Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1258304-7 "О внесении изменений в статью 33.3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6.1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект внесен в Государственную Думу одновременно с проектами федеральных законов "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и предусматривает внесение изменений в статью 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) и статью 6.1 Федерального закона от 04.12.2013 N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения".
Законопроектом предлагается продлить на 2024 год установленный в настоящее время порядок учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который предусматривает направление полного размера индивидуальной части тарифа страхового взноса (16%) на финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы.
Такой подход реализован в действующем законодательстве в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2014 - 2023 годах.
Согласно представленной Правительством Российской Федерации пояснительной записке проект федерального закона подготовлен с учетом социально-экономической ситуации и в целях обеспечения бюджетной стабильности. Также отмечено, что при его подготовке был проведен анализ практики применения Федерального закона N 167-ФЗ, на основании которого сделан вывод, что направление полного размера индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии значительно уменьшает объем передаваемого из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации трансферта на обязательное пенсионное страхование, а именно по приведенной в ФЭО предварительной оценке на 772,9 млрд. рублей в 2024 году.
Таким образом, из приложенных к проекту федерального закона материалов следует, что ежегодные мероприятия по "заморозке" накопительного компонента проводятся Правительством Российской Федерации исключительно в целях экономии средств федерального бюджета.
Комитет не может согласиться с данным подходом.
Необходимо напомнить, что основной причиной ежегодной пролонгации моратория на формирование средств пенсионных накоплений является отсутствие однозначных согласованных решений о дальнейшем способе формирования накопительной пенсии.
Комитет многократно отмечал в своих заключениях, что Правительству Российской Федерации необходимо ускорить свою работу по реформированию накопительной составляющей пенсионной системы, предусмотреть ее формирование на основе добровольного финансирования с сохранением тех гарантии, которые установлены действующим законодательством для средств пенсионных накоплений.
Вместе с тем, ведущаяся на протяжении последних шести лет Министерством финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации работа, направленная на разработку концепции "индивидуального пенсионного капитала", затем "гарантированного пенсионного продукта" и "гарантированного пенсионного плана", до настоящего времени не была реализована в форме внесенного в Государственную Думу проекта федерального закона.
В очередной раз вынуждены констатировать, что такое затягивание решения данной проблемы уже негативно повлияло на уровень доверия граждан, как к самому накопительному компоненту, так и в целом к изменениям в пенсионном законодательстве. В этой связи снижается вероятность эффективного перезапуска "замороженной" на такой длительный срок системы без введения комплекса стимулирующих граждан на добровольное участие мер в виде налоговых вычетов и государственного софинансирования взносов, что может оказаться достаточно обременительным для федерального бюджета.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового и юридико-технического характера по проекту федерального закона не имеет.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает законопроект, но также отмечает, что ежегодно указывает на необходимость принятия решения о способах формирования накопительной пенсии.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений по законопроекту не имеет.
Учитывая, что внесение предложенных изменений в действующее пенсионное законодательство связано с особенностями формирования федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на трехлетний бюджетный цикл, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию законопроекта с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.