Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1219896-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность за противоправные действия, связанные с затоплением судна или иного имущества, их удалением и обязательном страховании или ином финансовом обеспечении ответственности в связи с удалением затонувшего судна.
По проекту замечаний концептуального характера не имеется.
При внесении изменений в абзац первый части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не учтен размер административного штрафа, налагаемого на граждан, в размере 300 тысяч рублей в части 1 статьи 11.6.1. При замене слов в новой редакции не учтена статья 11.7.1. При дополнении данного абзаца указанием на часть 2 статьи 11.6.1 и 11.6.2 следует учесть, что в этих части и статье разные размеры штрафов. Данное замечание относится к дополнению абзаца первого статьей 11.6.2. Кроме того, в части 2 статьи 11.6.1 предусмотрен максимальный штраф для юридических лиц в размере до 5 миллионов рублей и группа статей с аналогичным максимальным размером штрафов в абзаце первом уже имеется.
Данный проект подготовлен во взаимосвязи с проектом федерального закона N 1219892-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с которым выявлены отдельные несогласованности.
Так, часть 1 проектной статьи 11.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение собственником затонувшего судна сроков направления капитану морского порта сообщения о затонувшем имуществе. При этом в проектной редакции статьи 108 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) (проект N 1219892-7) данный срок не установлен.
Часть 1 проектной статьи 11.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение сроков направления собственником затонувшего судна сообщения о затонувшем имуществе. При этом согласно пунктам 1 и 2 проектной редакции статьи 108 КТМ РФ данное сообщение обязаны направить капитан судна и судовладелец. В случае направления сообщения одним из указанных лиц, направление такого сообщения другим лицом не требуется. Таким образом, направление сообщения капитаном судна исключает аналогичную обязанность судовладельца и его ответственность.
Также часть 1 статьи 11.6.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление собственником разработанной документации в сроки, указанные в распоряжении капитана морского порта. При этом согласно пункту 4 проектной редакции статьи 110 КТМ РФ в распоряжении капитана указываются сроки разработки документации по удалению затонувшего имущества, но не ее представления.
Помимо этого, в части 1 статьи 11.6.1 КоАП РФ указано уведомление о намерении приступить к удалению затонувшего судна. Следует учитывать, что в пункте 1 проектной статьи 110 КТМ РФ указано направление извещения. Уведомление направляется согласно пункту 3 данной статьи КТМ РФ, в котором регулируются обязанности собственника затонувшего имущества на стадии взаимоотношений с капитаном порта после ненаправления извещения. Таким образом, состав административного правонарушения в части уведомления нуждается в уточнении.
Кроме того, текст проекта нуждается в уточнении в части применения терминов "затонувшее судно" и "затонувшее имущество" с учетом их определений в пункте 2 проектной редакции статьи 207 КТМ РФ и применения этих терминов в изменениях в КТМ РФ.
Проектная статья 11.6.3 Кодекса предусматривает административную ответственность за эксплуатацию морского судна в случае отсутствия свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении. При этом сделано изъятие в отношении судов, находящихся в государственной собственности, которое не корреспондирует положениям проектной статьи 336.11 КТМ РФ.
Обращает на себя внимание несоразмерность административных штрафов, налагаемых на таких субъектов административной ответственности как граждане и юридические лица (см. часть 1 статьи 3.5 КоАП РФ).
Поскольку санкции проектных статей 11-6.1 - 11.6.3 КоАП РФ не содержит наказаний, налагаемых только судьей, указывать данные статьи в части 2 статьи 23.1 Кодекса нет необходимости.
При внесении изменений в пункты 2 и 3 части 2 статьи 23.36 КоАП РФ следует уточнить, не предполагается ли наделение правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных проектными статьями Кодекса, капитанов морских портов и капитанов бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации.
Замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.