Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 1256257-7 "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих) внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 16 ноября 2021 г. N 7/5)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 ноября 2021 года (протокол N 6, пункт 42) Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 1256257-7 "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроект разработан в целях создания условий для увеличения доли должностного оклада в структуре денежного содержания государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие). Его нормами предлагается установить новый порядок формирования оплаты труда гражданских служащих и работников государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы.
В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской федерации на 2019 - 2021 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2019 г. N 1646-р) в рамках стимулирования гражданских служащих к повышению эффективности профессиональной служебной деятельности и совершенствования системы государственных гарантий на гражданской службе предусматривается развитие системы социальных гарантий, а именно, оптимизация структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в его структуре доли должностного оклада и совершенствование порядка и условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет гражданским служащим.
Действующей редакцией части 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) установлено, что при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для дополнительных выплат (в расчете на год) с указанием конкретного количества должностных окладов на каждый вид выплат (за классный чин, за выслугу лет и прочее).
Нормами законопроекта предлагается исключить данные нормативы из Федерального закона N 79-ФЗ и установить, что порядок формирования и использования фонда оплаты труда для федеральных гражданских служащих утверждается указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, для субъектов федерации - устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Также регулируется порядок формирования фонда оплаты труда органов публичной власти федеральной территории "Сириус" - в соответствии с нормами статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ (за исключением выплаты районного коэффициента).
Принятие законопроекта потребует издания пяти указов Президента Российской Федерации, внесения изменений в три указа Президента Российской Федерации, а также внесения изменений в три постановления Правительства Российской Федерации и утверждения методики расчета годового фонда оплаты труда федеральных государственных органов. Проекты вышеперечисленных нормативных правовых актов в настоящий момент не представлены, в связи с чем не представляется возможным в полной мере оценить перспективы принятия рассматриваемого законопроекта.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что для реализации новых норм потребуется, в частности, принятие указа Президента Российской Федерации "Вопросы формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппарата Счетной палаты Российской Федерации". В настоящий момент размер должностного оклада гражданских служащих вышеперечисленных государственных органов приравнен к размеру воинского должностного оклада. Также отдельно устанавливается величина оклада для гражданских служащих Министерства иностранных дел Российской Федерации. Таким образом, существуют различия в величине должностных окладов между федеральными гражданскими служащими в разных органах государственной власти, что влияет на уровень их денежного содержания и пенсионного обеспечения.
Комитет отмечает, что Федеральное Собрание Российской Федерации также является конституционным федеральным государственным органом, в связи с чем фонд оплаты труда и уровень должностных окладов лиц, проходящих федеральную государственную гражданскую службу в аппаратах палат Федерального Собрания, должен быть сопоставим с федеральными государственными гражданскими служащими Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации.
После принятия поправок к Конституции Российской Федерации одной из важных задач является формирование и укрепление единой системы публичной власти (государственной, муниципальной, общественной) и повышение эффективности публичного управления.
Комитет не раз отмечал, что реформирование государственной гражданской службы должно исходить из её социального значения, она должна рассматриваться и развиваться как система, укрепляющая государство и обеспечивающая взаимосвязь общества с государством.
Стоит заметить, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает систему государственной службы, которая включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов. Указанный закон относит к основным принципам построения и функционирования системы государственной службы единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Однако, на сегодняшний день имеются диспропорции в размере должностного оклада, пенсионного обеспечения гражданских служащих и представителей других видов государственной службы, что препятствует мотивации к эффективной и длительной работе. Полагаем, что гражданские служащие всех видов службы должны находиться в равном положении в части оплаты труда, получения социальных и иных гарантий.
Важно отметить, что повышение должностного оклада гражданских служащих повлечет повышение пенсионного обеспечения бывших гражданских служащих, так как пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих индексируются при централизованном повышении денежного содержания данной категории лиц.
Очевидно, что развитие публичной власти не может ограничиваться мерами по изменению формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих, возможного увеличения денежного содержания и доли должностного оклада в нем. Для обеспечения стимулов, необходимых на публичной службе, необходимо продолжать работу над совершенствованием института социальных и иных гарантий.
В целом Комитет поддерживает концепцию законопроекта с учетом высказанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.