Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 1212908-7 "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрен проект федерального закона N 1212908-7 "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года", внесенный Правительством Российской Федерации.
В настоящее время национальное законодательство в сфере торгового мореплавания содержит обязательства собственников судов осуществить подъем затопленного имущества только в случаях, если такое имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причиняет ущерб морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства или деятельности порта.
Вместе с тем, в законодательстве отсутствуют прямые запреты на сознательное оставление затопленных судов в пределах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации, а также обязательства собственника затонувшего имущества по его безусловному удалению и административная ответственность за невыполнение данных работ, что приводит к безнаказанному загрязнению морских акваторий Российской Федерации.
В этой связи в морских водах Российской Федерации зафиксировано значительное количество затонувших судов, в том числе создающих угрозу безопасности мореплавания.
Положения Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года (далее - Конвенция) определяют порядок действий участников судоходства, включая администрации (государства), их ответственность и применяемые к ним требования в отношении удаления судов, в том числе по осуществлению страхования или предоставления иного финансового обеспечения, в случае их затопления в районе действия Конвенции.
Согласно пункту 1 статьи 1 Конвенции под районом действия понимается "исключительная экономическая зона государства-участника, установленная в соответствии с международным правом, либо, если государство-участник не установило такую зону, район, находящийся за пределами территориального моря этого государства и прилегающий к нему, установленный этим государством в соответствии с международным правом и простирающийся не более чем на 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина его территориального моря".
При этом, государство-участник имеет право распространить применение Конвенции на суда, затонувшие в пределах его территории, включая территориальное море, присоединившись к ней с соответствующим заявлением (пункт 2 статьи 3).
Присоединение Российской Федерации к Конвенции устранит существующие правовые коллизии в области обеспечения безопасности мореплавания и установит необходимые обязательства по осуществлению удаления затонувшего имущества его собственником или администрацией морских портов, включая обеспечение финансирования данных работ.
Также отмечаем, что в целях унификации положений международного и национального законодательства в указанных вопросах в Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству на рассмотрении находится проект федерального закона N 1219892-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об удалении затонувшего имущества), внесенный Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству считает возможным поддержать принятие законопроекта N 1212908-7 "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года".
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.