Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 ноября 2021 г. N 03-07-13/1/92479
Вопрос: ООО оказывает услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом, а так же транспортно-экспедиционные услуги из Республики Казахстан в Республику Узбекистан, из Республики Казахстан в страны, не являющиеся членами ЕАЭС.
Заказчики перевозки - российские организации и организации, являющиеся резидентами стран - членов ЕАЭС.
Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг между странами - участниками ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.).
С учетом положений НК РФ по договорам оказания услуг с хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС порядок применения налога на добавленную стоимость определяется в соответствии с разделом IV Протокола (ст. 7 НК РФ).
Так, при выполнении работ, оказании услуг в государствах ЕАЭС налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV Протокола (п. 28 Протокола).
Место реализации работ, услуг в ЕАЭС определяется в соответствии с Протоколом. Согласно подп. 5 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подп. 1-4 п. 29 Протокола.
Услуги, непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой грузов, в подп. 1-4 п. 29 Протокола не упомянуты, поэтому место их реализации в отношениях с компанией из ЕАЭС всегда определяется по месту нахождения продавца, в данном случае - исполнителя.
Таким образом, местом реализации услуг по перевозке грузов, оказываемых ООО, между пунктом отправления и пунктом назначения, находящимися на территориях иностранных государств, являющихся государствами - членами ЕАЭС признается Российская Федерация.
Согласно подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС 0% применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров, при которой пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами РФ.
Просим дать пояснения:
1. Признается ли таким образом пункт отправления и пункт назначения, находящиеся на территориях иностранных государств, являющихся государствами - членами ЕАЭС пунктом отправления или пунктом назначения территории РФ, в силу того, что местом реализации услуг, фактически оказанных на территории ЕАЭС, признается Российская Федерация?
2. Если нет, просим дать пояснения по какой ставке НДС облагаются вышеуказанные услуги перевозки?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг в отношении перевозки товаров из Республики Казахстан в Республику Узбекистан и из Республики Казахстан в государства, не являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), оказываемых российской организацией по договорам с хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС или с российскими организациями, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок применения налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) в торговых отношениях хозяйствующих субъектов государств - членов ЕАЭС определяется в соответствии с разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Согласно данному разделу Протокола место реализации услуг по перевозке, а также транспортно-экспедиционных услуг определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола.
В связи с этим в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации услуг по перевозке товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг в отношении перевозки товаров из Республики Казахстан в Республику Узбекистан и из Республики Казахстан в государства, не являющиеся государствами - членами ЕАЭС, оказываемых российской организацией по договорам с хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставке 20 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса.
Что касается порядка определения места реализации услуг по перевозке товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг в отношении перевозки товаров из Республики Казахстан в Республику Узбекистан и из Республики Казахстан в государства, не являющиеся государствами - членами ЕАЭС, оказываемых российской организацией по договорам с другими российскими организациями, то в данном случае место реализации таких услуг определяется в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса.
Так, на основании указанного подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по перевозке, оказываемых российскими организациями, признается территория Российской Федерации в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. Поэтому местом реализации услуг по перевозке, оказываемых между пунктами отправления и назначения, находящимися за пределами Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российская организация оказывает услуги по перевозке, а также транспортно-экспедиционные услуги при перевозке товаров из Казахстана в Узбекистан и из Казахстана за пределы ЕАЭС.
Как пояснил Минфин, если услуги оказываются по договорам с хозяйствующими субъектами государств ЕАЭС, то местом реализации признается территория России. Соответственно, они облагаются НДС по ставке 20%.
Если услуги оказываются по договорам с другими российскими организациями, то местом реализации территория России не признается. Соответственно, такие услуги не облагаются НДС в России.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 ноября 2021 г. N 03-07-13/1/92479
Текст письма опубликован не был