 6 настоящего Положения, должностных лиц Министерства (далее - должностные лица Министерства).
9. Взаимодействие контролируемого лица с Министерством, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через представителя, указанного в пункте 5 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ, если иное не предусмотрено федеральным законом.
10. Объектами геологического контроля (далее - объекты контроля) являются:
а) участки недр, предоставленные в пользование;
б) неиспользуемые (не предоставленные в пользование) участки недр;
в) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования.
11. Учет объектов контроля осуществляется:
а) при ведении государственного реестра работ по геологическому изучению недр;
б) при ведении государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами;
в) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах геологического контроля, предоставляемой Министерству в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении геологического контроля
12. Геологический контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Министерство при осуществлении геологического контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
13. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется Министерством на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба), указанными в пунктах 14-20 настоящего Положения.
Министерство ведет перечни объектов контроля, учитываемых в рамках формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план), с указанием категории риска.
14. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска:
а) к категории среднего риска относятся участки недр, на которых осуществляется добыча подземных вод с разрешенным объемом добычи от 200 до 500 куб. м /сутки;
б) к категории умеренного риска относятся участки недр:
на которых осуществляется добыча подземных вод с разрешенным объемом добычи от 50 до 200 куб. м /сутки;
на которых осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых;
используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых на глубине свыше 5 метров;
в) к категории низкого риска относятся участки недр:
на которых осуществляется добыча подземных вод с разрешенным объемом добычи до 50 куб. м /сутки;
на которых осуществляется добыча подземных вод в целях обеспечения водой садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ;
на которых осуществляется геологическое изучение недр, предусмотренное подпунктами первым и вторым части 1 статьи 6 Закона "О недрах".
15. Объекты контроля, относящиеся в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения к категориям среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска соответственно, если объекты контроля размещаются:
в границах особо охраняемых природных территорий;
в пределах водного объекта (его части), полностью или частично расположенных на территории Республики Марий Эл и (или) в водоохранной зоне водного объекта (его части).
16. Объекты контроля, относящиеся в соответствии с пунктами 14 и 15 настоящего Положения к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:
а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, контролируемому лицу, должностным лицам контролируемого лица - организации за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 23.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностным лицом Министерства или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностным лицом Министерства;
б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации или гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 255 Уголовного кодекса Российской Федерации;
в) решение суда, предусматривающее обязанность контролируемого лица по возмещению вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, либо направленное контролируемому лицу требование о добровольном возмещении такого вреда (далее - требование о возмещении вреда).
17. Объекты контроля, относящиеся в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения к категориям среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям умеренного риска, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступившего в законную силу одного из решений, указанных в пункте 16 настоящего Положения, и при одновременном соблюдении обязательных требований, подтвержденном результатами контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 21 настоящего Положения, проведенных Министерством в период, указанный в настоящем пункте.
18. Объекты контроля, отнесенные в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска соответственно:
после устранения в установленный срок выявленного нарушения, указанного в подпункте "а" пункта 16 настоящего Положения, подтвержденного результатами одного из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 21 настоящего Положения;
по истечении 3 лет после дня вступления в законную силу обвинительного приговора, указанного в подпункте "б" пункта 16 настоящего Положения, и при одновременном соблюдении обязательных требований, подтвержденном результатами контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 21 настоящего Положения, проведенных Министерством в период, указанный в настоящем абзаце;
после исполнения решения суда либо требования о возмещении вреда, указанных в подпункте "в" пункта 16 настоящего Положения, и при одновременном соблюдении обязательных требований, подтвержденном результатами одного из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 21 настоящего Положения.
19. Объекты контроля, отнесенные в соответствии с пунктами 14 и 15 настоящего Положения к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, соответственно после получения сведений о наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, одного из решений, указанных в пункте 16 настоящего Положения.
20. Объекты контроля, отнесенные в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения к категориям умеренного риска, низкого риска подлежат отнесению к категориям среднего риска, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, указанных в пункте 16 настоящего Положения, вступивших в законную силу после даты принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, либо в случае непредставления отчетности и иной информации в области охраны окружающей среды, предоставление которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение к объектам контроля критериев риска, установленных пунктами 18 - 20 настоящего Положения, а также изменение категорий риска осуществляется в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 24 Федерального закона N 248-ФЗ.
III. Осуществление геологического контроля
21. Геологический контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
д) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
е) выездное обследование.
22. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 21 настоящего Положения. Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в подпунктах "д" и "е" пункта 21 настоящего Положения, проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.
23. Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий установлены статьей 57 Федерального закона N 248-ФЗ, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
24. При осуществлении геологического контроля проводятся:
а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
25. Министерство может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
26. В зависимости от присвоенной категории риска проведение контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 25 настоящего Положения, в отношении объектов контроля осуществляется со следующей периодичностью:
при категории высокого риска - 1 раз в 3 года;
при категории значительного риска - 1 раз в 4 года;
при категории среднего риска - 1 раз в 5 лет;
при категории умеренного риска - 1 раз в 6 лет.
27. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного плана, согласованного с органами прокуратуры.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска.
28. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, с соблюдением требований и сроков, установленных статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
инструментальное обследование.
29. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, с соблюдением требований и сроков, установленных статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание; экспертиза.
30. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, с соблюдением требований и сроков, установленных статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
31. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, с соблюдением требований, установленных статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание; экспертиза.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
32. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство документально подтвержденную информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
введения режима чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, на которой находится индивидуальный предприниматель или гражданин;
наступления обстоятельств непреодолимой силы; административного ареста;
избрания в отношении контролируемого лица (индивидуального предпринимателя, гражданина), подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрета определенных действий, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, а также заключения под стражу или домашний арест;
временной нетрудоспособности;
нахождения в служебной командировке, отпуске, на учебе;
смерти близких родственников.
В случаях, указанных в абзацах втором - восьмом настоящего пункта, проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в Министерство.
33. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях наличия у Министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
34. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
При осуществлении геологического контроля проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводятся:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, определяются поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора. В случае, если указанные в настоящем абзаце виды контрольных (надзорных) мероприятий не определены поручением Президента Российской Федерации или поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора, проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
35. Содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется:
в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержанием сведений об отклонении объекта контроля от параметров, утвержденных индикаторами риска, или о соответствии таким параметрам;
в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации, требования прокурора;
в случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием предписания Министерства об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
36. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностными лицами Министерства могут использоваться фотосъемка,
аудио- и видеозапись.
Способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
37. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом Министерства самостоятельно.
38. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении Министерства или должностных лиц Министерства технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
39. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица, в том числе устно.
40. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
По результатам фотосъемки составляется фототаблица, которая подписывается на каждом листе должностным лицом Министерства, проводившим фотосъемку.
41. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением контролируемого лица в начале и Конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
IV. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
42. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям утверждается Министерством ежегодно до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.
При осуществлении геологического контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) профилактический визит;
д) консультирование.
Профилактические мероприятия проводятся Министерством с соблюдением требований, установленных частями 3 и 4 статьи 45 Федерального закона N 248-ФЗ.
43. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Министерства), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
44. Министерство в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад), утверждает доклад приказом министра и размещает его на официальном сайте Министерства в срок до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Министерства о состоянии регионального государственного геологического контроля.
45. В случаях, предусмотренных частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, Министерство, в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, объявляет (направляет) контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения им предостережения вправе подать в Министерство возражение на предостережение (далее - возражение).
В возражении указываются:
наименование юридического лица, фамилия имя отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
дата и номер предостережения;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе приложить к возражению документы, подтверждающие обоснованность возражения.
Возражение может быть подано контролируемым лицом на бумажном носителе посредством почтового отправления, либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, либо иными указанными в таком предостережении способами.
Возражение рассматривается Министерством, и по результатам его рассмотрения контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением (далее - ответ) в течение 30 календарных дней со дня получения возражения.
Ответ контролируемому лицу направляется Министерством на бумажном носителе заказным почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты контролируемого лица, указанный в возражении, или иными указанными в возражении способами.
Министерство:
осуществляет учет предостережений путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (на бумажном носителе либо в электронном виде) по форме, обеспечивающей учет указанной информации;
использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
46. Профилактический визит проводится должностным лицом Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи с соблюдением положений, установленных статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит может проводиться (в том числе по письменному обращению контролируемого лица) с целью сбора сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
В ходе профилактического визита должностным лицом Министерства может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня должностных лиц Министерства. По ходатайству должностного лица Министерства, проводящего профилактический визит, министр (в случае его отсутствия - заместитель министра) может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
47. В отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области использования и охраны недр, проводится обязательный профилактический визит.
Обязательный профилактический визит проводится с соблюдением положений, установленных статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ, в форме и в сроки, установленные в пункте 45 настоящего Положения.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица в порядке, установленном частью 4 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Министерство не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
В случае если при проведении профилактического визита (обязательного профилактического визита) установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Министерства незамедлительно направляет информацию об этом министру (в случае его отсутствия - заместителю министра) для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
48. Консультирование осуществляется должностными лицами Министерства в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование, в том числе в письменном виде, осуществляется по следующим вопросам:
разъяснение положений нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Республики Марий Эл, содержащих обязательные требования;
разъяснение положений нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Республики Марий Эл, регулирующих порядок осуществления геологического контроля;
о порядке обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц.
Консультирование осуществляется должностными лицами Министерства по телефону, на личном приме, посредством видеоконференцсвязи, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
49. Консультирование осуществляется в рабочие дни по месту нахождения Министерства и справочным телефонам, указанным на официальном сайте Министерства.
50. Консультирование посредством видеоконференцсвязи осуществляется не реже 1 раза в квартал в соответствии с планом-графиком, который утверждается министром (в случае его отсутствия - заместителем министра) и размещается на официальном сайте Министерства.
План-график должен содержать:
дату, время проведения консультирования;
номер телефона (номера телефонов) и (или) указание на сервис видеоконференцсвязи;
фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица Министерства, осуществляющего консультирование.
51. Время консультирования по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме одного контролируемого лица не может превышать 15 минут.
52. В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства.
V. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства
53. Правом на обжалование (в том числе досудебное) решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства обладает контролируемое лицо (его представитель), в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
54. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) должностных лиц Министерства при осуществлении регионального государственного геологического контроля (далее - жалоба) рассматривается:
в отношении должностных лиц Министерства, указанных в подпункте "в" пункта 6 настоящего Положения, - министром (заместителем министра);
в отношении заместителя министра - министром;
в отношении министра - Правительством Республики Марий Эл.
55. Сроки и условия подачи жалобы определены частями 5-9 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
56. Жалоба подается контролируемым лицом (его представителем) в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с пунктом 54 настоящего Положения (далее - уполномоченный орган), в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Марий Эл.
57. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
58. Жалоба подается в соответствии с требованиями к форме и содержанию, установленными статьей 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
59. Жалоба рассматривается уполномоченным органом в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
60. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным органом в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации уполномоченным органом.
В исключительных случаях (при направлении уполномоченным органом запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов) уполномоченный орган вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 20 рабочих дней, уведомив контролируемое лицо о продлении сроков ее рассмотрения с указанием причин.
61. Основания для принятия решения уполномоченным органом об отказе в рассмотрении жалобы, сроки принятия уполномоченным органом такого решения и правовые последствия отказа в рассмотрении жалобы определены статьей 42 Федерального закона N 248-ФЗ.
Пункт 62 Положения, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, вступает в силу с 1 января 2023 г.
62. Судебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.
VI. Ключевой и индикативные показатели геологического контроля
Пункт 63 Положения, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, вступает в силу с 1 марта 2022 г.
63. Ключевым показателем геологического контроля является доля общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, утраченных в результате нарушения обязательных требований контролируемыми лицами, по отношению к общему объему общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, расположенных на территории Республики Марий Эл и числящихся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, целевое значение которого составляет не более 0,1 процента.
Пункт 64 Положения, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, вступает в силу с 1 марта 2022 г.
64. Индикативными показателями геологического контроля являются:
доля исполненных предписаний в общем количестве выданных предписаний, срок исполнения которых истек по состоянию на 31 декабря отчетного года, которая должна составлять не менее 90 процентов;
доля контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых признаны недействительными, в общем количестве проведенных должностными лицами Министерства контрольных (надзорных) мероприятий, которая должна составлять не более 5 процентов.
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 24 ноября 2021 г. N 496
Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований для регионального государственного геологического контроля (надзора), осуществляемого на территории Республики Марий Эл
При осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора), осуществляемого на территории Республики Марий Эл, устанавливаются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
1. Получение информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, из средств массовой информации, указывающей на то, что контролируемым лицом:
осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, связанная с пользованием участками недр местного значения без лицензии на пользование недрами (далее - лицензия);
осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой гражданами), связанная с пользованием участками недр местного значения с нарушением условий лицензии.
2. Получение в ходе предоставления организациями и индивидуальными предпринимателями (за исключением граждан) отчетности и иной информации, предоставление которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, сведений об изменении объемов добычи полезных ископаемых или подземных вод более чем на 10 процентов по сравнению с объемами добычи полезных ископаемых или подземных вод, установленными лицензией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предметом геологического контроля является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах.
Контроль осуществляется Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Объектами контроля являются:
участки недр, предоставленные в пользование;
неиспользуемые (не предоставленные в пользование) участки недр;
деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования.
Контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий: инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка; наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование.
При осуществлении геологического контроля проводятся: плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
В зависимости от присвоенной категории риска проведение контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется со следующей периодичностью:
при категории высокого риска - 1 раз в 3 года;
при категории значительного риска - 1 раз в 4 года;
при категории среднего риска - 1 раз в 5 лет;
при категории умеренного риска - 1 раз в 6 лет.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24 ноября 2021 г. N 496 "О региональном государственном геологическом контроле (надзоре), осуществляемом на территории Республики Марий Эл"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Пункт 62 Положения вступает в силу с 1 января 2023 г.
Пункты 63 и 64 Положения вступают в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 24 ноября 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 ноября 2021 г. N 1200202111250004