Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект Федерального закона N 1239700-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается урегулировать отношения в сфере оценки соответствия космической техники научного и социально-экономического назначения и космической техники двойного назначения.
В соответствии с проектируемым пунктом 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон N 5663-1) обязательные требования к космической технике научного и социально-экономического назначения, космической технике двойного назначения, связанным с указанной космической техникой процессам, работам (услугам) в области космической деятельности устанавливаются, в том числе "техническими регламентами (в отношении изделий, являющихся объектами технического регулирования технических регламентов, входящих в состав космической техники)".
В связи с этим нуждается в уточнении какие именно технические регламенты подлежат применению.
Согласно статье 51 Договора о Евразийском экономическом союзе, участницей которого является Российская Федерация, техническое регулирование в рамках Союза осуществляется с установлением единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - Единый перечень). Установление в законодательстве государств-членов ЕАЭС обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень, не допускается (статья 52 Договора о ЕАЭС). При этом обращаем внимание, что в ЕАЭС какой-либо технический регламент о космической технике не принят, а космическая техника в Единый перечень не включена. С учетом изложенного также неясно, каким образом будет осуществляться оценка соответствия ввиду отсутствия технического регламента о космической технике.
Проектируемым пунктом 6 статьи 10 Закона N 5663-1 устанавливается, что участники работ по оценке соответствия космической техники и их должностные лица будут нести предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за полноту и объективность результатов оценки соответствия космической техники научного и социально-экономического назначения, космической техники двойного назначения, связанных с указанной космической техникой процессов, работ (услуг) в области космической деятельности и за достоверность выданных документов об оценке соответствия указанных космической техники, процессов, работ (услуг) обязательным требованиям, установленным в соответствии с Законом N 5663-1. Обращаем внимание, что ответственность за указанные нарушения в законодательстве Российской Федерации не предусмотрена. При этом отмечаем, что в статье 29 Закона N 5663-1 уже закреплена ответственность государственных организаций и их должностных лиц, иных организаций и их должностных лиц, а также граждан, виновных в нарушении названного Закона и других законодательных актов, регулирующих космическую деятельность.
Понятийный аппарат законопроекта требует редакционной доработки. Так, в соответствии с проектируемым пунктом 3 статьи 2 Закона N 5663-1 под космической техникой научного и социально-экономического назначения и космической техникой двойного назначения понимаются "космические системы и космические комплексы, их составные части". Вместе с тем под космической системой в законопроекте понимается совокупность нескольких космических комплексов. Кроме того, нуждаются в уточнении формулировка "создаваемые в едином исполнении" и понятие "орбитальные станции" (проектируемый пункт 3 статьи 2 Закона N 5663-1).
Наименование законопроекта необходимо изложить следующим образом:
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации
Статьи 2 и 3 необходимо оформить в статью 3 следующим образом:
Статья 3
Признать утратившими силу:
1) пункт 13 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2020, N 52, ст. 8606);
2) часть 8 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977; 2018, N 31, ст. 4851).
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.