Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1184356-7 "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается изложить статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон) в новой редакции, установив неисчерпывающий перечень "недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя", а также ряд запретов и обязанностей, распространяющихся на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).
Положения проекта нуждаются в доработке.
Так, из проекта неясно, как "недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя" соотносятся с проектируемыми запретами и обязанностями, в том числе учитывая предлагаемое наименование изменяемой статьи ("Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя"). В частности, обращаем внимание, что проектом предлагается установить запрет на "действия, выражающиеся в обусловливании приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)" (пункт 3 проектируемой редакции статьи 16 Закона) и одновременно с этим отнести условия, которые "обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также создают для потребителя иные обременения, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров", к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя (подпункт 5 пункта 2 предлагаемой редакции указанной статьи).
При этом следует учитывать, что в соответствии с абзацем первым пункта 1 проектируемой редакции статьи 16 Закона "недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя" являются ничтожными, в то время как в отношении проектируемых запретов и обязанностей такие последствия проектом не предусмотрены. Вместе с тем некоторые предусмотренные проектом запреты могут быть нарушены в том числе путем включения соответствующих условий в договор (например, устанавливаемый абзацем вторым пункта 3 проектируемой редакции статьи 16 Закона запрет ставить удовлетворение требований потребителей в отношении товаров с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров).
Отмечаем также, что действующей нормой части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность только за "включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей".
Кроме того, полагаем, что указанный проектируемый запрет соответствующих "действий" носит неопределенный характер и требует уточнения в целях недопущения установления для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения, в том числе учитывая положение о недопустимых условиях договора, которые "обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)".
Пунктом 4 проектируемой редакции статьи 16 Закона предлагается запретить продавцу (исполнителю, владельцу агрегатора) "отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, за исключением случаев, когда обязанность предоставления таких данных ... непосредственно связана с исполнением договора с потребителем". Предлагаемый запрет, как следует из пояснительной записки, направлен на ограничение "практики принудительного или непрозрачного, неосознанного сбора персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением и исполнением договора". Вместе с тем законодательство Российской Федерации в области персональных данных допускает наряду с обработкой персональных данных для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных (пункт 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных") также осуществление обработки с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 указанной статьи). Таким образом, положения проекта не исключают возможность использования продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) неравенства переговорных возможностей для целей доступа к персональным данным потребителя, обусловливая заключение договора и (или) реализацию вытекающих из такого договора прав необходимостью предоставления потребителем, в том числе с применением программно-технических средств, согласия на обработку персональных данных (см. пункт 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного полагаем необходимым определить в проекте конкретный перечень персональных данных, предоставление которых возможно требовать у потребителя для заключения, изменения, исполнения и (или) расторжения договора либо в целях реализации потребителем своих прав (требовать замены товара, безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены договора и т.д.). При этом объем запрашиваемых у потребителя персональных данных может быть различным в зависимости от предмета заключаемого с потребителем договора, способа его заключения, исполнения и (или) расторжения, а также обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации (в частности, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма). Кроме того, в проекте следует установить запрет на получение продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) персональных данных, не предусмотренных указанным перечнем, в том числе в порядке пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных", а также конкретизировать условия обработки персональных данных (сроки и условия хранения документов, содержащих персональные данные; ограничение автоматизированной обработки персональных данных; порядок прекращения обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке по требованию потребителя и т.д.).
Наряду с этим положения пункта 4 проектируемой редакции статьи 16 Закона следует синхронизировать по содержанию и сроку вступления в силу со взаимосвязанным проектом федерального закона N 1184517-7 "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающим установление ответственности за нарушение запрета "отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные".
Обращаем также внимание на статью 14.31 КоАП РФ ("Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке"), которой предусмотрена ответственность за нарушение установленного частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрета действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (к таким действиям (бездействию) отнесено в том числе "навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора" (см. пункт 3 указанной части)).
Проект требует также редакционной и юридико-технической доработки. Так, например, необходимо согласовать формулировки "условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными международными договорами Российской Федерации" и "иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации" (пункт 1 и подпункт 14 пункта 2 предлагаемой редакции статьи 16 Закона).
Кроме того, в целях однозначного толкования части четвертой пункта 4 предлагаемой редакции статьи 16 Закона следует уточнить, имеется ли в виду "предъявление потребителем требований" в устной форме или "невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных" в устной форме. Во втором случае данное положение следует соотнести с абзацем вторым указанного пункта в части срока, в течение которого соответствующая информация должна быть предоставлена потребителю по его требованию.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.