Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 1. Методика расчета численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах

Приложение N 1

 

УТВЕРЖДЕНА
приказом МЧС России
от 15.10.2021 N 700

 

Методика
расчета численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах

 

I. Общие положения

 

1. Настоящая Методика определяет единый подход к механизму определения численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (далее - территориальные подразделения пожарной охраны).

2. Настоящая Методика применяется при расчете численности и технической оснащенности территориальных подразделений пожарной охраны, создаваемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 16 и 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" 1.

 

II. Подготовка исходных данных для расчета численности и технической оснащенности территориальных подразделений пожарной охраны

 

3. Для расчета численности территориальных подразделений пожарной охраны и их технической оснащенности проводится обследование территории субъекта Российской Федерации (далее - обследование), предусматривающее:

а) проведение анализа существующей системы обеспечения пожарной безопасности на территории субъекта Российской Федерации, включающего в себя:

определение наличия созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации территориальных подразделений пожарной охраны;

оценку соответствия зданий, сооружений и помещений для размещения территориальных подразделений пожарной охраны (личного состава и пожарной техники) требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к объектам пожарной охраны;

оценку работы по планированию и проведению организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

оценку реализации мер по обеспечению деятельности пожарных подразделений, установленных статьей 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" 2 (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ);

б) проведение анализа оперативно-тактических характеристик (особенностей) территории субъекта Российской Федерации: состояния автомобильных дорог, источников наружного противопожарного водоснабжения, степени застройки территорий населенных пунктов, плотности населения, этажности зданий, наличия мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, химически, радиационно, потенциально опасных и критически важных объектов 3;

в) проведение анализа частоты возникновения пожаров и их последствий на территории субъекта Российской Федерации (в разрезе муниципальных образований и населенных пунктов).

4. По результатам обследования определяются:

а) места дислокации и количество территориальных подразделений пожарной охраны, типы и количество пожарных автомобилей (далее - ПА) для их укомплектования;

б) численность личного состава территориальных подразделений пожарной охраны;

в) типы зданий пожарных депо для размещения территориальных подразделений пожарной охраны;

г) вид и количество средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения для укомплектования территориальных подразделений пожарной охраны.

 

III. Определение мест дислокации и количества территориальных подразделений пожарной охраны, типов и количества ПА для их укомплектования

 

5. Количество и места дислокации территориальных подразделений пожарной охраны определяются с учетом требований, установленных статьей 76 Федерального закона N 123-ФЗ 4.

6. Количество основных ПА определяется с учетом расчетного количества одновременных пожаров и норм расхода воды на наружное пожаротушение в населенном пункте, устанавливаемых нормативными документами по пожарной безопасности 5.

7. Минимальное количество специальных пожарных автомобилей, необходимое для укомплектования подразделений пожарной охраны, создаваемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах, определяется согласно приложению N 1 к настоящей Методике.

Количество специальных ПА, не указанных в приложении N 1 к настоящей Методике, определяется исходя из оперативно-тактических характеристик (особенностей) населенных пунктов, с учетом наличия опорных пунктов тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ 6.

8. При выборе типа основных и специальных ПА для оснащения территориальных подразделений пожарной охраны учитываются следующие оперативно-тактические характеристики (особенности) закрепляемых за ними районов (подрайонов) выезда:

а) нормы расхода воды на наружное пожаротушение;

б) состояние автомобильных дорог (при определении категории проходимости ПА);

в) наличие организаций, технологические процессы которых связаны с обращением взрывопожароопасных, пожароопасных веществ и материалов, для тушения которых применяются огнетушащие порошки (газы) (при определении типов ПА);

г) виды источников наружного противопожарного водоснабжения, параметры существующих и проектируемых сетей наружного противопожарного водоснабжения, наличие безводных участков (при определении объема огнетушащих веществ, вывозимых на ПА);

д) наличие зданий и сооружений высотой 12 метров и более (при определении потребности в пожарных автолестницах и коленчатых подъемниках);

е) наличие зданий и сооружений V степени огнестойкости 7, горение которых может привести к распространению пожара на соседние здания и сооружения, а также плотность застройки указанных зданий и сооружений (при определении объема огнетушащих веществ, вывозимых на ПА и категории проходимости ПА).

 

IV. Определение численности личного состава территориальных подразделений пожарной охраны

 

9. Для организации управления территориальными подразделениями пожарной охраны предусматриваются должности начальников (руководителей) таких подразделений и их заместителей.

10. В территориальных подразделениях пожарной охраны в зависимости от возлагаемых на них задач предусматривается создание следующих структурных подразделений:

а) подразделения пожаротушения (отделение, караул (смена) - структурные подразделения, в задачи которых входят вопросы организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

б) профилактические подразделения - структурные подразделения, в задачи которых входят вопросы организации и осуществления профилактики пожаров.

11. При численности личного состава каждого из структурных подразделений, указанных в пункте 10 настоящей Методики, 8 человек и более в территориальном подразделении пожарной охраны предусматривается должность заместителя начальника (руководителя) по направлению деятельности соответствующего структурного подразделения.

12. Общая численность личного состава территориального подразделения пожарной охраны определяется с учетом сменности работы личного состава, необходимости его подмены на период отпусков и временной нетрудоспособности.

13. Численность личного состава отделения, необходимая для работы на ПА, определяется исходя из нормативов положенности личного состава на пожарных автомобилях, находящихся на вооружении подразделения пожаротушения, согласно приложению N 2 к настоящей Методике (далее - нормативы положенности).

Наименование и количество должностей на ПА, не включенных в нормативы положенности, определяются исходя из их тактического назначения и конструктивного исполнения базового шасси.

14. При наличии в боевом расчете подразделения пожаротушения двух и более отделений на основных и специальных ПА в указанных подразделениях предусматриваются должности начальников караулов (руководителей смен).

 

V. Определение типов зданий пожарных депо для размещения территориальных подразделений пожарной охраны

 

15. Размещение территориальных подразделений пожарной охраны предусматривается в зданиях пожарных депо 8.

16. Тип здания пожарного депо определяется исходя из классификации зданий пожарных депо в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 123-ФЗ 9.

17. При определении типа здания пожарного депо для размещения территориального подразделения пожарной охраны учитываются:

а) расчетное количество основных и специальных ПА, размещаемых в здании пожарного депо;

б) расчетная численность личного состава территориального подразделения пожарной охраны, размещаемого в здании пожарного депо;

в) состав и площади помещений здания пожарного депо, а также их назначение;

г) требования пожарной безопасности к пожарным депо, установленные статьей 77 Федерального закона N 123-ФЗ 10.

 

VI. Определение вида и количества средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения для укомплектования территориальных подразделений пожарной охраны

 

18. В целях обеспечения выполнения территориальным подразделением пожарной охраны возложенных на него задач предусматривается необходимость обеспечения личного состава подразделений пожаротушения, находящегося на дежурстве, средствами связи, средствами индивидуальной защиты, а также ручным пожарным инструментом, групповыми и индивидуальными электрическими фонарями.

19. Для организации управления территориальным подразделением пожарной охраны предусматривается создание пункта связи, оборудованного каналом связи (телефон, радио) с пунктом связи местного (территориального) пожарно-спасательного гарнизона, который должен обеспечивать:

а) прием и обработку сообщений о пожаре;

б) подачу сигнала на сбор и выезд личного состава территориального подразделения пожарной охраны на тушение пожара;

в) передачу распоряжений участникам тушения пожара и получение информации с места пожара;

г) руководство тушением пожара и взаимодействие с местным (территориальным) пожарно-спасательным гарнизоном.

20. Для реализации мероприятий, указанных в пункте 19 настоящей Методики, в территориальном подразделении пожарной охраны предусматривается необходимость обеспечения ПА мобильной радиостанцией и не менее чем двумя носимыми радиостанциями.

 

------------------------------

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2021, N 24, ст. 4188.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997.

3Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 14, ст. 2028).

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579.

5Часть 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997).

6Пункт 46 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденного приказом МЧС России от 25 октября 2017 г. N 467 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2018 г., регистрационный N 49998) с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 28 февраля 2020 г. N 129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июля 2020 г., регистрационный N 58812).

7Статья 30 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997).

8Часть 2 статьи 76 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579).

9 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579.

10 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2017, N 31, ст. 4793.

------------------------------