Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Сфера социально-экономического развития Усть-Ишимского муниципального района Омской области, в рамках которой предполагается реализация подпрограммы, основные проблемы, оценка причин их возникновения и прогноз ее развития
Функционирование и развитие системы образования Усть-Ишимского муниципального района Омской области осуществляется в соответствии с:
1) Указом Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 7 мая 2018 года.
2) Национальным проектом "Образование", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года.
3) Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642.
4) Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р.
5) Государственной программой Омской области "Развитие системы образования Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 250-п (с изменениями на 19.02.2020 года)
6) Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93;
7) Планом мероприятий ("дорожной карты") реновации зданий общеобразовательных организаций, расположенных на территории Омской области, на 2019 - 2023 годы, утвержденным распоряжением Правительства Омской области от 27 июня 2018 года N 85-рп;
8) иными нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровня.
На основании вышеперечисленных нормативно-правовых актов разработаны муниципальные нормативно-правовые документы и проекты.
Сеть муниципальных образовательных организаций системы образования Усть-Ишимского муниципального района на 01.09.2020 года включает 20 организаций, из них 13 общеобразовательных школ, 1 лицей, 4 дошкольных образовательных организации, 2 организации дополнительного образования детей.
Все школы, за исключением МБОУ "Усть-Ишимский лицей "Альфа" являются малокомплектными. С численностью обучающихся менее 50 человек - 9 школ, 50-100 обучающихся - 3 школы, 100 - 200 обучающихся - 1 школа, более 200 человек - 1 школа (МБОУ "Лицей "Альфа").
Численность обучающихся и воспитанников составляет:
- в дошкольных организациях - 438 человек;
- в муниципальных общеобразовательных организациях - 1423 человека;
- в организациях дополнительного образования детей - 1507 человек.
На 1 сентября 2020 года дошкольным образованием на территории Усть-Ишимского муниципального района Омской области охвачены 52% детей дошкольного возраста.
Численность детей, состоящих на учете для получения места в дошкольной образовательной организации, на 01.09.2020 года составляет 35 человека в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. На очереди детей в возрасте от 3 до 7 лет на протяжении последних 5 лет нет.
Численность педагогических работников дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей в Усть-Ишимском муниципальном районе составляет:
- воспитателей дошкольных групп - 46 человек;
- учителей общеобразовательных организаций - 201 человек;
- педагогов в учреждениях дополнительного образования детей - 14 человек.
Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования оказывают демографические тенденции. На протяжении последних лет в Усть-Ишимском муниципальном районе наблюдается сокращение численности обучающихся общеобразовательных организаций на всех уровнях общего образования. Это обусловлено спадом рождаемости и миграцией населения.
В 2019 году в Усть-Ишимском муниципальном районе образовательные программы дошкольного образования реализовались на базе 6 дошкольных образовательных учреждений, 11 общеобразовательных учреждений и 1 учреждения дополнительного образования детей. Кроме того, для родителей и детей, не посещающих дошкольное учреждение, на базе МБДОУ "Усть-Ишимский детский сад N 1" открыт консультационный пункт.
Для всех обучающихся общеобразовательных школ обучение организовано в первую смену.
Для реализации права граждан на доступное и бесплатное образование по программам основного общего и среднего общего образования в районе:
- 100% образовательных учреждений используют в своей работе элементы дистанционного обучения, в том числе при обучении детей-инвалидов;
- 100% общеобразовательных учреждений используют сетевое взаимодействие при реализации основных образовательных и дополнительных общеразвивающих программ;
- из 17 населенных пунктов района осуществляется подвоз обучающихся.
В период с 2010 по 2020 год во всех общеобразовательных учреждениях Усть-Ишимского муниципального района осуществлен поэтапный переход на ФГОС. Внедрение ФГОС началось с 1 сентября 2010 года и к 1 сентября 2020 года удельный вес численности учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в общей численности учащихся общеобразовательных организаций составил 100,0%.
С 2013 года поставлена задача предоставления возможности получения профильного образования 100% обучающихся. Для выполнения поставленной задачи в МБОУ "Усть-Ишимский лицей "Альфа" в 10 - 11 классах в соответствии с ФГОС СОО осуществляется обучение по 5 профилям. В остальных образовательных учреждениях старшеклассники обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам. Также в МБОУ "Усть-Ишимский лицей "Альфа" продолжено предоставление возможности получения профессионального образования по профессиям "Тракторист" и "Водитель".
Большое внимание в последние годы уделяется созданию условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
С 01.09.2013 года на базе МБОУ "Усть-Ишимский лицей "Альфа", и с 01.09.2015 года на базе МБОУ "Никольская ООШ" осуществляется обучение по специальным (коррекционным) программам 8 вида. Ежегодно численность обучающихся данных классов увеличивается.
К сожалению, только в 2 ОУ (МБОУ "Усть-Ишимский лицей "Альфа" и МБОУ ДО "Усть-Ишимский Дом детского творчества") созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов.
Решение поставленных задач напрямую зависит от скорости Интернет-соединения, уровень которой на текущий момент не позволяет сформировать современную цифровую инфраструктуру и реализовать современные сетевые дистанционные формы взаимодействия. 2/3 учреждений нашего района находятся в сложных информационно-коммуникационных условиях. В рамках федерального проекта к 2024 году на уровне региона поставлена задача обеспечения доступного и качественного трафика для всех образовательных учреждений. И в ноябре текущего года данная работа уже начата: в МБОУ "лицей "Альфа" и Комитете образования установлено оборудование для высокоскоростного Интернета.
С целью сохранения здоровья обучающихся во всех общеобразовательных организациях организовано горячее питание. С 1 сентября 2020 года по инициативе Президента РФ Путина В.В. все обучающиеся начальной ступени обучения обеспечены бесплатным горячим питанием.
Основным показателем предоставления качественного общедоступного образования является государственная итоговая аттестация. В 2019 - 2020 учебном году все выпускники 9 и 11 классов успешно прошли государственную итоговую аттестацию и получили документы об образовании. В целом за последние 3 года произошло улучшение результатов практически по всем предметам и в 9 и в 11 (12) классах.
Вместе с тем, ЕГЭ является не единственной формой оценки знаний и творческих способностей обучающихся. Сохраняется система олимпиад, творческих конкурсов, введена оценка внеучебных достижений.
В соответствии с новым законом базовое и дополнительное образование должны стать равными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.
В настоящее время на территории Усть-Ишимского муниципального района Омской области функционирует 2 учреждения дополнительного образования в сфере образования (МБОУ ДО "Усть-Ишимский ДДТ" и МБОУ ДО "Усть-Ишимский ДООФСЦ") и 1 учреждение в сфере культуры (МБОУ ДО "Усть-Ишимская ДШИ").
В учреждениях дополнительного образования в Усть-Ишимском муниципальном районе занимаются дети, начиная с дошкольного возраста. Используя материально-техническую базу общеобразовательных и дошкольных учреждений, в целях увеличения охвата детей дополнительным образованием, на базе школ и детских садов, работают объединения дополнительного образования.
Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами в 2020 году в районе составил 80%.
В учреждениях дополнительного образования в сфере образования реализуются образовательные программы по следующим направлениям: техническое, спортивное-техническое, спортивное, художественного творчества, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, культурологическое, естественно-научное и другие.
В целях реализации мероприятий федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года N 10, в целях обеспечения равной доступности качественного дополнительного образования в Усть-Ишимском муниципальном районе Омской области реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, подразумевающая предоставление детям сертификатов дополнительного образования. С целью обеспечения использования сертификатов дополнительного образования Комитет образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области руководствуется региональными Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и ежегодно принимает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Усть-Ишимском муниципальном районе Омской области.
Благодаря созданию муниципального Банка способной и талантливой молодежи, а также внедрению диагностики раннего выявления одаренности и мониторинга эффективности работы образовательных учреждений по выявлению и развитию одарённых детей, на территории Усть-Ишимского муниципального района сложилась система поддержки талантливой молодежи. С 2006 года ежегодно 20 одаренным детям за счет средств муниципального бюджета выплачивается стипендия Главы муниципального района, которая до 2014 года являлась ежемесячной выплатой в размере 100 рублей, а с 2014 года выплачивается единовременно раз в год в размере 2000 рублей.
В целях развития кадрового потенциала в Усть-Ишимском муниципальном районе ежегодно проводятся мероприятия, направленные на повышение педагогического мастерства и распространение передового педагогического опыта.
В 2019 году увеличилась доля учителей с педагогическим образованием и составила на конец отчетного года 93,2%, что на 1,3% больше, чем в 2017 году, но при этом снизилась до 69,6% доля учителей с высшим образованием (2017 год 72,3%) за счет движения кадров.
Доля учителей в возрасте до 35 лет в последние годы увеличивается и на конец 2019 года составила в общеобразовательных учреждениях 28% (2017 год - 25%). Для молодых специалистов помимо областных мер социальной поддержки с 2014 года выплачивается единовременная денежная выплата в размере от 5 до 10 тысяч рублей в зависимости от уровня профессионального образования.
Ежегодно успешно проводится летняя оздоровительная кампания. Традиционными и эффективными стали формы оздоровления, отдыха и занятости детей такие как: лагеря с дневным пребыванием детей, палаточные лагеря, дворовые площадки, многодневные походы и экспедиции и др.
На протяжении последних лет сохраняется стабильно высокий показатель семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для дальнейшего развития муниципальной системы образования Усть-Ишимского муниципального района необходимы принципиально новые изменения в следующих направлениях:
- качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, опережающее обновление программ обучения математике, технологии, иностранным языкам, социальным наукам;
- внедрение механизмов выравнивания возможностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение качественного образования;
- формирование эффективной системы выявления и поддержки одаренных и талантливых детей;
- омоложение и рост профессионального уровня педагогических кадров;
- формирование эффективной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов;
- развитие услуг по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3 лет).
В общем образовании приоритетом реализации подпрограммы является завершение модернизации инфраструктуры, направленной на обеспечение во всех школах современных условий обучения.
Наряду с созданием базовых условий обучения, должна последовательно разворачиваться работа по формированию в школах современной информационной среды для преподавания (высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование) и управления (электронный документооборот).
Другим приоритетом в сфере общего образования станет обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи. Для этого должна быть создана система поддержки школ и педагогов, обучающих сложные категории учащихся (дети в трудной жизненной ситуации, дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья).
Приоритетной задачей развития сферы дополнительного образования детей является повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения, дальнейшее внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" достижение ключевых национальных целей развития Российской Федерации будет обеспечено в рамках реализации национальных проектов в каждой конкретной сфере.
В 2019 году муниципальная система образования, как и многие другие сферы деятельности, активно включилась в реализацию национальных проектов.
В состав национального проекта "Образование" включены 10 федеральных проектов. Комитет образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района является ответственным за реализацию на территории нашего муниципального района 5 проектов:
- "Цифровая образовательная среда";
- "Поддержка семей, имеющих детей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.