Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 ноября 2021 г. N 03-07-11/90831
Вопрос: ООО просит дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах при безвозмездной передаче в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества.
В соответствии с выданными Администрацией города техническими условиями для отвода поверхностных стоков с территории объекта "Административно-хозяйственный комплекс" (далее - АХК) Обществу необходимо было предусмотреть строительство внутридворовой сети ливневой канализации с последующим подключением в существующий смотровой колодец на коллекторе ливневой канализации. Для осуществления подключения АХК в существующий смотровой колодец необходимо было осуществить прокладку сети ливневой канализации не только по территории земельного участка Общества, но и в границах полосы отвода на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения. Объект "Ливневая канализация" был построен Обществом и введен в эксплуатацию в 2018 году. НДС со стоимости подрядных работ при строительстве объекта "Ливневая канализация" был принят к вычету согласно ст. 171, 172 НК РФ.
Поскольку часть ливневой канализации проходит по территории общего пользования и используется для оттока поверхностных вод не только с АХК Общества, но и других территорий, то есть решает общегородские вопросы, объект "Ливневая канализация" разделена на две части. В настоящее время достигнута договоренность о передаче части ливневой канализации, проходящей по общегородской территории, безвозмездно в муниципальную собственность. Объект "Ливневая канализация", подлежащий безвозмездной передаче органам местного самоуправления, не полностью самортизирован и имеет остаточную стоимость.
Просим разъяснить налоговые последствия безвозмездной передачи в муниципальную собственность.
Ответ: В связи с обращением по вопросам налогообложения операции по безвозмездной передаче органу местного самоуправления объекта недвижимого имущества в ситуации, изложенной в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом в целях главы 21 Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, безвозмездная передача имущества является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению в случаях дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому при осуществлении операций по передаче имущества на безвозмездной основе, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, обязанность по восстановлению сумм налога, ранее принятых к вычету, не возникает.
Вместе с тем следует учитывать, что пунктом 2 статьи 146 Кодекса и статьей 149 Кодекса установлены перечни операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Таким образом, в случае передачи на безвозмездной основе органам государственной власти и управления объектов, перечисленных в подпункте 2 пункта 2 статьи 146 Кодекса, суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету при их приобретении (строительстве), подлежат восстановлению в общеустановленном порядке.
Что касается налога на прибыль организаций, то на основании пункта 1 статьи 252 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пунктом 16 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса.
При этом согласно подпункту 19 4 пункта 1 статьи 265 Кодекса расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность, относятся к внереализационным расходам. Такие расходы признаются в целях налогообложения прибыли организаций на дату передачи созданных объектов социальной инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность (подпункт 11 пункта 7 статьи 272 Кодекса).
Таким образом, налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций только на расходы по созданию объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Безвозмездная передача имущества облагается НДС. При этом не надо восстанавливать суммы налога, ранее принятые к вычету.
Вместе с тем не облагается НДС безвозмездная передача жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электросетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам госвласти и органам местного самоуправления. Суммы НДС, принятые к вычету при их приобретении (строительстве), восстанавливаются в общем порядке.
Налоговая база по налогу на прибыль уменьшается только на расходы по созданию объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 ноября 2021 г. N 03-07-11/90831
Текст письма опубликован не был