Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации области
от 29 ноября 2021 г. N 757
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Владимирской области
12 января, 15 марта 2022 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Владимирской области (далее - государственный контроль).
1.2. Региональный государственный контроль осуществляется Департаментом архитектуры и строительства Владимирской области (далее - Департамент).
1.3. Предметом государственного контроля является соблюдение лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязательных требований, установленных Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования).
1.4. Объектом государственного контроля (надзора) является деятельность, действия (бездействия) лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования.
Департаментом в соответствии с частью 2 статьи 16 и частью 5 статьи 17 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) в рамках осуществления государственного контроля (надзора) ведется учет объектов государственного контроля (надзора) и иных сведений с использованием информационной системы.
1.5. Государственный контроль осуществляют следующие должностные лица Департамента:
- директор Департамента;
- заместитель директора Департамента, начальник отдела регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства и правового обеспечения;
- консультант, юрист отдела регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства и правового обеспечения Департамента;
- главный специалист-эксперт отдела регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства и правового обеспечения Департамента;
- старший экономист отдела регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства и правового обеспечения Департамента.
1.6. Должностными лицами Департамента, принимающими решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении государственного контроля являются:
- директор Департамента;
- заместитель директора Департамента, начальник отдела регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства и правового обеспечения Департамента (далее - заместитель директора).
1.7. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами и обязанностями, установленными статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществление государственного контроля
2.1. При осуществлении государственного контроля применяется система оценки и управления рисками.
2.2. Департамент при осуществлении государственного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
- высокий риск;
- средний риск;
- низкий риск.
2.3. Критерии отнесения объектов контроля к отдельным категориям риска разработаны с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. При отнесении объектов контроля к соответствующей категории применяется один из критериев риска.
Категория риска |
Критерии риска |
Высокий риск |
На дату принятия решения о присвоении категории риска контролируемые лица считаются подвергнутыми административному наказанию за административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 13.19.3, частями 1, 4 статьи 14.28, частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие на дату принятия решения о присвоении категории риска факта нарушения срока исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве более чем на 6 месяцев. |
Средний риск |
На дату принятия решения о присвоении категории риска юридическое лицо и (или) его должностные лица считаются подвергнутыми административному наказанию по части 1 статьи 13.19.3, частям 2, 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие на дату принятия решения о присвоении категории риска факта нарушения срока исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве менее чем на 90 дней. |
Низкий риск |
Отсутствие на дату принятия решения о присвоении категории риска вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 13.19.3, частями 1, 2, 3, 4 статьи 14.28, частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или истечение срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 13.19.3, частями 1, 2, 3, 4 статьи 14.28, частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие на дату принятия решения о присвоении категории риска нарушения срока исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве. |
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям
3.1. При осуществлении государственного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
3.2. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Департамента на портале органов государственной власти Владимирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), в средствах массовой информации, в личных кабинетах контролируемых лиц в ЕИСЖС и в иных формах.
3.3. Обобщение правоприменительной практики осуществляется один раз в год.
3.3.1. По итогам обобщения правоприменительной практики готовится доклад, который не позднее 15 марта текущего года размещается на официальном сайте для проведения публичного обсуждения.
3.3.2. Доклад о правоприменительной практике утверждается распоряжением Департамента не позднее 20 апреля года, следующего за отчетным.
Утвержденный доклад размещается на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.
3.4. При наличии у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или о признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Департамент в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предлагает ему принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.4.1. По результатам рассмотрения предостережения контролируемым лицом могут быть поданы в Департамент возражения.
В возражениях указываются:
- наименование и идентификационный номер налогоплательщика контролируемого лица;
- дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
- обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Возражения направляются контролируемым лицом в Департамент в бумажном виде почтовым отправлением либо иными указанными в предостережении способами, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью контролируемого лица.
3.4.2. Департамент рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для контролируемого лица способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
3.4.3. При отсутствии возражений контролируемое лицо в указанный в предостережении срок направляет в Департамент уведомление об исполнении предостережения.
В уведомлении об исполнении предостережения указываются:
- наименование и идентификационный номер налогоплательщика контролируемого лица;
- дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
- сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Уведомление об исполнении предостережения направляется контролируемым лицом в Департамент в бумажном виде почтовым отправлением либо иными указанными в предостережении способами, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью подконтрольного субъекта.
3.5. Консультирование контролируемых лиц осуществляют следующие должностные лица Департамента:
- заместитель директора Департамента, начальник отдела регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства и правового обеспечения Департамента архитектуры и строительства Владимирской области;
- консультант, юрист отдела регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства и правового обеспечения Департамента архитектуры и строительства Владимирской области;
- главный специалист-эксперт отдела регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства и правового обеспечения Департамента архитектуры и строительства Владимирской области;
- старший экономист отдела регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства и правового обеспечения Департамента архитектуры и строительства Владимирской области.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ в письменной форме - при их письменном обращении, в устной форме - по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Должностные лица Департамента осуществляют консультирование, в том числе письменное консультирование, по следующим вопросам:
1) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
2) соблюдение обязательных требований в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) порядок осуществления государственного надзора;
4) порядок обжалования решений Департамента.
3.6. Профилактический визит и обязательный профилактический визит проводятся Департаментом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
3.6.1 В ходе профилактического визита сотрудником Департамента может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
3.6.2. Проведение обязательных профилактических визитов должно быть предусмотрено в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого риска.
3.6.3. Профилактический визит проводится Департаментом в следующем порядке:
- заместителем директора Департамента принимается решение о проведении профилактического визита в отношении контролируемого лица в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, определяются дата, время и должностные лица Департамента, уполномоченные на его проведение;
- контролируемое лицо уведомляется о проведении профилактического визита любым доступным способом, позволяющим проконтролировать получение уведомления, не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения профилактического визита;
- в день проведения профилактического визита должностные лица Департамента осуществляют выезд к контролируемому лицу.
Срок проведения профилактического визита составляет один рабочий день.
3.6.4. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения
3.6.5. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и основаниях ля проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
3.6.6. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что действия (бездействие) контролируемого лица представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо (лица) Департамента незамедлительно информирует об этом директора Департамента (заместителя директора Департамента) для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
4. Осуществление государственного контроля
4.1. Государственный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- внеплановая документарная проверка;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований.
4.1.1. Основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий являются:
- наличие у Департамента сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
- поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока устранения выявленного нарушения обязательных требований - в случаях выдачи контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.3. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного контроля в отношении контролируемых лиц не проводятся.
4.1.3. Для проведения внеплановой документарной проверки принимается решение директора (заместителя директора) Департамента по типовой форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (далее - Приказ N 151).
4.2. Без взаимодействия с контролируемыми лицами проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) (далее - наблюдение за соблюдением обязательных требований).
Основанием для осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований является задание, утвержденное директором (заместителем директора) Департамента.
4.4. Проведение внеплановой документарной проверки.
Внеплановая документарная проверка проводится по месту нахождения Департамента.
4.4.1. В ходе внеплановой документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Департамента, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля.
В ходе внеплановой документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- получение письменных объяснений;
- получение устной информации;
- истребование документов.
Получение письменной и устной информации, истребование документов производится в порядке, установленном статьями 78, 79, 80 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.4.2. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Департамента, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Департамент направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы.
В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Департамент указанные в требовании документы.
4.4.3. В случае, если в ходе внеплановой документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения.
Контролируемое лицо, представляющее в Департамент пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля, вправе дополнительно представить в Департамент документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
4.4.4. Срок проведения внеплановой документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Департаментом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе внеплановой документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Департамент, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Департамента о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Департамент.
4.5. Наблюдение за соблюдением обязательных требований представляет собой сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Департамента, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, в том числе ЕИСЖС, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" иных общедоступных данных.
4.5.1 Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится без взаимодействия с контролируемым лицом посредством:
1) анализа информации, размещенной в Единой информационной системе жилищного строительства (состав, порядок, способы, достоверность, полнота, и периодичность размещения), обязанность по раскрытию которой возложена на застройщика в соответствии с обязательными требованиями;
2) анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в целях формирования выводов:
- о соблюдении застройщиком сроков представления в контрольный (надзорный) орган ежеквартальной отчетности застройщика и требований к ее составу;
- о соблюдении застройщиком нормативов оценки финансовой устойчивости своей деятельности;
- о соблюдении застройщиком сроков исполнения им договорных обязательств перед участниками долевого строительства.
4.5.2. Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится должностными лицами на основании заданий, утверждаемых директором (заместителем директора) Департамента.
4.5.3. Порядок оформления и содержания заданий, результатов проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований утверждается приказом Департамента.
Подпункт 4.5.4 изменен с 15 марта 2022 г. - Постановление администрации Владимирской области от 15 марта 2022 г. N 129
4.5.4. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Департамент принимает следующие решения:
- о проведении внеплановой документарной проверки;
- об объявлении предостережения;
- о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
4.6. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностными лицами Департамента самостоятельно. В обязательном порядке фото- или видеофиксация, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, представителями которого создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иные способы фиксации. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. Уполномоченными должностными лицами Департамента по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
5.2. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
5.3. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Уполномоченное должностное лицо Департамента вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5.4. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований, допущенных контролируемым лицом в ходе осуществления им деятельности, уполномоченные должностные лица Департамента после оформления акта выдают предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения, а также совершают действия, предусмотренные статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
6. Обжалование решений Департамента, действий (бездействия) должностных лиц Департамента
6.1. Действия (бездействие) должностных лиц Департамента, решения, принятые ими в ходе осуществления регионального государственного контроля, могут быть обжалованы в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. Жалоба на решения Департамента, действия (бездействие) должностных лиц Департамента рассматривается директором Департамента либо лицом, исполняющим обязанности директора Департамента.
6.3. Жалоба на решения, действия (бездействие) директора Департамента либо лица, исполняющего обязанности директора Департамента, направляется для рассмотрения Губернатору Владимирской области.
6.4. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным должностным лицом в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Пункт 6.5 изменен с 1 января 2022 г. - Постановление администрации Владимирской области от 12 января 2022 г. N 1
6.5. В исключительных случаях (необходимость запроса дополнительных документов для рассмотрения жалобы в связи с временной нетрудоспособностью должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются, нахождением его в отпуске или командировке) указанный срок может быть продлен директором Департамента, лицом, исполняющим его обязанности, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Раздел 6 дополнен пунктом 6.6 с 1 января 2022 г. - Постановление администрации Владимирской области от 12 января 2022 г. N 1
6.6. Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной или иной охраняемой законом тайны, на бумажном носителе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.