Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Калужской области
от 26.11.2021 N 794
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
21 февраля 2022 г.
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - государственный контроль (надзор)).
2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Калужской области в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования), касающихся:
а) режима особо охраняемой природной территории;
б) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
в) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется:
а) министерством природных ресурсов и экологии Калужской области (далее - Министерство) - на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением государственных бюджетных учреждений Калужской области;
б) государственными бюджетными учреждениями Калужской области (далее - Учреждения) - в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон.
Пункт 4 изменен с 25 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Калужской области от 21 февраля 2022 г. N 123
4. От имени Министерства государственный контроль (надзор) вправе осуществлять следующие должностные лица (далее - должностные лица Министерства):
а) министр природных ресурсов и экологии Калужской области, являющийся главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Калужской области;
б) заместитель министра - начальник управления регулирования деятельности в сфере природопользования Министерства, являющийся заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области;
в) начальник отдела мониторинга окружающей среды управления регулирования деятельности в сфере природопользования Министерства, являющийся старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Калужской области;
г) заместители начальника отдела мониторинга окружающей среды управления регулирования деятельности в сфере природопользования Министерства, являющиеся старшими государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Калужской области;
д) главные специалисты, ведущие специалисты отдела мониторинга окружающей среды управления регулирования деятельности в сфере природопользования Министерства, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Калужской области.
5. От имени Учреждений государственный контроль (надзор) вправе осуществлять:
а) руководители (заместители руководителей) Учреждений;
б) должностные лица Учреждений, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление полномочий государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
6. Объектами государственного контроля (надзора) (далее - объекты контроля) в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) являются:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
в) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования.
7. Министерством и Учреждениями (далее - надзорные органы) в соответствии с частями 2 и 3 статьи 16 Федерального закона N 248-ФЗ в рамках государственного контроля (надзора) обеспечивается учет объектов контроля.
Перечень объектов контроля в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ размещается на странице Министерства на официальном портале органов власти Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
8. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
9. Надзорные органы для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора) относят объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) значительный риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
10. Критериями отнесения объектов контроля к категориям риска в рамках осуществления государственного контроля (надзора) являются:
а) для категории значительного риска - отнесение объекта контроля к категории среднего риска в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта и наличие решений, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 11 настоящего Положения;
б) для категории среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах природных парков;
в) для категории умеренного риска - деятельность граждан и организаций в границах государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов;
г) для категории низкого риска - деятельность граждан и организаций в границах охранных зон природных парков и охранных зон памятников природы.
11. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения к категориям умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:
а) постановление о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах административного правонарушения, предусмотренного статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанными в части 1 статьи 23.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное должностным лицом надзорного органа или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностным лицом надзорного органа;
б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, индивидуального предпринимателя или гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 250, 251, 254 - 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.
12. Объекты контроля, указанные в подпункте "а" пункта 10 настоящего Положения, а также подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом "а" пункта 11 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
13. Объекты контроля, указанные в подпункте "а" пункта 10 настоящего Положения, а также, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом "б" пункта 11 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска соответственно по истечении трех лет после вступления в законную силу соответствующих решений и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
14. В зависимости от присвоенной категории риска определяются следующие виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) в отношении объектов контроля, которые отнесены к категории значительного риска, проводится инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка - один раз в три года;
б) в отношении объектов контроля, которые отнесены к категории среднего риска, проводится инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка - один раз в четыре года;
в) в отношении объектов контроля, которые отнесены к категории умеренного риска, проводится инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка - один раз в пять лет;
г) в отношении объектов контроля, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
15. Оценка риска причинения вреда (ущерба) при принятии Министерством решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется с учетом индикаторов риска нарушения обязательных требований в рамках государственного контроля (надзора), перечень которых установлен приложением N 1 к настоящему Положению.
16. В рамках осуществления государственного контроля (надзора) Министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
17. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на странице Министерства на официальном портале органов власти Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
18. Обобщение правоприменительной практики проводится Министерством в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике готовится Министерством один раз в год, утверждается приказом Министерства и размещается на странице Министерства на официальном портале органов власти Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 1 марта года, следующего за отчетным годом.
19. При наличии сведений, предусмотренных частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, Министерство в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Возражения (при наличии) в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - возражения) подаются (направляются) контролируемым лицом в Министерство и подлежат рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня их поступления в Министерство.
По результатам рассмотрения возражений Министерство принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворяет возражение и отменяет предостережение;
б) отказывает в удовлетворении возражения с указанием причины отказа.
О результатах рассмотрения возражений контролируемому лицу направляется письменный ответ.
Пункт 20 изменен с 25 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Калужской области от 21 февраля 2022 г. N 123
20. Должностное лицо Министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора)) в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование по телефону, а также на личном приеме осуществляется должностными лицами Министерства в соответствии с графиком консультирования, утверждаемым министром природных ресурсов и экологии Калужской области или заместителем министра - начальником управления регулирования деятельности в сфере природопользования Министерства. График консультирования размещается на странице Министерства на официальном портале органов власти Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Дата и время консультирования, осуществляемого посредством видео-конференц-связи, определяется должностным лицом Министерства по согласованию с контролируемым лицом.
Должностные лица Министерства, осуществляющие консультирование, дают устный ответ по существу каждого поставленного вопроса.
Перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование, в том числе перечень вопросов, по которым осуществляется письменное консультирование:
а) организация и осуществление государственного контроля (надзора);
б) критерии отнесения объектов контроля к категориям риска;
в) состав и порядок осуществления профилактических мероприятий;
г) порядок обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц;
д) порядок подачи возражений на предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований.
В случае невозможности предоставления устного ответа по существу поставленных в ходе консультирования вопросов должностным лицом Министерства осуществляется письменное консультирование посредством направления письменного ответа в адрес контролируемого лица в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан.
В случае поступления в Министерство пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц консультирование осуществляется Министерством посредством размещения на своей странице на официальном портале органов власти Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения по указанным вопросам.
21. Профилактический визит в отношении контролируемых лиц проводится должностным лицом Министерства в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
а) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования;
б) объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, обязательный профилактический визит проводится один раз в три года.
О проведении обязательного профилактического визита Министерство уведомляет контролируемое лицо не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Обязательный профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня.
22. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения Министерством плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом, а также контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, проводимых в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ.
23. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий наряду с правами, установленными Федеральным законом N 248-ФЗ, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленными Федеральным законом N 248-ФЗ, обладают правами, предусмотренными пунктами 3, 4 статьи 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
24. Проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в следующих видах:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
25. Информация о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть представлена в Министерство индивидуальным предпринимателем, гражданином, являющимся контролируемым лицом, в случаях его болезни, прохождения медицинского обследования, смерти близкого родственника, нахождения за пределами Калужской области, участия в судебном заседании.
26. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
27. Рейдовый осмотр проводится в порядке, установленном статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
28. Документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ, в ходе которой рассматриваются документы контролируемого лица, имеющиеся в распоряжении Министерства, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах, осуществленных в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля (надзора).
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
29. Выездная проверка проводится в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ, в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Министерства.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней.
30. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом Министерства, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
31. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, установленном статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
Пункт 32 вступает в силу с 1 марта 2022 г.
32. Оценка результативности и эффективности деятельности Министерства осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 248-ФЗ.
В систему показателей результативности и эффективности деятельности Министерства входят ключевые показатели государственного контроля (надзора) и их целевые значения, установленные приложением N 2 к настоящему Положению, а также индикативные показатели для государственного контроля (надзора), установленные приложением N 3 к настоящему Положению.
33. Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений, действия (бездействие) должностных лиц Министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий могут быть обжалованы в досудебном порядке, установленном статьями 39 - 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
Жалоба подается контролируемым лицом в Министерство и подлежит регистрации в течение трех дней со дня поступления.
Жалоба рассматривается министром природных ресурсов и экологии Калужской области либо лицом, на которое возложено исполнение обязанностей министра природных ресурсов и экологии Калужской области.
Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, требующих проведения в отношении должностного лица Министерства, действия (бездействия) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе; отсутствия должностного лица Министерства, действия (бездействия) которого обжалуются, по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка), а также связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных экспертиз, этот срок может быть продлен Министерством на 20 рабочих дней.
Решение Министерства по итогам рассмотрения жалобы размещается в личном кабинете контролируемого лица на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг, и (или) в государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в Министерство на бумажном носителе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне и подлежит регистрации в течение трех дней со дня поступления.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне министром природных ресурсов и экологии Калужской области либо лицом, исполняющим его обязанности, допущенным к государственной или иной охраняемой законом тайне.
Решение Министерства по итогам рассмотрения жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, направляется контролируемому лицу на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.