Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1174700-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", внесенному депутатом Государственной Думы А.А. Кузьминым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон) новым понятием "исключительный тариф на электрическую энергию", закрепить за Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов полномочия по установлению такого тарифа для отдельной категории потребителей муниципальных образований, на территориях которых расположены "объекты гидроэнергетики", в размере 50 процентов от утвержденного регулирующим органом тарифа на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей; по определению списка указанных муниципальных образований.
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях компенсации потребителям электрической энергии, проживающим на территории муниципальных образований, в пределах которых расположены объекты гидроэнергетики, негативного воздействия на жизнедеятельность таких граждан путем установления исключительного тарифа на электрическую энергию. Согласно финансово-экономическому обоснованию установление такого тарифа может быть осуществлено "методом перекрестного субсидирования, когда часть платы за потребленную электроэнергию населением оплачивается за счет промышленной группы потребителей России".
Предлагаемый законопроектом подход по установлению льготных тарифов для отдельной категории потребителей не учитывает положения пункта 5 статьи 23 Закона, согласно которым допускается установление льготных цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, при условии, что субъектам электроэнергетики, осуществляющим поставки электрической энергии (мощности) или оказывающим услуги по передаче электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей, гарантируется возмещение экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, в том числе за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем из законопроекта неясно, каким образом и за чей счет будет произведена компенсация выпадающих доходов указанных субъектов электроэнергетики.
Обращаем внимание, что согласно "Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 511-р, планируется поэтапное снижение перекрестного субсидирования до 2022 года за счет постепенного повышения тарифа для наиболее обеспеченных домохозяйств до экономически обоснованного уровня и повышение эффективности электросетевого комплекса. При этом предполагается сохранение системы адресного субсидирования отдельных категорий населения.
Таким образом, предлагаемый законопроектом способ защиты отдельной категории потребителей электрической энергии требует дополнительного обоснования.
Кроме того, законопроект требует доработки понятийного аппарата. Так, в целях ясности и определенности правовой нормы следует раскрыть понятие "объект гидроэнергетики", а также соотнести его с понятием "возобновляемые источники энергии" (см. статью 3 Закона).
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.