Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение D
(справочное)
Модель двигателя и интерполяция потерь
D.1 Обзор
В настоящем приложении изложены технические подробности потерь в двигателе и приведены интерполяционные формулы для определения потерь и КПД внутри диапазонов изменения момента и частоты вращения на основе измерений в конечном числе рабочих точек.
Примечание - Предусмотрено использовать данную информацию для первого издания IEC/TS 60034-30-2, а также в следующих изданиях настоящего стандарта.
Дополнительно предусмотрены интерполяционные данные по КПД двух- и четырехполюсных асинхронных двигателей.
В данном приложении частота питания f и момент T выражены в относительных единицах (в диапазоне 0...1) по отношению к номинальным значениям. Относительная номинальная выходная мощность таким образом равна P N = = 1.
D.2 Потери в двигателях переменного тока
D.2.1 Общие положения
В этом подразделе представлена детальная информация по физическим явлениям, определяющим потери в электрических машинах. Это может быть использовано как основа для расчета потерь при различных частотах вращения и нагрузках (моментах), если из расчетов или измерений найдены потери в отдельных компонентах.
D.2.2 Потери I 2R в обмотках статора и ротора (P LS + P LR для асинхронных машин и машин с обмотками на роторе)
Эти потери не зависят от частоты, а изменяются пропорционально квадрату тока, связанному с моментом. Однако в случае асинхронных или синхронных реактивных двигателей следует учитывать ток намагничивания (ток холостого хода). Следовательно, потери в обмотках в любой рабочей точке P LSR(f,T) могут быть интерполированы по P LSR ПРИ номинальной частоте f N и номинальном моменте T N и вычислены по формуле
.
(D.1)
D.2.3 Добавочные потери P LL
Добавочные потери выделяются в элементах конструкции (оболочке, фланцах) и связаны с краевыми эффектами (токи утечки между стержнями ротора, вихревые токи и т.п.).
Добавочные потери могут быть разделены на две части:
- добавочные потери , состоящие из потерь, пропорциональных частоте и квадрату тока;
- , которые связаны с вихревыми токами и поэтому пропорциональны квадрату частоты и моменту.
Если не известно точное распределение составляющих добавочных потерь, принимается их распределение поровну, при этом K LL = 0,5.
Примечание 1 - Интерполяционная формула, приведенная в D.3, позволяет не иметь точного соотношения между добавочными потерями на холостом ходу и под нагрузкой, так как применима при любом соотношении составляющих компонент потерь.
Примечание 2 - Небольшая часть добавочных потерь имеет место без нагрузки. Эти потери обычно включают в потери на трение и вентиляционные потери, хотя их природа обусловлена вихревыми токами и они пропорциональны квадрату частоты.
.
(D.2)
D.2.4 Потери в стали P Lfe
Потери в стали могут быть разделены на две составляющие:
- гистерезисные потери , пропорциональные частоте;
- потери от вихревых токов , пропорциональные квадрату частоты.
Если не известно точное распределение этих двух составляющих потерь, принимается их распределение поровну, при этом K fe = 0,5, что на практике обеспечивает удовлетворительную точность.
Примечание - Интерполяционная формула, приведенная в D.3, позволяет не иметь точного соотношения между добавочными потерями на гистерезис и вихревые токи, так как применима при любом соотношении составляющих компонент потерь.
В асинхронных двигателях в режимах работы при постоянном потоке (основной диапазон регулирования частоты вращения) потери в стали не зависят от потока.
В синхронных машинах магнитный поток жестко привязан к моменту, особенно в двигателях с постоянными магнитами.
Общая интерполяционная формула имеет следующий вид:
.
(D.3)
Известно, что двигатели с питанием от инвертора имеют повышенные потери в стали, что обусловлено коэффициентом модуляции. Имеется теоретическое обоснование данного явления. Однако эти добавочные потери не доминируют в большинстве случаев, поэтому не учтены в данной интерполяции, что может привести к некоторому снижению точности для высокоскоростных двигателей.
D.2.5 Потери на трение и вентиляционные потери P Lfw
Потери на трение и вентиляционные потери могут быть разделены на две составляющие:
- потери на трение , пропорциональные частоте;
- потери на вентиляцию , пропорциональные 3-й степени частоты (и частоты вращения).
В таблице D.1 приведены рекомендуемые значения самовентилируемых двигателей для применения в том случае, когда точное распределение потерь не определено в ходе испытаний.
Таблица D.1 - Рекомендуемое распределение потерь на трение и вентиляцию для самовентилируемых двигателей IС 411
Количество полюсов |
K fw |
(1 - K fw) |
2 |
0,7 |
0,3 |
4 |
0,5 |
0,5 |
6 |
0,3 |
0,7 |
> 6 |
0,2 |
0,8 |
Для двигателей, оборудованных дополнительным вентилятором (IС 416), потери на вентиляцию не зависят от частоты вращения и могут быть рассчитаны по номинальной мощности вентилятора и его КПД.
Примечание - Интерполяционная формула, приведенная в D.3, позволяет не иметь точного соотношения между добавочными потерями на трение и вентиляцию, так как применима при любом соотношении составляющих компонент потерь. Она также содержит постоянную составляющую, учитывающую потери от независимого вентилятора.
.
(D.4)
D.2.6 Добавочные гармонические потери P LHL
Причиной добавочных гармонических потерь является несинусоидальное питание от широтно-импульсного преобразователя частоты. Гармоники напряжения, зависящие от частоты коммутации и схемы управления преобразователем, создают дополнительные гармоники тока в обмотках двигателя, вызывающие вихревые токи и потери I 2R.
Добавочные гармонические потери могут быть приняты постоянными во всем диапазоне изменения частоты и момента, пока остается постоянной частота коммутации.
.
(D.5)
D.3 Интерполяционная формула
Основываясь на формулах, представленных в D.2, общие потери в любой рабочей точке (при любом относительном значении частоты f и момента Т от 0 до 1) можно определить по выражению
.
(D.6)
КПД в любой рабочей точке вычисляют по формуле
.
(D.7)
Потери могут также вычислены через КПД по формуле
.
(D.8)
Относительные потери в любой рабочей точке могут быть найдены по формуле
.
(D.9)
Примечание 1 - Потери в обмотках [формула (D.4)] обусловливают появление еще одного слагаемого в формуле (D.9), пропорционального частоте вращения в 3-й степени. Однако на практике оно не существенно на фоне более значительных ошибок измерений. Поэтому данное слагаемое в формуле отсутствует.
Примечание 2 - Семь постоянных коэффициентов А, ..., G не имеют физической интерпретации. Они обеспечивают полноту и правильный учет физических зависимостей, выраженных уравнениями (D.1)...(D.5). Интерполяционная формула (D.9) математически сходна с формулой (D.6) (с учетом примечания 1).
Примечание 3 - Интерполяционная формула может быть использована в полном основном диапазоне регулирования частоты вращения (f = 0, ..., 1) и момента (T = 0, ..., 1). Экстраполяция на повышенные нагрузки (T > 1) также возможна, хотя и с большей ошибкой. Экстраполяция на повышенные частоты вращения в диапазоне ослабленного потока (f > 1) недопустима.
Для синхронных машин относительная частота вращения n может быть заменена на относительную частоту f без потери точности.
Для асинхронных машин относительная частота питания f вращения для заданной частоты вращения n может быть определена по измерению основной гармоники напряжения питания при заданной частоте вращения.
Относительная частота вращения n может также быть использована для интерполяции вместо относительной частоты питания f без учета скольжения. Это незначительно снизит точность интерполяции, однако допустимо на практике.
D.4 Аналитическое определение интерполяционных коэффициентов
D.4.1 Общие положения
Рабочие точки, представленные в таблице D.2 и изображенные на рисунке D.1, являются опорными для аналитического определения интерполяционных коэффициентов A, ..., G из подраздела D.3.
Таблица D.2 - Опорные рабочие точки для графической интерпретации
|
f |
T |
Р |
P 1 |
0,9 |
1 |
0,9 |
Р 2 |
0,5 |
1 |
0,5 |
Р 3 |
0,9 |
0,5 |
0,45 |
Р 4 |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
Р 5 |
0,25 |
1 |
0,25 |
Р 6 |
0,5 |
0,25 |
0,125 |
Р 7 |
0,25 |
0,25 |
0,0625 |
Частоты f, моменты Т и мощности Р представлены в виде относительных величин в отношении к соответствующим номинальным значениям.
Эти точки намеренно отличаются от точек в разделах 4 и 7.
Для определения интерполяционных коэффициентов использованы уравнения (D.10).
Рисунок D.1 - Опорные рабочие точки
.
(D.10)
D.4.2 Дополнительные потери от падения напряжения в преобразователе частоты
Часто преобразователи частоты не могут обеспечить полное (номинальное) напряжение основной гармоники двигателя, которое необходимо для получения полного потока при номинальной частоте вращения. В этом случае из-за повышенного тока растут потери в двигателе. С помощью опорных рабочих точек, представленных в таблице D.2, можно решить эту задачу, но необходимо проведение испытаний при максимум 90 % номинальной частоты вращения.
Увеличение потерь при 100 % номинальной частоты вращения по отношению к интерполяционным потерям может быть рассчитано пропорционально соотношению U r,motor/U fundamental,CDM.
К примеру, если преобразователь частоты в состоянии поддерживать основную гармонику напряжения на уровне 360 В, а номинальное напряжение двигателя 400 В, потери при номинальной частоте вращения вырастут на 11 % (400/360 = 1,11) по сравнению с интерполяционными потерями при работе с напряжением 400 В.
D.4.3 Дополнительные рабочие точки для нахождения интерполяционных коэффициентов
Рабочие точки, представленные в таблице D.3, могут быть использованы как альтернативные рабочим для аналитического определения интерполяционных коэффициентов A, ..., G из подраздела D.3.
Таблица D.3 - Дополнительные рабочие точки
|
f |
T |
Р |
P 1* |
1 |
1 |
1 |
Р 2 |
0,5 |
1 |
0,5 |
P 3* |
1 |
0,5 |
0,5 |
Р 4 |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
Р 5 |
0,25 |
1 |
0,25 |
Р 6 |
0,5 |
0,25 |
0,125 |
Р 7 |
0,25 |
0,25 |
0,0625 |
Примечание - Звездочки в обозначении рабочих точек Р 1* и Р 3* указывают только то, что значения частоты f, момента T и мощности Р в этих точках отличаются от значений в таблице D.2. |
Частоты f, моменты Т и мощности Р приведены как относительные значения по отношению к соответствующим номинальным.
Примечание - Измерения при номинальной частоте с полным магнитным потоком могут быть выполнены с напряжением питания преобразователя частоты более высоким, чем номинальное для компенсации внутреннего падения напряжения транзисторов IGBT. Если измерение проведено с напряжением питания преобразователя, равным номинальному напряжению двигателя, потери в двигателе в данных рабочих точках вырастут из-за снижения основной гармоники напряжения.
Для определения интерполяционных коэффициентов используют следующие уравнения:
.
(D.11)
D.4.4 Двигатели для применений, имеющих вентиляторную характеристику
Для двигателей, предназначенных исключительно для работы в механизмах с квадратичной зависимостью момента от частоты вращения (вентиляторы, насосы, компрессоры), определяются только три рабочие точки: Р 1*, Р 3* и Р 6.
В этом случае не могут быть определены интерполяционные коэффициенты и применена интерполяционная формула (D.11). Однако данная информация может быть использована для электромеханического комплекса, как показано в IEC 61800-9-1.
Примечание - IEC 61800-9-1 до настоящего времени не опубликован.
D.5 Определение интерполяционной ошибки
Ошибка интерполяции может быть определена по среднеквадратичному отклонению действительных (измеренных) значений потерь от интерполяционных потерь
в рабочих точках.
Рекомендуется использовать 16 измерений при относительных частотах f = 0,25; 0,5; 0,75 и 0,9 номинальной частоты и при относительных моментах Т = 0,25; 0,5; 0,75 и 1,0 номинального момента.
Ошибку интерполяции Q ISI (коэффициент интерполяционной стабильности) определяют по формуле
.
(D.12)
D.6 Численное определение интерполяционных коэффициентов
Как вариант, интерполяционные коэффициенты, представленные в D.3, могут быть найдены в том случае, когда измерения потерь проведены в более чем семи опорных рабочих точках.
В этом случае формула (D.12) может быть использована как минимизируемая функция в цифровом алгоритме поиска. Такие алгоритмы приведены в стандартных математических прикладных программах, а также в электронных таблицах.
Независимо от того, как получены семь интерполяционных коэффициентов (см. D.3 и D.6), применение интерполяционной формулы (D.9) не меняется.
D.7 Типичная энергоэффективность асинхронных двигателей класса IE2
В таблицах D.4 и D.5 представлены интерполяционные коэффициенты по формулам, приведенным в D.3, для типичных асинхронных двигателей класса энергоэффективности IE2.
Эти значения получены по измерениям на реальных машинах и не идентичны значениям для эталонных двигателей, представленных в 5.3 и приложении А.
Таблица D.4 - Интерполяционные коэффициенты типичных четырехполюсных эталонных асинхронных двигателей класса IE2
Номинальная мощность |
Коэффициенты |
||||||
А |
В |
С |
D |
E |
F |
G |
|
0,12 |
0,324316 |
0,116588 |
0,076506 |
0,002987 |
0,003914 |
- 0,292 825 |
0,551857 |
0,18 |
0,250225 |
0,094236 |
0,061948 |
0,002082 |
0,002949 |
- 0,119 516 |
0,316624 |
0,25 |
0,195658 |
0,083798 |
0,060563 |
0,005959 |
0,006785 |
- 0,100 213 |
0,249350 |
0,37 |
0,137100 |
0,062496 |
0,042114 |
0,004064 |
0,004561 |
- 0,042 812 |
0,204367 |
0,55 |
0,111483 |
0,047330 |
0,031814 |
0,000010 |
0,000416 |
- 0,026 457 |
0,161360 |
0,75 |
0,085781 |
0,041660 |
0,026726 |
0,001532 |
0,001856 |
- 0,029 927 |
0,152402 |
1,1 |
0,069172 |
0,038244 |
0,027240 |
0,000872 |
0,001317 |
- 0,016 191 |
0,140765 |
1,5 |
0,059580 |
0,034760 |
0,022242 |
0,001155 |
0,001639 |
- 0,018 775 |
0,138279 |
2,2 |
0,036978 |
0,031347 |
0,021183 |
0,009877 |
0,008447 |
- 0,016 190 |
0,091365 |
3 |
0,038845 |
0,026351 |
0,015957 |
0,004417 |
0,004606 |
- 0,008 363 |
0,110668 |
4 |
0,034853 |
0,027515 |
0,019177 |
0,004163 |
0,004691 |
- 0,012 966 |
0,098248 |
5,5 |
0,029206 |
0,024540 |
0,018285 |
0,007272 |
0,007664 |
- 0,009 436 |
0,084946 |
7,5 |
0,023744 |
0,022 127 |
0,015 244 |
0,006 753 |
0,007 196 |
- 0,016 095 |
0,091 724 |
11 |
0,019 974 |
0,020 315 |
0,014 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.