город Калуга |
|
06 ноября 2024 г. |
Дело N А54-1090/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2024 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Радвановской Ю.А., |
||||||
судей |
Гнездовского С.Э., Крыжской Л.А., |
||||||
при участии в заседании: |
|
||||||
от заявителя жалобы:
от иных участвующих деле лиц: |
Хадеев Р.В. - представитель индивидуального предпринимателя Поротиковой Н.И., доверенность от 01.02.2024, диплом, паспорт;
Грабова Т.В. - представитель ООО "Серебрянский цементный завод", доверенность от 01.01.2024, диплом, паспорт;
Фомин В.В. - представитель Правительства Рязанской области, доверенность от 26.12.2023, диплом, служебное удостоверение; |
||||||
|
|
||||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Поротиковой Натальи Ивановны на решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.09.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 по делу N А54-1090/2023,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Поротикова Наталья Ивановна обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Правительству Рязанской области о признании незаконным распоряжения Правительства Рязанской области от 10.11.2022 N 622-р и его отмене.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Серебрянский цементный завод", Министерство имущественных и земельных отношений по Рязанской области, общество с ограниченной ответственностью "Спасское им. Стародубцева В.И.", Министерство природопользования Рязанской области и Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 12.09.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024, в удовлетворении заявления ИП Поротиковой Н.И. отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ИП Поротикова Н.И. обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой указывает на отсутствие доказательств наличия в спорном случае государственных нужд, для которых был изъят земельный участок, считает, что ответчиком фактически преследуются интересы третьих лиц, также ссылается на то, что наличие действующей лицензии на право пользования недрами не является безусловным основанием для изъятия земли, также просит учесть большой объем изъятия в пользу завода, что, по мнению заявителя жалобы, свидетельствует об отсутствии такой потребности у завода, а также об отсутствии соответствующих мощностей для единовременной обработки. Также, заявитель жалобы ссылался на нарушение правительством своего Регламента при принятии спорного распоряжения.
От Правительства Рязанской области в суд округа поступил отзыв на доводы кассационной жалобы, в котором ответчик просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
От ООО "Серебрянский цементный завод" в суд округа поступил отзыв, в котором общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании суда округа представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "Серебрянский цементный завод" в судебном заседании поддержал доводы письменного отзыва, в котором возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты в силе.
Представитель Правительства Рязанской области в судебном заседании поддержал доводы письменного отзыва, просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Судами двух инстанций установлено, что Правительством Рязанской области на основании ходатайства ООО "Серебрянский цементный завод" принято Распоряжение от 10.11.2022 N 622-р об изъятии для государственных нужд земельных участков и представленную схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе, земельные участки, находящиеся восточнее, юго-восточнее д. Серебрянь, площадью 778963 кв. м, 122714 кв. м, 145 650 кв. м и 7 486 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 62:08:0023806:71, местоположение: Рязанская область, Михайловский район, п. Октябрьский, находящегося в собственности у Поротиковой Н.И..
Цель изъятия земельных участков, площадью 778 963 кв. м и 122 714 кв. м, - проведение работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя. Таким образом, ответчик изъял у Поротиковой Н.И. для государственных нужд в пользу ООО "Серебрянский цементный завод" земельные участки, общей площадью 901 677 кв. м (90,2 гектара).
ИП Поротикова Н.И. обратилась в АС Рязанской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Правительства Рязанской области от 10.11.2022 N 622-р и его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды, руководствуясь пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, положениями Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", статьей 279 ГК РФ, статьями 49, 56.3, 56.4 ЗК РФ, исходили из отсутствия нарушений, допущенных Правительством при принятии распоряжения, а также из наличия государственной нужды в таком изъятии.
У суда округа отсутствуют правовые основания не согласится с выводами судов двух инстанций в силу следующего.
Вопросы недропользования в Российской Федерации в соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулирует Закон Российской Федерации "О недрах".
Согласно части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
Согласно пункту 1 статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 статьи 279 ГК РФ).
Перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен статьей 49 ЗК РФ.
К государственным или муниципальным нуждам статья 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 25.2 Закона "О недрах" прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и настоящим Законом.
Допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, установлен статьей 56.2 ЗК РФ, где предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основании решений, уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
Согласно пункта 17 статьи 13 Закона Рязанской области от 18.04.2008 N 48-03 "О Правительстве Рязанской области" Правительство Рязанской области принимает решение об изъятии земельных участков для нужд Рязанской области.
При этом, согласно пункта 3 части 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд или муниципальных нужд должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
В силу пункта 3 части 1 статьи 56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Судами также установлено, что 17.08.2022 ООО "Серебрянский цементный завод" обратилось в Правительство Рязанской области с ходатайством об изъятии для государственных нужд (проведения работ, связанных с пользованием недрами) земельных участков площадью 778963 и 122714 кв. м, подлежащих образованию из состава земельного участка с кадастровым номером 62:08:0023806:71.
По информации Минприроды Рязанской области, указанной в ходатайстве ООО "Серебрянский цементный завод", образуемый земельный участок с условным номером 62:08:0023806:71:ЗУ1, площадью 778963 кв. м, находится над месторождением известняков "Октябрьский", а образуемый земельный участок с условным номером 62:08:0023806:71:ЗУ2 - над месторождением известняков "Серебрянское 1".
При этом, судами также было учтено, что ООО "Серебрянский цементный завод" выданы лицензии:
- РЯЗ 55178 ТЭ на добычу известняков и глин на месторождении "Серебрянское 1" для использования их в цементном производстве;
- РЯЗ 90264 ТЭ на геологическое изучение, разведку и добычу известняков и глин на месторождении "Октябрьский".
Участок недр, границы которого установлены лицензией, имеет статус горного отвода.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Серебрянский цементный завод" основным видом деятельности является производство цемента.
В связи с соответствием ходатайства ООО "Серебрянский цементный завод" об изъятии земельных участков для государственных нужд и приложенных к нему документов предъявляемым требованиям, наличием у заявителя соответствующих лицензий на право пользование недрами на месторождениях "Серебрянское-1" и "Октябрьский", и отсутствием оснований, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации для отказа в принятии решения об изъятии, Правительством Рязанской области в рамках имеющихся полномочий принято оспариваемое Распоряжение от 10.11.2022 N 622-р.
Доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности наличия государственной нужды для изъятия спорного участка были предметом исследования судов двух инстанций и обоснованно отклонены ссылками не только на Стратегию социально-экономического развития Рязанской области до 2030 года, утвержденную Постановлением Правительства Рязанской области от 25.12.2018 N 418, как ошибочно утверждает заявитель, но и на решение Михайловского районного суда Рязанской области от 02.08.2023 по делу N 2-108/2023, вступившее в законную силу, в котором суд пришел к аналогичным правовым выводам по результатам изучения этих же обстоятельств, равно как и на выводы, изложенные ВС РФ в определении от 24.09.2024 N 310-ЭС22-7056 по делу N А54-9147/2020.
В соответствии со статьей 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование, в том числе среди прочего, для разведки и добычи полезных ископаемых.
Предоставление права на пользование недрами оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (статья 11 Закона о недрах).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано, в том числе лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Факт наличия государственных нужд Российской Федерации в земельном участке с кадастровым номером 62:08:1123806:71 подтверждается фактом выдачи государством недропользователю (ООО "Серебрянский цементный завод") лицензий (РЯЗ 55178 ТЭ и РЯЗ 90264 ТЭ) на право пользования недрами, при выдаче которых государство подтвердило как наличие запасов соответствующих недр в границах территории, на которую распространяется сфера действия лицензии, так и право недропользователя на разработку месторождений этих недр.
Под государственными нуждами понимаются потребности государства, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.
Судом апелляционной инстанции был исследован технический проект освоения участка недр и установлено необходимость обработки спорного изымаемого земельного участка заводом.
В соответствии с приказом Минпромторга России от 10.11.2015 N 3548 ООО "Серебрянский цементный завод" отнесен к числу организаций, оказывающих существенное влияние на отрасль "Промышленность строительных материалов (изделий) и строительных конструкций". Правительственной комиссией по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций ООО "Группа СМИКОМ" (а также все компании, входящие в указанную группу, включая ООО "Серебрянский цементный завод") включено в перечень системообразующих организаций российской экономики.
Судами, исходя из вышеуказанного, установлено, что изъятие спорного земельного участка направлено на удовлетворение государственных нужд в области недропользования в соответствии с ориентирами, стратегическими целями и задачами государственной политики Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обоснованным вывод судов о доказанности наличия государственной нужды для изъятия земельных участков, в связи с чем основания для отказа в принятии решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные пунктом 7 статьи 56.6 ЗК РФ, у Правительства отсутствовали.
При этом, ссылки заявителя кассационной жалобы на противоположные выводы судов по иному делу не имеют правового значения для рассматриваемого спора ввиду различия фактических обстоятельств по делам.
Доводы предпринимателя про нарушение Правительством Регламента были предметом оценки судов двух инстанций и правомерно отклонены, исходя из того, что раздел V Регламента, непосредственно регулирующий порядок подготовки и рассмотрения нормативных правовых актов, распорядительных документов, договоров, соглашений и других документов, Правительством Рязанской области не был нарушен.
Так, суды, толкуя положения Регламента, обоснованно признали правильной позицию Правительства, согласно которой разрешение вопроса об изъятии земельного участка для государственных нужд у конкретного лица не представляет собой "круг задач" и является однократным актом, в связи с чем не требует специальной предварительной подготовки предложений, поскольку прямо урегулировано положениями статей 56.3 и 56.4 ЗК РФ.
Доводы представителя предпринимателя в этой части фактически направлены на иное толкование положений Регламента, которое правомерно не было признано судами обоснованным.
Спор о размере денежного возмещения собственнику изымаемого земельного участка находится на рассмотрении в арбитражном суде, следовательно, как справедливо отмечено судами, Распоряжение Правительства Рязанской области от 10.11.2022 N 622-р не нарушает право истца на охрану частной собственности.
Ссылки заявителя жалобы на отсутствие у завода мощностей для единовременной обработки изъятых земельных участков и получения выгоды заводом путем пересдачи участков в аренду не нашли своего подтверждения в процессе рассмотрения спора и были правомерно отклонены судами двух инстанций.
Таким образом, с учетом изложенного, судебная коллегия пришла к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций верно установлены обстоятельства дела, а также правильно применены нормы регулирующего правоотношения действующего законодательства, выводы арбитражных судов двух инстанций основаны на имеющихся в деле доказательствах, нарушений норм материального и процессуального права, допущенных при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено.
Приводимые в кассационной жалобе доводы, по сути, основанные на иной оценке являвшихся предметом исследования со стороны судов доказательств, в совокупности не поставили под сомнение правильность разрешения судами спора, следовательно, по мнению судебной коллегии, не могут повлечь за собой отмену оспариваемых судебных актов.
Кассационная жалоба ИП Поротиковой Н.И. подлежит отклонению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.09.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 по делу N А54-1090/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.А. Радвановская |
Судьи |
С.Э. Гнездовский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность распоряжения о изъятии земельного участка для нужд недропользования, установив наличие государственной необходимости и соответствие требованиям законодательства. Решения нижестоящих судов, отклонивших жалобу индивидуального предпринимателя на данное распоряжение, признаны обоснованными, так как соблюдены все процессуальные нормы и условия для изъятия. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 ноября 2024 г. N Ф10-2926/24 по делу N А54-1090/2023