Постановление Правительства Курганской области от 25 ноября 2021 г. N 373
"О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 23 октября 2018 года N 337"
В целях уточнения содержания и объемов финансирования государственной программы Курганской области "О первоочередных направлениях развития ветеринарного обслуживания в Курганской области" Правительство Курганской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Курганской области от 23 октября 2018 года N 337 "О государственной программе Курганской области "О первоочередных направлениях развития ветеринарного обслуживания в Курганской области" следующие изменения:
1) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на директора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области.";
2) в приложении:
в разделе I:
слова
"
Соисполнители |
Государственные бюджетные учреждения, подведомственные Управлению ветеринарии Курганской области (далее - государственные ветеринарные учреждения), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
"
заменить словами:
"
Соисполнители |
Государственные бюджетные учреждения, подведомственные Управлению ветеринарии Курганской области (далее - государственные ветеринарные учреждения), органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
";
слова
"
Сроки реализации |
2019-2023 годы |
"
заменить словами:
"
Сроки реализации |
2019-2024 годы |
";
слова
"
Объемы бюджетных ассигнований |
Планируемый общий объем бюджетных средств на реализацию Программы составляет 903,0911 млн. руб., в том числе по годам: 2019 год - 176,1453 млн. руб.; 2020 год - 168,9606 млн. руб.; 2021 год - 168,9606 млн. руб.; 2022 год - 168,9606 млн. руб.; 2023 год - 220,0640 млн. руб.; из областного бюджета - 899,9011 млн. руб., из них по годам: 2019 год - 175,5073 млн. руб.; 2020 год - 168,3226 млн. руб.; 2021 год - 168,3226 млн. руб.; 2022 год - 168,3226 млн. руб.; 2023 год - 219,4260 млн. руб.; из местного бюджета (по согласованию) - 3,190 млн. руб., из них по годам: 2019 год - 0,638 млн. руб.; 2020 год - 0,638 млн. руб.; 2021 год - 0,638 млн. руб.; 2022 год - 0,638 млн. руб.; 2023 год - 0,638 млн. руб. * Планируется привлечение средств из внебюджетных источников (государственных ветеринарных учреждений) (по согласованию) - 416,513 млн. руб. |
"
заменить словами:
"
Объемы бюджетных ассигнований |
Планируемый общий объем бюджетных средств на реализацию Программы составляет 1051,1893 млн. руб., в том числе по годам: 2019 год - 176,1453 млн. руб.; 2020 год - 170,5989 млн. руб.; 2021 год - 176,2469 млн. руб.; 2022 год - 170,212 млн. руб.; 2023 год - 182,8525 млн. руб.; 2024 год - 175,1337 млн. руб.; из федерального бюджета - 15,251 млн. руб., из них по годам: 2023 год - 12,3877 млн. руб.; 2024 год - 2,8633 млн. руб.; из областного бюджета - 1032,8813 млн. руб., из них по годам: 2019 год - 175,5073 млн. руб.; 2020 год - 170,2839 млн. руб.; 2021 год - 175,7209 млн. руб.; 2022 год - 169,686 млн. руб.; 2023 год - 169,9388 млн. руб.; 2024 год - 171,7444 млн. руб.; из местного бюджета (по согласованию) - 3,057 млн. руб., из них по годам: 2019 год - 0,638 млн. руб.; 2020 год - 0,315 млн. руб.; 2021 год - 0,526 млн. руб.; 2022 год - 0,526 млн. руб.; 2023 год - 0,526 млн. руб. 2024 год - 0,526 млн. руб. * Планируется привлечение средств из внебюджетных источников (государственных ветеринарных учреждений) (по согласованию) - 489,900 млн. руб. |
";
раздел II изложить в следующей редакции:
"Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере ветеринарного обслуживания в Курганской области
Развитие государственной ветеринарной службы Курганской области как составляющей государственной ветеринарной службы Российской Федерации обеспечивает благополучие населения Курганской области и Российской Федерации в целом посредством защиты здоровья животных и получения безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения в необходимом количестве.
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе является продовольственная безопасность Российской Федерации.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасными пищевыми продуктами. Для этого необходимо обеспечивать соответствие требованиям законодательства продукции животного происхождения, в том числе импортированной, на всех стадиях ее производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации.
Основополагающим документом, регламентирующим обеспечение безопасности пищевых продуктов, является Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", которое устанавливает ряд требований безопасности (включая ветеринарные) к пищевой продукции и связанным с ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Борьба с инфекционными болезнями животных как важнейшая задача мирового значения определяется правилами и принципами Международного эпизоотического бюро (далее - МЭБ). В соответствии с требованиями МЭБ государствам необходимо организовать мероприятия по поддержанию статуса свободных от болезней списка А животных. Эта категория болезней, получивших название конвенционных или особо опасных, согласно современному определению МЭБ означает "заразные болезни, которые имеют способность к опасному и быстрому распространению безотносительно к государственным границам, сопровождаются серьезными последствиями в области общественной экономики и здравоохранения, имеют важное значение в международной торговле животными и продуктами животноводства".
Рост поголовья животных в мире порождает новые опасные эпидемии, которые распространяются повсеместно. К ним относятся: атипичная пневмония, птичий и свиной разновидности гриппа, которые наносят экономический ущерб на миллиарды рублей. Свыше 75% появившихся у человека инфекционных заболеваний имеют "животное" происхождение, более половины из них передаются человеку. По мнению ученых, новые инфекционные заболевания возникают каждые четыре месяца. Сдержать их распространение можно, усилив ветеринарные меры.
В настоящее время происходит интенсивное перемещение людей, животных, сырья, продуктов животного и растительного происхождения между регионами внутри страны и между разными странами и континентами, имеющими различную эпидемиологическую и эпизоотическую ситуацию. В связи с этим задачи государственной ветеринарной службы многократно усложнились.
Немалую роль в появлении и распространении инфекций играют: изменение климата, сезонные перелеты птиц и насекомых, миграция диких животных (грызунов, мелких хищников), интенсивный межрегиональный обмен пищевым сырьем и продуктами питания, миграция населения.
Одним из направлений развития агропромышленного комплекса Курганской области является продвижение продукции агропромышленного комплекса на общероссийские и мировые рынки. Это возможно при сохранении благополучного статуса региона по особо опасным болезням животных и при условии обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов, производимых на территории Курганской области.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии" решение основных задач в области ветеринарии возложено на Государственную ветеринарную службу Российской Федерации, в систему которой входят уполномоченные в области ветеринарии исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения. В Курганской области полномочия в сфере ветеринарии осуществляет Управление ветеринарии Курганской области и 11 государственных ветеринарных учреждений.
Состояние и развитие государственной ветеринарной службы Курганской области имеют свои характерные особенности, связанные с нахождением в буферной зоне Российской Федерации по защите от заноса особо опасных болезней животных с территории сопредельных государств Центральной Азии.
Осуществление мероприятий по недопущению возникновения и распространения указанных заболеваний возлагается на государственную ветеринарную службу Курганской области. Основные диагностические исследования, ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия на территории Курганской области проводятся в соответствии с ежегодными планами. Особая роль отводится ветеринарным лабораториям, в том числе аккредитованным в национальной системе аккредитации (далее - ветеринарные лаборатории).
Деятельность государственной ветеринарной службы Курганской области непосредственно влияет на экономическое развитие региона. Ежегодно на территории Курганской области происходит оборот большого количества сельскохозяйственных животных и подконтрольной продукции. Так, за 2020 год с Управлением ветеринарии Курганской области согласован ввоз: крупного рогатого скота - более 1,5 тыс. голов; свиней - более 1,6 тыс. голов; птицы - более 11 тыс. голов; пищевой продукции животноводства - более 26,5 тонн. В основном оборотом подконтрольных грузов занимаются субъекты малого и среднего предпринимательства. Одной из задач государственной ветеринарной службы Курганской области является создание благоприятных условий для организации и ведения предпринимательской деятельности. Своевременные диагностические исследования и карантинирование ввозимого поголовья животных являются эффективными методами сокращения необоснованных финансовых потерь, связанных с болезнями и падежом сельскохозяйственных животных и птицы.
Качество и полнота исполнения государственных полномочий на территории Курганской области непосредственно зависят от материально-технического обеспечения отрасли.
Производственные помещения, в которых размещены ветеринарные станции, ветеринарные лаборатории, подсобные помещения (виварии, гаражи), построены в основном в 50-70-е годы прошлого столетия, многие из них требуют текущего и капитального ремонта. В целом по отрасли износ помещений составляет 70%. Поддержание помещений, занимаемых государственными ветеринарными учреждениями, в рабочем состоянии за последнее десятилетие осуществлялось за счет средств, полученных ими от оказания платных ветеринарных услуг, финансовое обеспечение указанных мероприятий за счет бюджетных ассигнований не осуществлялось. В целях поддержания статуса государственных ветеринарных учреждений и аккредитованных ветеринарных лабораторий необходимо направлять бюджетные ассигнования в государственные ветеринарные учреждения в целях оплаты работ по выполнению текущего и капитального ремонта занимаемых ими помещений.
В настоящее время одной из острых является проблема оснащения государственных ветеринарных учреждений специальными автотранспортными средствами, приборами, оборудованием в объемах, определенных ветеринарным законодательством.
Особое внимание необходимо уделять оснащенности ветеринарных лабораторий, которые осуществляют оперативную постановку диагноза, контроль за безопасностью кормов и воды, используемых животными, ветеринарно-санитарную экспертизу продукции животноводства. В ветеринарных лабораториях проводится диагностика более 59 заболеваний животных, птиц, рыб, пчел. При этом ветеринарным лабораториям постоянно приходится работать с материалом, представляющим потенциальную биологическую опасность. Необходимо также учитывать, что ветеринарные лаборатории входят в службу наблюдения и лабораторного контроля и призваны в числе первых оперативно отреагировать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (радиационных, биологических и химических). Также для проведения активного мониторинга в целях подтверждения и поддержания благополучного статуса региона, в том числе по ящуру, требуется внедрение новейших приборов и оборудования.
Для обеспечения функционирования системы ветеринарного дела в Курганской области требуется создание и развитие кадрового состава специалистов в области ветеринарии. Для этого необходимо создать условия для повышения профессионального мастерства, обучения современным методам лечения животных, диагностических исследований и других мероприятий, позволяющих поднять статус государственной ветеринарной службы Курганской области.
Таким образом, в современных условиях развитие государственной ветеринарной службы Курганской области требует комплексного системного подхода. Принятие Программы решает ряд проблем, образовавшихся в сфере ветеринарии, реформирования бюджетного процесса, направленного на достижение конечного результата.
Поставленные задачи должны решаться путем планомерного, последовательного выполнения комплекса мероприятий. Мероприятия должны носить организационный, экономически обоснованный, производственный характер и проводиться в строго определенные сроки с использованием финансовых ресурсов из различных источников.";
в разделе III:
абзац третий изложить в следующей редакции:
"обеспечение продовольственной независимости Российской Федерации в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", с учетом экономической и территориальной доступности продукции агропромышленного комплекса (индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2025 году составит 114,6% к уровню 2017 года);";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 35,4 млрд. долларов США к концу 2025 года.";
слова "от 31 декабря 2015 года N 683" заменить словами "от 2 июля 2021 года N 400";
в разделе IV:
слова "2020 год (прогноз)" заменить словами "2020 год (оценка)";
слова "458 человек." заменить словами "458 человек;";
дополнить абзацем двадцать вторым следующего содержания:
"2024 год (прогноз) - 458 человек.";
в разделе VI слова "2019-2023 годы" заменить словами "2019-2024 годы";
раздел IX изложить в следующей редакции:
"Раздел IX. Целевые индикаторы Программы
Система целевых индикаторов Программы с указанием плановых количественных значений, отражающих степень достижения цели и решения задач Программы, представлена по годам реализации.
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
1. |
Количество случаев заболевания людей опасными инфекционными болезнями, общими для человека и животных |
Ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Количество случаев особо опасных инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных в Курганской области, за исключением бешенства |
Ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Доля проведенных противоэпизоотических мероприятий от общего количества мероприятий, предусмотренных ежегодным планом мероприятий |
% |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
4. |
Доля выявленных животных, больных зооантропонозами, от числа исследованных (при ветеринарно-санитарной экспертизе) |
% |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
5. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в сфере ветеринарного обслуживания |
Руб. |
16500 |
17000 |
17500 |
18000 |
18500 |
19000 |
6. |
Доля специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами организаций, подведомственных уполномоченному в области ветеринарии органу исполнительной власти Курганской области, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и в рабочих поселках (поселках городского типа), городах районного подчинения на территории Курганской области (далее - ветеринарные специалисты государственных учреждений Курганской области), получающих ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг, от общего количества ветеринарных специалистов государственных учреждений Курганской области, обратившихся за получением ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
".
раздел X изложить в следующей редакции:
"Раздел X. Информация по ресурсному обеспечению Программы
Финансирование мероприятий Программы планируется обеспечить за счет средств областного бюджета, средств местного бюджета (по согласованию), а также внебюджетных источников (по согласованию).
Планируемый общий объем бюджетных средств на реализацию Программы составляет 1051,1893 млн. руб., в том числе по годам:
2019 год - 176,1453 млн. руб.;
2020 год - 170,5989 млн. руб.;
2021 год - 176,2469 млн. руб.;
2022 год - 170,212 млн. руб.;
2023 год - 182,8525 млн. руб.;
2024 год - 175,1337 млн. руб.
Объем средств федерального бюджета составляет 15,251 млн. руб., из них по годам:
2023 год - 12,3877 млн. руб.;
2024 год - 2,8633 млн. руб.
Объем средств областного бюджета составляет 1032,8813 млн. руб., из них по годам:
2019 год - 175,5073 млн. руб.;
2020 год - 170,2839 млн. руб.;
2021 год - 175,7209 млн. руб.;
2022 год - 169,686 млн. руб.;
2023 год - 169,9388 млн. руб.;
2024 год - 171,7444 млн. руб.
Объем средств местного бюджета (по согласованию) составляет 3,057 млн. руб., из них по годам:
2019 год - 0,638 млн. руб.;
2020 год - 0,315 млн. руб.;
2021 год - 0,526 млн. руб.;
2022 год - 0,526 млн. руб.;
2023 год - 0,526 млн. руб.;
2024 год - 0,526 млн. руб.
Кроме того, планируется привлечение средств из внебюджетных источников (государственных ветеринарных учреждений) (по согласованию) - 489,900 млн. руб.
Информация по ресурсному обеспечению Программы с указанием задач, мероприятий и целевых индикаторов, на достижение которых направлено финансирование, а также главных распорядителей средств областного бюджета, источников и объемов финансирования по годам реализации приведена в приложении 3 к Программе.";
в приложении 1 к государственной программе Курганской области "О первоочередных направлениях развития ветеринарного обслуживания в Курганской области":
в разделе I:
слова
"
Соисполнители |
Государственные бюджетные учреждения, подведомственные Управлению ветеринарии Курганской области (далее - государственные ветеринарные учреждения), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию) |
"
заменить словами
"
Соисполнители |
Государственные бюджетные учреждения, подведомственные Управлению ветеринарии Курганской области (далее - государственные ветеринарные учреждения), органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
";
слова
"
Целевые индикаторы |
Доля неблагополучных пунктов, оздоровленных от заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, от общего количества открытых неблагополучных пунктов в отчетном периоде (%); количество случаев заражения домашних животных особо опасными болезнями (ед.) |
"
заменить словами
"
Целевые индикаторы |
Доля неблагополучных пунктов, оздоровленных от заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, от общего количества зарегистрированных неблагополучных пунктов в отчетном периоде (%); количество случаев заражения домашних животных особо опасными болезнями (ед.); количество плодотворно осемененного крупного рогатого скота (голов) |
";
слова
"
Сроки реализации |
2019-2023 годы |
"
заменить словами
"
Сроки реализации |
2019-2024 годы |
";
слова
"
Объемы бюджетных ассигнований |
Планируемый общий объем бюджетных средств на реализацию Подпрограммы составляет 11,9879 млн. руб., в том числе по годам: 2019 год - 1,8359 млн. руб.; 2020 год - 1,838 млн. руб.; 2021 год - 1,838 млн. руб.; 2022 год - 1,838 млн. руб.; 2023 год - 4,638 млн. руб.; из областного бюджета - 8,7979 млн. руб., из них по годам: 2019 год - 1,1979 млн. руб.; 2020 год - 1,200 млн. руб.; 2021 год - 1,200 млн. руб.; 2022 год - 1,200 млн. руб.; 2023 год - 4,000 млн. руб.; из местного бюджета (по согласованию) - 3,190 млн. руб., из них по годам: 2019 год - 0,638 млн. руб.; 2020 год - 0,638 млн. руб.; 2021 год - 0,638 млн. руб.; 2022 год - 0,638 млн. руб.; 2023 год - 0,638 млн. руб. * Планируется привлечение средств из внебюджетных источников (государственных ветеринарных учреждений) (по согласованию) - 0,850 млн. руб. |
Ожидаемые результаты реализации |
Сохранение эпизоотического благополучия на территории Курганской области по особо опасным болезням животных; повышение уровня защищенности населения от заражения бешенством от животных без владельцев на территории Курганской области; сведение к минимуму количества очагов лейкоза крупного рогатого скота на территории Курганской области; повышение уровня защищенности животных от заражения заразными болезнями |
"
заменить словами
"
Объемы бюджетных ассигнований |
Планируемый общий объем бюджетных средств на реализацию Подпрограммы составляет 41,6317 млн. руб., в том числе по годам: 2019 год - 1,8359 млн. руб.; 2020 год - 1,515 млн. руб.; 2021 год - 12,4452 млн. руб.; 2022 год - 7,9452 млн. руб.; 2023 год - 7,9452 млн. руб.; 2024 год - 9,9452 млн. руб.; из областного бюджета - 38,5747 млн. руб., из них по годам: 2019 год - 1,1979 млн. руб.; 2020 год - 1,200 млн. руб.; 2021 год - 11,9192 млн. руб.; 2022 год - 7,4192 млн. руб.; 2023 год - 7,4192 млн. руб.; 2024 год - 9,4192 млн. руб.; из местного бюджета (по согласованию) - 3,057 млн. руб., из них по годам: 2019 год - 0,638 млн. руб.; 2020 год - 0,315 млн. руб.; 2021 год - 0,526 млн. руб.; 2022 год - 0,526 млн. руб.; 2023 год - 0,526 млн. руб.; 2024 год - 0,526 млн. руб. * Планируется привлечение средств из внебюджетных источников (государственных ветеринарных учреждений) (по согласованию) - 1,0 млн. руб. |
Ожидаемые результаты реализации |
Сохранение эпизоотического благополучия на территории Курганской области по особо опасным болезням животных; повышение уровня защищенности населения от заражения бешенством от животных без владельцев на территории Курганской области; повышение уровня защищенности животных от заражения заразными болезнями, в том числе от лейкоза, улучшение генетического потенциала, породных и продуктивных качеств крупного рогатого скота |
";
раздел II изложить в следующей редакции:
"Раздел II. Характеристика текущего эпизоотического состояния по заразным, в том числе особо опасным, болезням животных
Эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие - один из факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию в регионе, перспективы его развития, так как способствует стабильному развитию и повышению рентабельности животноводства и перерабатывающих отраслей.
В Российской Федерации зарегистрирован значительный рост заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, ввезенных из зарубежных стран, что не дает гарантий сохранения ветеринарно-санитарного благополучия Курганской области.
Угрозу ветеринарно-санитарному благополучию Курганской области представляет целый ряд причин и факторов риска:
общее ухудшение эпизоотической ситуации в Российской Федерации;
наличие почвенных очагов инфекций на территории Курганской области;
цикличность карантинных и особо опасных болезней животных;
занос возбудителей болезней животных на территорию Курганской области (риски биолого-социального характера).
Экономический ущерб, наносимый в результате появления и распространения очагов заразных болезней животных, складывается из прямых потерь по ликвидации очагов, изъятия и уничтожения опасной для жизни и здоровья граждан продукции, а также ограничений при производстве, хранении и реализации продукции животного происхождения и измеряется сотнями миллионов рублей. Решение задач, поставленных перед сельскохозяйственными предприятиями Курганской области по наращиванию численности поголовья скота и птицы, повышению их продуктивности, увеличению объемов производства мяса, молока и другой животноводческой продукции, невозможно без поддержания ветеринарного благополучия. Возникновение эпизоотии особо опасных болезней животных и птиц может привести к уничтожению животноводства.
Согласно данным Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в 2020 году в Российской Федерации:
по африканской чуме свиней - ситуация эндемическая (страна неблагополучна с 2007 года);
по классической чуме свиней - ситуация эндемическая, вакцинозависимость, эпидемический порог не определен;
по сибирской язве - стационарное неблагополучие в первую очередь за счет наличия почвенных очагов инфекции, эпидемические пороги не преодолены, вакцинозависимость;
по туберкулезу крупного рогатого скота - ситуация эндемическая, эпидемические пороги не преодолены;
по бруцеллезу - ситуация эндемическая (заболеваемость среди сельскохозяйственных животных на два порядка выше, чем заболеваемость среди людей);
по лейкозу крупного рогатого скота - ситуация эндемическая, эпидемические пороги не преодолены (краткосрочный тренд по неблагополучию стабилен);
по высокопатогенному гриппу птиц - ситуация эпидемическая, эпидемические пороги не превзойдены;
по бешенству - ситуация эндемическая, природно-очаговая и городская. Эпидемический порог по неблагополучию не преодолен. Краткосрочные тренды по неблагополучию и заболеваемости убывающие.
На территории Курганской области за последнее десятилетие регистрировались такие заразные заболевания животных, как бешенство, заразный узелковый дерматит крупного рогатого скота, лейкоз крупного рогатого скота, сальмонеллез, колибактериоз, хламидиоз, трихинеллез, варроатоз и другие. Возникновение и распространение этих заболеваний имеют серьезные последствия для экономики и здравоохранения в Курганской области.
По состоянию на 1 января 2021 года на территории Курганской области имелось 69 пунктов, неблагополучных по заразным болезням животных, что на 27,4% меньше аналогичного показателя 2018 года.
Наиболее распространенной заразной болезнью животных на территории Курганской области являлся лейкоз крупного рогатого скота - 69 пунктов.
Анализ динамики развития ситуации по заболеваемости показывает, что территория Российской Федерации, в том числе территория Курганской области, стабильно неблагополучна в отношении заболеваемости бешенством, обусловленным природно-очаговой эндемичностью. Основной причиной распространения бешенства являются дикие животные.
За 2020 год в Российской Федерации зарегистрировано 1452 вспышек заболевания бешенством, в результате которых заболело и пало 1579 голов животных. Большую часть заболевших животных составляют дикие животные (43%), а остальная часть приходится на домашних плотоядных (47%) и сельскохозяйственных животных (10%). В 2020 году в Курганской области зарегистрировано 3 случая бешенства животных, в 2019 году - 4, в 2018 году - 3, в 2017 - 4. Наиболее неблагополучные районы по данному заболеванию - Мишкинский, Щучанский, Белозерский. На долю диких животных приходится более 80% от выявленных случаев.
Затраты на проведение организационно-хозяйственных, ветеринарно-санитарных и специальных мероприятий (диагностика, иммунизация) в десятки раз меньше по сравнению с ущербом, причиняемым бешенством.
Принимая во внимание, что животные без владельцев являются переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, в целях защиты населения от болезней, общих для человека и животных, необходимо на постоянной основе проводить мероприятия по обращению с животными без владельцев. Организация на территории Курганской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев относится к государственным полномочиям Курганской области.
Законом Курганской области от 27 июня 2012 года N 37 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Лейкоз крупного рогатого скота наносит значительный экономический ущерб, связанный с преждевременной выбраковкой продуктивных животных, недополучением приплода, снижением продуктивности коров и качества молока. По состоянию на 1 января 2021 года уровень инфицированности поголовья крупного рогатого скота вирусом лейкоза составлял 11,9% против 12,0% - на 1 января 2020 года, уровень больных лейкозом животных остался на прежнем уровне и составил - 0,1%, при этом уровень инфицированности животных в сельскохозяйственных предприятиях выше уровня инфицированности среди животных, принадлежащих гражданам, и составляет 11,2% против 12,6%.
Африканская чума свиней (далее - АЧС) относится к группе особо опасных инфекций, поражает домашних и диких свиней и вызывает 100% гибель животных всех возрастов. Возбудитель болезни - вирус, который отличается высокой устойчивостью во внешней среде. В результате заражения диких кабанов формируется природный очаг АЧС, который становится постоянным источником заражения диких и домашних свиней. Средства специфической профилактики и лечения АЧС не разработаны. Впервые в России АЧС зарегистрирована в 2007 году в Чеченской Республике, в последующие годы заболевание регистрировалось еще в 35 субъектах Российской Федерации.
В 2020 году очаги АЧС среди домашних свиней были выявлены в 30 субъектах Российской Федерации. Основной причиной ее заноса в благополучные регионы являются нелегальные перевозки инфицированных животных и продуктов животноводства. Риск распространения АЧС связан с непредставлением информации о случаях заболевания и падежа животных в личных подсобных хозяйствах, затягиванием мероприятий по депопуляции кабанов, недостаточным в некоторых случаях уровнем обеспечения режима биологической защиты свиноводческих предприятий, наличием свалок трупов свиней, павших от этой болезни, нарушениями ветеринарно-санитарных правил содержания и кормления свиней в части скармливания необеззараженных пищевых отходов.
В 2017 году в двух муниципальных образованиях Курганской области была выявлена инфицированная вирусом АЧС продукция на двух объектах по убою и переработке - ООО "Мяспром", ИП Соколов К.В. Это привело к большим финансовым затратам, связанным с ликвидацией инфекции и ограничением оборота продукции животноводства и растениеводства.
Необходимо предотвращение АЧС в Курганской области для предупреждения катастрофических последствий для всей свиноводческой отрасли в силу следующих причин:
высокая смертность животных в очагах инфекции;
прямые потери в результате тотальной депопуляции свиней в очаге инфекции;
полный запрет на вывоз сельскохозяйственной продукции и существенные ограничения реализации свиноводческого сырья и продукции за пределы Курганской области;
огромные затраты на ликвидацию, контроль и сдерживание инфекции;
потери экономических связей.
На территории Российской Федерации сохраняется напряженная ситуация по высокопатогенному гриппу птиц. В 2020 году зарегистрировано 83 вспышки: в том числе в Челябинской области - 4, Томской области - 2, Омской области - 35, из которых 5 среди диких птиц, Курганской области - 11, из которых 1 среди диких птиц, Тюменской области - 14, из которых 3 среди диких птиц, Ростовской области - 5, из которых 1 среди диких птиц, Республике Татарстан - 5.
Напряженная эпизоотическая ситуация по высокопатогенному гриппу птиц в мире и на территории Российской Федерации указывает, что угроза заноса вируса с мигрирующими дикими водоплавающими птицами в популяцию домашних птиц и его распространения в Российской Федерации крайне велика.
Так, в 2020 году на территории Курганской области зарегистрировано 11 неблагополучных пунктов по высокопатогенному гриппу птиц в 7 районах (Сафакулевский, Макушинский, Частоозерский, Лебяжьевский, Альменевский, Мишкинский, Варгашинский). Из них 10 среди домашней птицы, 1 неблагополучный пункт в Частоозерском районе - в дикой фауне. Поэтому требуется системная работа по профилактике гриппа птиц.
Перечень мероприятий, определенных Подпрограммой, должен обеспечивать реализацию полномочий Курганской области по вопросам ветеринарии, предупреждение заноса и распространение вышеуказанных и других заразных болезней животных на территории Курганской области, решение задач по улучшению социально-экономической ситуации и повышению уровня жизни населения в Курганской области.";
в разделе III:
слова "от 31 декабря 2015 года N 683" заменить словами "от 2 июля 2021 года N 400";
в разделе V слова "2019-2023 годы" заменить словами "2019-2024 годы";
в разделе VI:
абзац четвертый исключить;
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"повысить уровень защищенности животных от заражения заразными болезнями, в том числе от лейкоза, улучшить генетический потенциал, породные и продуктивные качества крупного рогатого скота.";
раздел VIII изложить в следующей редакции:
"Раздел VIII. Целевые индикаторы Подпрограммы
Система целевых индикаторов Подпрограммы с указанием плановых количественных значений, отражающих степень достижения целей и решения задач Подпрограммы, представлена по годам реализации.
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
1. |
Доля неблагополучных пунктов, оздоровленных от заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, от общего количества зарегистрированных неблагополучных пунктов в отчетном периоде |
% |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
2. |
Количество случаев заражения домашних животных особо опасными болезнями |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Количество плодотворно осемененного крупного рогатого скота |
голов |
|
|
1450 |
1600 |
1750 |
1900 |
";
раздел IX изложить в следующей редакции:
"Раздел IX. Информация по ресурсному обеспечению Подпрограммы
Финансирование мероприятий Подпрограммы планируется обеспечить за счет средств областного бюджета, средств местного бюджета (по согласованию), а также внебюджетных источников (по согласованию).
Планируемый общий объем бюджетных средств на реализацию Подпрограммы составляет 41,6317 млн. руб., в том числе по годам:
2019 год - 1,8359 млн. руб.;
2020 год - 1,515 млн. руб.;
2021 год - 12,4452 млн. руб.;
2022 год - 7,9452 млн. руб.;
2023 год - 7,9452 млн. руб.;
2024 год - 9,9452 млн. руб.;
Объем средств областного бюджета составляет 38,5747 млн. руб., из них по годам:
2019 год - 1,1979 млн. руб.;
2020 год - 1,200 млн. руб.;
2021 год - 11,9192 млн. руб.;
2022 год - 7,4192 млн. руб.;
2023 год - 7,4192 млн. руб.;
2024 год - 9,4192 млн. руб.;
Объем средств местного бюджета (по согласованию) составляет 3,057 млн. руб., из них по годам:
2019 год - 0,638 млн. руб.;
2020 год - 0,315 млн. руб.;
2021 год - 0,526 млн. руб.;
2022 год - 0,526 млн. руб.;
2023 год - 0,526 млн. руб.;
2024 год - 0,526 млн. руб.
Кроме того, планируется привлечение средств из внебюджетных источников (государственных ветеринарных учреждений) (по согласованию) - 1,0 млн. руб.
Информация по ресурсному обеспечению Подпрограммы с указанием задач, мероприятий и целевых индикаторов, на достижение которых направлено финансирование, а также главных распорядителей средств областного бюджета, источников и объемов финансирования по годам реализации приведена в приложении 3 к Программе.";
приложение 2 к государственной программе Курганской области "О первоочередных направлениях развития ветеринарного обслуживания в Курганской области" изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
приложение 3 к государственной программе Курганской области "О первоочередных направлениях развития ветеринарного обслуживания в Курганской области" изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
2. Финансовому управлению Курганской области подготовить соответствующие изменения в Закон Курганской области от 24 декабря 2020 года N 129 "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
3. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на директора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области.
Губернатор Курганской области |
В.М. Шумков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Действие государственной программы "О первоочередных направлениях развития ветеринарного обслуживания в Курганской области" продлено по 2024 г. включительно.
Общий объём бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации мероприятий государственной программы составит 1051 млн руб. (ранее - 903 млн руб.):
из федерального бюджета - 15 млн руб.;
из областного бюджета - 1032 млн руб.;
из местного бюджета (по согласованию) - 3 млн руб.
Планируется привлечение средств из внебюджетных источников (государственных ветеринарных учреждений) - 489,9 млн руб.
Постановление Правительства Курганской области от 25 ноября 2021 г. N 373 "О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 23 октября 2018 года N 337"
Вступает в силу с 27 ноября 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 ноября 2021 г. N 4500202111260003
Постановлением Правительства Курганской области от 1 ноября 2023 г. N 314 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.