Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (проект N 1258295-7).
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета в 2022 году:
1) при поступлении дополнительных ненефтегазовых доходов или наличии высвобождаемых в ходе исполнения бюджетных ассигнований рассмотреть вопрос увеличения средств на финансирование следующих приоритетных социально значимых направлений:
капитальных вложений в объекты здравоохранения, социальные объекты и объекты коммунальной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) во исполнение поручений Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации при наличии проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы и положительным заключением о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства (в том числе областной детской инфекционной больницы в городе Омске);
мероприятий по комплексному развитию сельских территорий;
реализации комплексной программы модернизации городского общественного транспорта, в том числе на обновление подвижного состава;
программы "санитарная авиация" в субъектах Российской Федерации для оказания медицинской помощи;
увеличения государственной поддержки общероссийских общественных организаций инвалидов;
2) при наличии дополнительных или высвобождаемых в ходе исполнения бюджетных ассигнований в сфере дорожного хозяйства в приоритетном порядке распределять указанные средства на финансирование во исполнение поручений Президента Российской Федерации инфраструктурных, транспортных проектов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих финансирование не менее 40 процентов стоимости таких проектов на этапе строительства (в частности, проекта мостового перехода через реку Обь в районе города Сургута);
3) осуществлять мониторинг исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2022 году и при необходимости подготовить предложения об оказании дополнительной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности их бюджетов;
4) разработать программу поддержки работников культуры, переехавших работать в сельскую местность ("Земский работник культуры"), и рассмотреть вопрос о ее софинансировании из федерального бюджета;
5) рассмотреть вопрос о стимулировании перевозок пассажиров внутренним водным транспортом на межрегиональных и на социально значимых маршрутах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) обеспечить выполнение обязательств по компенсации потерь открытого акционерного общества "Российские железные дороги", возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении пригородных пассажирских перевозок;
7) активизировать работу по снижению объема неиспользованных бюджетных ассигнований и обеспечить своевременное перераспределение бюджетных ассигнований для решения первоочередных задач по достижению национальных целей развития, поставленных Президентом Российской Федерации;
8) при приведении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" в соответствие с федеральным бюджетом на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов предусмотреть в качестве приложения к указанной государственной программе аналитическую информацию о показателях государственных программ, мероприятиях (результатах) и об их финансовом обеспечении в разрезе структурных элементов государственных программ, соответствующую сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий";
9) рассмотреть вопрос о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" в части уточнения определения понятия "сельские территории" для обеспечения реализации соответствующих мероприятий комплексного развития преимущественно в сельских поселениях и сельских населенных пунктах и изменения методик распределения средств в рамках государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" исходя из приоритетного финансирования сельских поселений и сельских населенных пунктов.
3. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на необходимость выполнения пунктов постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 ноября 2020 года N 9231-7 ГД "О Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (проект N 1027743-7)" о восстановлении финансирования на строительство социальных объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), софинансируемых из федерального бюджета, и рекомендовать в ходе исполнения бюджета в 2022 году при наличии дополнительных средств федерального бюджета проработать вопрос выделения средств для обеспечения завершения и своевременного ввода в эксплуатацию социальных объектов, в первую очередь объектов здравоохранения, в сроки, установленные Федеральной адресной инвестиционной программой на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (в частности, строительство объекта "Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком"), в том числе с учетом изменения стоимости капитальных вложений в связи с удорожанием строительных материалов и оборудования.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации представить в Государственную Думу предложения (включая критерии отбора проектов) о реализации поручений Президента Российской Федерации:
1) по направлению начиная с 2022 года дополнительных средств в размере 150 млрд рублей на строительство и модернизацию в субъектах Российской Федерации объектов коммунальной инфраструктуры, прежде всего на строительство современных канализационных очистных сооружений и очистных сооружений ливневых стоков, в том числе на Черноморском побережье России, включая Республику Крым;
2) по направлению дополнительных средств в размере 50 млрд. рублей на реализацию мероприятий по развитию и модернизации общественного транспорта.
5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в целях повышения эффективности бюджетных расходов принять исчерпывающие меры:
1) по проведению в возможно короткий срок конкурсных процедур, необходимых для распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов, предоставление которых осуществляется на конкурсной основе;
2) по обеспечению распределения между субъектами Российской Федерации зарезервированных бюджетных ассигнований:
на создание физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа в срок до 1 января 2022 года;
на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в субъектах Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта "Создание условий для обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" и на реализацию комплекса мер по достижению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет в срок до 1 марта 2022 года.
6. В целях обеспечения установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на равное выполнение социальных обязательств государства на всей территории страны рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотреть вопрос о настройке межбюджетных отношений, имея в виду различный уровень бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и оказание поддержки в целях сокращения разницы в уровнях бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
7. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в рамках межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации:
1) обеспечить безусловное выполнение поручений Президента Российской Федерации:
по анализу рисков реализации проектов капитального строительства, в том числе связанных с удорожанием строительных материалов, в субъектах Российской Федерации, в том числе предусмотренных в целях реализации национальных проектов, и представить результаты анализа рисков и при необходимости предложения по нейтрализации указанных рисков;
по анализу ситуации с кредиторской задолженностью бюджетных медицинских организаций, а также своевременному предупреждению такой задолженности в дальнейшем;
по оценке рисков увеличения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2022-2024 годах на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, от 1 июня 2012 года N 761 и от 28 декабря 2012 года N 1688, направленных на повышение оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, в том числе с учетом реализации мер по совершенствованию отраслевой оплаты труда медицинских работников;
по продлению на 2024-2026 годы действия программы предоставления за счет средств федерального бюджета бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, определив объемы дополнительного финансирования этой программы с учетом прошедших отбор заявок субъектов Российской Федерации на получение таких кредитов;
2) провести инвентаризацию регулирующего воздействия принятых (изданных) на федеральном уровне нормативных правовых и иных актов, непосредственно влияющих на финансирование полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и представить предложения по признанию утратившими силу отдельных нормативных правовых и иных актов, устанавливающих излишнее регулирование.
8. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам и Счетной палатой Российской Федерации провести анализ эффективности реализации программы индивидуальных планов развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития и на основе указанного анализа представить предложения о расширении программы индивидуальных планов развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития на субъекты Российской Федерации, в которых произошло существенное ухудшение социально-экономической ситуации (снижение финансовой устойчивости).
9. Рекомендовать Правительству Российской Федерации провести анализ потребности в закупках систем для непрерывного неинвазивного мониторинга глюкозы для детей с сахарным диабетом 1 типа и проработать вопрос поддержки субъектов Российской Федерации с учетом их финансово-экономического положения для решения указанного вопроса.
10. Рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать и представить в Государственную Думу предложения по подходам к решению проблем обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в целях получения жилья, включая изменения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
11. Рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать и представить в Государственную Думу предложения по подходам к решению проблем обеспечения жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоящих на учете в целях получения жилья, включая изменения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
12. Рекомендовать Правительству Российской Федерации представить предложения по использованию остатков на счетах государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и юридических лиц, получателей субсидий из федерального бюджета, включая доходы, полученные от размещения указанных остатков на депозитных счетах, и при необходимости представить предложения по уточнению законодательства Российской Федерации.
13. Поручить Комитету Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству совместно с Правительством Российской Федерации рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в нормативное регулирование, предусматривающих включение в новую программу расселения аварийного жилищного фонда домов, в которых содержание фенолформальдегида превышает предельно допустимые нормы ("фенольные дома").
14. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотреть вопрос совершенствования методик распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
15. Поручить Комитету Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений совместно с Правительством Российской Федерации подготовить программу мероприятий по обучению добровольцев, участвующих в поиске и спасении пропавших людей автономной некоммерческой организации "Центр поиска пропавших людей".
16. Рекомендовать Правительству Российской Федерации до 1 апреля 2022 года рассмотреть вопрос о введении механизма персональной ответственности должностных лиц, ответственных за подготовку проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы и положительным заключением о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства по объектам федеральной адресной инвестиционной программы, в случае неготовности указанных документов до 1 апреля.
17. Поручить Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам совместно с Правительством Российской Федерации подготовить предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих внесение в составе материалов к проекту федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период материалов по всем объектам капитального строительства и приобретаемым объектам недвижимого имущества, на строительство (реконструкцию) или приобретение которых в очередном финансовом году и плановом периоде предусматривается выделение средств федерального бюджета, начиная с проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
18. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при приведении государственных программ Российской Федерации в соответствие с федеральным бюджетом на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов и паспортами государственных программ Российской Федерации, представленными в составе материалов к проекту федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, обеспечить своевременное представление в Государственную Думу предложений о внесении изменений в государственные программы Российской Федерации в целях выполнения требования Федерального закона от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле" в части предварительного обсуждения указанных предложений с профильными комитетами Государственной Думы, Комитетом Государственной Думы по контролю и Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам, проведения при необходимости парламентских слушаний и представления замечаний и предложений в Правительство Российской Федерации в целях их рассмотрения до утверждения изменений государственных программ Российской Федерации.
19. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам продолжить работу по отказу от неэффективных государственных программ Российской Федерации в ходе подготовки к следующему бюджетному циклу и рассмотреть вопрос о переводе государственных программ Российской Федерации с высокой долей процессной части в состав непрограммных направлений.
20. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в целях обеспечения рассмотрения вопросов формирования бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики как инструмента реализации документов стратегического планирования при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период обеспечить в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле" представление проекта основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона об исполнении федерального бюджета за 2021 год для их рассмотрения в период весенней сессии и при необходимости проведения Государственной Думой парламентских слушаний с привлечением представителей субъектов Российской Федерации, общественных и экспертных организаций, бизнес-объединений.
21. Направить указанный Федеральный закон в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
22. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
24 ноября 2021 г.
N 249-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 ноября 2021 г. N 249-8 ГД "О Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (проект N 1258295-7)"
Вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 48 ст. 8011