дело N 3а-55/2021
19OS0000-01-2021-000038-03
Решение
Именем Российской Федерации
2 июля 2021 года г. Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при ведении протокола секретарем Киричек О.Ю.,
с участием прокурора Сергеевой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" о признании не действующими в части приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 30 декабря 2020 г. N 7-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия"; приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 31 марта 2021 г. N 4-э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год"; приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 31 марта 2021 г. N 3-э "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год", установил:
ООО "Энергосервис" (далее - Общество, предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения 2 к приказу Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии, регулирующий орган) от 30 декабря 2020 г. N 7-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия" (далее - приказ N 7-э) в части установления для Черногорского филиала Общества базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год в размере 7976,90 тыс.рублей, а также пункта 5 приложения 3 к приказу N 7-э в части установления для Черногорского филиала Общества НВВ без учета оплаты потерь на 2021 год в размере 13144,47 тыс.рублей; пункта 1 приложения приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 г. N 4-э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год" (далее - приказ N 4-э); пункта 2 таблицы 1 приложения 1 к приказу Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 г. N 3-э "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год" (далее - приказ N 3-э), мотивируя требования тем, что установленные оспариваемыми нормативными правовыми актами базовый уровень подконтрольных расходов, необходима валовая выручка (далее - НВВ) и тарифы являются экономически необоснованными, поскольку при определении НВВ не учтены расходы по статье "Работы и услуги производственного характера", что повлекло нарушение прав и законных интересов предприятия.
В судебном заседании представители административного истца Дальчанина Е.А., Демаков А.Н., Воеводин А.Ю., действующие на основании доверенностей, генеральный директор общества Фонов Д.Г. требования административного иска поддержали, приводя изложенные в нем доводы.
Представитель административного ответчика Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия Малахова Ж.А., действующая на основании доверенности, требования административного искового заявления не признала, указывая на соответствие оспариваемых приказов действующему законодательству.
Выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).
Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов) (пункт 1, абзац седьмой пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1, подпунктом 5 пункта 3 постановления Правительства Республики Хакасия от 11 февраля 2019 г. N 21 "О реализации постановления Главы Республики Хакасия от 29 декабря 2018 г. N 87-ПП "О внесении изменений в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27 марта 2009 г. N 07-ПП "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия", пунктами 1.1, 2.1.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. N 175, Госкомтарифэнерго Хакасии является государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области тарификации (ценообразования) электрической энергии (мощности).
Обществом оспаривается приложение 2 к приказу Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 30 декабря 2020 г. N 7-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия" в части установления для Черногорского филиала общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год в размере 7976,90 тыс.рублей, пункт 5 приложения 3 к приказу от 30 декабря 2020 г. N 7-э в части установления для Черногорского филиала общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" НВВ без учета оплаты потерь на 2021 год в размере 13144,47 тыс.рублей; пункт 1 приложения к приказу Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 31 марта 2021 г. N 4-э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год"; пункт 2 таблицы 1 приложения 1 к приказу Государственного комитета по энергетике и тарифному регулированию Республики Хакасия от 31 марта 2021 г. N 3-э "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год".
Согласно абзацам первому и четвертому пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу абзацев первого и второго пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами, относится к числу долгосрочных параметров регулирования, служащих основанием для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды (абзацы девятнадцатый и двадцатый пункта 38 Основ ценообразования).
Согласно абзацам второму и четвертому пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Приказ от 30 декабря 2020 г. N 7-э и приказы от 31 марта 2021 г. N 3-э, 4-э приняты органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, в оспариваемой части направлены на установление (корректировку) долгосрочных параметров регулирования, базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки регулируемой организации в рамках процесса установления тарифов на передачу электрической энергии, в том числе на установление необходимой валовой выручки регулируемой организации в целях установления единых (котловых) тарифов и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год, распространяются на неопределённый круг лиц и рассчитаны на неоднократное применение, то есть отвечают существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт.
Процедура принятия приказов, установленная пунктами 25, 26 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила регулирования), пунктом 3.2 Положения о Государственной комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. N 175, не нарушена, что подтверждается протоколами заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 декабря 2020 г. N 5 и от 31 марта 2021 г. N 3.
Приложением 2 к приказу Федеральной антимонопольной службы от 19 июня 2018 г. N 834/18 в соответствии с пунктом 27 Правил регулирования определена форма принятия решений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, которой приказы N 7-э, 3-э и 4-э соответствуют.
Проекты нормативных правовых актов прошли в установленном порядке правовую и антикоррупционную экспертизу.
В силу статей 24, 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы в издании "Хакасия" 15 января 2021 г., N 7, 9 января 2021, N 55.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).
Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования, с учетом средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных таким организациям при осуществлении ими регулируемой деятельности.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.
Пунктом 4 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (абзац первый пункта 8 Методических указаний N 98-э).
30 апреля 2020 г. ООО "Энергосервис" обратилось в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Черногорского филиала ООО "Энергосервис" на 2021 год в составе долгосрочного периода 2021 - 2025 гг. с применением метода долгосрочной индексации НВВ, приложив к заявлению обосновывающие документы.
Пунктами 22, 23 Правил регулирования предусмотрено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Согласно пунктам 25, 26 и 28 Правил регулирования решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.
В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования).
Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 12 мая 2020 г. было открыто дело N Э-7/21 об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год в составе долгосрочного периода регулирования 2021 - 2025 гг.
По результатам экспертизы представленных документов приказом N 7-э для Черногорского филиала ООО "Энергосервис" установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год в размере 7976,9 тыс. рублей (приложение 2) и НВВ на 2021 год в размере 13144 тыс. рублей (пункт 5 приложения 3). Приказом N 3-э, пункт 2 таблицы 1 приложения 1, Черногорскому филиалу ООО "Энергосервис" установлена НВВ без учета оплаты потерь на 2021 год в размере 13144,47 тыс. рублей, а приказом N 4-э, пункт 1 приложения, установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
Как следует из пояснений представителей сторон и экспертного заключения по делу от 12 мая 2020 г. N Э-7/21 из НВВ Черногорского филиала ООО "Энергосервис" на 2021 год исключены расходы по статье "Работы и услуги производственного характера" на сумму 19765,36 тыс. рублей.
В обоснование заявленной суммы расходов общество представило договор от 11 декабря 2019 г. N ЭС-19/35/СХ-19/1035У на оказание услуг по оперативно-эксплуатационному обслуживанию электрооборудования и выполнению услуг производственного характера, заключенный с ООО "СУЭК-Хакасия".
Данный договор заключен в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг ООО "Энергосервис", утвержденным 13 ноября 2018 г., что подтверждается протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок о проведении открытого запроса предложений от 11 ноября 2019 г. N 31908501132 на право заключения договора на оперативно-техническое обслуживание и выполнения работ производственного характера Черногорского филиала ООО "Энергосервис" от 26 ноября 2019 г. N 60 и уведомлением о заключении договора от 26 ноября 2019 г.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, установлены в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ (пункт 1 части 2 статьи 1), где указано, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3).
Регулирующий орган не принял во внимание договор на оказание услуг по оперативно-эксплуатационному обслуживанию от 11 декабря 2019 г., поскольку пришел к выводу о нарушении процедуры закупки, установленной Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ и пунктом 8.23 Положения о закупке товаров, работ и услуг ООО "Энергосервис", утвержденного 13 ноября 2018 г.
Между тем, данный договор незаключенным или недействительным не признан и действует, а принципы закупки, установленные в статье 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ, нарушены не были.
Анализируя представленные обществом документы по фактическим расходам общества за 2019 год и 1 полугодие 2020 года эксперты признали полностью необоснованными расходы за все месяцы 2019 года по оперативно-эксплуатационному обслуживанию электрооборудования на сумму 17270,65 тыс. рублей указывая на отсутствие актов оказанных услуг в соответствии с пунктом 3.2 договора на оказание услуг по оперативно-эксплуатационному обслуживанию от 9 января 2018 г. N ЭС-17/121/СХ/1111У, а также отсутствие подписей в счетах-фактурах за март и апрель 2019 года. За 1 полугодие 2020 г. в составе отчетности представлены счет-фактуры и акты оказания услуг в соответствии с пунктом 3.2 договора от 11 декабря 2019 г. N ЭС-19/35/СХ-19/1035У и экспертами сделан вывод об эпизодическом характере выполнения работ по оперативно-эксплуатационному обслуживанию электрооборудования Черногорского филиала ООО "Энергосервис" в 2019 - 2020 гг.
Указанные выводы противоречат представленным обществом актам сверки с ООО "СУЭК-Хакасия" за период с 1 января 2018 г. по 25 июня 2021 г., из которых усматривается значительный рост задолженности по договорам на оказание услуг по оперативно-эксплуатационному обслуживанию.
Экспертами не учтено, что счет-фактуры за 2019 год и 1 полугодие 2020 года с актами оказанных услуг были подписаны с использованием электронной цифровой подписи и содержали условие о передаче-приемке работ.
В случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса (пункт 19 Правил регулирования).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя прочие расходы (подпункт 8 пункта 18 Основ ценообразования).
Согласно пункту 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
В силу пункта 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Частично признавая представленные обществом в обоснование понесенных затрат документы ненадлежащими и указывая на эпизодический характер расходов, регулирующий орган не принял мер по определению расходов экспертами в соответствии с требованиями пунктов 29, 31 Основ ценообразования, в том числе с использованием отчетных данных, представленных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Ссылаясь на отсутствие обязанности по запросу дополнительных документов в соответствии с пунктом 19 Правил регулирования регулирующий орган не учел, что расходы по статье "Работы по эксплуатационному и оперативному обслуживанию" ранее исключались при регулировании за иные периоды неоднократно, что следует из пояснений представителей общества и апелляционного определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 мая 2020 г. по делу N 66а-165/2020.
В то же время, регулирующим органом не отрицается, что у общества отсутствуют производственный персонал и оборудование, необходимые для выполнения работ по оперативно-эксплуатационному обслуживанию принадлежащих обществу электрических сетей и электрооборудования.
В таких условиях неоднократное фактически полное исключение затрат по данной статье расходов на протяжении ряда периодов регулирования без устранения сомнений путем истребования дополнительных документов и определения расходов экспертным путем нарушает принципы регулирования, установленные в статьях 6, 20, 23 Закона об электроэнергетике, направленных на обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, поскольку у Черногорского филиала ООО "Энергосервис" отсутствуют иные источники доходов для оплаты работ по обслуживанию электросетей и электрооборудования, обеспечения их бесперебойной работы, устранению аварий.
Кроме того, по смыслу пункта 7 Основ ценообразования расходы по данной статье не являются экономически необоснованными и подлежащими исключению из НВВ, поскольку они связаны с осуществлением регулируемой деятельности организаций и должны покрываться за счет доходов от регулируемой деятельности.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования, пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном потребительском рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, при расчетах индивидуальных тарифов используется НВВ сетевой организации.
Таким образом, при экспертизе предложения общества и определении базового уровня подконтрольных расходов, НВВ и расчете индивидуальных тарифов общества были нарушены требования статей 6, 20, 23 Закона об электроэнергетике, пунктов 7, 18, 28, 29, 31 Основ ценообразования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания не соответствующими иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими: приложение 2 к приказу от 30 декабря 2020 г. N 7-э в части установления для Черногорского филиала общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год в размере 7976,90 тыс.рублей, пункт 5 приложения 3 к приказу от 30 декабря 2020 г. N 7-э в части установления для Черногорского филиала общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" НВВ без учета оплаты потерь на 2021 год в размере 13144,47 тыс.рублей; пункт 1 приложения к приказу от 31 марта 2021 г. N 4-э; пункт 2 таблицы 1 приложения 1 к приказу от 31 марта 2021 г. N 3-э.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты применяются и на их основе реализуются права граждан и организаций, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, и с учетом разъяснений, приведенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", они подлежат признанию не действующими в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).
Учитывая, что в связи с признанием не действующими приказов N 7-э, 3-э, 4-э возникает недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, затрагивающая права и законные интересы не только административного истца, но и неопределенного круга лиц, пользующихся или желающих воспользоваться услугами предприятия, цены на которые подлежат государственному регулированию, суд полагает необходимым обязать Госкомтарифэнерго Хакасии в месячный срок со дня вступления в силу решения суда принять новые нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 157, 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" об оспаривании нормативных правовых актов в части - удовлетворить.
Признать не соответствующими иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу приложение 2 к приказу Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 30 декабря 2020 г. N 7-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия" в части установления для Черногорского филиала общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год в размере 7976,90 тыс.рублей, пункт 5 приложения 3 к приказу от 30 декабря 2020 г. N 7-э в части установления для Черногорского филиала общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" НВВ без учета оплаты потерь на 2021 год в размере 13144,47 тыс.рублей; пункт 1 приложения к приказу Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 31 марта 2021 г. N 4-э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год"; пункт 2 таблицы 1 приложения 1 к приказу Государственного комитета по энергетике и тарифному регулированию Республики Хакасия от 31 марта 2021 г. N 3-э "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год".
Обязать Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять новые нормативные правовые акты, заменяющие приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 30 декабря 2020 г. N 7-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия", приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 31 марта 2021 г. N 4-э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год", приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 31 марта 2021 г. N 3-э "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год" в части, признанной незаконной.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.
Председательствующий |
Вениченко О.В. |
В мотивированной форме решение составлено 7 июля 2021 г. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 2 июля 2021 г. N 3а-55/2021 "О признании частично недействующими приказов Госкомтарифэнерго Хакасии от 30.12.2020 N 7-э, от 31.03.2021 N 4-э, от 31.03.2021 N 3-э"
Текст решения опубликован не был