Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 24 ноября 2021 г. N 1225-р
"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 25 декабря 2013 г. N 2701-р
Инвестиционная декларация
Нижегородской области
Инвестиционная декларация Нижегородской области разработана в целях формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе и декларирует обязательства Нижегородской области перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий ведения бизнеса.
Реализация положений инвестиционной декларации Нижегородской области осуществляется путем принятия органами государственной власти Нижегородской области нормативных правовых актов Нижегородской области, направленных на ее исполнение.
1. Общее описание целей инвестиционного развития Нижегородской области
Главной целью инвестиционного развития Нижегородской области является достижение до 2030 года реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития - не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.
Стратегические приоритеты и планы по привлечению новых стратегических партнеров отражены в разделе "Инвестиционная среда и предпринимательство" Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 (далее - Стратегия), а также Прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов), утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2021 г. N 917.
1.1. В Нижегородской области определены четкие цели по увеличению объемов инвестиций в основной капитал
Таблица 1
Социально-экономические показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2030 |
|
факт |
оценка |
среднесрочный прогноз |
прогноз |
||
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. |
383,1 |
419,1 |
464,7 |
512,4 |
564,9 |
1 044,6 |
Согласно утвержденным показателям, стимулирование инвестиций в основной капитал относится к основным приоритетам регионального развития, к 2030 году данный показатель должен превысить уровень 2020 года более чем в два раза.
1.2. Повышение уровня доходов населения и количества созданных и создаваемых рабочих мест относится к приоритетам регионального развития в Нижегородской области
Таблица 2
Социально-экономические показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2030 |
|
факт |
оценка |
среднесрочный прогноз |
прогноз |
||
Реальные денежные доходы населения, % г/г |
94,9 |
103,2 |
103,1 |
102,9 |
102,8 |
102,4 |
Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций), руб. |
37 600,9 |
40 700 |
43 510 |
46 610 |
49 980 |
75 380 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
3,2 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
К целям регионального развития относится сохранение ежегодного роста реальных денежных доходов населения на уровне не ниже 3%. При этом безработица не должна превышать естественного уровня (0,5%), что может быть достигнуто за счет сохранения существующих и создания новых рабочих мест в экономике.
2. Ключевые характеристики Нижегородской области
2.1. Существующая в Нижегородской области необходимая инфраструктура для инвесторов и площадки для реализации инвестиционных проектов
Нижегородская область - один из передовых и наиболее активно развивающихся регионов Российской Федерации, который обладает обширным потенциалом для развития инвестиционной деятельности.
К ключевым инфраструктурным преимуществам Нижегородской области относятся:
- выгодное географическое положение, развитая транспортная и логистическая инфраструктура;
- развитая инженерная инфраструктура, возможность обеспечения инвестиционных проектов необходимыми инженерными коммуникациями;
- наличие инвестиционных площадок "greenfield" и "brownfield" для реализации инвестиционных проектов (информация о площадках размещена на инвестиционной карте Нижегородской области по адресу: https://newmap.nn-invest.ru/#/map).
2.1.1. Транспортная инфраструктура Нижегородской области
Одним из главных преимуществ региона является географическое положение. Нижегородская область находится в центре европейской части России. Через Нижний Новгород проходят крупные международные транспортные коридоры:
- "Север - Юг", "Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург", транзитные потоки из Индии, Ирана и других стран Персидского залива, а также европейских стран;
- "Запад - Восток", Транссибирская магистраль, транзитные потоки предоставляют прямой выход грузам России, стран СНГ и Европы в дальневосточные российские морские порты и на пограничные переходы, расположенные на границе России с Китаем, Монголией и Казахстаном.
Развитая региональная транспортно-логистическая инфраструктура обеспечивает преимущества в логистике и близость к крупнейшим рынкам сбыта.
2.1.1.1. Автомобильная инфраструктура
Регион обладает разветвленной сетью автомобильных дорог с твердым покрытием. Через Нижегородскую область проходят автодороги федерального значения:
- М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа (протяженность: 219,874 км);
- Р-177 "Поветлужье" Нижний Новгород - Боковая - Йошкар-Ола (протяженность: 133,286 км);
- Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов (протяженность: 224,500 км).
Через Нижегородскую область проходят автодороги регионального значения:
- Р-125 Ряжск - Касимов - Муром - Нижний Новгород (протяженность: 144,020 км);
- Р-152 Шопша - Иваново - Нижний Новгород (протяженность: 95,933 км);
- Р-159 Нижний Новгород - Шахунья - Киров (протяженность: 215,978 км).
Основными направлениями дорожной деятельности являются: реализация мероприятий национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", мероприятия в рамках развития паломническо-туристического кластера "Арзамас - Дивеево - Саров".
В целях развития региональной транспортной инфраструктуры в Нижегородской области реализован ряд проектов по строительству и реконструкции объектов дорожного хозяйства:
- Южный обход города Нижнего Новгорода (I-III очереди);
- Волжский мост и строительство участка автомобильной дороги Нижний Новгород - Шахунья - Киров на участке Неклюдово - Золотово;
- метромост через реку Оку, совмещенный с автодорогой.
В настоящее время реализуются масштабные проекты:
- строительство IV очереди Южного обхода города Нижнего Новгорода;
- реконструкция и капитальный ремонт автомобильной дороги Р-158 Нижний Новгород - Саранск - Пенза - Саратов;
- строительство Южного обхода г. Арзамаса;
- строительство автомобильной дороги Северо-восточный обход с. Дивеево;
- реконструкция автомобильных дорог по ул. Циолковского, ул. Кузьмина, ул. Светлоярской со строительством транспортной развязки в разных уровнях в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода;
- строительство транспортной развязки в районе д. Ольгино на пересечении а/д Ряжск - Касимов - Муром - Нижний Новгород;
- в рамках трансконтинентального проекта международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай", который входит в ключевой проект "Экономический пояс Шелкового пути", планируется строительство нового автобана М-12 Москва - Нижний Новгород - Казань. Маршрут привлечет 70 млн тонн грузопотока. Трасса М-12 даст новые возможности международной логистике.
2.1.1.2. Железнодорожная инфраструктура
Протяженность железнодорожных путей на территории Нижегородской области - 1,2 тыс. км.
На территории Нижегородской области на балансе Горьковской региональной дирекции железнодорожных вокзалов находятся 11 вокзальных комплексов, в том числе внеклассных - 1, второго класса - 4 и третьего класса - 2. В их числе: Нижний Новгород, Арзамас-1, Арзамас-2, Навашино, Дзержинск, Сергач (объект культурного наследия), Шахунья, Семенов, Урень, Заволжье, Петряевка.
На территории Нижегородской области пригородные пассажирские железнодорожные перевозки осуществляет АО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" (АО "ВВППК"). В 2020 году количество пассажиров составило 17,1 млн человек.
Среднесуточное количество курсирующих пассажирских поездов дальнего следования - 57, в том числе формирования Горьковской железной дороги - 22 поезда. Среднесуточное количество курсирующих пригородных поездов - 205.
Основные виды грузов, перевозимые железнодорожным транспортом по территории Нижегородской области: нефтяные, черные металлы, химикаты, металлолом, лесные, промышленное сырье. В 2020 году объем погрузки железнодорожным транспортом составил 11,6 млн тонн. Более 60% грузоперевозок обеспечивают предприятия нефтехимии, около 14% - предприятия металлургического комплекса.
Устойчивые грузопотоки формируются в направлении Северо-Западного региона. Это в основном нефтепродукты, грузы в контейнерах и химикаты. Высокий рост погрузки в данном направлении отмечен по лесным грузам в Финляндию. Южное и Восточное направления загружены за счет контейнерных поставок, перевозки черных металлов и нефтепродуктов.
Из перспективных зарождений грузопотока можно отметить развитие транспортно-логистических услуг в области контейнерных перевозок. Разрабатываются различные варианты отправления в составе контейнерных поездов. Одним из новых направлений могут стать поставки через Казахстан.
К точкам роста грузопотока в среднесрочной перспективе можно отнести: особую экономическую зону промышленно-производственного типа "Кулибин" (ОЭЗ ППТ "Кулибин") вблизи станции Дзержинск, терминально-логистический центр на станции Доскино, перевозки от станции Зелецино в рамках инвестиционных проектов ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез".
2.1.1.3. Речной транспорт, внутренние водные пути и речные порты
Общая протяженность внутренних водных путей, проходящих по Нижегородской области, в границах деятельности ФБУ "Администрация Волжского бассейна" составляет 937 км. Помимо транзитных судовых ходов на реках в перечень внутренних водных путей также входят дополнительные судовые хода, подходы к причалам, остановочным пунктам и убежищам на открытых участках водохранилищ.
За период 2020 - 2021 годов произошло значительное увеличение протяженности водных путей, обслуживаемых ФБУ "Администрация Волжского бассейна", а также улучшение их показателей - повышение категории.
Таблица 3. Объем перевозок и судопоток за навигацию 2020 г. по водным путям ФБУ "Администрация Волжского бассейна" в границах Нижегородской области
N п/п |
Показатель |
По направлениям |
Итого в оба направления |
|
вверх |
вниз |
|||
1. |
Грузовые перевозки (тонн) |
|
|
|
2. |
Наливные |
1 516 058 |
12 685 |
1 528 743 |
3. |
Зерновые |
149 210 |
- |
149 210 |
4. |
Соль |
818 740 |
18 085 |
836 825 |
5. |
Лесные |
20 777 |
91 703 |
112 480 |
6. |
Металл |
146 734 |
617 385 |
764 119 |
7. |
Сера |
181 842 |
- |
181 842 |
8. |
Строительные |
3 762 316 |
1 465 422 |
5 227 738 |
9. |
Химические минеральные удобрения |
160 503 |
17 114 |
177 617 |
10. |
Прочие грузы |
6 349 |
79 966 |
86 315 |
11. |
Всего грузов |
6 762 528 |
2 302 360 |
9 064 888 |
12. |
Количество рейсов порожнем |
1 613 |
3 493 |
5 106 |
13. |
Всего рейсов (ед.) в том числе: |
6 977 |
7 412 |
14 389 |
14. |
Количество рейсов сухогрузных судов и барж |
3 372 |
3 583 |
6 955 |
15. |
Количество рейсов танкеров и наливных барж |
470 |
488 |
958 |
16. |
Количество рейсов толкачей и буксиров |
2 677 |
2 739 |
5 416 |
17. |
Количество рейсов пассажирских судов |
458 |
602 |
1 060 |
18. |
Количество перевезенных пассажиров (чел.) |
36 343 |
41 571 |
77 914 |
2.1.1.4. Воздушный транспорт
Международный аэропорт Нижнего Новгорода "Стригино" - один из крупнейших аэропортов Приволжского федерального округа. Аэропорт "Стригино" обслуживает международные и внутренние авиарейсы и является запасным аэродромом московского авиаузла.
Аэропорт "Стригино" - международные воздушные ворота Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Маршрутная сеть аэропорта включает более 40 направлений полетов.
В 2017 году бизнес-зал "Стригино" признан победителем в номинации "Бизнес пространство в общественном интерьере" премии Best Office Awards. В 2018 году аэропорт получил премию "Воздушные ворота России" как лучший международный аэропорт регионального значения с пассажиропотоком до 2 млн человек. В 2018 году успешно прошел повторный аудит и подтвердил соответствие мировым стандартам безопасности ISAGO (IATA Safety Audit for Ground Operations). В 2020 году (по итогам 2019 года) повторно получил премию "Воздушные ворота России".
В 2020 году пассажиропоток аэропорта "Стригино" составил 574 305 человек.
2.2. Инженерная инфраструктура Нижегородской области
2.2.1. Инфраструктура электроэнергетического комплекса
Энергосистема Нижегородской области входит в состав объединенной энергетической системы Средней Волги, располагающейся на территории Приволжского федерального округа и включающей, помимо энергосистемы Нижегородской области, энергосистемы 8 субъектов Российской Федерации: Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей; республик Чувашии, Марий Эл, Мордовии и Татарстана.
Функции оперативно-диспетчерского управления объектами электроэнергетики на территории Нижегородской области осуществляет Филиал АО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистем Нижегородской области" (Нижегородское РДУ).
Зона охвата централизованным электроснабжением составляет 100% от суммарной площади Нижегородской области.
Нижегородское ПМЭС осуществляет на территории Нижегородской области передачу электрической энергии по Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС). В эксплуатации Нижегородского ПМЭС находятся 2 641,19 км линий электропередачи напряжением 220-500 кВ, 23 подстанции напряжением 220-500 кВ общей трансформаторной мощностью 10 649,0 МВА, один переключательный пункт 220 кВ и один распределительный пункт 220 кВ.
На территории Нижегородской области осуществляют деятельность 47 организаций, оказывающих услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям (территориальных сетевых организаций). К наиболее крупным из них относятся:
- Филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - Нижегородское ПМЭС;
- Филиал "Нижновэнерго" ПАО "Россети Центр и Приволжье";
- АО "Верхне-Волжская энергетическая компания";
- АО "Саровская Электросетевая Компания";
- Горьковская дирекция по энергообеспечению филиала "Трансэнерго" ОАО "РЖД";
- ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО";
- СЦ "Кстовоэнергонефть" ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ";
- ООО "Павловоэнерго";
- ООО "Специнвестпроект";
- ФКП "Завод имени Я.М. Свердлова".
Основной объем электрических сетей напряжением 0,4-110 кВ принадлежит ПАО "МРСК Центра и Приволжья" - единой операционной компании с центром ответственности в г. Нижнем Новгороде, являющейся основным поставщиком услуг по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к электросетям во Владимирской, Ивановской, Калужской, Кировской, Нижегородской, Рязанской и Тульской областях, а также в Республике Марий Эл и Удмуртской Республике.
На территории Нижегородской области осуществляют свою деятельность 4 гарантирующих поставщика:
- АО "Волгаэнергосбыт";
- АО "Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ";
- ООО "Русэнергосбыт";
- ПАО "ТНС энерго Нижний Новгород".
К крупным генерирующим компаниям, осуществляющим деятельность на территории Нижегородской области, относятся:
- Филиал "Нижегородский" ПАО "Т Плюс";
- АО "Волга";
- ООО "Автозаводская ТЭЦ";
- Филиал ПАО "РусГидро" - "Нижегородская ГЭС";
- АО "Саровская Генерирующая Компания";
- ФКП "Завод имени Я.М. Свердлова".
В энергетический комплекс области входят объекты генерации - пять ТЭЦ установленной электрической мощностью 2098 МВт, одна ГЭС установленной электрической мощностью 523 МВт, электростанция промпредприятия ФКП "Завод имени Я.М. Свердлова" установленной электрической мощностью 36 МВт, Нижегородская ГРЭС им. А.В. Винтера установленной мощностью 112 МВт, ГПЭС ОАО "Инженерный центр" установленной электрической и тепловой мощностью 1,546 МВт, 397 линий электропередачи класса напряжения 110-500 кВ, 205 трансформаторных подстанций и распределительных устройств класса напряжения 110-500 кВ.
2.2.2. Инфраструктура трубопроводного транспорта
Газоснабжение Нижегородской области обеспечивается через сеть газопроводов дочерними предприятиями ПАО "Газпром" - ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" и ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород".
В систему газоснабжения области входят:
- магистральные газопроводы протяженностью 4 336,9 км;
- 7 компрессорных станций;
- 109 газораспределительных станций (ГРС);
- газораспределительные сети, протяженностью 25 372,35 км;
- 1 866 газораспределительных пунктов и установок.
2.2.3. Площадки для реализации инвестиционных проектов в Нижегородской области
Сведения об инвестиционных площадках, объектах недвижимости, существующих ТОСЭР, ОЭЗ Нижегородской области, индустриальных парках размещаются на интерактивной инвестиционной карте Нижегородской области, представляющей собой двуязычную (русский, английский) публичную карту Нижегородской области.
Инвестиционная карта, представленная на инвестиционном портале Нижегородской области (www.nn-invest.ru), предназначена для формирования у инвестора общего представления о наличии земельных участков, а также дает возможность с использованием различным фильтров самостоятельно подобрать необходимый участок. На карте размещено около 600 инвестиционных площадок, из которых 6 частных индустриальных парков, 3 территории опережающего социально-экономического развития и 1 особая экономическая зона.
2.3. Наличие на территории Нижегородской области преференциальных режимов для субъектов инвестиционной деятельности
На территории Нижегородской области действуют четыре территории с преференциальными режимами ведения инвестиционной деятельности: ОЭЗ ППТ "Кулибин" и три территории опережающего социально-экономического развития в г. Володарске, р.п. Решетиха и г. Сарове.
2.3.1. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Кулибин"
ОЭЗ ППТ "Кулибин" создана на территории муниципального образования городской округ город Дзержинск в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 724 "О создании на территории муниципального образования городской округ город Дзержинск Нижегородской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа".
Одними из приоритетных направлений деятельности ОЭЗ ППТ "Кулибин" являются химия и фармация, которые не развиты в существующих на сегодняшний день особых экономических зонах промышленно-производственного типа, но имеют высокое социальное значение для страны. Именно поэтому территорией размещения ОЭЗ ППТ "Кулибин" был выбран Дзержинск - город, где зародилась отечественная химия и который остается одним из крупнейших центров химической промышленности России. В Дзержинске налажена подготовка кадров и десятилетиями наработаны компетенции в сфере химической промышленности.
ОЭЗ ППТ "Кулибин" создана на территории крупного промышленного предприятия АО "ДПО "Пластик" общей площадью 72,3 га. Площадка имеет необходимую инженерную и транспортную инфраструктуру, резерв энергетических мощностей, а также потенциал для расширения. Данная инфраструктура создавалась в целях обеспечения существующих потребностей АО "ДПО "Пластик" и дальнейшей реализации новых перспективных инвестиционных проектов, так как на территории предприятия имеются свободные земельные участки и объекты недвижимости.
Резидентам предоставляются следующие налоговые льготы:
Таблица 4
Федеральная часть: |
Региональная часть: |
Налог на прибыль: 2% - в течение первых 5 лет 2% - от 6 до 10 лет 2% - от 11 до 49 лет |
Налог на прибыль: 0% - в течение первых 5 лет 3% - от 6 до 10 лет 12,5% - от 11 до 49 лет Налог на имущество - 0% в течение 10 лет Земельный налог - 0% в течение 5 лет Транспортный налог - 0% в течение 10 лет |
АО "Корпорация развития Нижегородской области" совместно с Правительством Нижегородской области прорабатывается вопрос присоединения к ОЭЗ ППТ "Кулибин" территории площадью около 600 га. По итогам проводимой работы общая площадь ОЭЗ ППТ "Кулибин" достигнет 700 га.
На территории второй очереди ОЭЗ ППТ "Кулибин" будут размещены предприятия фармацевтики и химической промышленности, производства автокомпонентов, а также логистические комплексы. Реализация данных проектов увеличит темп роста социально-экономического развития Нижегородской области за счет создания рабочих мест, увеличения доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, увеличения объема инвестиций в экономику региона.
Увеличение существующей территории ОЭЗ ППТ "Кулибин" будет способствовать созданию и модернизации рабочих мест, увеличению доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, увеличению производительности труда и объема инвестиций в экономику региона.
2.3.2. Территории опережающего социально-экономического развития в г. Володарске, р.п. Решетиха и г. Сарове
Территории опережающего социально-экономического развития в г. Володарске, р.п. Решетиха и г. Сарове созданы в соответствии со следующими нормативными правовыми актами, которые содержат базовую информацию об условиях предоставления резидентам льгот:
ТОСЭР "Саров": постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N 481 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Саров";
ТОСЭР "Володарск": постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 г. N 124 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Володарск";
ТОСЭР "Решетиха": постановление Правительства Российской Федерации 12 февраля 2019 г. N 128 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Решетиха".
Для ТОСЭР "Володарск" и "Решетиха" минимальный объем капитальных вложений резидента, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта, составляет 2,5 млн рублей, для ТОСЭР "Саров" - 5,0 млн рублей. При этом в отношении резидентов ТОСЭР "Володарск" и "Решетиха" действует дополнительное требование по созданию не менее 10 рабочих мест в первые 2 года после получения статуса резидента.
Для резидентов ТОСЭР "Саров" в настоящее время действуют следующие налоговые льготы:
1. Льгота по налогу на прибыль - снижение ставки в областной бюджет до 5% на 5 лет, 10% - в течение последующих 5 лет (федеральный бюджет 0% на 5 лет и последующие года 2% (3% в 2017 - 2024 гг.).
2. Льгота по налогу на имущество - снижение ставки до 0%.
Для резидентов ТОСЭР "Володарск" и "Решетиха" в настоящее время действуют следующие налоговые льготы:
1. Льгота по налогу на прибыль - снижение ставки в областной бюджет до 5% на 5 лет, 10% - в течение последующих 5 лет (федеральный бюджет 0% на 5 лет и последующие года 2% (3% в 2017 - 2024 гг.).
2. Льгота по налогу на имущество - снижение ставки до 0%.
3. Льгота по налогу на землю - снижение ставки до 0%.
4. Пониженные тарифы страховых взносов (при условии получения статуса резидента в течение первых 3-х лет с момента создания ТОСЭР):
- на обязательное пенсионное страхование - 6,0%;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5%;
- на обязательное медицинское страхование - 0,1%.
Дополнительно резидентам ТОСЭР "Володарск" и "Решетиха" на период строительства и на 10 лет после ввода объекта в эксплуатацию арендная плата устанавливается равной одному рублю в год за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области.
2.4. Соблюдение органами и организациями Нижегородской области в рамках установленной компетенции сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности
Губернатор Нижегородской области, органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления Нижегородской области в рамках установленной компетенции при рассмотрении вопросов реализации инвестиционных проектов осуществляют деятельность в соответствии с установленными сроками согласования и предоставления разрешительной документации. В Нижегородской области соблюдение установленных сроков рассмотрения согласовательной и разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности, контролируется уполномоченными органами и организациями.
2.5. Планы по развитию приоритетных направлений и секторов экономики Нижегородской области, являющихся инвестиционными приоритетами, с их привязкой к конкретным территориям
Промышленность традиционно является основной отраслью экономики Нижегородской области, дающей треть объема валового регионального продукта, треть платежей в бюджет Нижегородской области и обеспечивающей четверть общей численности занятых региона.
Основу промышленности Нижегородской области составляют обрабатывающие производства - около 90% от общего объема. Основные из них: производство автотранспортных средств, металлургия, нефтепереработка, химическое производство, производство пищевых продуктов, а также деревообработка.
Доля Нижегородской области в объеме производства отдельных видов продукции в целом по Российской Федерации за 2020 год:
- автобусы (имеющие технически допустимую максимальную массу более 5 т) - 58,3%;
- грузовые автомобили - 36,6%;
- стальные трубы (обсадные) - 21,1%;
- ПВХ - 32,6%;
- этилен - 11,3%;
- газетная бумага - 20,7%;
- первичная переработка нефти - 4,1%.
Основной стратегической целью экономического развития Нижегородской области является формирование растущей, устойчивой экономики, создание глобально-конкурентоспособных секторов технологичной промышленности, НИОКР, IT, туризма и АПК. В планах региона стать одним из лидеров Российской Федерации по инвестиционному климату и условиям для развития предпринимательства, обеспечить сектора экономики востребованными кадровыми ресурсами.
В среднесрочной перспективе представляется целесообразным концентрировать усилия и ресурсы на развитии секторов и отраслей экономики, дающих самый сильный эффект на прирост ВРП и увеличение доходной части бюджета региона соответственно - это 9 отраслей "быстрого роста". Глобальное долгосрочное лидерство экономики и дальнейший ее рост, а также эффективное использование ресурсов будут обеспечены за счет дополнительных 3 приоритетных секторов, выделенных экспертным сообществом как наиболее значимых для региона и имеющих высокий потенциал развития.
Приоритетные сектора и отрасли "быстрого роста":
- 7 отраслей "быстрого роста" в составе ключевого для Нижегородской области сектора - промышленности: производство автомобилей, напитков, основных химических веществ, пластмассовых изделий, приборов и инструментов, фармацевтической продукции и судов;
- НИОКР и приоритетный сектор информационных технологий;
- деятельность транспорта и перевозки;
- сектор туризма, обладающий большим потенциалом развития;
- АПК, обеспечивающий продовольственную безопасность и основную занятость сельского населения, имеющий экспортный потенциал.
Отрасли "быстрого роста" определяются высокой привлекательностью и конкурентоспособностью.
Кроме этого, в разделе Стратегии "Концепция пространственного развития территорий" одной из задач является формирование "полюсов роста" и обеспечение их прогрессивного развития. "Полюс роста" - сформировавшаяся агломерация или сеть городов (зона, имеющая несколько ядер развития), развитие которых уже происходит или возможно ускоренными темпами за счет концентрации ресурсов (инвестиционных, человеческих, энергетических) и развития перспективных и расширяющихся отраслей. "Полюс роста" способен вызвать дальнейшее развитие во всей зоне своего влияния. Всего в области сформировано 8 "полюсов роста".
Проект по формированию "полюсов роста" подразумевает приоритетную поддержку развития действующих предприятий и привлечение новых инвесторов по выбранным отраслевым специализациям каждого "полюса роста". Представляется целесообразным и наиболее эффективным формирование полных цепей добавленной стоимости в границах полюсов и зон их влияния.
Ключевыми инструментами реализации данного проекта станут развитие в "полюсах роста" инвестиционной инфраструктуры, в том числе площадок, обеспеченных инфраструктурой, ТОСЭР и ОЭЗ, а также формирование мер финансовой и нефинансовой поддержки с учетом особенностей текущего уровня экономического развития территорий.
Схема 1
Согласно Стратегии, специализация "полюсов роста" формируется с учетом возможности развития перспективных и "сильных" отраслевых направлений экономики для данных территорий или региона в целом, а также возможности управления размещением производственных сил в "полюсах роста".
Отраслевые приоритеты "полюсов роста", определенных Стратегией, представлены на следующей схеме:
Схема 2
В Нижегородской области разработан десятилетний план комплексного развития Нижегородской агломерации. План комплексного развития Нижегородской агломерации включает в себя:
- развитие южных территорий г. Нижнего Новгорода для жилищного строительства с потенциальным объемом ввода жилья на пилотных территориях 3,35 млн кв. метров;
- строительство дублера проспекта Гагарина в г. Нижнем Новгороде с мостовым переходом через р. Ока. В совокупности в орбите дублера расположены территории для жилищного строительства с потенциальным объемом ввода жилья 7,3 млн кв. метров, на которых будет проживать порядка 230 тыс. жителей;
- редевелопмент исторического центра г. Нижнего Новгорода с вовлечением в активную городскую жизнь более 300 гектаров земель, расположенных в шаговой доступности от Нижегородского кремля, и созданием IТ-квартала и 20 тыс. новых рабочих мест, в том числе 10 тыс. высокопроизводительных рабочих мест в сфере информационных технологий;
- комплексную реформу общественного транспорта г. Нижнего Новгорода, включая строительство новых станций метро.
В результате будет создано более 47 тыс. новых рабочих мест, ожидаемый прирост ВРП составит порядка 1,7 трлн рублей. Реализация комплексного плана обеспечит синергетический эффект на стимулирование инвестиционной деятельности и социально-экономические показатели.
2.6. Новые инновационные отрасли экономики Нижегородской области
Нижегородская область является одним из IT-центров России. В регионе представлены ведущие российские и зарубежные IT-компании: Intel, Harman-Samsung, Huawei, Netcracker Technology, Five 9, Auriga, Яндекс, Мэйл.ру, Мера, Artezio, КРОК и другие.
По состоянию на конец 2020 года количество IT-компаний, зарегистрированных на территории Нижегородской области, составило 1481. По сравнению с 2019 годом их количество выросло на 25%.
Количество сотрудников, работающих на предприятиях и в организациях отрасли, - 33249 тыс. человек. По сравнению с 2019 годом среднесписочная численность работников увеличилась на 13,5%.
Экспорт телекоммуникационных, компьютерных, информационных услуг за 2020 год составил 160,56 млн долларов США (2019 год - 119,73 млн долларов США, 2018 год - 92,87 млн долларов США).
По итогам 2020 года Нижегородская область вышла на третье место по объему экспорта ИКТ-услуг (1 место - г. Москва, 2 место - г. Санкт-Петербург).
Импорт телекоммуникационных, компьютерных, информационных услуг за 2020 год составил 30,26 млн долларов США (2019 год - 24,05 млн долларов США, 2018 год - 32,70 млн долларов США).
IT-индустрия Нижегородской области представлена как узкоспециализированными компаниями (сфера деятельности - IT-услуги, ПО, продажа оборудования, в т.ч. компьютерной и оргтехники), так и компаниями-универсалами, предоставляющими услуги в различных сегментах IT-рынка.
Наиболее перспективным направлением IT-отрасли региона, имеющим наибольший потенциал как на внутрироссийском, так и на внешнем рынке, является разработка ПО. Нижний Новгород занимает 3 место в России по объемам выпускаемого программного обеспечения после Москвы и Санкт-Петербурга. Ряд нижегородских IT-компаний-разработчиков, в частности компания Мера, входят в число ведущих разработчиков программного обеспечения в мире. Для поддержки разработчиков компьютерного программного обеспечения в регионе установлены льготные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно статистическим данным, доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом продукте Нижегородской области составляет порядка 30%.
Крепкие позиции региона в сфере цифровых технологий обусловлены сильной образовательной базой. Авторитет нижегородских вузов по направлениям, связанным с IT, признан не только в России, но и международном сообществе.
Специалистов по IT-направлениям готовят региональные вузы (ННГУ им. Н.И. Лобачевского, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, Высшая школа экономики, Княгининский университет, Нижегородская государственная строительная академия, Нижегородский филиал РАНХИГС, Мининский университет), 4 профильных учреждения среднего профессионального образования.
Ежегодно нижегородские вузы и образовательные организации среднего профессионального образования выпускают более 2 200 молодых специалистов, чья профессия связана с информационными технологиями. Кроме того, около 700 человек ежегодно выпускаются частными образовательными учреждениями дополнительного образования, специализирующимися на дополнительном образовании в сфере IT. Таким образом, ежегодно в регионе готовится около 2 900 специалистов в сфере IT.
В регионе одним из первых в Российской Федерации открыт Научно-образовательный центр мирового уровня (НОЦ). Область вошла в пятерку пилотных субъектов Российской Федерации, где были созданы подобные центры. Центр создан с целью объединения усилий и совместной работы университетов, научных институтов и компаний для коммерциализации передовых технологий, и их внедрения в различных отраслях экономики. НОЦ Нижегородской области включает в себя 37 участников. В контуре его деятельности находится более 100 инновационных проектов.
Серьезным шагом в развитии научно-технологической экосистемы будет создание в Нижегородской области инновационного научно-технологического центра "Квантовая долина". В "Квантовой долине" будут работать лаборатории и инженерные площадки, оснащенные современным оборудованием для исследований и прототипирования. Часть оборудования будет общедоступной, что позволит даже небольшим стартапам работать с самыми современными дорогостоящими технологиями.
Среди основных направлений деятельности "Квантовой долины": передовые цифровые (включая квантовые) технологии; интеллектуальные транспортные системы; высокотехнологичное медицинское приборостроение.
В конце 2020 года Президентом Российской Федерации Путиным В.В. была одобрена инициатива Госкорпорации "Росатом", МГУ им. Ломоносова и Российской Академии наук по созданию в г. Сарове Нижегородской области Национального центра физики и математики. Центр уже создан, целью его функционирования является проведение фундаментальных исследований по широкому кругу проблем современной науки и подготовка кадров мирового уровня с использованием уникальной экспериментальной базы Госкорпорации "Росатом".
2.7. Развитие традиционных отраслей экономики Нижегородской области
2.7.1. Планы по достижению качественных показателей развития региональных приоритетных отраслей экономики
Согласно Стратегии, развитие традиционных отраслей региона относится к основным приоритетам социально-экономического развития. Планы по развитию основных направлений - обрабатывающих производств и сельского хозяйства - представлены ниже:
Таблица 5
Социально-экономические показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2030 |
|
факт |
оценка |
среднесрочный прогноз |
прогноз |
||
Объем отгрузки по обрабатывающим производствам, млрд руб. |
1 289,3 |
1 289,3 |
1 375,8 |
1 475 |
1 593,9 |
2 467,4 |
Продукция сельского хозяйства, млрд руб. |
79,9 |
79,0 |
83,0 |
87,6 |
93,1 |
137,0 |
2.7.2. Характеристика трудовых ресурсов Нижегородской области, задействованных в приоритетных отраслях экономики
Система среднего профессионального образования Нижегородской области имеет развитую образовательную инфраструктуру, включающую 75 профессиональных образовательных организаций, в которых обучается более 68 тыс. студентов по 60 рабочим профессиям и 139 специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО).
Ежегодно в регионе растет число выпускников и абитуриентов по программам СПО, в последние два года выпуск составляет более 15 тыс. человек.
Формирование объема и структуры приема граждан на обучение за счет областного бюджета определяется строго по заявкам работодателей в соответствии с их кадровой потребностью. Для восполнения кадровых потребностей предприятий в регионе создана межведомственная комиссия по формированию общего объема подготовки кадров, положение о которой утверждено приказом министерства образования Нижегородской области от 24 декабря 2013 г. N 2867, с учетом среднесрочного и долгосрочного прогнозирования.
Все образовательные программы реализуются в тесной взаимосвязи с работодателями: программы согласовываются с представителями предприятий, вариативная часть программ формируется по запросу организаций реального сектора экономики, производственная практика реализуется на базовых предприятиях.
Подготовку специалистов с высшим образованием в Нижегородской области осуществляют 11 государственных вузов, 15 филиалов государственных вузов, 2 филиала негосударственных вузов. Реализацию программ среднего профессионального образования осуществляют 9 вузов и их филиалов. Среди 11 вузов один носит статус национального исследовательского университета, один - статус опорного университета.
Для ведения высокотехнологичного бизнеса высшие учебные заведения региона готовят специалистов высокой квалификации по всем необходимым направлениям подготовки (специальностям). Всего в вузах Нижегородской области обучается свыше 93 тыс. человек, из них около 53 тыс. человек - по очной форме обучения.
Для повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием вузы создают базовые кафедры на предприятиях и производствах. Система базовых кафедр за последние годы успешно развивается, базовые кафедры работают на крупнейших предприятиях Нижегородской области. Образовательные организации высшего образования также активно осуществляют подготовку по целевым направлениям для оборонно-промышленного комплекса, что позволяет решить вопросы закрепления выпускников на конкретных рабочих местах.
Благодаря тесному взаимодействию вузов с производственными компаниями увеличивается процент трудоустройства выпускников на предприятиях области, по техническим направлениям и специальностям он составляет свыше 98%.
Среднегодовая численность занятых в экономике составляет 1,6 млн человек, или 85% от численности трудовых ресурсов, основная доля занятых сложилась в следующих отраслях экономики:
- в промышленном производстве - 23%;
- в торговле оптовой и розничной - 20,4%;
- в социальной сфере - 19,6%;
- в строительстве - 8,9%;
- в науке - 5%.
Уровень официально зарегистрированной безработицы в Нижегородской области по состоянию на 27 октября 2021 г. составляет - 0,54%.
Нижегородская область является одним из ведущих российских промышленных и научных центров, а также центров по разработке и применению наукоемких технологий. Уровень развития высокотехнологичных отраслей обусловил наличие в Нижегородской области уникального научно-технического потенциала в сочетании с мощной образовательной базой. Регион известен признанными в мире следующими научными школами: радиофизики и электроники, в том числе физики твердотельных микроструктур; ядерной, лазерной физики; физики высоких энергий; нелинейной динамики; металлоорганической химии; химии высокочистых веществ; микробиологии; высоких технологий в медицине: кардиологии, травматологии и ортопедии.
В Нижегородской области действуют три института РАН: Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики РАН, Институт металлоорганической химии им. Г.А. Разуваева РАН, Институт химии высокочистых веществ им. Г.Г. Девятых РАН. В области действуют 4 предприятия ГК "Росатом", в том числе ФГУП "Российский федеральный ядерный центр - ВНИИЭФ", 5 предприятий концерна ПВО "Алмаз-Антей". В Нижегородской области расположена штаб-квартира и крупнейшие предприятия Группы "ГАЗ", а также крупный нефтехимический комплекс и около 500 малых наукоемких предприятий.
2.8. Планируемые к реализации в Нижегородской области инвестиционные проекты, оказывающие влияние на инвестиционный климат региона
Таблица 6
N п/п |
Наименование компании и проекта |
Дата реализации |
Объем инвестиций, млрд рублей |
Количество рабочих мест |
Место реализации |
1 |
ООО "Эколант" (участник СПИК 2.0.) Строительство электрометаллургического комплекса |
2026 |
121,3 |
740 |
г.о.г. Выкса |
2 |
ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" Строительство Комплекса переработки нефтяных остатков (приоритетный инвестиционный проект Нижегородской области) |
2021 |
100,4 |
175 |
г. Кстово |
3 |
ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" Строительство Комплекса производства полипропилена |
2025 |
61,0 |
200 |
г. Кстово |
4 |
АО "Выксунский металлургический завод" Комплексный проект по развитию производства бесшовных труб (приоритетный инвестиционный проект Нижегородской области) |
2022 |
60,0 |
800 |
г.о.г. Выкса |
5 |
АО "Выксунский металлургический завод" Развитие дивизиона нефтегазопроводных труб (приоритетный инвестиционный проект Нижегородской области) |
2022 |
40,7 |
650 |
г.о.г. Выкса |
6 |
ПАО "ГАЗ" Создание промышленного производства новых колесных транспортных средств и модернизация существующих колесных транспортных средств на базе производственных предприятий "Группы ГАЗ" (приоритетный инвестиционный проект Нижегородской области) |
2028 |
10,2 |
302 |
г. Н.Новгород |
7 |
АО "НПП "Макстон-Дзержинск" Строительство завода по переработке тяжелых нефтяных остатков |
2023 |
9,00 |
300 |
г.о.г. Дзержинск |
8 |
ООО "МАГ Груп" Строительство современного полигона твердых коммунальных отходов |
2028 |
7,4 |
284 |
г.о.г. Дзержинск |
9 |
ООО "УК РБПИ Групп" Строительство предприятия по убою и первичной переработке свинины |
2023 |
9,36 |
410 |
Вадский муниципальный округ |
10 |
АО "РГ-Центр" Производственно-технический комплекс по переработке химических источников тока |
2024 |
6,95 |
448 |
г.о.г. Дзержинск |
11 |
ООО "Юникерамикс" Строительство завода по производству керамической плитки |
2023 |
6,00 |
500 |
г.о.г. Дзержинск |
12 |
ООО "Тепличный комбинат Нижегородский" Строительство тепличного комплекса для круглогодичного выращивания овощной продукции, г.о.г. Бор |
2021 |
5,3 |
524 |
г.о.г. Бор |
13 |
ООО "ПСП-2" Строительство свиноводческого комплекса (приоритетный инвестиционный проект Нижегородской области) |
2021 |
4,7 |
150 |
Ардатовский муниципальный район |
14 |
ООО "ПСП-2" Строительство свиноводческого комплекса (приоритетный инвестиционный проект Нижегородской области) |
2021 |
4,9 |
150 |
Сергачский муниципальный район |
15 |
ООО "Первый мясокомбинат" Строительство мясоперерабатывающего комбината |
2027 |
4,56 |
1500 |
г. Н.Новгород |
16 |
ООО "Сибур-Кстово" Строительство сливной эстакады и парка хранения бензинов |
2022 |
3,2 |
8 |
Кстовский муниципальный район, промышленная зона |
16 |
ООО "Сибур-Кстово" Факельная система "Товарно-сырьевая установка жидких продуктов пиролиза углеводородов нефти" (реконструкция) |
2021 |
1,67 |
- |
Кстовский муниципальный район, промышленная зона |
17 |
АО "Национальные Логистические Технологии" Строительство логистического почтового центра |
2021 |
1,5 |
680 |
г. Н.Новгород |
18 |
ООО "РТ - Композитные газовые баллоны" Завод по производству полимерно-композитных газовых баллонов |
2021 |
1,25 |
179 |
г.о.г. Дзержинск ОЭЗ "Кулибин" |
19 |
ООО "Аквариум" Строительство океанариума |
2022 |
1,24 |
45 |
г. Н.Новгород |
20 |
ООО "Технопарк H2O" Создание инновационного технопарка |
2022 |
1,14 |
- |
г.о.г. Дзержинск ОЭЗ "Кулибин" |
2.9. Планируемые к реализации в Нижегородской области значимые проекты с использованием механизмов государственно-частного партнерства, концессии, соглашения о защите и поощрении капиталовложений
N п/п |
Наименование компании - концессионера |
Наименование проекта |
Дата реализации (срок действия соглашения) |
Форма реализации |
1 |
ООО "Первая концессионная компания "Просвещение" |
Единый образовательный комплекс вместимостью 4550 мест, расположенный в г. Н.Новгороде и г.о.г. Бор |
15 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
2 |
ООО "Школа Боталово-4" |
Школа на 1000 мест в жилом районе Боталово-4 города Бор Нижегородской области |
15 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
3 |
ООО "Школа на Козерадского" |
Общеобразовательная школа на 1000 мест в районе улицы Козерадского города Выкса Нижегородской области |
15 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
4 |
ООО "Школа Кстово-3" |
Общеобразовательная школа на 792 учащихся в микрорайоне N 3 города Кстово Нижегородской области |
15 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
5 |
ООО "Школа Виля" |
Здание средней школы на 400 мест с индивидуальной блочной газовой котельной по адресу: Нижегородская область, город Выкса, рабочий поселок Виля, переулок Школьный, 4 |
15 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
6 |
ООО "Школа Фрегат" |
Общеобразовательная школа на 1225 мест по адресу Нижегородская область, Кстовский район, село Большая Ельня |
15 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
7 |
ООО "Восемнадцатая концессионная компания "Просвещение" |
Общеобразовательная школа на 1100 мест в 12 микрорайоне города Арзамаса Нижегородской области |
15 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
8 |
ООО "Шестнадцатая концессионная компания "Просвещение" |
Общеобразовательная школы на 1100 мест в районе улицы Клюквина и проспекта Дзержинского городского округа город Дзержинск Нижегородской области |
15 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
9 |
ООО "Двадцать вторая концессионная компания "Просвещение" |
Общеобразовательная школа на 800 мест в районе деревни Кузнечиха Советского района города Нижнего Новгорода |
15 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
10 |
ООО "Двадцатая концессионная компания "Просвещение" |
Общеобразовательная школа на 1100 мест на улице Космической (в районе домов N 24, N 32) в микрорайоне Мончегорский города Нижнего Новгорода |
15 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
11 |
ООО "Двадцать первая концессионная компания "Просвещение" |
Общеобразовательная школа на 825 мест на улице Украинской в городе Нижний Новгород |
15 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
12 |
ООО "Школа Цветы" |
Общеобразовательная школа на 1500 мест в поселке Дубенки Приокского района города Нижнего Новгорода |
15 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
13 |
ООО "Двадцать пятая концессионная компания "Просвещение" |
Физкультурно-оздоровительный комплекс им. А.С. Пушкина в селе Большое Болдино Большеболдинского района |
13 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
14 |
ООО "СберИнфра" |
Физкультурно-оздоровительный комплекс "Взлет" в городе Чкаловске Нижегородской области |
12 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
15 |
ООО "Центр адаптивного спорта "Феникс" |
Региональный центр спортивной подготовки по адаптивным видам спорта в г. Дзержинске Нижегородской области |
13 лет с даты заключения соглашения |
Концессионное соглашение |
3. Инвестиционные обязательства Нижегородской области
3.1. Гарантии инвесторам и меры государственной поддержки
В Нижегородской области действует Закон Нижегородской области от 31 декабря 2004 г. N 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области". Закон гарантирует неухудшение положения инвестора, а также защиту прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Закон строится на следующих принципах;
- объективности и экономической обоснованности принимаемых решений;
- открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;
- равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур;
- обязательности исполнения принятых решений;
- взаимной ответственности органов государственной власти и местного самоуправления Нижегородской области и субъектов инвестиционной деятельности;
- сбалансированности публичных и частных интересов;
- ясности и прозрачности инвестиционного процесса в Нижегородской области.
Законом закреплены права и обязанности инвестора и органов государственной власти, а также гарантии прав инвесторов.
В регионе инвестору предоставляются финансовые и нефинансовые меры государственной поддержки.
С 2004 года функционирует институт приоритетных инвестиционных проектов Нижегородской области. Организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Нижегородской области, предоставляются налоговые преференции, субсидии на создание инженерной инфраструктуры, субсидии на частичную компенсацию процентной ставки по кредитам.
С 1 января 2022 г. вступает в силу Закон Нижегородской области от 11 августа 2021 г. N 97-З "О применении на территории Нижегородской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций". Государственная поддержка будет действовать до 2027 года.
Нижегородская область активно использует новые федеральные инструменты поддержки инвестиционной деятельности.
В 2021 году Нижегородская область заключила СПИК 2.0, гарантирующий участнику соглашения стабилизацию условий при реализации проекта и налоговые преференции.
В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" инвестор может заключить соглашение о защите и поощрении капиталовложений с целью возмещения затрат на создание объектов инженерной, транспортной, социальной и цифровой инфраструктуры, в том числе процентных ставок по кредитам на данные цели, а также получить стабилизацию условий реализации проекта.
Информация о мерах государственной поддержки, действующих на территории Нижегородской области, размещается на инвестиционном портале Нижегородской области (https://www.nn-invest.ru/ru/support/measures) и на портале поддержки предпринимательства "Мой бизнес" (https://мойбизнес52.рф/support_measures/).
3.2. Общие принципы организации взаимодействия с инвесторами
Губернатор Нижегородской области, органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления Нижегородской области в рамках установленной компетенции при рассмотрении вопросов реализации инвестиционных проектов осуществляют деятельность в соответствии со следующими принципами:
- неухудшение условий реализации инвестиционных проектов.
- оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Нижегородской области, в досудебном порядке;
- общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов.
- неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Нижегородской области;
- обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Нижегородской области;
- стремление в рамках стимулирования инвестиционной деятельности обеспечить повышение уровня доходов населения Нижегородской области.
Соблюдение установленных принципов относится к региональным приоритетам и строго контролируется уполномоченными органами и организациями региона.
4. Инвестиционная команда Нижегородской области
4.1. Состав инвестиционной команды Нижегородской области
Инвестиционную команду Нижегородской области возглавляет Губернатор Нижегородской области. Инвестиционная команда включает в себя представителей ведомств, организаций и институтов развития бизнеса и содействия инвестиционной деятельности:
- руководители органов исполнительной власти Нижегородской области;
- генеральный директор АО "Корпорация развития Нижегородской области";
- уполномоченный по защите прав предпринимателей Нижегородской области;
- представители региональных и всероссийских деловых объединений (Торгово-промышленная палата Российской Федерации, общественные организации "Российский союз промышленников и предпринимателей", "OПOPA РОССИИ", "Деловая Россия");
- эксперты финансовых организаций Нижегородской области;
- представители органов местного самоуправления Нижегородской области;
- представители ресурсоснабжающих организаций региона.
4.2. Условия формирования инвестиционной команды Нижегородской области
Ключевым институтом развития инвестиционной деятельности в Нижегородской области является АО "Корпорация развития Нижегородской области" (далее - Корпорация). В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 9 января 2019 г. N 1 "О специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Нижегородской области" Корпорация имеет статус специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
Постановление определяет основные функции Корпорации: привлечение инвестиций, целевой поиск инвесторов; формирование инвестиционных предложений для инвесторов, подбор инвестиционных площадок; организационное сопровождение инвесторов, обеспечение режима "одного окна"; содействие развитию индустриальных парков, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития и другой инвестиционной инфраструктуры; подготовка предложений по совершенствованию законодательной и нормативной базы, созданию благоприятных условий развития инвестиционной активности; осуществление полномочий по управлению ОЭЗ ППТ "Кулибин", в том числе организация и обеспечение работы экспертного и наблюдательного советов, подготовка заключений к заявкам на заключение соглашений об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ ППТ "Кулибин"; продвижение инвестиционных возможностей и проектов Нижегородской области в России и за рубежом, а также сопровождение и администрирование инвестиционного портала Нижегородской области.
Деятельность Корпорации направлена на продвижение инвестиционного потенциала Нижегородской области и способствует развитию деловой среды в регионе путем установления прямых контактов с бизнесом, создания и развития необходимой инвестиционной инфраструктуры.
С целью консолидации усилий по стимулированию инвестиционной деятельности в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. N 264-р "Об инвестиционных уполномоченных в Нижегородской области" в регионе учрежден институт инвестиционных уполномоченных.
В рамках созданного института, представляющего органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, ресурсоснабжающие организации Нижегородской области, Корпорацией налажено прямое и оперативное взаимодействие с назначенными инвеступолномоченными в целях максимального вовлечения их в инвестиционный процесс и привлечения к решению возникающих в рамках реализации инвестиционных проектов вопросов. Всего назначены 82 инвестиционных уполномоченных, в том числе 52 от органов местного самоуправления, 21 от органов исполнительной власти, 9 от ресурсоснабжающих организаций.
Все члены инвестиционной команды Нижегородской области регулярно проходят обучение, перенимая лучшие практики в сфере инвестиционного развития.
Информация об инвестиционной команде размещена на инвестиционном портале Нижегородской области (https://www.nn-invest.ru/ru/support/measures).
4.3. Распределение ответственности между членами инвестиционной команды Нижегородской области в части взаимодействия с инвесторами
Сопровождение инвесторов при реализации инвестиционных проектов со стороны инвестиционной команды Нижегородской области осуществляется на основе отработанных механизмов взаимодействия и решения поставленных целей с учетом мнений представителей деловых объединений и уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.
В Нижегородской области Корпорация выступает в качестве "одного окна" для инвесторов - института развития, в который субъекты инвестиционной деятельности имеют право обратиться для решения широкого круга вопросов.
В рамках организации сопровождения инвестиционных проектов Корпорацией при необходимости осуществляется взаимодействие с ведомствами и организациями, к компетенции которых относится требующий решения вопрос инвестора. Взаимодействие осуществляется с лицами, за которыми закреплена ответственность по конкретным направлениям взаимодействия с инвесторами - инвестиционными уполномоченными.
Взаимодействие с членами инвестиционной команды Нижегородской области ведется в рамках компетенций, возложенных на представляемые ими ведомства и организации действующим законодательством.".
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Нижегородской области от 24 ноября 2021 г. N 1225-р "О внесении изменения в инвестиционную... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.