Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 25 ноября 2021 г. N 714
Положение
о системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях на территории Орловской области
I. Общие положения
1. Положение о системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях на территории Орловской области (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 года N 1327-р, приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", от 31 июля 2020 года N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" и определяет порядок создания, в том числе совершенствования, и поддержание в постоянной готовности системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях на территории Орловской области (далее - система оповещения о ЧС).
2. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также применения населением средств и способов защиты.
3. Система оповещения населения Орловской области включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
4. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о ЧС, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
5. Система оповещения населения о ЧС создается на региональном уровне в виде региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения).
Границами зон действия региональной системы оповещения являются административные границы Орловской области.
6. КСЭОН создается на региональном уровне.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
7. Системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
8. Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к применению системы оповещения о ЧС, ее эксплуатационно-техническое обслуживание являются составной частью мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводимых Управлением по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Орловской области через государственное казенное учреждение Орловской области "Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы" (далее - ГКУ ОО "ОАСПС").
II. Назначение и основные задачи системы оповещения населения о ЧС
9. Система оповещения о ЧС предназначена для обеспечения своевременного доведения до органов управления и сил Орловской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ОТП РСЧС) и населения сигналов оповещения и речевой информации об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также принимаемых мерах по их ликвидации и способах защиты.
10. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и речевой информации с повседневного пункта управления Орловской области до:
руководящего состава ГО Орловской области и ОТП РСЧС;
Главного управления МЧС России по Орловской области;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, при органах местного самоуправления Орловской области;
единых дежурных диспетчерских служб муниципальных образований Орловской области (далее - ЕДДС);
сил ГО Орловской области и ОТП РСЧС;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, и объектов, аварии на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий;
людей, находящихся на территории Орловской области.
11. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ОТП РСЧС соответствующего уровня.
III. Порядок задействования системы оповещения населения о ЧС
12. Задействование по предназначению системы оповещения о ЧС планируется и осуществляется в соответствии с Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Орловской области и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Орловской области.
13. Дежурная служба органа повседневного управления ОТП РСЧС, ответственного за оповещение, получив в системе управления ГО и РСЧС сигнал оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит ее до Губернатора Орловской области, органов местного самоуправления, организаций (собственников объектов, производства), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и ОТП РСЧС соответствующего уровня.
14. Решение (распоряжение) об использовании региональной системы оповещения принимается (отдается) Губернатором Орловской области.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Губернатора Орловской области.
15. Руководители на подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения населения имеют право приостановки трансляции программ по сетям радио-, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.
16. Сигналы оповещения и информация передаются дежурным органа повседневного управления ОТП РСЧС, едиными дежурно-диспетчерскими, диспетчерскими службами (далее - оперативные дежурные службы) органов управления ОТП РСЧС вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения, в том числе с использованием современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
17. Оперативные дежурные службы органов управления ОТП РСЧС, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю (лицу, его замещающему).
18. Передача сигналов (распоряжений) и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования системы оповещения населения о ЧС. Основной режим функционирования региональной системы оповещения - автоматизированный.
В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения на территории Орловской области осуществляется с использованием аппаратуры оповещения, сопряженной с каналами связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также сетями вещания.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ОТП РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
19. Основной способ оповещения и информирования населения -передача речевых сообщений по сетям вещания и через современные технические средства информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
20. Задействование радиотрансляционных сетей, радиовещательных и телевизионных станций области, современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей независимо от форм собственности с перерывом вещательной программы осуществляется дежурным органа повседневного управления ОТП РСЧС в соответствии с решением Губернатора Орловской области (лица, его замещающего) только для оповещения и информирования населения в речевой форме и видеоформе.
21. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления ОТП РСЧС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления РСЧС совместно с органами повседневного управления РСЧС.
22. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения о ЧС и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Орловской области (далее - КЧС и ОПБ).
23. Обо всех случаях (санкционированных и несанкционированных) применения системы оповещения незамедлительно докладывается в вышестоящий орган, осуществляющий управление РСЧС.
IV. Поддержание в готовности системы оповещения населения о ЧС
24. Региональная система оповещения совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности к применению Управлением по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Орловской области через ГКУ ОО "ОАСПС" во взаимодействии с Департаментом информационных технологий Орловской области, организациями связи, операторами связи и предприятиями связи независимо от форм собственности, принявшими технические средства оповещения и каналы связи на эксплуатационно-техническое обслуживание (далее - организации связи), филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Орел" (далее - филиал ФГУП ВГТРК ГТРК "Орел") и филиалом федерального государственного унитарного предприятия Российской телевизионной и радиовещательной сети "Орловский областной радиотелепередающий центр" (далее - филиал ФГУП РТРС "Орловский ОРТПЦ") и организациями - собственниками современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей на основании заключенных договоров.
25. Региональная система оповещения должна обеспечивать как циркулярное, так и выборочное (по направлениям оповещения) доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения.
26. Органы управления ОТП РСЧС, организации связи, филиал ФГУП ВГТРК ГТРК "Орел", филиал ФГУП РТРС "Орловский ОРТПЦ", организации - собственники современных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного применения системы оповещения о ЧС в соответствии с действующим законодательством.
27. В целях обеспечения устойчивого функционирования системы оповещения о ЧС предусматривается:
комплексное доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения с органа повседневного управления ОТП РСЧС и запасного пункта управления Правительства Орловской области;
создание и использование запасов мобильных средств оповещения.
28. Для оповещения и информирования населения органами управления совместно с филиалом ФГУП ВГТРК ГТРК "Орел" используется заблаговременно созданный запасной центр вещания государственных телевизионных и радиовещательных компаний.
29. В целях поддержания системы оповещения о ЧС в состоянии постоянной готовности проводятся проверки ее работоспособности и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание.
30. С целью поддержания региональной системы оповещения и КСЭОН в постоянной готовности к использованию проводятся следующие виды проверок:
комплексные технические проверки готовности региональной системы оповещения и КСЭОН с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения, проживающего на данной территории, проводятся 2 раза в год на основании решения КЧС и ОПБ Орловской области;
технические проверки готовности региональной системы оповещения к применению без включения оконечных средств оповещения населения.
По решению КЧС и ОПБ проводятся дополнительные комплексные проверки готовности региональной системы оповещения и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
31. Комплексные технические проверки региональной системы оповещения и КСЭОН проводятся создаваемой решением КЧС и ОПБ комиссией в составе представителей Управления по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Орловской области, Департамента информационных технологий Орловской области, Мобилизационного управления Орловской области, ГКУ ОО "ОАСПС", Главного управления МЧС России по Орловской области (по согласованию), организаций связи и организаций, осуществляющих телерадиовещание или транслирование информации на современных технических средствах информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (по согласованию).
По результатам комплексной технической проверки не позднее 10 дней после ее окончания составляется акт и утверждается заместителем Председателя Правительства Орловской области по развитию инфраструктуры.
32. Технические проверки готовности региональной системы оповещения к использованию проводятся дежурным органа повседневного управления ОТП РСЧС ежедневно в 10:00 путем передачи сигнала (или речевого сообщения) "Техническая проверка" без включения оконечных средств оповещения населения с последующей записью результатов в книгу учета технического состояния средств оповещения.
33. Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
34. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования средств оповещения устанавливаются создающим резерв технических средств оповещения Управлением по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Орловской области.
35. В целях обеспечения и поддержания в состоянии готовности к использованию систем оповещения населения о ЧС Управление по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Орловской области во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Орловской области:
разрабатывают тексты речевых сообщений и видеосообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации;
обеспечивают установку на объектах вещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;
организуют и осуществляют подготовку своих оперативных дежурных служб по передаче сигналов оповещения и речевой информации;
планируют и проводят совместно с организациями связи и телерадиовещания тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;
представляют заявки организациям телерадиовещания, связи и собственникам современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей на выделение соединительных линий и каналов связи от органа повседневного управления ОТП РСЧС и запасного пункта управления Правительства Орловской области к объектам вещания;
разрабатывают совместно с организациями телерадиовещания, связи и собственниками современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей порядок взаимодействия соответствующих оперативных дежурных служб при передаче сигналов оповещений, речевых сообщений и видеоинформации по каналам связи и сетям вещания.
V. Руководство организацией системы оповещения населения о ЧС
36. Общее руководство организацией системы оповещения населения о ЧС на региональном уровне осуществляет Губернатор Орловской области.
37. Непосредственные действия (работа) по задействованию системы оповещения о ЧС осуществляются дежурным органа повседневного управления ОТП РСЧС, который координирует Управление по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных пожарной безопасности Орловской области во взаимодействии с организациями связи, филиалом ФГУП ВГТРК ГТРК "Орел", филиалом ФГУП РТРС "Орловский ОРТПЦ", организациями - собственниками современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, осуществляющими свою деятельность на территории Орловской области, в части использования сетей связи общего пользования, ведомственных сетей связи, сетей вещания, современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
38. В системе оповещения населения о ЧС в соответствии с действующим законодательством участвуют:
ГКУ Орловской области "Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы";
организации связи;
филиал ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Орловский областной радиотелевизионный передающий центр", филиал ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Орел" - для передачи сигналов оповещения по эфирной трансляции телевизионных и звуковых программ и передачи дополнительной информации;
оперативные дежурные службы органов управления ОТП РСЧС;
организации - собственники современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей - для передачи информации по указанным средствам;
системы связи других ведомств на территории Орловской области независимо от принадлежности и форм собственности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Орловской области от 25 ноября 2021 г. N 714 "О системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.